Архаическая греция кратко. Архаический период культуры древней греции
Культура Древней Греции ( архаический и классический периоды)
Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).
Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. [1] Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо — это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории. [2]
По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. [3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.
Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.
Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.
Маргалит Финкельберг [4] посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».
К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь. [5]
Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.
В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».
Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.
В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.
Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.
Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций, Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.
Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнопа (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Архаический период – кратко
Споры среди ученых о времени архаики Древней Греции ведутся по сей день. Поэтому временные рамки его достаточно широки – от VIII по V век до н. э.
Важность архаического периода с исторической точки зрения состоит в том, что он характеризуется зарождением культуры и общественного строя, которые впоследствии непрерывно совершенствовались.
Ремесла и культура
Главным событием древнегреческой культуры стало зарождение философии и лирической поэзии, сменившей эпос. В стихах стали описывать волнения и чувства людей. Толчком для развития философии стало стремление мыслящих личностей понять какая миссия принадлежит человеку.
На архаичный период приходится развитие живописи. Археологические исследования пришли к выводу, что найденные при раскопках керамические вазы с удивительной по красоте росписью, выполнены в архаический период.
Этим периодом датируются амфоры с двумя ручками, использующиеся для вина, воды, злаков и меда. Мотивы с гибкими линиями: растительные орнаменты и сюжеты из жизни – отличительные черты росписи керамики данного периода.
В композициях используются черные силуэты фигур людей и животных. В каждой работе прослеживается сюжетная линия. Сама техника нанесения рисунка требует от художника определенного мастерства.
Времена архаики ознаменованы появлением греческого алфавита, восстановлением письменных языков, развитием театра и политических основ.
Искусство и архитектура
В архитектуре начинает развитие системы ордеров, предопределяющая направление этого искусства. Выделяются два ордера: ионический и дорический, названные по территориальной принадлежности.
Стремительное развитие архитектуры призвано подчеркнуть красоту возведенных сооружений. Для украшения фасадов храмов и общественно важных зданий используются фигуры, в которых зодчие воплощают свои идеалы – скульптуры мифологических героев.
Стремясь сделать образы более естественными, одухотворенными, скульпторы изображают улыбку на лице человека. Естественности в таких попытках мало, но ведь это первые попытки.
Скульптурные композиции стали яркими благодаря использованию красящих пигментов. Об этом свидетельствуют следы краски на найденных археологами фигурах.
Экономика и перемены в общественном строе
Развитие культуры и ремесел не могло не сказаться на развитие экономики. Широко используются орудия труда из железа.
Это обусловило развитие виноградарства и повлекло увеличения урожая оливок. Излишки урожая стали вывозить из Греции, и это стало стимулом для развития торговли в больших масштабах. Полученные от продажи средства направлялись на дальнейшее развитие земледелия, садоводства и виноградарства.
Все эти факторы привели к неизбежному появлению денег и становлению товарно-денежных отношений. Среди населения стремительно растет количество ремесленников и торговцев.
Земледельцы продают свою продукцию на народных собраниях, что явилось еще одной ступенью к развитию общественного строя.
Оборотной стороной прогресса в экономике стало расслоение населения по имущественным признакам. Ремесла и сельское хозяйство в разных районах Греции развивалось не одинаково.
В отстающих областях люди жили беднее. Так в обществе складываются понятия бедных и богатых. Торговцы и ремесленники по росту благосостояния быстро опережают крестьян.
Именно этот класс породил тиранию в том понимание, что было присуще для архаического периода. Для “тиранов” этого периода была характерна поддержка развития ремесел, кораблестроения и торговых отношений.
Лишь значительно позже общество породило настоящих деспотов, отличившихся настоящей тиранией в отношении населения.
Колонизация прилежащих территорий
Положение бедных слоев населения было незавидным, и в поисках лучших мест они отправлялись в соседние земли. Такое положение устраивало правящую верхушку Древней Греции.
Расселение бедняков в колонии Греции способствовало расширению территорий. Распространение влияния интенсивно проходило в южном направлении на современные области Испании и Италии.
В северо-восточном направлении интенсивно заселялись греками берега Черного и Мраморного морей, в юго-восточном – Финикиния и Северная Африка.
Историческое значение
В VIII – V вв. до н.э. начался расцвет культуры, искусства, ремесел и товарно-денежных отношений. Такое развитие привело к классовому расслоению общества.
Деление на бедных и богатых в свою очередь привело к расширению границ греческих колоний. Десятикратный рост населения, задатки демократического движения и высокий подъем экономики предопределили дальнейшее развитие общества.
Архаический период оказал влияние на ход истории, став, по сути, подготовительным, переходным к эпохе классицизма. Появлении Византия стало завершающим итогом долгого становления общественного строя.
Культура архаической Греции
Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :
Архаический период – это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада – с одной стороны, и варвары – с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.
Эпоха архаики – время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях – укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.
Основной тип древнегреческого храма – периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » – «порядок») – система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор – колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие – антамблемент (несомая часть).
В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны – капитель – состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).
По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание – базу , капитель украшена двумя изящными завитками – волютами . Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, – богато декорирован.
В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.
В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы – Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.
В архаический период возникает и монументальная скульптура – новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос – статуя обнаженного юноши-атлета, кора – статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских – благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).
В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.
Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ – амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .
Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.
Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.
Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, – мелика , от греческого слова « melos » – песня, мелодия.
Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. – гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.
Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества – политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.
Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта – певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара – создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.
К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» – философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.
Источники:
https://studopedia.ru/4_55495_kultura-drevney-gretsii–arhaicheskiy-i-klassicheskiy-periodi.html
https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/18030-arhaicheskij-period-kratko.html
https://musike.ru/imk/ancient-greece/archaic