Артемий бартенев. Андрей Бартенев: Не слишком ли «модный» для приговора?
Андрей Бартенев: Не слишком ли «модный» для приговора?
В «Модном приговоре» в начале марта случилась неожиданная замена.
Историк моды Александр Васильев, который бессменно заседал в судейском кресле с 2009 года, уступил свое место другому мужчине. И какому!
Андрей Бартенев считается одним из самых эпатажных современных российских художников. Хотя только художником назвать его нельзя – еще и режиссер, и скульптор, и модельер, и даже писатель. То, что он делает, всегда вызывает неоднозначную реакцию. Однако если кто-то говорит, что не понимает посыл его произведений, Бартенев лишь пожимает плечами.
– Современное искусство – это перевод смыслов доисторических эталонов красоты на современный язык, – говорит он. – А поскольку молодые языки очень трудны для выучивания, то многие и не понимают.
КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?
Андрей родился в далеком Норильске. После окончания школы выучился на театрального режиссера в Художественном институте Краснодара, а потом отправился покорять Москву. И вскоре светская тусовка заговорила о странном человеке, который ходит на презентации в костюмах из пустых пластиковых бутылок с мигающими огоньками.
Можно сказать, что Бартенев оказался в нужном месте в нужный час. Именно в те дикие 90-е, когда на фоне абсолютной нищеты повсюду расцветали пышным цветом громкие презентации и шумные вечеринки, этот странный человек вдруг пришелся ко двору.
А когда он выпустил перформанс «Снежная королева» – с движущимися скульптурами с геометрическими орнаментами ярких цветов, – то критики даже сравнили Бартенева с Малевичем и Кандинским! Это был настоящий успех, после которого Андрея отметили и за границей.
Среди его знакомых оказались не только российские, но и иностранные звезды – Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье.
– Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь, – говорит Бартенев.
Несмотря на образ сумасшедшего фрика, Андрей – человек довольно здравомыслящий, четко знающий, чего он хочет и каким способом этого добиться. Бартенев – гениальный менеджер самого себя, поэтому гонорары его весьма высоки, да и работы продаются по достойным ценам.
«НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙ В СЕКСЕ»
Если о перформансах Бартенева знают многие – слишком громкими они у него получается, – то вот все, что лежит вне сферы искусства, Андрей старается хранить в тайне. Например, даже солидные справочники путаются, сколько ему лет. В разных источниках – разные цифры: 46, 48, 54…
Также никто ничего не знает и о личной жизни эпатажного художника. Даже неизвестно, женат ли он. Правда, судя по тому, что однажды Андрей стал героем программы «Давай поженимся» (куда пришел в костюме кукурузы, скрывающем тело и лицо полностью), его сердце все еще свободно. Сам же Бартенев в недавнем интервью на вопрос, какой совет с высоты прожитых лет дал бы себе, 19-летнему, отвечает: «Никогда не отказывай в сексе тем, кто хочет с тобой им заняться».
КЛОУНАДА ЗАКОНЧИЛАСЬ?
Справедливости ради надо сказать, что в последнее время стиль Бартенева даже в одежде несколько изменился. Он перестал так уж откровенно эпатировать публику. Сам объясняет это тем, что раньше был клоуном, но дети, которых он веселил, выросли, и теперь надо искать другие способы быть для них интересным. А, может, Андрей просто устал от непонимания окружающих: неоднократно на него были совершены нападения – как раз из-за яркого внешнего вида.
Зато за границей Бартенева любят, его работы есть во многих лучших галереях. Да и сам он большую часть времени проводит вне России – работает в Америке и Европе, дает мастер-классы в театральных академиях. Именно в Европе, а точнее в Испании, его и застал звонок с Первого канала с предложением стать, пусть и на время, ведущим «Модного приговора».
«ЗА» И «ПРОТИВ»
По словам Бартенева, поначалу он подумал, что это либо чья-то шутка, либо просто не туда попали. Но когда стало ясно, что звонок – не розыгрыш, тут же купил билет на ближайший рейс в Москву.
На этом сюрпризы не закончились. На съемки передачи Бартенев, помня, что это все-таки Первый канал, а не Fashion TV, привез целый чемодан классических костюмов (оказывается, есть в его арсенале и такие). Однако там лишь замахали руками: нет, не надо чинно-благородно, давайте-ка везите в студию ваши безумные наряды жирафов и павлинов.
В слаженную команду в лице Эвелины Хромченко и Надежды Бабкиной Андрей Бартенев вписался довольно органично. А вот зрители «Модного приговора» разделились на два лагеря.
Одни с первого же эфира влюбились в Бартенева – в его неповторимый стиль, способность обнаружить нечто необычное даже в «серой мышке» и, конечно же, в его искрометный юмор, порой на грани фола.
Другие же – стали требовать вернуть обратно Васильева, пусть тоже весьма эпатажного, зато почти домашнего и родного.
Однако в целом можно сказать, что эксперимент с введением в передачу Бартенева удался. Так что не исключено, что в будущем он еще не раз заменит несколько утомившегося от постоянных съемок историка моды.
Бартенев с содой. Андрей Бартенев: Не слишком ли «модный» для приговора? Перфомансы Андрея Бартенева
Российский художник, скульптор, дизайнер, акционист, экспериментатор и создатель множества провокационных выставок и перформансов.
Андрей Бартенев. Биография и творческий путь
Андрей Бартенев родился в Норильске в октябре 1965 года в обычной семье, проживавшей в коммунальной квартире. В детстве он мечтал получить музыкальное образование, однако жилищные условия не позволяли разместить дома габаритное пианино. В юные годы всё его творчество, по словам Бартенева, ограничивалось пластилином и ножницами: мальчик лепил различные фигурки и создавал коллажи из цветной бумаги.
Окончив школу, Бартенев перебрался в Краснодар, где поступил в институт искусств на факультет театральной режиссуры. По специальности проработал порядка полугода, после чего в конце 1980-х годов приехал в Москву, где вскоре познакомился с эпатажной Жанной Агузаровой . По признанию Андрея, тогдашний директор певицы Сергей Гагарин помог ему начать карьеру в столице.
Андрей Бартенев: Потом появились знакомые мирового масштаба – Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон, Зандра Роуз… Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь». люблюодеваться и жить согласно своему воображению… Я одеваюсь так, как хочу. Причем если в любой европейской стране мой внешний вид вызывает доброжелательное любопытство, то в России яркая и необычная внешность провоцирует агрессию.
В начале творческого пути Андрей ориентировался на русскую классику и авангард 1911 – 1914 годов. В середине 90-х один из своих перформансов Бартенев посвятил художнику-авангардисту Казимиру Малевичу .
В 1992 году на фестивале в Риге Андрей Бартенев удостоился Гран-при за свой проект «Ботанический балет».
Завоевав популярность, Андрей все больше становился участником различных музыкальных фестивалей, устраивая мультимедийные перформансы. Кроме того, сфера занятий дизайнера и модельера Бартенева: графика, проектирование скульптур, писательская деятельность. Он проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом – в Америке, Британии, других европейских странах. Одно время преподавал в театральной академии в Норвегии на факультете сценографии.
Особый интерес у зрителей вызывают необычные динамичные перфомансы Андрея, работы которого находятся в российских и зарубежных галереях, частных собраниях, выставляются в крупнейших музеях современного искусства за границей. В числе его детищ: выставка «Люби кутюр!», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», проекты «Спящие красавицы», «Минеральные воды», «Нижнее белье для Африки», «Ботанический балет», «Снежная королева», которая также, как и другие работы, потрясла иностранных искусствоведов.
В числе всемирно известных перформансов Бартенева проект «Я тебя люблю!», представляющий собой габаритную конструкцию из множества огромных динамиков. Они расположены друг за другом по кривой. Зритель же, произнося заветные слова, наблюдает, как проживающая недолгую жизнь фраза возвращается обратно.
В 2015 году в Музее современного искусства в Москве Андрей представил ретроспективу своих работ, создаваемых автором в течение четверти века.
Андрей Бартенев: Я люблю общественные пространства: стадионы, магазины, аэропорты. Я не против наполнить их своими формообразованиями. Чем больше людей увидят их, тем больше они зарядятся моим пониманием дружбы и любви.
В 2016 году, например, выставка Андрея под названием «Дайте любви!» открылась в торгово-развлекательном центре столицы Кунцево Плаза. В том же году он поработал художественным руководителем галереи «Здесь на Таганке», где сделал успешные выставки «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей», которые посетило рекордное количество людей.
Андрей Бартенев – член Союза художников и Академии дураков Вячеслава Полунина.
В конце февраля 2017-го стало известно, что Бартенев с 1 марта на время займет «трон», на котором в рамках программы «Модный приговор » на Первом канале восседал с лета 2009 года историк моды Александр Васильев , сменивший на этом месте прежнего телеведущего популярного шоу Вячеслава Зайцева , покинувшего проект по состоянию здоровья.
Новый ведущий программы “Модный приговор” Андрей Бартенев рассказал, почему историку моды Александру Васильеву потребовалась замена. По словам дизайнера, ему очень понравилось принимать участие в съемках.
“Передача, которую мы недавно отсняли, выйдет в эфир 1 марта. С огромным удовольствием я встретился с моими старыми друзьями Эвелиной Хромченко и Надеждой Бабкиной, в очередной раз восхитился их профессионализмом, героизмом, стойкостью и здоровьем. Потому что для того, чтобы вести “Модный приговор”, нужно быть очень здоровым человеком – не только психически, но и физически”, – объяснил Бартенев корреспонденту сайт.
ПО ТЕМЕ
Андрей подчеркнул, что раньше часто смотрел передачу с участием Александра Васильева. “У меня уже тогда возникали мысли, что в ней нужно что-то менять. Мне не нравились декорации, я бы поменял музыку, но оказалось, мы имеем дело с таким накатанным блокбастером, что изменить какую-то деталь – это значит убить зрительский интерес”, – поделился новый ведущий.
Модный судья признался, что тщательно готовился к съемкам. “Продюсеры сообщили мне о том, что хотели бы видеть меня в качестве ведущего, когда я был в командировке. Я собрал целый чемодан классических английских костюмов, подумал, что зрители привыкли меня видеть в яркой одежде, и решил их удивить. Однако продюсеры сказали: “Нет-нет, вы нам нужны именно таким! Верните свои яркие костюмы!.
Художник добавил, что зрители увидят всего лишь восемь выпусков программы с его участием – затем Александр Васильев вернется в кресло ведущего. “Сейчас он готовится к своей выставке костюмов XVIII – XIX веков, как только она завершится, он вновь станет ведущим”, – отметил Андрей.
Художник, скульптор, модельер Андрей Бартенев родился в Норильске в далеком 1969 году. Детство мальчика прошло в коммунальной квартире. Сам Андрей вспоминает то время как голодное и холодное. А своим главным вдохновением тех времен называет своих домашних питомцев.
Образование Бартенев получил в Институте культуры г. Краснодара. После окончания он уезжает в Сочи, где становится успешным художником, создателем выставок и перформансов.
В 90-х годах Андрей прилетел в Москву самолетом из Адлера. Его встречал Сергей Гагарин, директор группы Браво. Он не только познакомил Андрея со своими друзьями, но и рассказал, как надо жить в Москве. Гагарин посоветовал Бартеневу одеваться более экстравагантно. Андрей быстро понял, чего не хватает его сочинскому шарму. Добавив чуть-чуть блошиного рынка, он с легкостью вписался в круг московской богемы. Первым делом Андрей отправился со своими графическими работами на Малую Грузинскую, где в то время находился Комитет выставок. Там его сразу приняли, и он познакомился с такими людьми как Герман Виноградов, Петлюра, и многими другими талантливыми художниками того времени. Там же была проведена их первая групповая выставка. По совету своих новых друзей, Бартенев отправился в галерею “Марс”, где все и началось.
Творчество Андрея Бартенева
Первым большим проектом Андрея того времени стало «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок», в рамках которого он курировал выставку сочинских и московских художников. Сам Бартенев танцевал на том проекте под звуки музыки с пером от сочинского павлина. Тогда в начале 90-х о Бартеневе писали все газеты.
Триумф Бартенева в Европе начался в 1993 году. Там Андрей со своим Ботаническим балетом попадает в репортаж журнала Stern. Фотография Андрея на весь разворот, где он весь в пуговицах стоит в метро со стеклянным цветком и с брошками Эндрю Логана, облетела весь мир. Последовал звонок от жены Юрия Визбора, которая сообщила Андрею, что его приглашают на фестиваль во Франкфурт-на-Майне. Позже Бартенев нон-стоп ездил по всем городам Европы, и в 1995 году оказался в Лондоне, где прожил следующие 10 лет.
В 2000-х годах Бартенев уходит от больших музеев и галерей, и его приоритетом становится перформанс. Его работы в этом жанре обошли все ведущие площадки мира.
Ботанический балет – один из самых известных перформансов Бартенева, с которым он получил Гран-При в 1992 году в Юрмале на «Ассамблее неукрощенной моды». Он имитирует детскую игру «лепи из снега» при помощи картона и папье-марше.
Другая не менее известная работа мастера – постановка «Снежная королева». Этот причудливый перформанс невероятной фантастичности задействует пестрые движущиеся скульптуры и объекты. Зарубежной публике эта работа напомнила творчество Кандинского.
Еще один нашумевший перформанс Бартенева называется «Я тебя люблю!». Зрители произносят эти три слова, которые затем с помощью длинного ряда огромных динамиков, расположенных по извивающейся линии, возвращаются к нему самому.
Личная жизнь
Несмотря на доброту, улыбчивость и дружелюбие, Андрей старается никого не впускать в свою личную жизнь. Известно, что детей у него нет. А самым близким человеком всегда была мама, которая ушла из жизни несколько лет назад.
Андрей Бартенев является известным российским дизайнером, модельером, скульптором, художником и телеведущим.
Родился Андрей в 1965-м году в Норильске. Его мать и отец были простыми рабочими. Долгое время они с семьей жили в коммунальной квартире в небольшой комнате. В детстве Бартенев увлекался музыкой, мечтал научиться играть на фортепиано, но ему не разрешали покупать музыкальный инструмент, который из-за размеров некуда было поставить. Однако тяга к творческой деятельности у Андрея не пропадала. Он постоянно что-то лепил, рисовал, резал и клеил.
После того, как Андрей окончил 10-й класс школы, он переехал на юг России – в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Позже он признался, что долго не мог отвыкнуть от полярной ночи, вечно снежного покрова и северного сияния.
В новом месте жительства Бартенев продолжил творить. Уже в 20 лет он отправился в Москву, куда его пригласили Жанна Агузарова и ее директор. Там Андрей начал активную работу с молодыми коллективами. Он занимался постановкой различных перформансов, которые сразу начали обсуждаться критиками и обычными людьми.
Андрей успел поработать в галерее «Марс», где были представлены его работы «Великая корякская чайка», «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и другие. Через некоторое время он посетил Ригу с представлением «Ботанический сад», которая была отмечена призами.
В 90-х о Бартеневе писала в основном зарубежная пресса. Стилистика Андрея пришлась по душе зарубежным критикам, которые отмечали сходство с русским авангардизмом и футуризмом. Перформансы молодого дизайнера называли «будто бы ожившими фигурами из картин художников начала 20-го века, которые под музыку современной классики двигались в пространстве, повторяя взаимодействие планет».
В середине 90-х годов Андрея приняли и в Союз московских художников. В начале 00-х он отправился работать в центр Watermill, что в Хэмптонсе, США. Одна из известнейших его работ, представленных в США, носит название «Лестница красного». Это было целое представление с оперными певцами, оркестрантами. При этом музыканты пользовались пустыми железными банками вместо обычных инструментов. Запомнились публике и макаронные блюда, которые во время постановки скидывались с балкона прямо на сцену.
Сейчас Андрей активно занимается преподаванием. Его лекции по искусству в Москве собирают полные аудитории молодых творческих людей. Одной из известнейших учениц Бартенева стала Саша Фролова, которая прославилась своим проектом «Акваэробика».
Также дизайнер часто работает в Европе, где читает лекции в Норвежской академии. Он хорошо знаком с такими представителями западной творческой элиты, как Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Эндрю Логан, Роберт Уилсон и многими другими.
Широкая публика знает Бартенева благодаря его необычным костюмам, в которых он посещает самые разные светские мероприятия. Как правило, большинство его костюмов представляют собой фантастические наряды, напоминающие инопланетян и неких мифических существ.
Что касается личной жизни Андрея, то о ней известно мало. Несмотря на то, что ему уже 51 год, он все еще не женат. Бартенев любит в шутку отвечать на вопросы о личной жизни, что у него есть большая семья в параллельной вселенной.
Весной 2017-го года Андрей начал вести передачу «Модный приговор» на Первом канале вместо Александра Васильева.
Андрей Бартенев: «Если нет своих мозгов – хотя бы следуйте за модой!»
22 февраля 2017 22:50 45
Андрей Бартенев – один из самых феерических фриков, порожденных нашей удивительной страной. Фото ТАСС/ Сергей Карпов
Какое-то время передачу для домохозяек «Модный приговор» будет вести Андрей Бартенев – один из самых феерических фриков, порожденных нашей удивительной страной. То есть это в России его стабильно принимают за сумасшедшего, а во многих других странах носят на руках как удивительного, ни на кого не похожего художника. Как оценивать тот пир духа, который он устраивает на протяжении четверти века – решайте сами. Мы же всего лишь представим несколько образов Бартенева и вкратце опишем этапы его пути.
Андрей Бартенев родился в Норильске – городе северном и темном. Как известно, дома там раскрашивают в веселенькие цвета – чтобы студеною зимнею ночью было не так скучно. Именно отсюда, из норильской тьмы, отчаянная бартеневская страсть к ярким цветам – а еще к нарядам, которые на родине никогда и ни при каких обстоятельствах не наденешь.
Из норильской тьмы, отчаянная бартеневская страсть к ярким цветам. Фото ТАСС/ Руслан Шамуков
Никого не напоминает вам на этой фотографии Андрей Бартенев? Ну конечно – Жанну Агузарову , певицу, в конце 80-х шокировавшую советскую общественность, а позже удалившуюся на Марс. По словам Бартенева, со знакомства с Жанной в 1988 или 1989 году «все и началось»: они оказались родственными душами, и именно вслед за ней он переехал в Москву . Чтобы впоследствии осуществить вместе с ней перформансы «100 невест для дяди О» и «Если бы у меня рот был шире на 1 метр 60 сантиметров».
Никого не напоминает вам на этой фотографии Андрей Бартенев? Ну конечно – Жанну Агузарову. Фото Федора Савинцева (ТАСС)
Эндрю Уорхол, экспериментатор и провокатор – один из кумиров и героев Бартенева. Когда-то Уорхол прославился картинами, на которых были изображены банки с консервированным супом Campbell’s. И в начале 90-х в одном из первых громких перформансов Бартенева тоже фигурировали всякие жестянки и упаковки. В интервью он объяснял это так: «В 90-е на советских людей хлынул поток ярких, красивых разнообразных товаров, некачественных, но очень желаемых. Хотелось все съесть. Как Снежная Королева отбирала жизненную силу в обмен на вечность, так нашим людям дали множество вот этого красиво упакованного товара, и российская культура была безвозвратно утрачена».
Эндрю Уорхол, экспериментатор и провокатор – один из кумиров и героев Бартенева. Фото ТАСС/ Виктор Великжанин
Бартенев – желанный гость на разных церемониях, особенно несерьезных, вроде «Серебряной калоши». Никто, кроме него не может (как на одном из перформансов) забросать зрителя невидимыми червячками, крича «Бартенев дурак»!
Бартенев – желанный гость на разных церемониях, особенно несерьезных Фото: Михаил ФРОЛОВfotograff3
Слово «Дурак» применительно к Бартеневу вряд ли прозвучит оскорбительно – он ведь академик Академии дураков, давным-давно учрежденной знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным и актером Роланом Быковым . (Кроме него, туда входят Георгий Данелия , Валентин Гафт , Геннадий Хазанов и многие другие деятели культуры). В Уставе сказано, что «Деятельность Академии дураков предполагает: организацию праздников по месту скучного проживания, любовный обмен одиночеством, восхищение друг другом, проведение карнавалов, где каждый может выглядеть ещё большим дураком, обман зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и чувства заброшенности, пребывание в остолбенении с утра до вечера, борьбу с банальностью по всей линии горизонта, ощущение прекрасного чудесным и чудесного прекрасным, отбивание у будущего запаха прошлого, исполнение щучьих велений и всяческих хотений».
Слово «Дурак» применительно к Бартеневу вряд ли прозвучит оскорбительно. Фото ТАСС/ Александр Саверкин
Бартенев говорил, что предпочитает перемещаться по Москве «на машине или виртуально» – а то как-то на него угрожающе надвинулись молодые люди, вроде как с желанием убить. Но вот это, видимо, – редкий случай уличной одежды по- бартеневски .
Бартенев говорил, что предпочитает перемещаться по Москве «на машине или виртуально». Фото ТАСС/ Валерий Шарифулин
Несколько лет назад в Москве проходила выставка знаменитого английского дизайнера шляпок Филипа Трейси. Естественно, Бартенев не смог ее проигнорировать – и показать британцу, какие НА САМОМ ДЕЛЕ шляпки нужны людям: непременно с головой персонажа “Улица Сезам”
Бартенев показал какие НА САМОМ ДЕЛЕ шляпки нужны людям. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Бартенев говорил, что очень долго выступал в амплуа клоуна, веселил детей, но потом основной темой стали «прославление и защита деревьев и животных». Здесь все удачно совпало: детские образы кошечки и уточки – и угрожающая булавка, призванная, вероятно, привлечь внимание к их беззащитности. (При чем здесь девушки на фотографиях слева? Точно ни при чем).
Бартенев говорил, что очень долго выступал в амплуа клоуна. Фото ТАСС/ Алексей Никольский
Из старого интервью Бартенева: «Мне просто нравиться играть. Играть с предметами, с ситуациями и, прежде всего, с самим собой, со своим образом. Так и рождается спектакль. Жизнь очень быстротечна, поэтому, если не наслаждаться игрой, то останется все только черное и мрачное».
И еще: «Человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает. Человек досказывает себя одеждой. А те, кто следует моде… Ну и прекрасно. Нет своих мозгов – пусть хотя бы следуют!»
Человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает.Фото ТАСС/ Антон Тушин
Источники:
https://otzvezd.ru/na-sluhu/zvezdnyi-chas/andrei-bartenev-ne-slishkom-li-modnyi-dlja-prigovora.html
https://www.lllit.ru/beauty/bartenev-s-sodoi-andrei-bartenev-ne-slishkom-li-modnyi-dlya-prigovora.html
https://www.kp.ru/daily/26645/3666213/