293 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бетховен увертюра эгмонт интересные факты. Основные задачи нашего урока

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» – к трагедии Гёте, «Кориолан» – к драме Коллина, «Леонора» – к опере «Фиделио».

В своих увертюрах Бетховен завершил долгий путь развития классической увертюры. Отправной точкой для него служила увертюра, сложившаяся в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Но свойственное Бетховену стремление к широким идейным обобщениям, умение в лаконичных образах выразить большие чувства и мысли, изменили положение увертюры. У Бетховена она перестала быть вступлением и последующему развитию драмы: центр как бы перемешается в увертюру, которая в обобщённых образах передаёт содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии.

Композитор положил начало новому виду музыкального творчества – программной одночастной увертюре.

Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъёма творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к трагедии: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен, «смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную симфонию. Но наибольшей известностью пользуется увертюра к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения – борьба за свободу и радость достижения.

Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращёнными к народу: «За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!», Эгмонт идёт к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы.

Зная содержание трагедии Гёте, можно с определённостью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Слушание Первой темы вступления. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Слушание Второй темы вступления. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходит их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления.

Слушание Главной партии. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления – темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Слушание Побочной партии. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе – аккордовой, тяжеловесной – без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.

Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще – тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Читать еще:  Полная характеристика плюшкина в поэме мертвые души. Плюшкин (Мёртвые души)

Слушание Коды. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Значение этой коды равнозначно финалу Пятой симфонии. Она вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», Пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

Слушание полной версии увертюры «Эгмонт».

Вопросы:

  1. Перечислите литературные произведения, музыку к которым писал Бетховен.
  2. Сколько увертюр Бетховена вы знаете? Назовите их.
  3. Какие музыкально-театральные произведения Бетховена вы можете назвать?
  4. С каким литературным произведением связано возникновение увертюры «Эгмонт»? О каких исторических событиях здесь идёт речь?
  5. Расскажите о строении увертюры.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагменты):
Вступление. Первая тема, mp3;
Вступление. Вторая тема, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
Кода, mp3;
Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Бетховен увертюра эгмонт интересные факты. Основные задачи нашего урока

На сочинение музыки к спектаклю ушел практически год. В итоге над увертюрой Бетховен начал работать только перед премьерой. Автор не успел к сроку первой постановки, и лишь на четвертом спектакле прозвучала музыка. К счастью, данный факт не смог стать преградой для популярности увертюры. И на сегодняшний день «Эгмонт» является одним из известнейших произведений Людвига ван Бетховена.

Интересные факты:

  • Во время первых недель нападения Наполеона на Австрию, было решено поставить драму Гёте «Эгмонт» на театральных сценах. В качестве композитора выбор пал на Бетховена. Чтобы выразить собственное уважение к творчеству Гёте, композитор отказался от обещанного гонорара, в итоге дирекция театра очень быстро согласилась на великодушие Людвига и не заплатила ему ни цента. Впоследствии Бетховен жаловался своему другу, что дирекция, как всегда, пренебрегла его музыкой, ни разу даже не появившись на спектакле.
  • Главный герой произведения Гёте существовал на самом деле. В отличие от литературного персонажа реальное лицо было не способно на совершение подвигов касающихся защиты Родины, поэтому настоящий Эгмонт с легкостью встал на сторону испанского короля. Он уехал на сторону противника, бросив жену с одиннадцатью детьми. Наказание настигло его в самый неподходящий момент, он был казнен на испанской площади.
  • Момент написания сочинения приходился на войну Австрии с Францией. Тогда армия Наполеона вела активные боевые действия. Все близкие и родные Людвига имели счастье покинуть страну, сменив ее на более безопасные. Бетховен же, имевший небольшие материальные средства, был вынужден остаться в воинствующей Вене. Стоит при этом отметить, что ранее восхищенный личностью Наполеона (до этого композитор посвятил ему «Героическую» симфонию), Людвиг не очень был обрадован происходящими действиями. Предложение его друга из Франции переехать в Париж, где его примут должным образом и представят императору как мастера музыкального ремесла, не впечатлило Бетховена, и он остался в своем небольшом домике в Вене.

  • Гёте уважал Бетховена и они были знакомы лично. Когда писателя спрашивали об отношении к композитору, то Гёте отвечал, что никогда не встречал более экспрессивного и погруженного в музыку творца, но к превеликому сожалению этот человек обладает слишком тяжелым характером.
  • Бетховен был высокообразованным человеком, увлекался современной литературой, и поэтому отлично знал творчество Гёте. Так, еще задолго до написания музыки к данному спектаклю, он сочинил знаменитые песни «Сурок», «Песню о блохе» и «Песню Миньоны» на слова великого писателя.
  • Популярность увертюры была настолько огромна, что произведение публиковалось в печатных изданиях, в переложениях для самых разнообразных составов оркестра или инструментов: от фортепианных клавиров до партитур масштабных оркестровых военных коллективов.
  • Увертюра сочинялась в последнюю очередь. К премьере Бетховен не успел дописать произведение, поэтому она прошла без музыкального сопровождения. Лишь на четвертом показе театрального представления музыка зазвучала в полную силу.
  • Сегодня увертюра «Эгмонт» является отдельно исполняемым симфоническим произведением, но во времена Бетховена она открывала одноименную театральную постановку. Примечательно, что автор сочинил также несколько других менее известных произведений к представлению, а именно четыре антракта для оркестра, песни Клерхен, эпизоды, связанные с трагической смертью главных героев, а также «Победную симфонию». Всего было написано десять номеров, включая увертюру.
  • Работа над произведением осложнялась многими факторами связанными с военными действиями, проводившимися в Австрии. Так, например, из-за постоянных взрывов композитору приходилось постоянно закрывать уши подушками. В те времена он уже начал терять слух и боли от разорвавшихся боеприпасов были невыносимыми.
  • Первая постановка прошла в 1810 году. Это время было знаковым с точки зрения истории Австрии. Захват армией Наполеона Вены, тяжелое положение австрийского народа, унизительный мир – все эти факторы не могли не отразиться в искусстве. Так, все зрители рассматривали театральное представление уже не с художественной точки зрения, а с политической стороны.

Содержание «Эгмонта»

Содержательная сторона композиции полностью соответствует драме Гёте. Действие переносит зрителя в XVI век, во времена, когда Нидерланды находились под гнетом католической Испании. Устав от постоянных инквизиций и насилия над собственным народом, нидерландцы решают восстать против испанцев. Эгмонт является главным зачинщиком, желающим освобождения страны. Он молод и влюблен в чудесную девушку по имени Клерхен, которая также желает бороться за будущее собственной страны. Вместе они поднимают народ, Эгмонта посадили в тюрьму, а затем казнили. Клерхен не может пережить это событие и решается на самоубийство. Народ выдерживает все натиски и побеждает испанцев.

Увертюра «Эгмонт» ярко демонстрирует путь от страдания к радости. Данный замысел назван, как концепция преодоления, и характерна для симфонического творчества Бетховена (особенно сочинение перекликается с симфонией №5 , которая была закончена два года назад). Путь формируется на протяжении явно выраженных трех разделов увертюры:

  1. Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) характеризуется двумя контрастными темами: испанцев и нидерландцев. Тема испанцев представляет собой мелодию в ритме сарабанды в тембре низких струнных, она пронизана интонациями страдания. Тема нидерландцев, напротив, подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.
  2. В сонатном allegro продолжается развитие тем, прозвучавших во вступлении. Тема нидерландцев стала более крепкой и звучной по динамике. Уже в побочной партии вновь произойдет столкновении двух миров, которое приведет к трагической кульминации, выражавшей смерть героя.
  3. Кода (allegro con brio) означает триумф нидерландцев над испанцами, всеобщее ликование народа.

Все знают увертюру «Эгмонт» Бетховена, но мало кто отдает настоящее значение другим музыкальным номерам, которые сделаны не менее профессионально. Так большую роль в спектакле Бетховен отдавал именно антрактам между действиями. Он хотел создать определенную психологическую связь разделов, и достичь подобного эффекта композитору удалось, Бетховен сделал антракт из нескольких музыкальных разделов, обычно первый раздел включал в себя материал из предыдущего акта, а второй раздел создавал настроение для последующего действия. Части контрастны между собой: первый раздел чаще всего был наполнен лирическими интонациями, а второй включал в себя воинственный марш. Так, каждый антракт нес собственную функцию в создании атмосферы сценического действия:

  • Антракт №1. Любовь Бракенбурга и Клерхен на фоне бушующих народных волнений.
  • Антракт №2. Экспозиция величия власти.
  • Антракт №3. Трагическая развязка неравной борьбы.
  • Антракт №4. Марш верховного величия сплетается с молитвой Клерхен о спасении Эгмонта.

Украшением спектакля стали две песни Клерхен, каждая из которых имеет собственный характер:

  • Песня «Гремят барабаны» является примером декламационного напева, подчеркнутого наличием марша. Смена характера музыки достигнута чередованием минорных и мажорных тональностей. Композиция является сквозным номером в I акте.

  • Песня «Радость и горе» сохраняет в себе постоянную смену характера, яркость контрастов. Героиня мечется между мечтами и порывами, поэтому мелодия, то поднимается, то резко падает вниз.

Не менее красочны номера, связанные с заключительными монологами главных героев. Оркестровый эпизод «Смерть Клерхен» не имеет яркого эмоционального всплеска, скорее напоминает медленное угасание человека. «Победная симфония» стала гимном, эффектно завершившим спектакль. В данном эпизоде композитору удалось воплотить не только патриотическую гордость, но и сладкое чувство победы над угнетателем.

На данный момент времени музыка является самостоятельным произведением, не связанным с драмой Гёте, которую сегодня ставят достаточно редко.

Музыка «Эгмонта» в кинофильмах

Концепция «преодоления», явно выраженная в данной композиции, не могла оставить равнодушными современных режиссеров, поэтому музыку можно услышать в следующих кинолентах:

  • Поздний цветок (2016);
  • В поисках совершенного звучания (2016);
  • Весь Бетховен (2015);
  • Космические кадеты (2014);
  • Линкольн (2012);
  • Вкус солнечного света (1999).

«Эгмонт» – это музыка, рассказывающая о двух важнейших исторических событиях. С одной стороны победа Нидерландов над гнетом Испании, с другой стороны унизительный мир Франции и Австрии. Мастерство Бетховена заключалось в том, что при помощи музыкальных средств ему удалось не только полностью отразить замысел драмы Гёте, но и сделать произведение по-настоящему актуальным. Торжество справедливости, свобода духа и воля к победе – вот, что делает увертюру «Эгмонт» Бетховена бессмертным и вечным произведением.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Людвиг ван Бетховен «Эгмонт»

Конспект урока “Бетховен Увертюра “Эгмонт”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

по предмету зарубежная музыкальная литература

Бетховен Увертюра «Эгмонт»

Создание музыкального образа с помощью

комплекса выразительных средств

Подготовила преподаватель теоретических дисциплин

Марганова Рита Ризаевна

Тема четверти: «Творчество Людвига ван Бетховена»

Тема урока: «Увертюра «Эгмонт»

Вид урока: Новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.

Тип урока: Комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки)

Осознание роли музыкальных выразительных средств в создании музыкального образа

освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа;

умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения;

накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.

развитие ассоциативно-образного мышления;

развитие творческих способностей;

воспитание интереса к классической музыке;

воспитание художественного вкуса;

воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;

стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций

П риёмы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:

сравнение или контрастное сопоставление музыки;

использование различных видов искусства;

Приёмы активизации восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:

Виды деятельности обучающихся:

Организационный момент – 1 минута

Постановка цели урока – 3 минуты

Актуализация – 10 минут

Практическая работа – 10 минут

Слушание музыки – 10 минут

Выводы – 3 минуты

Оценивание – 3 минуты

Бетховен Симфоническая увертюра «Эгмонт»

Безумная любовь моя – Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.

Ты – Прометей, сгорающий в огне,

Перед богами, как и он, греховен.

Гореть в огне не пламенем жаровен,

А факелом, с тобою наравне.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Ван Бетховена, и сегодня мы услышим одно из самых ярких его произведений – симфоническую увертюру «Эгмонт».

Прежде чем говорить о произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.

В какой стране жил Бетховен?

В каком веке? В какую эпоху?

Каким был характер композитора?

Назовите современников Бетховена, почему их называли

Какие образы преобладают в его произведениях, почему?

К каким жанрам обращался композитор?

Что такое «увертюра?

Основной этап урока.

Несмотря на то, что Бетховен не смог закончить Боннский университет, он был образованным человеком – много читал, интересовался философией. Одно из его любимых литературных произведений – трагедия Гёте «Эгмонт»

Слайд 4 « Портрет В.Гёте»

Содержание трагедии. В 16 веке (1566 – 16090) в Нидерландах народ отстаивал свою независимость от испанских поработителей. Посмотрите на карте, насколько территория Нидерландов была меньше территории Испании, а, следовательно, силы были неравны.

Слайд 5 «Карта Европы»

Революционная часть буржуазии и народные массы боролись за полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола, а консервативное бюргерство во главе с Вильгельмом Оранским – лишь против крайностей испанского режима. Граф Эгмонт, принц Гаврский, нидерландский полководец, любимец народа возглавил революционное движение против испанцев, но был обманным путём арестован наместником испанского короля герцогом Альбой. Эгмонта пытались сломить, предать свой народ, но это не удалось. Эгмонта казнили.

Бетховен сочинил музыку к нескольким сценам этой трагедии, но наиболее полно содержание передаётся в увертюре.

Как вы думаете, чем это произведение понравилось Бетховену?

Какой будет драматургия увертюры?

Какая музыкальная форма лучше всего сможет передать противодействие двух образов? – сонатная форма.

Слайд 6 Строение увертюры «Эгмонт»

Власть испанцев и страдание нидерландцев

Нидерландцы во главе с Эгмонтом готовят восстание

Столкновение нидерландцев и испанцев

Развязка: испанцы подавили восстание, Эгмонт казнён

Какими музыкальными выразительными средствами можно изобразить образы нидерландцев и испанцев в музыке?

Слайд 8 «Средства музыкальной выразительности»

Источники:

https://music-fantasy.ru/materials/bethoven-uvertyura-egmont
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/betkhoven-egmont
https://infourok.ru/konspekt-uroka-bethoven-uvertyura-egmont-2254872.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]