Балет во взрослом возрасте сколько учится. Балет без ограничения по возрасту
7 причин заняться балетом во взрослом возрасте
Многие девочки мечтают стать балеринами, но реализуют это желание единицы. Впрочем, встать к балетному станку можно и во взрослом возрасте. Пользу этого занятия сложно переоценить.
Балет для взрослых, бодибалет или barre придумала во второй половине XX века немецкая балерина, которой нужно было привести себя в форму после травмы. Она создала гармоничный «коктейль» из основ хореографии с элементами пилатеса и йоги. С середины 1980-х годов популярность бодибалета на Западе неуклонно росла. В Россию же этот вид активности пришел сравнительно недавно, но быстро завоевал популярность у женщин самых разных возрастов.
Хореограф Ксения Белая считает, что существует как минимум 7 причин заняться балетом во взрослом возрасте. Может быть, они окажутся убедительными и для вас.
1. Возможность поддерживать форму независимо от возраста и уровня подготовки
Бодибалет подходит для женщин любого телосложения и уровня подготовки. Им занимаются девушки и женщины в возрасте от 15 до 60 лет. Лишь немногие из них в детстве посещали уроки хореографии. Для большинства это едва ли не первое соприкосновение с балетными па.
Продуманный микс из разных упражнений позволяет стать спортивнее, подтянутее и укрепить мышечный корсет. Такие занятия — оригинальная и нескучная альтернатива поднадоевшему фитнесу, а также возможность уже через пару уроков с легкостью делать плие, батманы и пируэты.
2. Способ развить гибкость
Чтобы попасть на занятия, вам не придется доказывать педагогу свою пригодность к урокам, демонстрируя способность садиться на шпагат. Напротив, если вы с трудом достаете кончиками пальцев до пола, пытаясь при этом незаметно согнуть колени, регулярные занятия хореографией — ваш шанс добиться желанного результата. Вы сможете растянуть мышцы и суставы, стать гибче, пластичнее, а значит, выносливее и увереннее в себе.
3. Дисциплина
Как и другие виды регулярной физической активности, бодибалет помогает добиться существенных изменений не только в теле, но и в характере. Если вы давно мечтали укрепить или выработать силу воли, балет поможет и в этом.
Не зря хореография считается самым дисциплинирующим видом спортивной нагрузки. Стоит пропустить пару занятий, и отсутствие прогресса (а то и откат назад) будут заметны и вам, и преподавателю.
4. Способ расширить кругозор
Занятия балетом, будь то классическая хореография, бодибалет или другие вариации, — это отличная возможность приобщиться к одному из самых красивых видов искусства. А значит, можно рассчитывать не только на красивое селфи в балетной пачке и пуантах, но и на изменение музыкальных пристрастий. Не удивляйтесь, если после месяца занятий вы обнаружите, что стали хорошо разбираться в классической музыке, планируете визит в театр или смотрите балет по телевизору.
5. Антистресс
Классическая музыка и плавные движения, изящные линии и собственное отражение в зеркале, которое становится все грациознее и стройнее с каждым занятием, — все это помогает отвлечься от будничной суеты и снять стресс. Уроки строятся таким образом, чтобы можно было и потрудиться (физическая активность снижает уровень тревожности и благотворно влияет на гормональный фон), и расслабиться при помощи специальных техник.
6. Любовь к себе и своему телу
Бодибалет позволяет укрепить мышцы без эффекта «перекачанности», именно поэтому его так любят модели и актрисы. Да, скорее всего, кубики на животе у вас не появятся. А вот ноги и руки станут более стройными, спина — крепкой, осанка — прямой. Можно рассчитывать, что уйдет часть проблем со спиной, постепенно уменьшится живот. Одна только правильная осанка, кстати, способна убрать пару лишних килограммов в области талии.
Добавьте к этому мягкость, плавность, грацию — не любить тело, в которое вложено столько труда и сил, просто невозможно. Так что дополнительный бонус от занятий балетом — уверенность в себе, любовь к своему телу, более бережное к нему отношение и развитие чувства собственного достоинства.
7. Изменение пищевых привычек
Даже скромные шаги и достижения могут принести большие перемены. Занимаясь балетом, вы постепенно узнаете и о балетной дисциплине. А значит, скорее всего, чаще будете обращать внимание на здоровую пищу, реже переедать и есть на ночь, регулярнее соблюдать питьевой режим.
Чем больше усилий вы прикладываете, тем внимательнее относитесь к тому, что может свести на нет все достижения. И не исключено, что тяга к фастфуду пропадет естественным образом (из любви к себе), а калорийные десерты утратят часть своей притягательности. Не удивляйтесь. Просто примите этот новый факт с благодарностью.
Об эксперте
Ксения Белая — хореограф-балетмейстер, руководитель хореографической студии , автор методики раннего обучению балету детей с 2 лет.
Танго надежды: наперегонки с болезнью
Танцевать на инвалидной коляске — это вызов. Вызов болезни, судьбе. Это решение, которое требует смелости. И Наталье Боровой ее не занимать. К тяжелому диагнозу можно отнестись по-разному. Кто-то ставит крест на прежней жизни и отдается во власть недуга.
10 вещей, которые должен узнать мой ребенок до 10 лет
Как тщательно мы иногда планируем путешествия или новый интерьер квартиры! А как насчет неизмеримо более важного дела — воспитания ребенка? Есть ли у нас продуманный план на этот счет? Если нет, возможно, вас вдохновит пример писательницы и матери двоих детей Линдси Мид.
Балет без ограничения по возрасту
С 6 до 16 лет я занималась балетом в студии, которая работала по программе хореографического училища. Каждый день по полтора часа проводила у станка. А потом получила диплом и забыла о балете на десять с лишним лет, променяв его на фитнес. Пока не поняла, что балет — это тот же фитнес, только лучше. И пошла в одну из балетных студий для взрослых.
Конечно, сразу к прежнему уровню я не вернулась, но тело многое помнило и с каждым занятием вспоминало больше и больше. В классе вместе со мной занимались мои ровесницы, которые пришли в балет в отличие от меня без всякой подготовки. И могу заверить: они менялись на глазах. Балет развивает гибкость и силу, подтягивает мышцы и помогает стать стройней. Начать заниматься никогда не поздно, сделала вывод я. Научиться делать плие и батманы и даже встать на пуанты можно и во взрослом возрасте.
Классическая хореография — целая система, имеющая свою железную логику. По законам этой логики построены занятия в хореографических училищах, где учатся будущие балерины, и по ней же как правило строятся занятия в студиях классической хореографии для взрослых.
Грамотный педагог не станет сразу ставить вас на «пальцы» и даже к станку. Чтобы подготовить мышцы и суставы к нагрузке и развить то, что в балете называется выворотностью, сначала нужна партерная гимнастика. Это упражнения на полу, похожие на смесь стретчинга и йоги: подъемы ног, рук и корпуса, прогибы, растяжки.
После курса партерной гимнастики (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от уровня подготовки) можно браться за станок. Первые движения самые простые, и выполняют их держась за станок обеими руками. Например, деми плие — неглубокие приседания, или батман тандю — отведение и приведение по полу одной вытянутой ноги к другой.
Со временем у вас улучшится координация и так называемый апломб — умение держать равновесие. Тогда можно будет заниматься держась за станок уже одной рукой, а со временем перейти к «середине» — движениям и их комбинациям без опоры.
Помимо умения выполнять плие и батманы первые несколько месяцев занятий балетом принесут и другие более очевидные результаты — подтянутое тело, легкий рельеф мышц и отличную осанку. Правда, рассчитывать встать на пуанты за это время не стоит.
Встать на «пальцы» мечтают многие из тех, кто приходит в балетный класс. Но этому должна предшествовать немалая подготовительная работа — иначе дело может дойти и до травм. Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф, генеральный директор школы-студии «Па-де-ша», также преподающая в хореографическом колледже «Школа классического танца»: «Неподготовленному человеку я бы не советовала вставать на пуанты. Мышечно-связочный аппарат должен быть подготовлен — от пальцев ног до кончиков волос! Даже в хореографическом училище дети при ежедневных занятиях встают на пуанты не раньше второго полугодия». Взрослому человеку среднего уровня подготовки при условии регулярных занятий для этого потребуется не меньше года-полутора.
Итак, главные плюсы балета:
Балет гармонично развивает тело
«Так развить координацию движений и тело, свести в гармоничное сочетание руки, ноги, корпус и голову не может ни один вид спорта или танцев», — считает Анастасия. Уже после года занятий разница между балетником и простым смертным настолько очевидна, что окружающие будут спрашивать, чем вы занимаетесь и где.
При занятиях балетом работают практически все группы мышц — мышцы корпуса, живота и ягодиц, ног и рук. Итог: осанка, красивая шея, великолепная походка, фигура, грациозность.
Классическая хореография помогает похудеть
Если проблема лишнего веса стоит довольно остро, то с помощью 2-3 занятий хореографией в неделю без дополнительных нагрузок и правильного питания решить ее вряд ли можно. Но избавиться от нескольких килограммов и подтянуть тело балет поможет.
«Наши учащиеся теряли от 5 до 12 килограммов за год, — говорит Анастасия. И при постоянных занятиях больше не набирали, при этом переходили на правильный образ питания, потому что съеденные излишки на занятиях очень мешают».
Пример: Таня, 37 лет, мы пришли с ней в класс вместе. «За полгода ушло 6 кг, но даже не это главное. Выпрямилась и перестала болеть спина, улучшилась осанка, я даже голову стала держать как-то иначе!»
Балет — это еще и интеллектуально-эстетическое развитие
Занятия проходят под классическую музыку — это развивает слух и воспитывает вкус. Но это не все. «Когда ученики начинают осваивать балетные па, им становится интересно, как эти движения делают профессионалы. Хороший педагог советует смотреть классический балет в достойном исполнении — и человек идет в театр, бывает, что впервые в жизни», — говорит Анастасия.
Любой классический сюжетный балет построен на основе знаменитого литературного или исторического произведения (возьмите «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Спартак» и многое другое). Прибавьте роскошную музыку, великолепные декорации и костюмы, да саму атмосферу театра — все это выводит человека из обыденного состояния забот «о хлебе насущном».
«Сколько раз на моих глазах происходили эти метаморфозы: люди приходили похудеть, а вместе с этим получали открывающийся им огромный мир культуры и искусства, с удовольствием начинали им жить», — говорит Анастасия.
Однако есть и противопоказания: балетом не стоит заниматься при варикозном расширении вен, артрозе и других проблемах с суставами, сильно выраженном плоскостопии, серьезных проблемах с позвоночником и болезнях внутренних органов. В любом случае, если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с врачом.
Ответы на 20 “стыдных” вопросов балерине
О “сроке годности” артистов балета, диетах и карьерном росте
1. В чем для вас заключается счастье?
В ощущении красоты вокруг и внутри себя.
2. Можно ли привести себя в форму балерины во взрослом возрасте?
Думаю, что можно, но для этого нужно обладать определенными физическими данными и приложить титанические усилия.
3. Как вы пришли к балету? Не жалеете ли об этом?
Меня, как и многих других девочек и мальчиков, в возрасте 10-ти лет привели в хореографическое училище родители. Было много сомнений, но профессия дала мне возможность самовыражаться, открыла столько возможностей, познакомила с невероятными людьми. Но самое главное: она научила меня трудиться и преодолевать трудности. Балетные люди обладают сильным характером и в то же время эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Им столько подвластно, поэтому не жалею, конечно.
4. Почему наши артисты так топают?
5. Смотрят ли с завистью другие балерины на прима-балерину?
Балет – это непросто. Многие могут смотреть на прима-балерину как на пример и вдохновляться. Чаще всего все придерживаются мнения, что раз у неё получилось, то и у меня тоже получится. Я считаю, что постоянно сравнивать себя с другими не стоит, все артисты разные и это прекрасно.
6. Можно ли талантом и грацией перекрыть физические недостатки?
Думаю, в этом есть суть искусства. Физические возможности не имеют значения, пока тело не станет инструментом выражения чего-то большего. Когда мои любимые артисты выходят на сцену, то с первого шага я вижу их харизму, их “я”.
7. Есть ли у балерин “срок годности”?
В среднем, профессиональные танцовщики служат в театре 20 сезонов (в одном году – один сезон). Но, конечно, всё индивидуально.
8. Стоит ли отдавать ребенка в балет? Если да, то куда и во сколько лет?
Стоит попробовать, если у ребёнка есть тяга к танцу, музыкальность. Обычно это видно уже с раннего детства. Можно начать с хореографической секции, а в 10 лет уже поступать в училище.
9. Как становятся прима-балериной? По каким критериям отбирают?
Много факторов влияет на то, как успешно сложится балетная карьера. Это такая “хрупкая” профессия. Два главных аспекта – это талант и упорный труд. Но, к сожалению, есть много причин, по которым карьера танцовщика не сможет сложиться. Чаще всего эти факторы не зависят от самого танцовщика: травмы, удача встретить «своего» педагога, оказаться в театре (с хорошим репертуаром), который в тебе нуждается.
10. Влияют ли усиленные тренировки на состояние здоровья в старости?
Сейчас артисты балета похожи на атлетов, они следят за здоровьем, питанием, принимают витамины и тем самым снижают всяческие риски. Скорее, наоборот, усиленные тренировки продлевают жизнь, так как танцовщики всю жизнь подвижны, а движение, как известно, это жизнь!
11. Есть ли в балете время на личную жизнь, или с этим – как в большом спорте?
Конечно. Несмотря на сложный, загруженный график, личная жизнь необходима для того, чтобы черпать вдохновение и энергию. Единственное, многим артистам балета легче и проще строить отношения с коллегами. Они весь день вместе – на репетициях, на спектаклях, гастролях. Так легче понять человека изнутри. На самом деле понять, с какими трудностями сталкивается танцовщик, наверное, может только другой танцовщик.
12. Должна ли балерина быть очень худой? Какой максимум допустим по весу?
Балерина должна соответствовать определённым физическим пропорциям. Это удлиненные конечности, длинная шея, маленькая голова и хрупкое телосложение. Вес – не всегда точный показатель.
13. Есть ли специальные диеты, которых придерживаются балерины?
Есть одна 100-процентно работающая диета от легенды балета Майи Плисецкой, а именно: “Диет не надо, надо просто меньше жрать!”
14. Важно ли в балете иметь красивое лицо?
По моему мнению, да. Балет – это эстетика. Это красота тела, линий, черт лица, грация движений. Но красота – понятие субъективное, поэтому я бы дала определение: «одухотворенное, светлое, умное» лицо, а не просто красивое.
15. “Балерун” или “артист балета” ? Как правильно?
Только артист балета, пожалуйста.
16. Балерины должны служить в каком-то одном театре или есть “фрилансеры”, которые могут выступать везде?
Обычно артисты служат одному театру, но они могут быть приглашёнными танцовщиками и балеринами в других. Особенно такая практика распространена среди солистов крупных театров, таких как Мариинский, Большой, Королевский Английский балет, Американский балет и других.
17. Бывает ли такое, что конкретный номер не хочется исполнять?
Бывает, всё зависит от внутреннего и физического состояния, настроя. Но все-таки, чтобы партия получилась, надо её сначала полюбить. Так честнее с собой и со зрителем.
18. Есть ли у вас любимые постановки?
Люблю балет “Жизель” и хореографию Иржи Килиана, Джерома Роббинса. Посмотрите его Other Dances на музыку Шопена!
19. Нужно ли балерине знать всё о балете, опере или классической музыке?
Нужно интересоваться многим, чтобы быть интересным – и в жизни, и, тем более, на сцене. Сцена имеет свойство “оголять” человека и его нутро, её невозможно обмануть. Поэтому, когда выходит танцевать артист, а у него на лице только одна мысль, то это видно. Но и сложного, интеллектуального, эмоционально богатого артиста тоже видно сразу.
20. Вы сами наносите грим? Как вы этому учитесь?
Могу сама, но чаще это делают профессиональные гримеры. Грим бывает сложным, например: старческий, сказочный или стилизованный по задумке автора спектакля – тогда без помощи, конечно, не обойтись. Но любой артист может себе “нарисовать” лицо, нас этому учат в школе.
Источники:
https://www.psychologies.ru/wellbeing/7-prichin-zanyatsya-baletom-vo-vzroslom-vozraste/
https://www.jv.ru/news/30090-balet-bez-ogranicheniya-po-vozrastu.html
https://www.buro247.kz/culture/art/otvety-na-20-stydnyh-voprosov-balerine.html