7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арт терапия в психологии. Что такое арт – терапия: теория и практика реабилитации

Что такое арт – терапия: теория и практика реабилитации

Арт – терапия – одно из направлений психотерапии искусством. Врачи предлагают рисовать тематические картины или создавать рисунки по своему желанию – так в психологии определяется степень заболевания, и в то же время это дает больному сконцентрироваться на процессе – это является естественной формой коррекции эмоционального состояния.

Также, возможно использование других видов творчества: скульптура, шитье, вокал, поэзия.

В 1938 году, Адриан Хилл, описывая свою работу в санаториях, ввел термин «арт – терапия», а в конце 20 века, этот вид терапии стал использоваться в медицинских , корректирующих и реабилитационных учреждениях.

Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, она заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний.

Роль арт терапии в неврологии и психологии

Множество неврологических и психологических заболеваний – как у взрослых, так и у детей, часто имеют одну черту – больной, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и реабилитация таких пациентов заключаются, прежде всего, в процедурах, направленных на активное его участие в деятельности.

Пациенты с поражениями центральной нервной системы, имеющие такие диагнозы, такие как: инсульт, последствия черепно-мозговой травмы, и т. д., испытывают похожие дестабилизирующие ощущения. Общая подавленность, сонливость, чувство страха, тревожность.

Процедуры и упражнения арт – терапии в таких случаях несут стабилизирующий характер, и пациент, в значительно короткие сроки становится более уравновешенным.

Психосоматические нарушения значительно корректируются, стабилизируется состояние покоя, значительно повышается интеграция личности в общественную жизнь.

Благодаря процедурам терапии искусством, улучшаются и физические показатели больного. Мелкая моторика и речь становятся более обдуманными, пациент заметно меньше раздражается в случае, если у него не достаточно точно получается задуманное.

Пациенты, проходящие реабилитацию после инсультов, очень тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни, такие, как: взять ложку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки – оказываются сложнейшими процедурами.

Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают ее как лечение, а считают времяпровождением, а при правильной подаче врача и близких – как значительной помощью. Это делает их труд значимым и кропотливым. Мелкая моторика и точная работа влияет на деятельность мозга как запускающий механизм.

Долгое время арт – терапия применялась в психологии как способ постановки диагноза, и не учитывался тот благотворный эффект, который несет сам процесс. В психиатрии и психологии данный вид лечения занимает сейчас значительную часть от общего времени лечения.

Многие больные воспринимают это как игру и возможность погрузиться в сосредоточенность. Положительная динамика наблюдается при групповых процедурах, где врач предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.

Искусство, как метод реабилитации

Большинство людей, перенесших неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковыми проблемами:

  1. Физическое состояние, не позволяющее вести полноценный образ жизни. После того, как лечение медицинскими препаратами заканчивается, и пациент готов вернуться к прежней, привычной жизнедеятельности, он и его родственники обнаруживают, что не все функции он может выполнять как прежде. Это сказывается на общем настрое, на желании вернуться в активную жизнь социума.
  2. Эмоциональное состояние, близкое к упадническому. Пережив тяжелое заболевание, долгое время находясь в дали от своих привычных дел, от друзей, и вообще – круга занятий, больной еще больше «закрывается» от общения. Сложности с полноценной социализацией вызывают и изменения в нервной системе.

В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент полностью или в необходимой мере восстановил свои функции. Сеансы реабилитации дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику и стабилизируют эмоциональное состояние.

Методы арт терапии несут в себе такие функции:

  1. Коммуникативно – рефлексивная. В результате занятий происходит коррекция личностной оценки, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию. Появляется желание добиться больших результатов и гордость за свое упорство – это формирует общий положительный фон для выздоровления.
  2. Катарсистическая – опустошающая. В этот сложный период очень важно освободиться от негативных мыслей, и это удается, благодаря ощущению внутренней гармонии.
  3. Регулятивная – снятие напряжения. Положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности на процессе.

Пациент, проходящий реабилитацию, в которую включена системная арт – терапия, в течении достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Благодаря переживаемым положительным эмоциям он формирует новое отношение к ситуации и находит возможности выхода из нее.

Чаще всего, после перенесенных неврологических заболеваний, человек склонен к негативному восприятию окружающего, а связь с творчеством, искусством и духовными ценностями высвобождает агрессию и негатив в виде произведений.

Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде рисунков, скульптур, некоторые открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.

Методы и виды арт – терапии

Существует множество видов искусства, на которые возможно опираться для качественной реабилитации больных. Прежде всего – пациент и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Если человеку не интересен тот или иной вид искусства, его сложно заставить им заниматься. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных терапевтом вариантов:

  1. Живопись красками, песком. Обсуждение полотен художников или самостоятельные занятия. Пациент, склонный к живописи и готовый обсуждать эту тематику, делиться своими наблюдениями и интересующийся комментариями к своим работам – отличный результат терапии.
  2. Скульптура и дизайн. Лепка из всевозможных материалов: глина, пластилин, специальное тесто – дает возможность развить мелкую моторику рук, умение концентрироваться на процессе и приводит к общему расслаблению.
  3. Музыка и вокал. Прослушивание классической музыки, пение и игра на музыкальных инструментах в значительной мере действуют расслабляющее и работают с дефектами речи. После подобных сеансов пациент чувствует радость от возможности проявить себя.
  4. Литература и поэзия. Чтение всегда действует отвлекающее и заставляет окунуться в мир фантазии и другого времени и места. Сочинение небольших миниатюр, стихов, юморесок – все это позволит врачу понять глубину переживаний и проблем пациента, а в дальнейшем корректировать этими же методами внутреннее состояние.

Существует методика групповых и индивидуальных занятий. Оптимальный вариант – групповые занятия, которые решают основную проблему – ограничение общения с социумом. Интерактивная группа – результат качественной работы специалиста.

В ходе групповых занятий арт – терапевт дает задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым, формируется умение оценивать, уйти от стеснения и зажатости.

Индивидуальные программы реабилитации направлены чаще всего на вывод из состояния глубокого погружения в себя. Терапевт находит тему интересную для обсуждения, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.

Практический опыт в центрах реабилитации

Построение программы реабилитации с применением арт – терапии заключается в прохождении нескольких уровней. В зависимости от динамики улучшения происходит усложнение задач – эта дополнительная нагрузка заставляет пациента расширять свои возможности, раскрываться и развиваться.

Опытные специалисты в большинстве случаев применяют структуру занятия из трех частей:

  1. Вводная. В этой части инструктор анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит и этим агитирует на активное участие.
  2. Основная рабочая часть. Здесь участники выбирают занятие, решают — будет ли оно индивидуальным или групповым. Обсуждают результаты, делятся впечатлением и ощущениями.
  3. Заключительная часть. В этой части участники подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние работы с текущей. Специалист анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах.
Читать еще:  Прикольные фразы и выражения для разговора. Прикольные фразы и выражения о жизни

Данный вид терапии возможен для применения и в домашних условиях, но пациент не получит всего объема возможностей, нужной поддержки и правильных – корректирующих его состояние заданий. Специалист должен иметь значительную подготовку и опыт работы в данной, очень узкой сфере.

Раскраски антистресс, которые широко применяются при арт-терапии как в домашних условиях, так и в реабилитационных центрах:

Говорят пациенты

Из отзывов пациентов, столкнувшихся с арт-терапией.

После того, как в течении трех месяцев мой ребенок пяти лет прошел курс арт – терапии с диагнозом нарушение речи, у нас значительные изменения. Групповые занятия с детьми, опытный специалист и процессы, в которых он принимал участие – лепка, рисование и создание сказок — заставили его больше общаться, интересоваться сказками. Сейчас он выдумывает сказки и рассказывает их в детском саду.

Мария, 32

Пол года назад у свекра был инсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал совершенно другим человеком – злым, агрессивным и ранимым. Раньше, до болезни, он был главой семьи и радовался тому, что востребован: занимался внуками, прививал им любовь к спорту и книгам.

А после выхода из больницы обнаружил, что не может больше этого делать. Прошел реабилитацию, в которую входила арт – терапия. Оказалось, что у него всегда были предпосылки к живописи. Сейчас он вполне счастлив, занимается прежними делами – значительно лучше стали движения, научился гасить в себе раздражение и жить с незначительными ограничениями.

Наталья, 35

Арт – терапия, как возможность выражения своих чувств, эмоций и возможность социализации после перенесенных заболеваний используется с высокими показателями валидности.

Применение этого щадящего метода позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – купировать результаты перенесенных заболеваний.

Практика многих клиник, исследования и примеры действия арт – терапии, позволяют говорить о ней, как об одном из основных методов, наряду с физиотерапией, которые возвращают пациента к активной жизни.

Арт-терапия — что это такое, определение

Немногие знают, что для коррекции серьезных психологических проблем иногда нужны не какие-то сложные психотерапевтические приемы, а средства, вполне приятные для души. Речь идет о методе, который часто используется в современной психологической практике, – это арттерапия. Арт психологи утверждают, что после прохождения коррекции такая деятельность для многих пациентов превращается в любимый досуг.

Арт терапия – способ психологической коррекции, основанный на синтезе искусства и творчества

Арт-терапия что такое

В переводе понятие «арт терапия» – это лечение искусством (аrt англ. – искусство, therapеia греч. – лечение). Арт психология уточняет термин определением: это «лечение творчеством», так как идет активное задействование творческой сущности человека.

В качестве лечебных средств используются разновидности художественного творчества: рисование, лепка, музыка, литература, театр. Замечено, с их помощью можно быстрее и проще найти путь к разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов, к выходу из кризисных состояний. Творчество полезно и в работе с психотравмами, тревогами, негативными поведенческими реакциями: гневом, агрессией, тревожностью.

Особенности арт-терапии

Основная особенность арттерапии и одновременно ее отличие от других методик – это использование метафоры, то есть перенос свойства одного предмета на другой. Краткая суть арттерапевтической метафоры в том, что пациент особым способом (например, рисованием или лепкой) создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним.

Другая особенность – кроме традиционных изобразительных средств, для метафоры используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.

К сведению. В артпсихологии считается, что излечение искусством опирается на бессознательное (отсутствие контроля над информацией со стороны сознания). Информация сохраняется в виде образов и метафор со своей эмоциональной окраской. Чтобы решить психологическую проблему, достаточно найти в бессознательном подходящий образ, создать метафору и вывести ее на уровень осознания. Далее проработать негативные эмоции и вызвать инсайт, то есть озарение.

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Теоретические основы

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Основные концепции исцеления искусством

Творчество в лечении является и ведущим методом, и выполняет вспомогательную функцию. Поэтому современная арт терапия рассматривается на основе двух ведущих концепций:

  1. Искусство через завуалированную метафору помогает воссоздавать психотравмирующую ситуацию и искать ее разрешение через трансформацию самой личности. Пример, творчество – эффективное средство для работы со страхом, возникающим из-за внутриличностного конфликта.
  2. При знакомстве с комплексом готовых художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) идет обучение пациента умению познавать собственный внутренний мир и отслеживать свои ощущения.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Виды терапевтической методики

С точки зрения классической арт-терапии, для лечения искусством достаточно тех его видов, которые присутствовали изначально: живопись, графика, лепка. Однако современная практика использует гораздо больше видов терапевтической методики: фотографию, библиотерапию, маски, сказки, музыкотерапию, их число постоянно растет.

Становится популярным комплексное средство – арт синтезтерапия, как сочетание живописи, стихов, драматургии, риторики и пластики.

Изотерапия

Из всех видов наиболее известна изотерапия, то есть коррекция рисованием. Ее широко применяют в работе с дошкольниками для изучения их психоэмоционального состояния. Среди дошкольных психологов и педагогов доу популярны рисуночные тесты: «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Мои страхи», которые дают возможность взрослым выявить детские проблемы, а детям – вникнуть в собственные чувства и переживания.

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия для взрослых пациентов применяется при выявлении и коррекции психосоматических нарушений, трудностей в семейном и социальном общении. Арт терапевты обычно используют как классические (обычное рисование), так и современные технологии:

  • Изображение на мокрой бумаге;
  • Рисование на прозрачном стекле – монотипии;
  • Раздувание краски на бумагу через трубочку;
  • Коллаж – наклеивание разных по фактуре и цвету материалов: газет, глянцевых журналов, природных материалов.

Фототерапия

Излечение фототерапией – доступное современное средство. Арт терапевты включают в работу и готовые фотографии, и оригинальные авторские снимки. Основное содержание приема – в создании, восприятии и обсуждении с пациентом метафоры через фотографический образ. Такой вид арт терапии приветствуется в подростковой среде, так как соответствует их интересам к различным гаджетам.

Читать еще:  Про искусство и его ведение. Доклад: Библейские сюжеты в живописи

Музыкотерапия

Музыкотерапия представлена системой музыкальных произведений, эффективно влияющих на поддержание психического здоровья человека. Это достаточно сложный вид арт терапии, так как требуется строгий подбор произведений, помогающих пациенту входить в определенный образ для самопознания. Музыкотерапия проводится индивидуально и в группах. Групповая – даже предпочтительнее, так как дает возможность влиять на самочувствие путем обсуждения музыкального произведения с разных позиций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный вид арт терапии, с успехом применяющийся в работе и с детьми, и со взрослыми. Он незаменим в педагогике не только как средство воспитания моральных качеств, но и для коррекции психологических отклонений. Если выявляется какая-либо проблема, арт терапевт обсуждает с ребенком подходящий сказочный сюжет или побуждает импровизировать. Чаще всего в доу сказкотерапию проводят в группе, чтобы можно было обсудить общие возрастные проблемы со всеми детьми.

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Упражнения для взрослых

На данный момент известно много техник и упражнений, которые доказали свою эффективность в работе со взрослыми и детьми подросткового возраста. Вот пример некоторых из них:

  • В упражнении «Аватара» цель – создание условий для самопознания, так как человек часто совершает ошибки, не понимая себя, своих желаний, сильных и слабых сторон. Нужно найти образ, максимально отражающий внутренний мир личности, и нарисовать его. На первых порах рисунок может быть схематичным, главное, чтобы он отражал внутреннее состояние.
  • Задание на прорисовку «Образа цели» полезно для подросткового возраста и молодежи, так как позволяет обозначить цель своей жизни и скорректировать жизненные ориентиры. Не нужно опасаться неумения рисовать, можно просто черкать, постепенно каракули складываются в осмысленный рисунок.
  • Интересное упражнение «Жизнь как дорога» помогает пересмотреть и скорректировать жизненные ориентиры человека. Пациента побуждают рисовать дорогу жизни, так, как он себе представляет, с рытвинами и ухабами, прямой или извилистой, отразить места, через которые она проходит. Затем арт психолог предлагает подумать над рисунком и ответить самому себе, доволен ли дорогой, по которой идет, есть ли смысл свернуть. При желании можно изменить рисунок, добавив элементы будущего.

Упражнения для детей

Для ребенка творчество полезно тем, что в нем можно выразить те свои переживания, которые трудно высказать словами. Арт терапевту достаточно увидеть цвет, характер линий, изображение фигур, чтобы понять настроение малыша, заглянуть в его внутренний мир, определить наличие страха и тревоги. При помощи творчества можно скорректировать некоторые проблемы, улучшить самочувствие малыша. Примерные упражнения, которые можно предложить детям:

  • В упражнении «Цветок» надо закрыть глаза и представить самый красивый цветок, который известен малышу. Затем задаются вопросы о внешнем виде цветка, где он растет. Такая метафора предполагает раскрытие внутреннего мира ребенка.
  • Упражнение «Мое настроение» помогает изучить внутреннее состояние маленького пациента. Арт психолог предлагает ему закрыть глаза, правильно дышать, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях, затем нарисовать свое настроение. При обсуждении выясняется, нравится ли ребенку его нарисованный образ, что он вызывает: покой, веселье или тревогу, страх. Это даст возможность скорректировать проблему ребенка.

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Делая вывод об уникальности лечения искусством, можно говорить, что арт терапия – это одно из лучших психотерапевтических средств, которое ненавязчиво побуждает личность к выявлению и решению сложных задач, показывает разные варианты выхода из проблемы. Главная его польза в том, что раскрываются творческие способности человека, помогающие пережить трудные периоды жизни.

Видео

Арт-терапия как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья

Пожилые люди и инвалиды – категория граждан, особо нуждающихся в психологической реабилитации и социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Пожилому человеку и лица с ограниченными возможностями важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается, так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Цель арт-терапии:

Повышение уровня адаптации в социуме, реабилитация пожилых людей и инвалидов в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Задачи:

  • Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;
  • Преодоление коммуникативных барьеров;
  • Активизация психических функций (память, внимание, мышление).

Социальная значимость:

Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, мы выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраиваем свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасаемся с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей и инвалидов в меняющихся условиях современной жизни.

Занятия Арт-терапией способствуют:

  • Развитию креативности личности
  • Формированием образного мышления
  • Развитию мелкой моторики
  • Стимулирует творчество и осознание чувств
  • Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом
  • Формирование представлений о себе
  • Осознание и выражение своих чувств

Если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал, проработать и дать выход негативным и психотравмирующим факторам, понять себя и научиться лучше понимать других, Добро пожаловать в ГАУ КЦСОН Октябрьского района! Опытные специалисты помогут вам в выборе направления и определения своих желаний и возможностей! У нас вы можете записаться на курсы групповой или индивидуальной арт-терапии!

Арт-терапия- современный и мягкий способ психотерапии в социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия: что это такое? Волшебство, созданное своими руками!

Современное исцеление с помощью творчества!

Обретение гармонии, развитие личности!

Увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий!

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Арт-терапия – дословно обозначает: исцеление с помощью рисунка (живописи). Искусство само по себе уже является целебным, т.к. удовлетворяет потребность человека в самовыражении и саморегуляции. Считается, что в процессе взаимодействия с красками, бумагой, пластилином и своими образами, человек проявляет себя в результатах своей творческой деятельности, проходит через самопознание и самовыражение. Негативные чувства могут быть выплеснуты в приемлемой форме, пережиты и изменены — в результате человек чувствует облегчение от трудной жизненной ситуации. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.Терапия искусством позволяет: выразить себя, свои чувства, состояния, увидеть свой внутренний мир, достичь положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. А еще арт-терапия дает шанс раскрыть таланты, о которых вы даже не подозревали. Это мощный импульс для повышения самооценки и самосовершенствования». Помимо прочего, занимаясь творчеством, мы освобождаемся от тяжелых мыслей и депрессивного настроения, а также сбрасываем груз накопленных переживаний. Это своего рода медитация, позволяющая расслабиться и очистить разум. Особенно радует тот факт, что арт-терапия не имеет возрастных ограничений и противопоказаний, а художественные способности не играют никакой роли.

Читать еще:  Анализ произведения коняга. Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина «Коняга

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.

Чем же ценна арт-терапия?

Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии. С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование. И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — “Кто я? Что я?”, а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоциии чувствана холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных “блоков” и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. На занятиях по арт-терапии создается такая ситуация, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Основные особенности арт-терапии:

  • много конструктивной работы с чувствами и эмоциями
  • повышается самооценка
  • эффективно воздействует на подавленные эмоции
  • творчество способствует развитию личности
  • деятельность своими руками способствует гармонизации внутреннего мира
  • благотворное воздействие на внутренний психологический и эмоциональный мир человека
  • нет ограничений по возрасту

Есть несколько главных заповедей арт-терапии:

  • Нет задачи «нарисовать красиво, как художник». Главное — нарисовать или вылепить из пластилина так, как получится. В арт-терапии есть упражнения, основанные на рисовании, казалось бы, бессмысленных каракулей.
  • Арт-терапевт не будет объяснять вам «что же это такое вы нарисовали», его задача — направить вас на выплеск потаенных эмоций и ваших личных скрытых смыслов, в результате чего вы сможете получить облегчение и осознание того, как быть дальше.
  • Вы можете не понимать, как это работает — это нормально и необязательно.

Основные возможные результаты арт-терапевтичной работы:

  • осознание и глубокая проработка эмоций;
  • выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций;
  • облегчение боли из прошлого;
  • открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей.

Как долго длится арт-терапия?

Арт-терапия может длиться от одной встречи до нескольких лет: все зависит от глубины проблемы и связанной с этим необходимости вернуть человеку положительные эмоции от бытия. Нужно понимать, что психотерапия вообще — это длительный процесс, который может длиться от полугода до нескольких лет. Все индивидуально и зависит от конкретной ситуации и самого человека. Обычно терапия представляет собой еженедельные встречи. В острых ситуациях возможны встречи два раза в неделю. Есть варианты встреч один раз в 2 недели, но в этом случае нужно понимать, что главное в терапии – это регулярность. При встречах реже 1 раза в неделю эффективность терапии снижается. Есть вариант краткосрочной терапии – это около 20 сессий. При данном виде терапии, безусловно, будут явные результаты, но глубинные вещи можно проработать только длительно.

Что взять с собой на консультацию психолога арт-терапевта?

Никаких особых требований нет. Обычно арт-терапевт предоставляет все необходимые материалы для работы, но если клиенту приятнее иметь свои краски или карандаши, особенно при долгосрочной терапии, это возможно.

Что конкретно, к примеру, арт-терапевт может предложить вам сделать:

  • Нарисуйте ваш гнев;
  • Закрыв глаза, создайте из глины амулет;
  • Выразите ваши чувства на мятой бумаге, и так далее.

АРТ-терапия хорошо работает с:

  • заболеваниями, имеющими психосоматическую основу:
  • различными страхами и фобиями;
  • внутренними конфликтами – непринятие себя или любой части себя
  • неуверенностью, обидчивостью, замкнутостью;
  • незаменима в период становления личности и в кризисе второй половины жизни;
  • уменьшает психоэмоциональное напряжение в стрессовых ситуациях;
  • способствует быстрому восстановлению сил;
  • способствует поддержанию высокого уровня интеллектуальной и эмоциональной активности;
  • благоприятна для быстрого и эффективного восстановления организма;

Если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал, проработать и дать выход негативным и психотравмирующим факторам, понять себя и научиться лучше понимать других, Добро пожаловать в ГАУ КЦСОН Октябрьского района! Опытные специалисты помогут вам в выборе направления и определения своих желаний и возможностей! У нас вы можете записаться на курсы групповой или индивидуальной арт-терапии! Начните лучше понимать себя и окружающий мир уже сегодня!

Источники:

https://neurodoc.ru/terapiya/reabilitaciya/art-terapiya.html
https://srazu.pro/psihoterapiya/art-terapiya.html
https://zabota060.msp.midural.ru/deiatelnost-u060/metodicheskie-rekomendaciixxxx/art-terapiya-kak-metod-reabilitacii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmojnostyami-zdorovya.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]