6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автор седьмой ленинградской симфонии. Ленинградская симфония на берегу волги

Автор седьмой ленинградской симфонии. Ленинградская симфония на берегу волги

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в « Болеро ». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.
Читать еще:  Любовь к трем цукербринам краткое содержание. Поговорим о странностях любви

  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

«Секретное оружие» Ленинграда — Симфония № 7 (Шостакович)

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.

Блокада Ленинграда — незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.

Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму.

Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города — 9 августа 42-го года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое «секретное оружие». Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре большие объёмистые тетради, исписанные нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!

В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» — воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным — ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия».

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.

Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, — на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций — два месяца — музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.

И был назначен день концерта — 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:

Читать еще:  Бесценный дар народной мудрости сборник пословиц и. Волшебный короб

— Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим! !!

21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура».

На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония приобрела совершенно другое звучание и смысл.

Симфония осажденного Ленинграда

В первые месяцы Великой Отечественной войны по мере стремительного продвижения войск агрессора вглубь территории СССР, правительством нашей страны были предприняты меры по эвакуации из Ленинграда на «Большую землю» не только высших руководящих органов власти, но и значительной части советского культурного фонда. Среди тех, кто был перевезен в военную столицу страны, которую было решено разместить в Куйбышеве (ныне Самара), был и Дмитрий Шостакович.

Впервые он стал известным благодаря Первой симфонии, написанной тогда еще молодым выпускником Петроградской консерватории в 1925 году и ставшей дипломной работой будущего композитора. За исполнение своего первого крупного произведения на конкурсе пианистов в Варшаве Шостакович получил главный приз и признание знатоков классической музыки за рубежом.

К сожалению, данная работа и известность за границей не сделала его столь же популярным на Родине. Более того, после написания и исполнения в 20-30-х годах Второй и Третьей симфоний, Шостакович был обвинен в пропаганде «буржуазной культуры» и включен в «черный список». В 1934 году премьера созданной Шостаковичем оперы «Леди Макбет Мценского уезда» была враждебно встречена советскими критиками, которые назвали данное произведение «сумбуром вместо музыки». Опера была немедленно удалена из репертуара всех театров. Многие газеты печатали благодарственные письма от якобы жителей нашей страны, за то, что партия избавила их от мучительных прослушиваний симфоний этого композитора.

После столь нелицеприятного положения дел Шостакович находит в себе силы не переставать заниматься любимым делом и в 1936 году завершает работу над своей Четвертой симфонией, которая прозвучала со сцены лишь в 1961 году. Причиной такого положения стала царившая на тот момент в стране атмосфера террора, которая не позволила симфонии дойти до большой сцены. Совсем иная судьба ждала следующую, Пятую симфонию, написанную Шостаковичем в мае 1937-го. Неожиданно для молодого автора ей был открыт «зеленый свет» благодаря лестной рецензии самого Вождя, который назвал ее не иначе как «деловым творческим ответом художника на критику своих более ранних произведений». Статья Сталина в «Правде» была тут же поддержана шквалом лестных отзывов, а Пятая симфония была воспринята как «образец истинного социалистического реализма в музыкальном творчестве».

Несмотря на то, что вслед за описанными событиями Шостакович стал преподавателем Ленинградской государственной консерватории, его отношения с властями по-прежнему оставались достаточно напряженными и двойственными. Так, например, написанная в годы работы в консерватории Шестая симфония, прозвучавшая со сцены в ноябре 1939-го, была демонстративно проигнорирована критиками, поскольку «наверху» не слишком благоприятно отозвались о данном произведении.

Еще в 1939-1940 годах композитор показывает своим коллегам и ученикам созданные им вариации для новой симфонии, которая по замыслу была схожа с «Болеро» Равеля. Но планы композитора, как и жизнь большинства советских людей, были нарушены начавшейся войной. Все силы были отданы нуждам фронта, и Шостакович вместе с другими жителями Ленинграда дежурил во время налетов вражеской авиации, помогал рыть окопы для обороны города и даже подал заявление о своем желании уйти на фронт. Именно в этот период у уникального музыканта-публициста зарождается идея крупного симфонического замысла, который сможет наиболее ярко отразить все происходящие вокруг него события. На протяжении лета 1941 года композитор пишет первую часть Седьмой симфонии и показывает ее своему лучшему другу И. Соллертинскому, уезжающему с возглавляемой им филармонией в Новосибирск.

Вторая часть симфонии была создана Шостаковичем в сентябре уже в блокадном Ленинграде. Тогда же он начинает работу над третьей частью.

Согласно распоряжению властей 1 октября 1941-го вместе с другими крупными творческими работниками семья Шостаковича была перевезена в Москву, откуда через две недели им предстояло путешествие на Урал. Но композитор решил изменить маршрут и остановиться в Куйбышеве, который на тот момент стал местом дислокации Большого театра. 22 октября 1941 года Шостакович со своей женой и детьми прибыли на место временного проживания. Среди работников театра у композитора было много друзей, которые смогли предложить ему и его семье крышу над головой на первое время. Но уже в декабре они смогли переселиться в отдельную двухкомнатную квартиру на улице Фрунзе, оборудованную роялем из местной музыкальной школы. Интересен тот факт, что во время переезда среди прочих театральных вещей затерялся чемодан композитора, в котором находилась первая часть партитуры новой симфонии. Лишь спустя неделю удалось найти застрявший на одной из ближайших станций вагон с вещами эвакуированных людей. К большой радости Дмитрия Дмитриевича там он нашел утерянные ноты и смог продолжить работу.

Но написание финала оказалось не совсем простой задачей. Композитор, охваченный тревогой за своих близких, которые остались в окруженном Ленинграде, и тоской по лучшему другу, никак не мог сосредоточиться на работе. Автору хотелось бы сделать заключительную часть гимном торжества победы над врагом, наделив ее пафосной пышностью. Но на тот момент, когда преимущество все еще находилось на стороне фашистских войск, не было оснований для оптимизма, и композитор писал так, как подсказывало ему сердце творца. Именно по этой причине критики при всей своей благосклонности к создателю столь великого произведения позднее отметят, что первая часть Седьмой симфонии, в которой по замыслу были показаны силы зла, оказалась более значимой и мощной, нежели финал, в котором автор отразил гуманистическое начало, противостоящее этим враждебным силам.

Читать еще:  Кайли миноуг первая песня. Кайли Миноуг — сексапильная поп-дива

Последние правки в партитуре «Ленинградской симфонии» были внесены 27 декабря 1941 года. И, несмотря на то, что автору очень хотелось, чтобы впервые его детище было исполнено любимым Ленинградским оркестром под руководством Мравинского, находившимся в то время в Новосибирске, власти настояли на скорой премьере. По этой причине в январе началась подготовка к премьере оркестра Большого театра, руководителем которого в то время являлся Самуил Самосуд.

5 марта 1942 года Седьмая симфония Шостаковича была представлена на суд зрителя. Сказать, что успех был ошеломляющим – это значит не сказать ничего. Симфония состояла их четырех частей. Первая, самая сильная, по замыслу автора, представляет миролюбивый труд жителей нашей страны, нарушаемый вторжением врага. Тема неприятеля представлена Шостаковичем одновременно шутовски и цинично, неизгладимое впечатление производит реквием памяти погибших героев. Вторая часть в виде аллегретто, знакомит нас с воспоминаниями композитора о юности и счастье, первой влюбленности, белых ночах Ленинграда. Третья часть – задумчивое адажио, воспевает человечность и гуманизм страны, на которую предательски напал враг, красоту творческого труда, а также могущество и непобедимость истинной Правды. В финале симфонии ясно звучит ода победе, разрастающаяся до колоссальных звучностей торжествующего оркестра. Очевидцы, среди которых был Алексей Каплер, известный киносценарист, вспоминали о том, что на глазах слушателей стояли слезы, а воцарившаяся на несколько мгновений тишина после последних аккордов вмиг сменилась громом оваций. Многие присутствующие в зале просто не верили, что выходивший несколько раз на сцену тридцатипятилетний интеллигентный худощавый мужчина в очках и есть создатель столь грандиозного произведения. Описывая свое впечатление от Седьмой симфонии, один из «официальных писателей» того непростого времени Алексей Толстой отмечал, что это творение является «посвящением торжеству человеческого в человеке», а возникла она «из совести русского народа, восставшего против черных сил». По его словам в данном произведении Шостакович рассказывает доступным для любого человека в мире языком о «людских переживаниях в период небывалых бедствий и испытаний», о «торжестве человека над зверем».

После премьеры в «военной столице» копия партитуры с Седьмой симфонией была переправлена в Москву, где была исполнена в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Но самое грандиозное и значимое исполнение седьмой симфонии состоялось в осажденном Ленинграде 9 августа. Для того чтобы собрать оркестр в необходимом количестве приходилось отзывать некоторых музыкантов с фронта, а тех, кто был измучен долгими месяцами блокады, подлечивать и откармливать.

Этот день был выбран совсем не случайно. Согласно планам, составленным немецким командованием, именно 9 августа Ленинград должен был пасть под натиском фашистов, и в городе планировалось провести парад вражеских войск. В назначенный день все наши артиллерийские орудия осуществляли обстрел огневых точек врага, чтобы не дать ему помешать великой премьере. Операция по подавлению огня вражеских батарей была организована в соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова и получила название «Шквал». Повидавшие много бед жители Ленинграда заполнили до отказа концертный зал, чтобы услышать симфонию, написанную в их честь. Публика собралась самая разнообразная: бесстрашные моряки, пехотинцы с оружием в руках, измученные войны средств противовоздушной обороны, исхудавшие гражданские жители города. Симфония длилось восемьдесят минут. Новое творение Шостаковича поразило всех: большинство открыто плакали. Музыка показывала те чувства, которые объединяли людей в то время: вера в победу, жертвенность, любовь своей стране. Символом бесстрашия и презрения к врагу стали ярко зажженные люстры концертного зала, где играл Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Исполняемую в зале филармонии музыку транслировали по всему городу установленные динамики. Её отлично слышали осаждавшие Ленинград фашисты. Как позже рассказывали сами немцы – они обезумели, когда услышали музыку, поскольку считали, что город полностью вымер. Враг почувствовал нашу силу способную преодолеть и голод, и страх, и даже смерть. Многие из пленных фашистов, вспоминая этот день, говорили о том, что именно тогда они и поняли – эту войну им не выиграть.

Лучшие западные оркестры заявили о своем желании исполнить героическое произведение, но Шостакович решил доверить свое детище Тосканини.

Премьера Седьмой симфонии за рубежом состоялась в Нью-Йорке, именно оттуда было начато ее победное шествие по миру. Партитура этого произведения, снятая на микропленку, была доставлена самолетом через весь охваченный войной мир, чтобы он мог услышать звуки энергичного маршевого ритма и смелых широких мелодичных ходов в сочетании с напряженностью и богатством используемых ладов, переходящих от до-мажора к минорной терции – ми-бемоль. Тяжеловатые унисоны, сменяющиеся размашистыми раскачивающимися интонациями, сделали симфонию близкой по духу к «богатырским» русским темам. Весь мир преклонялся перед мужеством измученных жителей северной столицы.

Вскоре, признав огромный вклад Седьмой симфонии в историю советского искусства, Правительство СССР в 1942 году наградило Д.Д. Шостаковича Государственной премией. А доказательством мирового признания стало избрание композитора Американским институтом искусств и литературы своим почетным членом.

За прошедшие с тех пор десятилетий Седьмая симфония звучала во многих крупных отечественных и зарубежных концертных залах и кинофильмах, но каждый раз ее исполнение возвращает слушателей к тем незабываемым и страшным годам, давно ставшим страницами мировой истории. 21 августа 2008 года в развалинах города Цхинвала в Южной Осетии оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева исполнил отрывок первой части Седьмой симфонии. Прямая трансляция, организованная по многим российским и зарубежным каналам и радиостанциям, подчеркивала параллель между этим конфликтом и Великой Отечественной войной.

Источники:

http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya
http://pikabu.ru/story/sekretnoe_oruzhie_leningrada__simfoniya__7_shostakovich_5664927
http://topwar.ru/20695-simfoniya-osazhdennogo-leningrada.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector