14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апраксинский дворец. Интересные факты о доме-комоде на покровке

Зимний дворец в миниатюре или дом-комод на Покровке

Бывший особняк Апраксина-Трубецких на Покровке или «дом-комод» выстроили в стилистике «растреллиевского барокко» в далеком 1766-м году для Матвея Федоровича Апраксина.

К сожалению, имя архитектора кануло в лету и специалистам остается только догадываться об авторстве дома.

Одни склоняются к тому, что шедевр создан неизвестным учеником Бартоломео Растрелли (отсюда и необычный для московской архитектуры стиль, больше напоминающий о растреллиевских Зимнем дворце в Питере или Большом Екатерининском дворце в Царском селе). Другие называют имя зодчего и реставратора Дмитрия Васильевича Ухтомского.

Апраксин с супругой, приходившейся троюродной сестрицей императору Петру III, проживали в доме до 1722 года и перепродали его представителю княжеского рода Дмитрию Юрьевичу Трубецкому.

Одна из причин – жить в доме, построенном в стиле барокко, выходившем из архитектурной моды, Апраксину показалось унизительным.

О, времена! О, нравы!

В собственности нового хозяина и его потомков «дом-комод» находился на протяжении почти 90 лет.

История особняка связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. По воспоминаниям его сестры Ольги, их с Сашенькой возили сюда учиться бальным танцам.

В этих же стенах договорились о бракосочетании племянницы Ивана Дмитриевича Трубецкого Машеньки Волконской с Николаем Толстым, в семье которых появился на свет писатель Лев Николаевич Толстой.

Перебираясь летом на дачу в «Знаменское-Садки», Трубецкие отдавали помещения внаем. Одним из квартирантов некоторое время был Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый-химик.

В 1861-м усадьбу выкупила 4-я Московская мужская гимназия . Среди ее учеников, ставших в будущем известными личностями, были ученый Николай Егорович Жуковский, религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев, основатель МХТа Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) и многие другие. Учебное заведение было закрыто в 1917 году.

При Советах в доме располагались различные госучреждения, а также коммуналки, жильцов которых расселили только в 1960-х годах. Долгие годы в бывшем особняке Апраксина-Трубецких работали Дом пионеров и НИИ геофизики.

Такова краткая история удивительного здания на Покровке, 22 – «дома-комода»!

Жмите «палец вверх» и поделитесь информацией с друзьями в социальных сетях!

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Дворец Апраксина-Трубецких – уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы – ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили.
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, – это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.

Читать еще:  Понятие о литературном процессе кратко. Мировой литературный процесс


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 – Главный дом. 2 – Восточный флигель. 3 – Западный флигель. 4 – Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам – младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем – старшим Трубецким ироническое прозвище “комод”.

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь – лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина – наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады “торжественным парадом”.

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

Читать еще:  Рассказ после бала ответить на вопросы. Тест по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно – все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома – декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника – его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у a_dedushkin


Акварель А. Кондырева. Дворец Апраксиных-Трубецких у Покровских ворот,1866


И.И. Шарлемань, 1854. Справа – часть дома Апраксиных-Трубецких, слева – церковь Воскресенья в Барашах, за ней – церковь Введения в Барашах

Источники информации
Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. – М.: Искусство, 1989.
Википедия

Уроки танцев для Саши Пушкина и кружки для юных пионеров: Что пережил «Зимний дворец в миниатюре»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

След Растрелли?

Здание, расположенное на улице Покрове, было построено в XVIII веке по заказу графа Матвея Апраксина. Интересно, что точной информации о его архитекторе нет – есть только ряд предположений. Поскольку строение очень напоминает питерские работы Растрелли и особенно – знаменитый Зимний дворец, его авторство приписывают кому-то, кто работал именно в таком стиле. Например, это мог быть один из учеников великого архитектора либо сам Растрелли.

Читать еще:  Скриптонит - что это за человек? Герой или антигерой? Скриптонит (Адиль Жалелов).

Также есть версия, что спроектировать дом мог Дмитрий Ухтомский, который в период правления Елизаветы был главным архитектором Москвы и подарил столице немало красивых зданий. Кстати, он и подписал план двора с будущими постройками на этом земельном участке на Покровке.

Массивные наличники и лепнина, крупные колонны, изогнутые формы, скругленные углы, пышно декорированная фасадная часть, флигели, соединенные с основным зданием арками и переходами – все это смотрится очень по-питерски. Изогнутые линии фасада чередуются с плоскими и выпуклыми поверхностями.

Здание отличается обилием барочных элементов и богатым декором. В общем, с архитектурной точки зрения, это настоящий мини-дворец.

Новые владельцы

Через шесть лет после постройки, в 1772 году, Апраксин продал усадьбу князю Дмитрию Трубецкому, прадеду Льва Толстого. К этому времени мода на подобный стиль зданий стала сходить на нет, и горожане этот необычный особняк стали в шутку называть «комод». И правда: если окинуть его взглядом со стороны, то он чем-то напоминает огромный старинный комод. Это прозвище могло быть связано еще и с тем, что Трубецкой пристроил к расположенным по бокам флигелям второй этаж, а по дальней границе своего огромного участка выстроил еще один корпус, в котором располагалась конюшня. Таким образом получился замкнутый внутренний двор.

Ну а самих обитателей усадьбы и их потомков, иными словами, всю младшую ветвь этого знаменитого рода, современники прозвали «Трубецкие-Комод».

Кто здесь только не бывал!

О знаменитых людях и связанных с ними событиях, память о которых хранит московский «Зимний дворец в миниатюре», стоит сказать отдельно.

Во-первых, в этом доме граф Николай Толстой сделал предложение княгине Марии Волконской. Как известно, в этом браке впоследствии родился великий писатель Лев Толстой.

Во-вторых, когда Трубецкие надолго уезжали в свое подмосковное имение, свой «комод» они сдавали квартирантам, и в течение 1849-50 годов в их доме жил Дмитрий Менделеев.

А еще, по воспоминаниям сестры Александра Сергеевича Пушкина, в детстве ее с братом возили в усадьбу к Трубецким на занятия по танцам. Да и во взрослом возрасте великий поэт не раз заезжал в этот дом в гости к Трубецким.

В 1861 году вдова Юрия Трубецкого, последнего владельца, продала здание. С тех пор в доме-комоде стала работать мужская гимназия. И этот период опять же связан с целым рядом исторических личностей. В разное время в гимназии учились физик и родоначальник аэродинамики Н. Жуковский, философ В. Соловьев, легендарный режиссер К. Станиславский, писатель А. Ремизов и другие великие люди.

Советские годы

Гимназия работала в этих стенах вплоть до 1917 года. После революции учебное заведение большевики закрыли за ненадобностью, а домовую церковь, которая располагалась в одном из помещений гимназии, уничтожили. Все здание отдали под коммунальные квартиры. Новых жильцов не особо волновала история особняка и они, скорее всего, даже не задумывались о том, что его внутреннее и наружное убранство представляет собой архитектурную ценность. Да если бы и знали – вряд ли стали бы церемониться с «пережитками буржуазии» в условиях разрухи и борьбы со старыми ценностями.

В годы гражданской войны жильцы коммуналок дома-комода активно разбирали паркет, лестничные перила, мебель, отрывали со стен в комнатах декоративные деревянные элементы и топили ими печи. А когда все, что только можно было использовать в качестве дров, было сожжено, в ход пошли и двери.

Впрочем, коммуналки здесь просуществовали недолго, и здание снова стало нежилым. За годы социализма его передавали разным организациям. Например, тут в свое время располагался районный Дворец пионеров, а также НИИ Геофизики. Сейчас в здании располагаются несколько организаций.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/id/5b8275386a028a00aa57311a/5c39aebaa6047e00ac32da1b
https://galik-123.livejournal.com/299933.html
https://kulturologia.ru/blogs/070918/40401/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]