Аптечный бизнес: как открыть собственную аптеку. Развитие аптечной сети как бизнес
Аптечный бизнес: как открыть собственную аптеку. Развитие аптечной сети как бизнес. Сколько стоит открыть аптеку
В статье мы подробно рассмотрим вопрос, как организовать аптечный бизнес. Первым делом стоит зарегистрировать фирму. Это можно сделать двумя способами:
- как частный предприниматель;
- стать основателем Общества с ограниченной ответственностью или по-другому ОАО.
Если остановились все же на первом варианте, то учтите, чтобы основать аптечный бизнес, директор заведения должен как минимум иметь дипломом фармацевта, ну или, на крайний случай, провизора, о чем говорится в Федеральном законе № 61 «Об обращении лекарственных средств».
Если основать АО, то можно обойтись и без специального образования.
Прибыльное дело
Если всерьез заняться всеми сопутствующими вопросами, то аптечный бизнес можно открыть за 10 месяцев. В больших городах такие сети открываются очень часто. Поэтому можно сделать вывод, что прибыль от аптеки превышает все траты, которые нужны для ее открытия.
Это и понятно, если в большом городе население составляет более 4 000 000 человек, то большая вероятность возникновения эпидемий и других заболеваний, которые, естественно, повышают продажи и прибыль аптек.
Что же именно нужно для открытия собственной аптеки, распишем ниже.
Типы аптек
Что касается аптек, то они делятся на несколько типов:
- производственная, которая занимается именно приготовлением лекарств;
- производственная, но имеющая разрешение на изготовление антисептических лекарств;
- аптека, в которой продаются приготовленные лекарства;
- аптечный ларек или магазин;
- аптечный пункт.
Функции
В отраслевом стандарте описаны функции, которыми наделен каждый тип аптек. Именно исходя из них идет распределение на аптечный пункт, аптечный киоск и аптеку. Самый большой перечень функций возложен на аптеку.
Что касается аптечного ларька, то его функции несколько ограничены, он, к примеру, не имеет права продавать лекарства по выписанным рецептам в отличие от аптеки.
Разумнее всего начать с открытия своей аптеки, а потом уже думать о филиалах (киоски, пункты). Просто так запускать в работу небольшие аптечные ларьки совершенно нерационально.
Стандарт в помощь
Если опустить оформление всей документации, то самым важным пунктом остается правильная подготовка помещения. Чтобы ничего не упустить и хорошо построить аптечный бизнес, воспользуйтесь отраслевым стандартом. В нем есть подробно расписанный перечень всего, что должно быть в помещении аптеки.
Подойдите к этому вопросу рационально и ссылайтесь при выборе на тип аптеки, который собираетесь открывать. Если собираетесь открывать большую аптеку с широким ассортиментом продукции, то это подразумевает, что тут потребуются регулярные консультации экспертов, т.к. такая аптека должна обслуживать покупателей на высочайшем уровне. Поэтому лучше обратить внимание на помещение в центре города, в тех местах, где проходит большое количество посетителей.
Аптека, в которой есть все
Основание такой масштабной аптеки предполагает наличие в ней самых дорогих и редких лекарств. Любой посетитель, заходя в эту аптеку, должен знать, что тут можно приобрести все необходимые лекарства. Поэтому основатель должен понимать, что аптека такого крупного масштаба потребует вложения огромного капитала. Вот и ответ на вопрос: «Сколько стоит открыть аптеку?». Это напрямую будет зависеть от того, какой тип аптеки вы хотите открыть.
Для среднего достатка
Еще один экономный вариант под названием “дискаунтер” можно увидеть в такой сфере как аптечный бизнес. Дискаунтеры приятны только своей ценовой политикой, а вот обслуживание и скудный выбор лекарств многих расстраивает. Помещение для такого рода аптеки лучше присматривать в каком-то из спальных районов или возле станции метрополитена. Такие аптеки зачастую посещают пожилые люди и другие семьи, имеющие средний уровень достатка.
Требования
Помещение, которое подойдет для аптеки, должно быть с определенными параметрами. Желательно, чтобы оно не было больше 80 м 2 . И содержать в себе оно обязательно должно следующие помещения:
- несколько рабочих комнат для распаковывания, хранения и поставки препаратов;
- офис для бухгалтера и управляющего аптекой, чтобы они могли качественно выполнять свою работу;
- комнату для отдыха сотрудников аптеки;
- комнату-гардеробную со шкафами для личных вещей персонала;
- архивную комнату для хранения документации.
Важно!
Не пренебрегайте гигиеной и дезинфекцией помещения. Поэтому для оформления внутреннего помещения используйте только те строительные материалы, которые можно протереть без проблем тряпкой, пропитанной специальными дезинфицирующими средствами.
Позаботьтесь о правильном выводе канализации и вентиляции. Важно, чтобы в помещении аптеки обязательно были электричество, вода и тепло.
В каждой комнате, где хранятся лекарства, должны быть приборы, фиксирующие температуру и влажность воздуха. Это очень важно для правильного сохранения лекарственных средств.
Не забудьте о покупке специальных полок, стеллажей и шкафов для хранения отравляющих или наркотических лекарств, которые иногда выписываются врачами по рецепту.
Еще отдельным пунктом растрат можно назвать покупку большого количества холодильников.
Безопасность
Теперь вы понимаете, что свой бизнес-аптека, не такой легкий и простой, как кажется на первый взгляд. Стоит только что-то забыть или запутаться, и сразу работа выйдет из строя или испортятся дорогие препараты.
Ответственный хозяин, перед тем как открыть собственную аптеку, побеспокоится о наличии в помещении противопожарной и охранной сигнализации. Для их установки нужно выделить обязательно отдельное помещение и зарегистрировать оснащение в Министерстве здравоохранения по всем правилам.
В ногу с прогрессом
С каждым годом прогресс идет вперед, и люди без телефонов не представляют уже свою жизнь. Поэтому очень хорошо было бы в своей аптеке организовать такую услугу, как мобильная аптека. Такой сервис привлечет еще больше клиентов и, естественно, это отразится на прибыли.
Воспользовавшись такой услугой, клиенты смогут по телефону заказать любые лекарственные препараты с доставкой на дом, также можно проводить подобные продажи и по интернету.
Сотрудник, принимающий заказ, должен быть квалифицированным фармацевтом, чтобы иметь возможность оказать помощь посредством консультации покупателю.
Разрешения и документы для основания аптеки
После того как ремонт и монтаж необходимого оборудования завершен, документы для получения лицензии на работу аптеки передаются в соответствующие инстанции.
После получения документов комиссия перед выдачей лицензии должна лично прийти с проверкой в аптеку. Они должны проверить и помещение, и оборудование. Иногда такие проверки могут затянуться на несколько месяцев. После получения положительного отзыва, хозяин аптеки может рассчитывать на получение лицензии на пять лет.
До того как получена лицензия, проводить закупку товара нельзя. Приступив к оптовой закупке медицинских препаратов, вы официально начинаете свою фармацевтическую деятельность.
Сколько стоит открыть аптеку
Вы получите ответ, когда подсчитаете деньги, потраченные на ремонт, покупку или аренду помещения и вложений в закупку необходимых препаратов и сопутствующих гигиенических средств.
Для начального этапа до открытия аптеки придется выложить минимум 100 000 условных единиц. Ассортимент обязательно должен состоять минимум из 4 000 видов разных товаров. Сумма, потраченная на покупку фармацевтических препаратов, должна быть не менее 40 тысяч условных единиц.
Ассортимент
Если аптека будет располагаться в новом районе, то проследите, чтобы ассортимент препаратов был таким же, как в ближайшей аптеке, а может и лучше. Естественно, основу продаж (третью часть) составляет список самых распространенных медпрепаратов от простуды, сердечной боли, успокоительные и средства гигиены. Если все эти пункты присутствуют в ассортименте вашей аптеки, то практически каждый посетитель останется довольным.
Постарайтесь не переусердствовать с наценкой, она должна быть не более 20% от закупочной цены. Если цены будут слишком высоки, покупатели постепенно отвернуться от вашего заведения и пойдут к конкурентам, которые не такие алчные.
Во время формирования товарного ассортимента воспользуйтесь информационными системами различного рода. Они намного упростят оформление заказа любых препаратов, учитывая оптовые цены и подходящие способы доставки товара.
Большие аптеки используют свои системы, они также в своем арсенале имеют личный автотранспорт, которым перевозят лекарственные препараты, уменьшая их цену. Что касается мелких аптек, то они используют такой метод, как «прайс-лист».
Пакет документов и режим работы
По положению о лицензировании фармацевтической деятельности и основания аптеки, нужно собрать немало разрешений и документов.
Работа аптеки может происходить в двух режимах по выбору хозяина:
- в закрытом виде, когда лекарства находятся за прилавком у фармацевта и выдаются лично продавцом;
- в открытом виде, когда вся продукция аптеки разложена в торговом зале и на дополнительных полках, с которых покупатель может взять сам все, что нужно.
Аптеку второго режима посильно открывать только в том случае, если это большой город, и посетителей она сможет принимать от 10 000 человек. Реализация товара в такой аптеке, обычно, выше, чем в других аптечных пунктах минимум на 25%.
Взыскания к персоналу учреждения
В то время, когда развитие аптечной сети пошло вгору, нужно обязательно задуматься о взысканиях относительно работников. Такие санкции должны быть отражены в отраслевом стандарте.
Требования к владельцу аптеки и персоналу
Управляющий аптекой должен обязательно обладать:
- дипломом, который свидетельствует о высшем медицинском образовании по специальности провизора или фармацевта;
- стаж трудовой деятельности именно по медицинскому профилю должен составлять не менее трех лет, желательно иметь в наличии сертификат профессионала.
Если управляющий аптеки – частный предприниматель, он также обязан иметь диплом о высшем медицинском образовании и стаж работы по специальности больше трех лет, или же если предприниматель – фармацевт, то стаж должен быть не менее пяти лет.
Весь персонал аптеки должен соответствовать требованиям управляющего, соблюдать все правила при работе с лекарственным препаратами и каждые пять лет проходить переквалификацию.
Сопутствующие товары
В наше время ассортимент продаваемой продукции в аптеках стал более разнообразным. Теперь на аптечных полках располагаются не только лекарства и другие товары медицинского характера. Владелец имеет право расширить ассортимент, используя сопутствующие товары в аптеке.
В принципе, сегодня каждая современная аптека расширяет свой ассортимент с помощью не только гигиенических и косметических средств, но и других сопутствующих товаров (чаще всего это товары для детей).
Раньше в каждом городе были аптеки матери и ребенка, где можно было приобрести различные товары для ухода за детьми, кроме обычных лекарств. Это специальное детское питание, аксессуары для новорожденных, различные добавки и травы. В наше время все эти товары можно купить не только в детском магазине, но и в каждой аптеке.
Пошаговая инструкция: как открыть аптеку
Часто встречаем вопрос начинающих бизнесменов: «Как открыть аптеку?»
Постараемся ответить кратко, но ёмко и дадим пошаговую инструкцию.
По доходности аптечный бизнес – один из самых благодарных (вслед за торговлей табачными изделиями, алкоголем и продуктами питания). Спрос на лекарственные средства и смежные товары постоянно растет. На то есть масса причин: от ухудшающейся экологии до повышения интереса граждан к собственному здоровью. Такие объективные причины вкупе с умелыми шагами предпринимателя при открытии аптеки и дальнейшем развитии бизнеса несомненно приведут к желаемому результату.
Особенности и перспективы
Если проанализировать средний чек, то в аптеке человек тратит приблизительно столько же, сколько при расчетах в супермаркете. Столь привлекательная статистика – повод заинтересоваться аптечным бизнесом, реализоваться в нем.
Однако бытует устойчивое мнение о том, что вход в этот сегмент рынка чрезвычайно труден. До некоторых пор так и было:
- бизнес семейный;
- шансы на преодоление административных барьеров ничтожно малы;
- удержаться в бизнесе без многочисленных связей практически невозможно.
Теперь ситуация иная. Чтобы преуспеть в аптечном бизнесе, достаточно следующих ресурсов на старте:
- адекватный начальный капитал;
- организаторские способности;
- трудолюбие;
- деловая активность.
Изначально нужно определить, какую форму организации вы готовы развивать:
- аптечный пункт или небольшой киоск;
- аптечный магазин;
- аптека готовых лекарств;
- производственная аптека;
- аптека с правом изготовления асептических препаратов (не подвергаемых горячей стерилизации взвесей, эмульсий, коллоидных растворов).
Как видно из названий, в организационных моментах есть различия. Начинать рекомендуется с трех первых вариантов, причем оптимально – с аптеки готовых лекарств. Ряд преимуществ:
- широкий диапазон функций (от продажи легкодоступных наименований до обслуживания по рецептам);
- наработка в этом диапазоне богатого опыта;
- дальнейшее расширение на основе полученного опыта (первый объект станет головным филиалом развивающейся сети).
Автоматические пункты для мытья автомобиля, как раскрутить бизнес быстро и с хорошей прибылью: https://svoedelo-kak.ru/biznes-idei/otkryt-avtomojku.html.
Индивидуальный предприниматель – это физическое или юридическое лицо? Ответы и разъяснения здесь.
Как открыть аптеку – пакет документов
Что потребуется для открытия:
- лицензия на розничную продажу лекарств;
- санитарный паспорт помещения от СЭС (в комплекте с разрешением на использование помещения в качестве аптечного заведения);
- разрешение от Пожарной службы (помещение должно соответствовать нормам пожарной безопасности).
На получение всех этих документов уйдет 1,5 месяца в лучшем случае.
Выбор формы организации торговли
Какому способу выкладки товара отдать предпочтение – закрытому или открытому? Принципиально выбор зависит от масштабности. В малолюдных местах с низкой посещаемостью особой разницы нет. В местах с большой проходимостью (не меньше 9-10 тысяч человек в день) разница существенная:
Что потребуется для открытия с нуля
Аптечный бизнес состоит из таких основных частей, как:
- помещение;
- товарный ассортимент;
- обслуживающий персонал;
- техника и оборудование;
- программное обеспечение.
Требования к помещению
Существует две равноправные точки зрения на то, где лучше всего располагать аптечный объект:
- в местах с интенсивными клиентскими потоками (большие торговые комплексы, рядом с метро, центральные городские зоны);
- в спальном районе или районе с постоянным местным контингентом (чем гуще население и выше оживленность, тем лучше).
Если в первом случае целевая аудитория представляет собой массу разнородную, то во втором – это люди, предпочитающие посещать ближайшую аптеку недалеко от своего дома. Причем даже не столько важны цены (они могут быть и выше, чем у конкурентов), сколько укомплектованность ассортимента и уровень обслуживания.
Какими характеристиками должно обладать помещение:
- площадь не меньше 75-80 квадратных метров (сюда входят и склад, и служебная комната для персонала, и туалет, и архив, и хозблок, и собственно торговый зал);
- хотя бы небольшой кабинет для директора и бухгалтера;
- пол следует либо накрыть линолеумом со сварными швами, либо отделать напольной плиткой (в целях дезинфекции предстоит частое мытье пола с применением химических жидкостей);
- для хранения медикаментов требуется стерильно чистое отдельное помещение (с учетом разных требований хранения по температуре, влажности и освещенности);
- правильно организованная вентиляция;
- сигнализация (пожарная, охранная, светозвуковая);
Арендовать или купить? Зависит от таких факторов, как:
- ваша готовность инвестировать крупные деньги;
- безусловный настрой на долгосрочную перспективу;
- планы о количестве филиалов (или это будет один большой аптечный центр, или вы хотите «расплодить» по городу множество сетевых фирменных заведений).
Для начала целесообразно арендовать помещение, договорившись с арендодателем на неизменность ежемесячных платежей в течение 1-2-3-х лет (то есть несмотря на уровень инфляции, размер этой статьи расходов у вас будет прогнозируемым и стабильным). Теперь сравните:
Бизнес-план аптеки
Финансовая модель аптеки
1. Краткий инвестиционный меморандум
Аптечный бизнес является одним из самых стабильных и перспективных. Потребность в лекарственных препаратах не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается с каждым годом. В данном бизнес-плане мы рассмотрим открытие аптеки в торговом центре. Для удачного старта необходимо правильно провести организационные мероприятия и разработать грамотную стратегию развития.
Данный вид бизнеса подразумевает высокие инвестиционные вложения, однако он также имеет высокую рентабельность.
Цель проекта: открытие и максимизация прибыли аптеки.
Основные факторы успеха аптеки:
- высокая наценка на лекарственные средства;
- стабильный высокий спрос;
- большой ассортимент;
- доступное местоположение;
- высокий средний чек;
- высокое качество обслуживания.
Сумма первоначальных инвестиций — 899 000 рублей.
Точка безубыточности — на 3 месяц.
Срок окупаемости — 14 месяцев.
Средняя ежемесячная прибыль первых двух лет реализации проекта 75 600 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Аптеки всегда были выгодным бизнесом, а в наше время стали еще более актуальным и прибыльным делом.
Сфера деятельности организации — продажа фармацевтических и парафармацевтических препаратов.
Месторасположение аптеки — крупный торговый центр, с высоким трафиком людей. Торговые центры характеризуются высокими инвестиционными затратами, но в тоже время высоким товарооборотом, отсутствием конкуренции, быстрым выходом на точку безубыточности, высокой рентабельностью.
Это происходит в результате того, что в торговые центры люди приходят с деньгами, уже готовые к покупкам, и поэтому в этих точках большая доля спонтанных покупок. Особым успехом здесь пользуется парафармацевтика, лечебная косметика.
Ряд законов устанавливает четкие функциональные обязанности каждого учреждения, которое реализует лекарственные средства.
К основным функция аптеки можно отнести следующие:
- Продажа людям и заведениям здравоохранения лекарственных и гомеопатических средств. Продажа возможна как по рецепту лечащего врача, так и без него.
- Продажа средств личной гигиены, медицинских изделий, различных аппаратов. Также аптеки могут продавать лекарственное сырье, изготовленное на растительной основе.
- Расфасовка лекарств и растительных препаратов с целью дальнейшей продажи.
- Продажа лекарственных средств и препаратов категориям людей, которые имеют льготы в соответствии с внутренним законодательством страны.
- Консультация и информирование людей относительно приема препаратов, их хранения, их эффекта и влияния на организм человека.
- Оказание первой медицинской помощи, если это понадобится в экстренном случае.
3. Описание рынка сбыта
Согласно данным Росстата, за последние 10 лет средний годовой темп роста индекса физического объема розничной продажи фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров составляет 8,3%. Данный индекс характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен. Динамика данного показателя представлена в таблице.
Данные показатели говорят о росте фармацевтической сферы за последние 10 лет. Хотя в 2015 году наблюдается небольшой спад в связи с резким удорожанием импортных лекарственных средств, это не делает данную сферу менее перспективной. Для наиболее удачного вхождения на данный рынок необходимо понять свою целевую аудиторию, а также разработать наиболее эффективные способы продвижения продукции.
Целевая аудитория
Наиболее перспективный сегмент для аптек — это женщины, как работающие, так и домохозяйки, в возрасте от 30 до 45 лет, преимущественно имеющие детей. Они ценят свое время, тратят деньги с умом, любят радовать своих близких, отвечают за здоровье и благополучие своей семьи и детей.
Они хотят видеть в аптеке не только медикаменты, но и товары для красоты и здоровья, детское питание. Здесь главным является удобство выбора, быстрота обслуживания, уют, доброжелательная атмосфера.
4. Продажи и маркетинг
За несколько недель до открытия аптеки стоит начать заниматься рекламой.
Способы привлечение новых клиентов:
- реклама в социальных сетях;
- реклама в местных средствах массовой информации, транспортная реклама;
- раздача промо-листовок.
В разработке рекламной кампании важно учитывать следующие основные нюансы:
- Уделить внимание брендингу. Очень важно подобрать яркий, запоминающийся бренд. Важно, чтобы потребитель был привязан именно к названию, обстановке, а не к адресу магазина и работающему в нем персоналу. К тому же, именно бренд помогает вызвать доверие покупателя, развить в нем лояльность к магазину.
- Реклама в интернете (реклама в социальных сетях).
- Система лояльности. Предложите всем новым покупателям скидочную карту, либо же карту, на которой они могут накапливать бонусные балы. Это позволит привлечь новых клиентов, и удержать старых. Люди всегда рады, если им предоставляют скидку, пускай это будет и 2-3%.
- Ценовая политика. Всегда отслеживайте цены у конкурентов. Вы должны держать их на уровне, или в пределах ±3-5% на дорогие товары, и ±10% на товары средней и низкой ценовой категории.
- При открытии необходимо разместить в зале препараты, которые активно продвигаются дистрибьютором или производителем и имеют на данный момент мощную рекламную кампанию в СМИ.
- Сделать открытую выкладку товаров, что повышает продажи на 20-30%.
5. План производства
Основная цель проекта — открытия аптеки и максимизация её прибыли.
1 этап
Обзор рынка недвижимости для подбора оптимального помещения.
Особенности поиска места
Для открытия аптеки рассматриваем крупные торговые центры.
Здесь имеет большое значение популярность торгового центра. Наличие хорошего «якоря» в виде торгового гипермаркета.
Второй момент, это локация торговой точки в самом центре. Аптека должна быть привязана к продуктовому магазину, располагаться на входе в гипермаркет или где-нибудь рядом.
Требования к помещению магазина:
- Площадь помещения для аптеки должна быть не менее 12 квадратных метров.
- Обязательно в помещении должно быть хорошее освещение, кондиционирование, система вентиляции.
2 этап
Оформление юридического лица.
Организовывая собственную аптеку, особое внимание необходимо уделить организационно-правовым вопросам. Очень важно владеть всей необходимой информацией и работать по закону, чтобы избежать различных штрафов.
- Организационно-правовая форма — ИП или ООО.
- Предпринимателю выгоднее выбрать УСН «Доходы минус расходы» 15%.
- Аптечная деятельность требует обязательного лицензирования. Это самая трудная и длительная часть. На получение всех уведомлений, разрешений и лицензии может уйти примерно два месяца, а у неопытного и до полугода.
Получение лицензии предполагает:
- требования к реконструкции, оборудованию и оснащению (водоснабжение, водоотведение, вентиляция, зоны доступа, холодильники, шкафы и т.д.);
- соответствующее документационное оформление, в том числе требования к договорам аренды (субаренды);
- требования к специалистам: провизорам и фармацевтам (их стаж работы не может быть менее 3-х лет);
- если форма собственности ИП, то индивидуальный предприниматель должен быть дипломированным фармацевтом, иначе нужно регистрировать предприятие, как акционерное общество.
- Необходимо получить разрешение СЭС на ведение данного вида деятельности. Как правило, заключение СЭС выдается на определенное помещение и на четко указанный период времени. Если вы решите поменять расположение вашей аптеки, то нужно заново получать заключение санитарно-эпидемиологической службы.
- Нужно заключить договора с организациями, которые будут заниматься уборкой и дезинфекцией помещения, а также вывозом твердых бытовых отходов.
- Необходимо разработать документацию, которая будет регулировать внутреннюю работу аптеки (регламент, режим работы, трудовые договора и т.д.)
3 этап
- Подбор персонала;
- Поиск поставщиков;
- Рекламная кампания;
- Ремонт помещения;
- Закупка необходимой мебели;
- Установка техники;
- Торжественное открытие;
- Рекламная кампания по плану годовых акций;
- Текущая работа аптеки.
6. Организационная структура
- директор — 1,
- продавец/фармацевт — 2,
Общее количество персонала — 3 человека.
Любой бизнес, чем бы вы ни занимались, основывается на грамотных и квалифицированных кадрах. Если вы собираетесь открывать аптеку, то к подбору персонала следует отнестись с особым вниманием.
Требования ко всем кандидатам:
- активная жизненная позиция;
- высокие коммуникативные умения;
- доброжелательность;
- честность;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Изготовлением и продажей различных медикаментов могут заниматься лишь специалисты с должным медицинским образованием. Как правило, в аптеках работают фармацевты, получившие образование в колледжах и институтах.
Сотрудники аптеки должны хорошо знать ассортимент лекарств, свободно ориентироваться в нем и быть способными дать квалифицированный совет. Руководству компании необходимо повышать заинтересованность кадров в работе, гарантируя им карьерный рост. У сотрудников аптеки не будет никаких ограничений при продвижении по службе, кроме достижений в работе и степени компетентности. Важным аспектом является также спокойная и доброжелательная атмосфера в коллективе, обеспечивающая высокую производительность труда. При подборе персонала руководству компании нужно учитывать фактор психологической совместимости персонала. Кроме того, заинтересованность сотрудников должна стимулироваться постоянным ростом зарплаты, темпы которой будут составлять примерно 100% за три года.
Источники:
https://businessman.ru/new-aptechnyj-biznes-kak-otkryt-sobstvennuyu-apteku.html
https://svoedelo-kak.ru/biznes-idei/kak-otkryt-apteku-s-nulya.html
https://www.beboss.ru/bplans/84-pharmacy