Астрономические опыты. Задания всероссийской олимпиады школьников по астрономии
Олимпиады по астрономии
Выберите тему, по которой Вы хотите пройти тестирование. Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по этой ссылке. .
Бесплатные онлайн тесты по астрономии на портале Солнечный Свет
Педагогический портал Солнечный свет открывает свои двери всем учащимся и учителям. Для учеников наш портал может служить отличным тренажером для подготовки к олимпиадам. А учителя могут здесь набраться опыта, получить некие знания в области астрономии, и предлагать тесты нашего портала своим ученикам. Отличная возможность определить более сильного учащегося, которого можно будет отправить на олимпиаду. Наши онлайн тесты 2016-2017 созданы по пройденным в школьной программе разделам, а также здесь присутствуют более углубленные разделы, которые могут проходить в ВУЗах. Отличные и развлекательные тесты на различные темы, это то, что сможет проверить уровень ваших знаний о нашей галактике, о том сколько в ней планет и как они называются. Наш портал предлагает пройти познавательные викторины, замечательные и средние по сложности олимпиады. Тесты нашего портала совершенно бесплатные и нет ограничений по времени выполнения каждого задания.
Пройти тест по астрономии на портале Солнечный свет
Педагогический портал Солнечный свет представляет вашему вниманию занимательные конкурсы, творческие задания, отличные олимпиады и хорошо подготовленные тесты по различным темам астрономических разделов. Наш портал предлагает пройти совершенно бесплатно тест, в котором расположено всего 10-ть вопросов. Под каждым вопросом прячется ответ, чтобы просмотреть правильность ответа, нажмите вначале на правильный по вашему мнению вариант, а после на кнопку просмотреть. Таким образом вы сможете сразу же понять где ошиблись и какой балл у вас будет. Пройти тест можно в любое время, единственное что вам нужно, иметь под рукой компьютер. По завершению теста вы можете создать диплом. Чтобы создать диплом необходимо оплатить мизерную стоимость оргвзноса, пройти тест и скачать свой диплом.
Создать диплом на педагогическом портале
Получить свой персональный диплом или свидетельство можно только по прохождению тестов. Наш портал предлагает акцию, для того, чтобы получить три диплома, вам следует создать два, а третий вы сможете скачать в подарок. Кроме того, наш портал может предоставить бесплатное скачивание диплома, при условиях, если вы пригласите своих друзей и будете отвечать на задания вместе, тогда существует возможность скачать диплом бесплатно. Наш портал можно использовать как тренажер, для подготовки к реальным олимпиадам. Учителя наш портал могут использовать для увеличения своих профессиональных данных, то есть с помощью нашего портала каждый учитель может повысить свою квалификацию, набравшись опытом из приведенных тестов, конкурсов и творческих заданий. Участвуйте в олимпиадах, пополняйте ваше портфолио достижений и развивайтесь!
Как подготовиться к олимпиаде по астрономии
Состязание организует факультет космических исследований МГУ совместно с Государственным астрономическим институтом имени П. К. Штернберга. С 13 ноября по 10 декабря участникам были доступны задания отборочного тура. Технические баллы будут опубликованы не позднее 25 января. Те, кто показал самые высокие результаты, будут приглашены на очный тур , который пройдет в марте 2018 года в МГУ.
Не просто астрономия
Как отмечают в оргкомитете, для успешного решения заданий первой олимпиады по космонавтике участники должны хорошо знать не только астрономию, но и информатику, математику и физику. Таким образом, у российских школьников надеются развить интерес ко многим аспектам:
- специальностям аэрокосмического профиля,
- истории достижений отечественной и зарубежной космонавтики,
- задачам по астрономии и космическим исследованиям,
- проблемам освоения космоса,
- разработке технологий и эксплуатации космической техники.
Миссия непростая, но не исключено, что когда-нибудь именно сегодняшние олимпийцы полетят покорять далекую планету Марс.
– Олимпиада по космонавтике, безусловно, будет способствовать росту интереса как к космическим исследованиям, так и к астрономии. Уже многие десятилетия успешно проводится всероссийская олимпиада. Можно эту апробированную временем схему взять в качестве, по крайней мере, организационной основы для нового проекта. Полагаю, что в олимпиаде будут участвовать школьники, которые увлечены предметом, обладают его глубоким пониманием и нестандартным мышлением.
Учебника не хватит?
Трудно сказать, какой уровень сложности зададут организаторы олимпиады, но, скорее всего, знаний учебника будет недостаточно, считает астроном. Нужны, безусловно, дополнительные ресурсы, прежде всего, популярная и специальная литература.
«Если говорить об учебнике Воронцова-Вельяминова и Страута, то это весьма добротный учебник, который выдержал испытание временем», – уверен Михаил Шевченко.
- Учебник выстроен методически, пронизан историзмом, доступен, логичен, в каждой теме выделено главное, что необходимо донести до школьника.
- В учебнике реализованы межпредметные связи, тщательно продуман аппарат вопросов, заданий, упражнений и примеров решения задач, представлен исключительно полезный список исследовательских проектов.
- Обобщая материал смежных предметов, учебник способствует формированию естестенно-научной картины мира. После кончины авторов проведена большая редакторская работа, которая значительно осовременила издание.
Будущим покорителям космоса, пусть пока и в рамках олимпиады, он советует порешать задачи астрономических олимпиад за прошлые годы, опубликованные в виде отдельной книжки, а также на сайте Всероссийской астроолимпиады.
Корпорация «Российский учебник» также запустила специальный видеокурс лекций по астрономии, которые читает доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе. Ранее мы уже знакомили подписчиков нашего Youtube-канала с его лекцией «Что изучает астрономия», теперь предлагаем вашему вниманию следующую лекцию цикла, посвященную телескопам.
«Конечно, невозможно в полном объеме вместить в школьный курс и астрономию-мировоззрение, и практическую астрономию, и астрономию-физику. На практике чем-то придется пожертвовать, и окончательный выбор приоритетов остается за педагогом», – констатирует ученый.
Астрономия, на самом деле, включает в себя целый комплекс самых разнообразных элементов, которые можно условно разделить на три группы: бытовые, мировоззренческие и научные, поясняет Вибе.
Первая группа – это базовые знания: восход и заход Солнца, фазы Луны, времена года — и связанная с ними минимальная теоретическая информация, включающая общее устройство Солнечной системы.
Вторая — мировоззренческая — включает в себя общее описание устройства мира уже не только в масштабе Солнечной системы, но и в существенно больших масштабах вплоть до Вселенной в целом.
Самая проблемная тема — астрономия как наука. «Из-за невозможности “потрогать” изучаемый предмет в астрономии приходится прибегать к довольно нетривиальным методам исследования, основанным на сложной физике», – уточняет Вибе.
При этом ученый не считает, что школьный курс должен быть ориентирован на тех, кто решил сделать космос своей профессией. Астрономия — воплощенная логика, и изучение ее научных аспектов может стать важным подспорьем в развитии умения делать выводы и предсказывать последствия.
Олимпиады по астрономии
Несмотря на то, что ещё в XIX веке Астрономическое общество Российской империи проводило «Олимпиады для учащейся молодёжи», в системе Всесоюзных, а впоследствии и Всероссийских олимпиад отдельной олимпиады по астрономии долгое время не существовало. Даже наоборот — среди нынешней «большой тройки» российских олимпиад по астрономии, в которую также входят Московская и Санкт-Петербургская астрономические олимпиады, Всероссийская — самая молодая.
Исторический очерк
Старшей из нынешних крупных олимпиад является Московская астрономическая олимпиада. Начало ей было положено в 1947 году, когда усилиями механико-математического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества и Московского планетария при активном участии Московского городского отдела народного образования была проведена Первая городская астрономическая олимпиада. В здании механико-математического факультета МГУ на Моховой впервые собрались 32 школьника из десяти школ Москвы. Перед участниками выступили с лекциями ведущие московские астрономы тех лет: заведующий астрономическим отделением механико-математического факультета МГУ профессор П. П. Паренаго, профессор Б. А. Воронцов-Вельяминов, известный популяризатор астрономии Ф. Ю. Зигель. Впоследствии такие выступления стали традицией. Сама же олимпиада по астрономии росла и развивалась: если в первых олимпиадах участвовало всего несколько десятков ребят, то в последующие годы она собирала уже несколько сотен учащихся Москвы, Московской области и гостей из других городов и даже республик.
Проводились олимпиады и в других регионах. Однако до всероссийского и даже международного масштаба разрослась только одна из них — Санкт-Петербургская. В 1993 году в Санкт-Петербурге прошла первая экспериментальная городская олимпиада по астрономии. Она была настолько первой, что даже не получила порядкового номера. Разделения по возрастным группам тогда ещё не было, участие принимало всего два с небольшим десятка школьников, а имена победителей этой олимпиады в истории не сохранились. В следующем, 1994 году состоялась первая Российская олимпиада по астрономии и физике космоса; Санкт-Петербургская городская олимпиада вошла в структуру российской и приняла её нумерацию: прошедшая в 1994 году городская олимпиада получила порядковый номер I. За время существования Санкт-Петербургской олимпиады её тематика медленно эволюционировала. Изначально задачи имели «классический» характер, но к наступлению XXI века они приобрели «астрофизический» уклон.
Становление олимпиадной системы
Итак, в 1994 состоялась первая Всероссийская олимпиада. В Ярославль приехал 61 школьник из 13 регионов России. Астрономия стала восьмым предметом в единой системе общероссийских олимпиад (вместе с математикой, физикой, химией, биологией, информатикой, географией и экологией). На первых двух олимпиадах участники заключительного этапа соревновались в двух возрастных категориях: 8–9 классы (в эту группу включались также приезжающие порой семиклассники) и 10–11 классы. Начиная с третьей олимпиады 10 и 11 классы были разделены. С 1996 по 2003 год каждая область, край, республика, города Москва и Санкт-Петербург могли направить на заключительный этап олимпиады по два 10- и 11-классника, четыре участника из 8–9 классов и дипломантов I–II степени заключительного этапа предыдущей олимпиады. Было возможно также участие команд из других стран. С 2004 года Министерство образования изменило порядок проведения российских предметных олимпиад: отныне численность сборной региона определялась квотой — своей для каждого субъекта РФ, а участие команд из-за пределов России прекратилось. В 2008/2009 учебном году правила игры снова поменялись; задания регионального этапа во всех регионах России стали одинаковыми, а участники на финал отбираются согласно общему рейтингу.
Изменения в олимпиадной системе в конце 2000-х коснулись не только Всероссийской олимпиады. Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада, которая по сути выполняла роль регионального этапа Всероссийской олимпиады в Петербурге, обрела полную независимость. В то же время Министерством образования и науки и Российской академией наук был создан Российский совет олимпиад школьников, который занялся развитием, координацией проведения и оценкой качества интеллектуальных соревнований, не входящих в структуру Всероссийской олимпиады. Так появился «Перечень олимпиад школьников» — ежегодно утверждаемый Министерством науки и высшего образования список олимпиад, проводящихся на самом высоком уровне. Льготы при поступлении в вузы имеют только победители и призёры финалов Всероссийской и «перечневых» олимпиад.
Международные олимпиады
Примечательно, что международные олимпиады по астрономии тоже зародились в России. В 1996 году в Нижнем Архызе состоялась первая Международная астрономическая олимпиада (International Astronomy Olympiad, IAO). Там же прошли вторая и третья олимпиады. И пусть поначалу в них принимало участие всего 4–5 стран — через 10 лет стран-участниц в среднем было уже около 20.
В 2007 году состоялась первая Международная олимпиада по астрономии и астрофизике (International Olympiad on Astronomy and Astrophysics, IOAA). В конечном итоге эта олимпиада завоевала гораздо большую популярность: ежегодно в ней принимают участие представители около полусотни государств со всех континентов (за исключением, конечно, Антарктиды). В 2017 году Минобрнауки передало IOAA официальный статус международной олимпиады, лишив IAO такого статуса. Теперь в IOAA принимает участие команда России в ранге национальной сборной.
Настоящее время
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии — одна из 24 предметных олимпиад, проводимых Министерством просвещения. Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Школьный этап по астрономии проводится в параллелях 5–11 классов, и принять участие может любой желающий. Чтобы попасть на каждый следующий этап, нужно преодолеть определённый порог баллов, который устанавливается организаторами олимпиады. Лучшие учащиеся 9–11 классов приглашаются на заключительный этап, который проходит весной в одном из городов России. Победители и призёры Всероссийской олимпиады приглашаются на Учебно-тренировочные сборы кандидатов в национальную сборную команду, после которых лучшие из лучших отправляются защищать честь страны на Международную олимпиаду по астрономии и астрофизике (IOAA).
Две другие крупные астрономические олимпиады — Московская и Санкт-Петербургская — неизменно входят в «Перечень олимпиад школьников» РСОШ. Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада по количеству участников (и, как следствие, по количеству победителей и призёров) заключительного этапа превосходит даже Всероссийскую. В последние годы в СПбАО принимали участие школьники из 50 регионов России и 10 стран мира.
Обе олимпиады проходят в два этапа: отборочный и заключительный. Последний, в свою очередь, состоит из двух туров. Отборочные этапы проходят заочно (дистанционно) в декабре-январе, принять участие в них может любой желающий школьник. Лучшие участники приглашаются на очный теоретический тур соответствующей олимпиады, который проходит параллельно на разных площадках в регионах России (а в случае Санкт-Петербургской олимпиады — и в других странах) в начале февраля. По итогам теоретического тура участники Санкт-Петербургской астрономической олимпиады приглашаются на практический тур, проводимый на тех же площадках, а участники Московской астрономической олимпиады — на наблюдательный тур в Московский планетарий. В этом плане Московская астрономическая олимпиада уникальна: больше ни одна российская олимпиада наблюдательных туров не проводит.
Источники:
https://solncesvet.ru/olimpiada/po-astronomii/
https://rosuchebnik.ru/material/olimpiada-po-astronomii/
https://astroedu.ru/olympiads/