Арабские музыкальные инструменты. Восточные музыкальные инструменты
Обучение танцу живота, индивидуальные занятия, постановка танца, выступления, участие в фестивалях, шоу-программа
Арабские музыкальные инструменты
Подробности Опубликовано 12.07.2013 17:22
Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы – не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение – танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями. Пожалуй главным инструментом Египта, и “королевой” всех восточных композиций является ТАБЛА – барабан, очень напоминающий среднеазиатскую дарбуку или думбек. Египетская табла чаще всего керамическая с перламутровой инкрустацией или росписью по керамике. Размеры могут быть разными: 30-40 см высотой и 20-35 см. в диаметре. На более дорогих барабанах натянута кожа рыбы, а на более дешевых – козы. Помимо натуральных керамических табл, в Египте также очень популярны и металлические дарбуки с пластиковой мембраной. Главные тяжелые удары «дум» производятся в центре, а вторичные «тек» – у обода. Практически ни одна песня для танца живота не обходится без звучания таблы. А также танцовщицы часто исполняют табла-соло, то есть восточный танец только лишь под барабаны. Барабан может задавать не только ритмический рисунок, а еще и наполнять звучание интересными длительными дробями, то усиляющимися, то затихающимися, и интересными акцентами. Аудио “Табла” В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ. РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке. Еще используется в качестве аксессуара для танца живота. Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода – 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес. Аудио “Рик” ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента. Аудио “Дэф” Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо руками, либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут. Аудио “Дохол” Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы – это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц – маленького размера, для музыкантов – побольше. Сагаты – это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия – ложки, Испания – кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи). Аудио “Сагаты” СИСТР — музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании. Аудио “Систр” Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:) КАНУН — этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А танцовщицы восточного танца, когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок. Аудио “Канун” УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре. Аудио “Удд” МИЗМАР – духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди. Аудио “Мизмар” НЭЙ – это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки. Аудио “Нэй” РАБАБА — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.
“РАБАБА”
Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар – струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.
“ТАР”
ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.
“ДУТАР”
Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).
“СЕТАР”
Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа. Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)
ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ!
ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
«АРАБЫ ГОВОРЯТ , ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»
Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если ,будет возможность, послушайте их.
ДУМБЕК
(также известный как табла или дарбука ) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой , но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.
ЦИМБАЛЫ
(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы , надевая их на пальцы , но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.
БУБЕН
— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна , как и по его окружности ударяют пальцами.
УДД
— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.
4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент , который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд , когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано , что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд ( арабская лютня) — инструмент , который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны , а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор , сириец по происхождению, Фарид аль Атраш( земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен , как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».
Уроки игры на арабской лютне(удд)
от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя
8 925 543 80 20
КАНУН
— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.
АККОРДЕОН
Первые европейские аккордионы , изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов , появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы , Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы , обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.
РЕБАБ
Ребаб — струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.
Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1—2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1—2) первоначально из конского волоса, позднее — металлические (медные или латунные).
Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.
Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).
Лира — струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.
С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.
После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.
В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.
Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.
На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла , игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.
МИЗМАР
Mizmar (мизмар) – арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.
Небольшая экскурсия по миру восточных музыкальных инструментов и о происхождении дудука
Дутар. Ду – два. Тар – струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?
Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре – Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!
Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.
Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.
Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд – лют, лютня – слышите? Обычный уд не имеет ладов – лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.
Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.
От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.
Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.
Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма – какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.
Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.
Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву – толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.
Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар – предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се – три, тар – струна), а о двух других я расскажу ниже.
Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.
Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова – Руфат.
Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.
Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали – мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.
Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.
Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.
Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.
Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.
Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.
В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента – карнай. Карнай-сурнай – устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.
Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим – трембита.
А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.
Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.
Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
– Как это называется? – спросил я через переводчицу.
– Сона, – ответили мне.
– До чего похоже на “сорна – сурнай – зурна” – подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
– Китайцы не произносят букву р в середине слова.
Подробнее о китайской разновидности зурны можете прочитать здесь.
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего – может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент – гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:
Здесь об этом инструменте можно прочитать подробнее. Конструкция этого инструмента полностью идентична дудуку-балабану. Та же самая двойная трость из сплющенного с одной стороны камыша и трубка с отверстиями.
Мне стало интересно: неужели Китай дал миру не только порох, бумагу и лапшу, но еще и этот гениальный инструмент?
И вот, нахожу информацию:
Гуаньцзы – древний язычковый музыкальный инструмент, завезен в Центральный Китай из Синьцзяна примерно в эпоху династии Суй (581 – 618 гг. н.э.)
Вы понимаете, о чем речь? Инструмент завезен из Синьцзяна, то есть от уйгуров, как и зурна, приобретшая в Китае название сона. Дату запомните, пожалуйста – случилось это не очень давно. Пунктуальные китайцы привыкли все записывать.
А как же другие народы ЮВА? Может, и у них есть что-то похожее? Ввод иероглифов в строку поиска гугл дал очень интересный результат:
вот описание аналогичного корейского инструмента в той же Википедии. Кликаю по одному из иероглифов в названии инструмента и попадаю на эту страницу, где нахожу пояснение, что это tartar horn – татарская труба. О-па! Корейцы называют свой инструмент татарской трубой?
На страницах Британники нахожу дополнительную информацию с картинкой и образцами звучания. Все сомнения отпадают – это тот же самый инструмент, что мы называем балабан или дудук, только иного размера и звукоряда.
А как в Японии? Оказывается, и там есть совершенно аналогичный инструмент!
Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая – сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?
Смотрите и слушайте с 18-й секунды! Вы только послушайте, какой роскошный звук у уйгурского баламана – да, здесь он называется точно так же, как в азербайджанском языке (существует и такое произношение названия).
А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.
Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
Смотрите, что написано на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп – Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.
Ведь только ленивый не слышал, что “дудук – древний армянский инструмент”. При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад – то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.
Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: “Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?” А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.
Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть – в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.
Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).
При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить “армянский дудук” правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.
Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.
Источники:
https://www.mariam.kiev.ua/index.php/ab-dance/100-arabian-music
https://www.kamalballan.ru/vostok.html
https://stalic.livejournal.com/554802.html