Автором картины рождение венеры является. Описание картины «Рождение Венеры
Суржик Эдуард
Суржик Эдуард искусство
- Home
- Картины
- «Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
«Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.
«Рождение Венеры»
Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.
Рождение Венеры
Несмотря на то, что автор картины «Рождение Венеры» изобразил главную фигуру в стиле ню, полотно не кажется развратным. Ощущение невинности, скромности распространяется вокруг полотна, как аура чувств живого человека.
Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.
Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:
Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.
Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.
История картины
Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.
Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.
Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.
Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.
Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.
Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.
Описание картины «Рождение Венеры»
Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.
Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.
Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.
Зефир
Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.
Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.
Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.
Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.
Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.
Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
Статья просмотрена: 23005 раз
Библиографическое описание:
Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. 2013. №1. С. 414-416. URL https://moluch.ru/archive/48/6055/ (дата обращения: 12.02.2020).
Эпоха Возрождения характеризуется интеллектуальным и художественным расцветом культуры, достигнувшей своего пика в 16 веке. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение. [2]
Одним из самых известных художников эпохи ренессанса был Сандро Боттичелли, представитель флорентийской школы. Написание «Рождение Венеры» предшествовало времени, когда Боттичелли был наиболее увлечен античностью. В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции, весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является главным героем, активным выразителем содержания. Проблема соотношения красоты, физической и духовной, постоянно вставала перед художником, он пытался решить ее, дав язычески прекрасному телу своей Венеры лицо задумчивой мадонны.
Картина представляет собой обнажённую богиню, которая плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. В позе Венеры видно влияние классической греческой скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренные жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем (см. рис. 1).
В инвентарных описях «Рождение Венеры» значилось как «Венера в море, стоящая на раковине». Картине очень повредило то, что её некогда укоротили примерно на полметра по вертикали и на четверть метра по горизонтали, особенно много убрав сверху и слева. Если мы мысленно дополним утраченные полосы холста, получим такое соотношение фигур и окружающего пространства, как если бы мы отошли на пару шагов и увидели зрелище, отличающееся от нынешнего, прежде всего, обилием воздуха над Венерой и позади летящих Зефира и его супруги Флоры. Отделившись от краев картины, они окажутся в свободном полете, а роща, вместо того чтобы низко сгибаться над Весной, поднимет в радостном приветствии свои стройные стволы. Фигуры приобретают поистине кватрочентистское изящество, и картина станет несколько плоской, что можно не сомневаться: причиной её безжалостного купирования было желание придать ей монументальность и пространственную глубину. Ведь фигуры переднего плана, не вмещающиеся в раму, непременно тяжелеют и отталкивают фон вглубь.
Вопреки возникающему нынче впечатлению, будто Венера заключена в арку, образованную более или менее симметричными массами по сторонам, Сандро не намеревался придавать «истории» такую напыщенность. Ось симметрии, проходящая нынче через кончик большого пальца стопы богини, прежде совпадала с тем местом, где её острая пята упирается в бугорок раковины. Вся её фигура оказывалась заметно правее этой оси, и зритель видел, что богиня скользит не на него, а вправо, к берегу. Вместо нынешнего эффекта присутствия как бы на расстоянии вытянутой руки и связанного с этим ощущения чуть ли не принудительного участия в мифическом действе Сандро предлагал зрителю беззаботно любоваться зрелищем, отстраненным и замкнутом в его гармонической завершенности.
В изображении дующего Зефира, развевающихся волос и движения, выражается жизнь и энергия, тем самым Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Также Боттичелли, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась.
Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме “Крещения” (к схеме «Коронование мадонны» [3]. Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения», и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру.
Давно уже было замечено, что хрупкая Венера Боттичелли мало напоминает классический прототип, но зато очень близка образам его скорбных мадонн. На картине Боттичелли запечатлен тот момент, те часы полуночные, когда еще «. не властен свет», но уже «расточилась тьма». [ 1]. Предрассветное утро, легкой рябью подернуто пустынное море. На заднем плане картины виднеется голый берег с несколькими острыми мысками, а на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья. Перед нами не само рождение Венеры, а прибытие её на остров Крит. Приход на землю богини любовного наслаждения и страдания представлен в тусклых холодных тонах, превосходно гармонирующих с протяжными линиями рисунка. Венера- невинная дева, которая не приемлет любви- плотской. Прототипов её послужил вариант античной статуи Венеры Пудики (стыдливой). Но как преобразована красота и даже самый смысл классической Афродиты, чья стыдливость по-настоящему трогательна, потому что она стесняется своей полнокровной чувственной прелести. Венера Боттичелли прекрасна не телом, а контуром тела. Она не стоит на раковине, а вырастает из неё. Невозможно приписывать ей какие-либо человеческие чувства. Она прикрывает тело не потому, что стыдится, но лишь потому что таков знак Стыдливой, её атрибут, подобный атрибутам, по каким в Средние века различали святых. Горизонт по середине слегка прогибается –отсюда впечатление, что мифические события происходит в похожем на раковину обширном амфитеатре мира, верхний край которого находится выше глаз зрителя. В своем полном формате картина очень плоская и вовсе не такая тесная, как теперь, мерцавшая потускневшими со временем блестками золота.
Сплетающиеся в любовном порыве Зефир и Флора гонят прочь богиню любви, которой они обязаны пробуждением взаимного влечения. Зефир злиться, Флора задорно его поддерживает. Венера несет в мир любовь, оставаясь сама далекой от мира настоящего, не замечая ни их усилий, ни проворной заботливости Флоры. Отрешенностью во взоре и робкой, неуверенной позой, напоминающей наклон скользящего над миром паруса, своим безразличием, даже покорностью чьим бы то ни было усилиям она, всемогущая, противопоставлена и бурному полету Зефира и его возлюбленной, и легкому бегу Флоры, и водной ряби, образованной бесчисленным повторением инициала богини –V, и даже струению своих собственных волос. На картине множество цветков роз, в мифологии роза-цветок Венеры, появившийся из капель крови её оскопленного отца- Урана.
Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность.
«Рождение Венеры» — поистине великое произведение. Выразительность образов создается с помощью их изолированности и обособленности. Отчетливо видна символика четырех стихий: воды, с ее бесконечными ритмическими повторами, земли и деревьев, уступивших место световым пространствам моря, воздуха, дающего движение. Боттичелли воспевает саму идею Красоты и передает ее с помощью столь простых форм, что создается впечатление необычайной легкости. Венера символизирует собой гармонию красоты, герои замкнуты сами на себе, картина превозносит единство, линейность, живописность.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб./ Т.В. Ильина. 4-е изд., стереотип. — М., Высшая школа, 2007. — 368с.
История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. — М. Наука, 1992г
А.В. Степанов — Искусство эпохи Возрождения.-М,2009.
Венера Боттичелли – эталон красоты. Картина Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”: описание, интересные факты
Римская богиня любви и красоты Венера, равно как и ее греческая “сестра” Афродита, на протяжении многих веков воспевалась поэтами, скульпторами, художниками. Мифы о ней сохранились до наших дней, как и многие произведения искусства, в которых она неизменно воплощала идеал женской красоты. И одним из самых известных шедевров, посвященных ей, несомненно, является “Рождение Венеры” Сандро Боттичелли. Итак, что мы знаем об этой картине?
Боттичелли до “Венеры”
Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Боттичелли он стал уже позднее, получив это прозвище, в переводе с итальянского означающее “бочонок”, вслед за старшим братом, отличавшимся изрядным лишним весом. Будущий великий живописец родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции, и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
История картины
“Рождение Венеры” Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Согласно другим версиям, изначально заказчиком был совершенно другой человек. Ну а эта картина, как и “Весна”, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину “Венера” Боттичелли.
Описание
Картина представляет собой полотно примерно 2 на 3 метра, она выполнена темперными красками на холсте. На ней изображена молодая обнаженная женщина на берегу моря, стоящая в раковине и символизирующая Венеру. Слева от нее боги ветров, которые очевидно, помогли ей доплыть, а справа – одна из Граций, спешащая к ней с красной мантией, чтобы укрыть. Вокруг Венеры цветы (розы, анемоны), внизу камыш. Строго говоря, это не рождение, а скорее прибытие богини на землю.
Символизм
“Рождение Венеры” – картина Боттичелли, которую часто приводят в пример, говоря о том, как искусно художники вплетают в свои полотна потаенный смысл. В ней особенно четко видно влияние автора неоплатонизма – учения, соединившего в себе некоторые идеи как христианства, так и язычества. Выделяют следующие наиболее четкие символы:
- Раковина, в которой стоит Венера, именно той формы, что олицетворяет женское лоно.
- Ветра, расположенные в левой части картины (некоторые еще принимают их за ангелов), в виде фигур мужчины и женщины символизируют единство плотской и духовной любви.
- Ора Талло (по другой версии – одна из Граций) “отвечала” за весну, а именно в это время года происходит рождение богини.
- Розы – признанный символ любви.
- Васильки на одеянии Грации – олицетворение плодородия.
- Плющ и мирт вокруг ее шеи символизируют привязанность и плодовитость соответственно.
- Анемоны у ног Грации – цветы богини Венеры, согласно мифам, появившиеся из слез, которые она пролила, горюя после гибели своего возлюбленного Адониса.
- Камыш – символ скромности.
- Апельсиновое дерево в правом верхнем углу – знак вечной жизни.
- И наконец, красная королевская мантия – божественная власть, которую дарует красота.
Как видно, символизма картина “Рождение Венеры” Сандро Боттичелли содержит достаточно. А что же можно сказать о личности, ставшей прототипом главной героини полотна?
Модель
Наиболее вероятной кандидатурой на роль богини любви в данном случае является Симонетта Веспуччи, в 1470-х в возрасте 16 лет приехавшая с мужем во Флоренцию и сразу ставшая ее первой красавицей. Сандро, вероятно, знал ее еще до того – он довольно близко общался с ее семьей, поскольку с родителями жил в соседнем квартале. Подлинных сведений о том, насколько были близки художник и модель, нет, но специалисты по творчеству Боттичелли считают, что с момента их встречи все Мадонны и Венеры были писаны с нее.
Однако Симонетта была замужем, а кроме того, ее поклонниками были многие горожане, в том числе и очень влиятельные. Один из них – Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо – даже считался ее возлюбленным, хотя свидетельств о том, что его чувства не были платоническими, нет. Вполне возможно, что она просто осталась дамой его сердца, как это было тогда принято.
Симонетта могла бы вдохновить своей красотой гораздо больше деятелей искусства своего времени, однако в возрасте 23 лет, в 1976 году, она скончалась от чахотки. Ее смерть стала горем едва ли не для всей Флоренции.
“Венера” Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. Художник до конца своей жизни прожил в одиночестве, так и не женившись. Похоже, его единственной возлюбленной так и осталась Симонетта, нашедшая свое бессмертие в знаменитом полотне.
Местонахождение
В настоящее время шедевр располагается там же, где и был создан – во Флоренции, в галерее Уффици. Как правило, вокруг картины все время толпятся люди, но иногда все-таки можно улучить момент, чтобы досконально ее рассмотреть как вблизи, так и издали.
Интересные факты
- “Весна” и “Венера” Боттичелли имеют в качестве центральной фигуры одну и ту же модель, однако они были написаны с перерывом в 7 лет.
- При создании полотна художник использовал новаторские для своего времени приемы – дробил лазурит для получения синей краски, использовал холст, а не доску, добавлял в краски минимальное количество жира, а также покрыл картину яичным желтком, благодаря чему она дошла до наших дней практически в первозданном виде.
- В пропорциях и позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры, каноны которой были заложены еще Праксителем и Поликлетом.
Культурное влияние
Картина “Венера” Боттичелли – первое полотно с изображением полностью обнаженной женской фигуры, сюжет которого не посвящен первородному греху. И она по заслугам стала главным шедевром, воспевшим красоту, не нуждающуюся в чем-либо еще. На фоне остальных работ художника, имеющих в основном религиозную тематику, этот сюжет кажется странным. Тем не менее, возможно, без этой “Венеры” мы лишились бы многих мировых шедевров, без которых сегодня просто невозможно представить историю искусства.
И сегодня “Венера” Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей. Создаются многочисленные подражания, но оригинал, воплотивший в себе идеал женской красоты, может быть только один.
Источники:
https://surzhyk.org/rozhdenie-venery-udachnaya-popytka-edineniya-hristianstva-i-antichnosti/
https://moluch.ru/archive/48/6055/
https://fb.ru/article/243773/venera-bottichelli—etalon-krasotyi-kartina-sandro-bottichelli-rojdenie-veneryi-opisanie-interesnyie-faktyi