53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александр Пушкин — Скупой рыцарь (Трагедия): Стих. Анализ «Скупой рыцарь» Пушкин

«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

История создания

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

«Скупой рыцарь» – это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

Читать еще:  Кубизм художники и их картины 20 века. Кубизм - это что такое? Кубизм в искусстве

Анализ трагедии Скупой рыцарь Пушкина сочинение

Задумка написать историю скупого рыцаря, пришла Александру Сергеевичу Пушкину, ещё в 1826 году. И только осенью 1830 года работа была завершена. Впервые издана пьеса, в журнале «Современник» в 1836 году.

«Скупой рыцарь» первое драматическое произведение, из серии коротких философских пьес, получивших название «Маленькие трагедии». В каждой пьесе, автор описывает одно из качеств человеческого характера. В «Скупом рыцаре» Пушкин мастерски раскрывает тему межличностных семейных отношений и человеческой скупости.

Сюжет. Эпоха средневековья. Барон Филипп очень богат. Владеет сундуками золота. Но скупость не позволяет ему пользоваться своим богатством. Он буквально, чахнет над золотом, проводит с ним много времени и ведет беседы. Ему когда-то были присущи рыцарские качества, такие как справедливость, честь, отзывчивость. Но они давно захвачены чрезмерной бережливостью перешедшей в скупость. Теперь барон считает смыслом жизни сохранить накопленное. Ведь в золоте, по его мнению – честь, сила и власть. Сын барона Альбер испытывает финансовые трудности и обращается за помощью к отцу. Но тот отказывает сыну, считая, что накопленное богатство будет бессмысленно спущено. В разговоре со слугой, приходит мысль, что завладеть богатством можно по наследству, отравив скрягу-отца. Сын не соглашается на убийство. Подав жалобу на отца, Альбер подключает к разбирательству местного герцога. В результате, барон Филипп, умирает от сердечного приступа со словами «Где ключи? Ключи мои. »

Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.

Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.

В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам – бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.

Вариант 2

Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.

Читать еще:  Пример из жизни на тему сила воли. Расстройства волевых действий

Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ трагедии Скупой рыцарь

Популярные сегодня темы

Одиссей со своими друзьями добрался по морю до страны циклопов, чтобы узнать, какой народ там живет. Первое, что они увидели, причалив к берегу, – пещеру циклопа Полифема, который жил в одиночестве и пас баранов.

Граф Б***- один из важнейших героев повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», играющий ключевую роль в сюжете произведения

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.

Человек – это звучит. Все мы люди, но не каждого можно назвать Человеком. Просто к этому слову прибавляют много-много хороших качеств. Это, скорей, идеал, каким должен быть настоящий человек.

Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую прозу, основной темой которой является изображение семейного конфликта, выразившегося в пагубном воздействии огромных денег

Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме “А.С. Пушкин. “Маленькие трагедии”. “Скупой рыцарь”

Разделы: Литература

Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения нескольких произведений А.С.Пушкина: драмы «Борис Годунов» (эпизод «Сцена в Чудовом монастыре»), повести «Станционный смотритель» и «Метель».

Цели урока:

  • научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
  • дать понятие о драматическом характере;
  • развивать умение работать с текстом литературного произведения(выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
  • воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

1. История создания «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина (слово учителя).

В 1830 году А.С.Пушкин получил благословение на брак с Н.Н.Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала Пушкина в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: поэт пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», названные впоследствии «Маленькими трагедиями», а также были созданы «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны около тридцати замечательных лирических стихотворений, завершен роман «Евгений Онегин».

Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.

В «Маленьких трагедиях» поэт как бы путешествует сквозь пространство и время по Западной Европе , вместе с ним читатель попадает в позднее Средневековье («Скупой рыцарь»), в эпоху Возрождения («Каменный гость»), Просвещения («Моцарт и Сальери»).

Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…

2.Анализ драмы «Скупой рыцарь» (фронтальная беседа).

1) -Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма?

(Тема жадности, власти денег).

-Какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека?

(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)

-Можно ли по названию этой драмы судить о теме и идее произведения?

2) «Скупой рыцарь» – может ли рыцарь быть скупым ? Кого называли рыцарями в средневековой Европе? Как появились рыцари? Какие качества свойственны рыцарям?

(Ответы на эти вопросы дети готовят дома. Это может быть индивидуальные сообщения или домашнее опережающее задание всему классу.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», т.е. всадник, во французском языке существует синоним «шевалье» от слова «шеваль», т.е. лошадь. Итак, первоначально так называют всадника, воина на коне. Первые настоящие рыцари появились во Франции около 800 года. Это были свирепые и искусные воины, которые под предводительством вождя племени франков Хлодвига победили другие племена и к 500 году завоевали территорию всей нынешней Франции. К 800 году им принадлежала еще большая часть Германии и Италии. В 800 году Папа Римский провозгласил Карла Великого императором Рима. Так возникла Священная Римская Империя. С годами франки все больше использовали в военных действиях кавалерию, изобрели стремена, разнообразное вооружение.

К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.

Читать еще:  Отрывок есть женщины которые точно сестры милосердия. Помочь без лишних слов

Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленность, самопожертвованием ради любимой.)

Выясняя значение слова «рыцарь», учащиеся приходят к выводу, что в названии произведения «Скупой рыцарь» заложено противоречие: рыцарь не мог быть скупым.

3) Знакомство с термином « оксюморон»

Оксюморон – художественный прием , основанный на лексическом несоответствии слов в словосочетании, стилистическая фигура, сочетание противопоставленных по значению слов, «сочетание несочетаемого».

(Термин записывается в тетради или языковедческие словарики)

4) – Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем?

-Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?

(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)

Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …

Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…

О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…

5) Чтение Монолога Барона (Сцена 2)

– Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.

-С кем сравнивает себя Барон?

(С царем, повелевающим своими воинами)

-Кем раньше был Барон?

(Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)

-Что изменилось, кем стал он сейчас?

-Как вы понимаете термин « драматический характер»? (Объяснение термина записывается в тетрадях)

6) Словарная работа.

Объясняем значения слов « ростовщик» (можно подобрать однокоренные слова «рост», « расти»), «кодекс чести», «свиная кожа»-пергамент с родословным древом, с гербом или рыцарскими правами, «рыцарское слово».

7) Анализ сцены 3.

– Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу?

(Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)

-Умер ли рыцарь в бароне?

(Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога , и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)

-Почему Барон, бывший настоящим рыцарем, стал ростовщиком?

(Он привык к власти. В дни его молодости власть давалась мечом, рыцарским достоинством, баронскими привилегиями, воинским делом)

– Что же изменилось?

– Приходит другое время и с ним другое поколение дворян. Чего боится Барон?

(Разорения накопленных богатств)

-Что можно сказать о сыне барона – Альбере? Как ему живется? Можно ли назвать его рыцарем?

(Для него рыцарское слово и «свиная кожа» – пустой звук)

-Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством?

-Сам Альбер – скупец, как его отец?

(Нет. Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца и пойти на преступление ради денег)

-Что можно сказать об отношениях отца и сына – Барона и Альбера?

(Барон обвиняет сына в замысле отцеубийства, в стремлении обокрасть его)

8) Чтение по ролям сцены ссоры отца и сына.

-Из-за чего произошла ссора?

-О чем думает Барон в последние минуты своей жизни?

-Прочитайте последние слова Герцога.

Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

-О каком веке говорит Герцог? (О веке денег)

3. Выводы. Заключительная часть урока.(Слово учителя)

В основе любого драматического произведения положен конфликт. Благодаря ему происходит развитие действия. Что же стало причиной трагедии? (Значение терминов записывается в тетради)

Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.

Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:

  • Оноре де Бальзак «Гобсек»,
  • Жан Батист Мольер «Скупой»,
  • Д.Фонвизин «Недоросль»,
  • Н.Гоголь «Портрет»,
  • «Мертвые души» (образ Плюшкина),
  • «Вечер накануне Ивана Купала»

4. Домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Н.Гоголя «Портрет»;
  2. В тетрадях написать развернутый ответ на вопрос «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?
  3. Подготовить сообщение по теме « Образ Скупого в мировой живописи». (Индивидуальное задание)

Источники:

https://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-tragedii-skupoj-rycar
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528112/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]