2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Билеты гиа по литературе. Личный опыт: как сдать ОГЭ по литературе

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по литературе?

Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ. Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие. Поэтому курсы или репетитор, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.

Мне представляется абсурдной идея экзамена по литературе, на котором ученики не пользуются текстами произведений. Тем не менее условия проведения ОГЭ именно такие: тексты есть только в голове у школьников. Видеть перед собой художественные произведения, по которым ты пишешь сочинения, совершенно логично. Анализ литературного произведения изначально подразумевает использование самого текста, ведь прозу невозможно выучить наизусть. Конечно, можно выучить отрывки из «Евгения Онегина», но невозможно заучить «Преступление и наказание» или «Войну и мир». Отсутствие текстов на экзамене создает дополнительные трудности при подготовке: все необходимые для сочинений цитаты необходимо выучить наизусть.

По Вашему опыту преподавания, какие разделы литературы самые сложные для школьников? А какие темы самые простые?

Традиционно сложен (прежде всего из-за языка) материал по древнерусской литературе («Слово о полку Игореве») и литературе XVIII века (Ломоносов, Державин, Карамзин). Как правило, девятиклассники хуже воспринимают поэтические тексты, совсем не умеют их анализировать. В школе этому уделяется недостаточно внимания. Особенно трудны Тютчев и Фет. А вот «Герой нашего времени» Лермонтова и «Капитанская дочка» Пушкина традиционно легки для восприятия девятиклассника.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, надо ли читать литературные произведения за рамками школьной программы?

Разумеется, надо. Всегда хорошо, если школьник будет читать больше. Это несомненно расширит его кругозор, обогатит язык, улучшит речь. Но определенного списка, что именно нужно прочитать перед ОГЭ за рамками программы, не существует.

Расскажите, пожалуйста, про структуру экзамена. Какие темы охватывают задания?

Экзаменационная работа по литературе — это, грубо говоря, четыре сочинения. Два мини-сочинения (письменный ответ в объеме трех-пяти предложений), сравнительный анализ двух фрагментов текста (пять-восемь предложений) и большое «традиционное» сочинение — такое, как пишут в школе. Задания охватывают огромный исторический период — от древнерусской литературы до литературы XX века. Не совсем понятно, почему это так — ведь полноценное знакомство со многими авторами (с теми же Тютчевым, Фетом, Достоевским, Блоком, Солженицыным, Шукшиным и др.) школьникам, сдающим ОГЭ, еще только предстоит в течение следующих двух лет.

Первые три задания ОГЭ основаны на предложенном фрагменте текста. Из какого именно произведения будет этот фрагмент — неизвестно. Получается, что на экзамене девятиклассник получает «кота в мешке». Особенно это касается литературы второй половины XX века, о которой школьники имеют весьма смутное представление. В школе это вообще не проходят, а в рамках курсов или репетиторских занятий соответствующие произведения сложно охватить по времени. Да, в кодификаторе ФИПИ дается список фамилий авторов, произведения которых могут появиться на экзамене. Но какие именно стихотворения Евтушенко, Бродского или Самойлова там будут или какие произведения прозаиков (12-15 фамилий), никому заранее неизвестно. Экзамен предполагает начитанность и широкий кругозор ученика, что, как мне кажется, преждевременно требовать от каждого девятиклассника.

Читать еще:  Беляев александр романович биография. Александр беляев биография

Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Здесь ученику дается на выбор два варианта, и можно выбрать для выполнения один из них. Но фактор неопределенности по произведениям на ОГЭ существует так же, как и на ЕГЭ.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов.

Наибольшее число баллов (13) дается за сочинение (задание № 4, часть 2), но в сумме три задания части 1 дают больше — всего 20 баллов (6+6+8).

Как подготовиться к ОГЭ по литературе наилучшим образом?

«Формула успеха», безусловно, есть, но она у каждого своя, поскольку литература, как и любое гуманитарное знание, в значительной степени зависят от восприятия и особенностей личности. Для литературы главным было и остается — больше читать и стараться лучше понимать прочитанное. Остальное — приложится! Последний месяц лучше посвятить повторению материала — например, написать планы всех больших сочинений, подготовить цитаты. Для подготовки я рекомендую использовать типовые экзаменационные варианты под редакцией А.В. Федорова и универсальный справочник О.И. Нестеровой.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям ОГЭ по литературе? Какие есть подводные камни у разного типа заданий?

В этих заданиях школьникам предлагается ответить на вопрос по предложенному фрагменту произведения. Здесь требуется дать прямой и внятный ответ на поставленный вопрос в объеме трех-пяти предложений. Свою позицию необходимо аргументировать текстом. То есть в ответе нужно использовать цитаты из ключевых произведений. Задание оценивается в шесть баллов, и два из них школьник получает за своевременно и правильно употребленные цитаты.

Мы с моими учениками на последних занятиях курса отдельное внимание уделяем именно цитатам. Каждый ученик делает подбор цитат по ключевым произведениям и заучивает их наизусть. В итоге получается большой список цитат, которые можно использовать на экзамене.

Задание № 3Здесь нужно сделать сравнительный анализ двух фрагментов произведений. Первый вариант предполагает сравнение двух прозаических текстов, второй — двух стихотворений. При выполнении этого задания необходимо уметь строить сравнительную характеристику, знать требования и отработать заранее этот навык, а также не забывать о цитировании.Задание № 4

В этом задании необходимо написать полноценное сочинение объемом не менее 200 слов на одну из четырех предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать литературоведческую терминологию.

Во всех заданиях строго оценивается письменная речь — это слабое место современных школьников, поэтому необходима тщательная самопроверка.

Читать еще:  Анализ рассказа ю яковлев учитель истории. Юрий яковлев - учитель

Секреты подготовки к ОГЭ по литературе

Почему одним удается сдать ОГЭ по литературе на высокие баллы, а другим нет? Расскажем о секретах подготовки к этому экзамену.

Во-первых, обязательно читайте справочники и учебники. Они помогут вам понять произведения, написанные сотни лет назад. Например, «Слово о полку Игореве» может показаться непонятным, если не знать, когда оно было написано, что тогда происходило на Руси. Сложной для восприятия современного школьника может оказаться и литература 18 века, представленная в ОГЭ произведениями Ломоносова и Державина. Поэтому без учебников не обойтись.

Во-вторых, выучите несколько цитат из списка книг, включенных в программу ОГЭ. На экзамене текстов произведений у вас, к сожалению, не будет. Цитаты могут быть взяты как из самих произведений, так и из высказываний критиков о книгах. К примеру, сочинение по «Евгению Онегину» украсят слова критика В. Г. Белинского: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни…» и «Онегин – эгоист поневоле».

А смысл рассказа «Матренин двор» Солженицына подчеркнет цитата:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Цитаты нужно использовать в последнем задании – сочинении. Тогда вы не потеряете балл по критерию «Привлечение текста произведения для аргументации». Только не стоит учить первые попавшиеся цитаты из книг. Почитайте учебники и справочники – там указаны ключевые слова.

В-третьих, выучите несколько шаблонов. Это так называемые фразы-клише. С их помощью вы легко напишете сочинение и развернутые ответы.

Например, для задания 1.1.3 можно использовать фразы-заготовки:

Развернутый ответ на вопрос 1.2.3 начните со следующих клише:

В-четвертых, помните, что развернутые ответы на вопросы 1.1.1, 1.1.2 и 1.2.1 и 1.2.2 можно начать очень просто. Вам нужно всего лишь перефразировать вопрос в задании в первую фразу ответа.

Например, вопрос звучит так: «Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»? Ответ начнем с фразы: «Эпитеты играют очень важную роль в стихотворении «Есть в осени первоначальной», потому что…»

В-пятых, повторите автора, название и жанр изучаемых произведений. Запомните имена героев книг. Иначе можно допустить фактическую ошибку и потерять баллы.

Что делать, если вы не помните жанр книги? Тогда пишите слово «произведение». К примеру, вместо «В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» используйте «В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

В-шестых, пишите конспекты. Ведение записей поможет вам лучше запомнить материал.

И наконец, наберитесь сил перед экзаменом – хорошенько выспитесь и позавтракайте. Спокойствие и уверенность в своих знаниях – ваши лучшие помощники на ОГЭ.

ОГЭ по литературе: как готовилась и как сдавала

Часто так бывает, что ребята, решившие сдавать редкие предметы, неудобны учителям-предметникам. Нам говорили: ” Это сложно, вы не сдадите! Зачем оно вам?” вместо того, чтобы показать ОГЭшные задания и объяснить, что и как там обстоит. В нашей школе этими редкими предметами были химия, история и литература.

Читать еще:  Как зовут лошадь из мультика рапунцель. Рапунцель: Запутанная История Герои

Я искренне люблю литературу и английский , поэтому проблем с выбором предметов не было. На ЕГЭ я планирую сдавать эти же предметы, поэтому мне было важно качественно подготовиться к ОГЭ.

Как готовилась?

Сама. Сочинения никто за тебя не напишет. Конечно, поначалу было сложно: объективно проверить свою работу – та еще задача (особенно на коварные речевые ошибки). Но есть критерии и примеры сочинений в Интернете, так что все здорово и радужно. Но не сразу.

План был такой: всю осень я пишу конспекты по прозе из кодификатора, а потом оставшиеся полгода пишу варианты (30 штук) из сборника для ОГЭ от ФИПИ.

Зачем конспекты? Школьная программа была прочитана, теперь мне нужно было разобрать все по полочкам. Я визуал, поэтому красиво оформленные анализы книг были важны мне при подготовке и написании сочинений. Да и процесс мне тоже нравился.

Как писала? Мои конспекты по литературе – это краткая выжимка самого главного из книги и критике по ней. Делать их мне помогали эти сайты Полка, А4 формат, Obrazovaka, Literaturus, а также лекции Быкова (для увеселения процесса) и пособие в электронке “Русская литература в таблицах и схемах” Крутецкой.

Ну а потом полгода нарешивала ОГЭшные задания – писала сочинения. Всегда выбирала прозу, если только в стихах не был предложен Маяковский. Лирику не трогала.

Как сдавала и как сдала?

ОГЭ по литературе был аж 11 июня. Это был единственный экзамен, когда пришлось ехать в чужую школу на другой конец города.

В кабинетах было душно. Благо, я все-таки додумалась встать и попить воды, чтобы мысли перевести (всё еще думаю, что именно непрерывное трехчасовое сидение на математике помешало мне правильно раскрыть модуль).

Никогда не думала, что буду писать четвертое сочинение по Салтыкову-Щедрину (“Кого и за что осмеивает Салтыков-Щедрин в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?” )

Так хотела, чтобы попалось сочинение по “Герою нашего времени”. И оно попалось. Но! Тема звучала как-то так: “Каким предстает Печорин в повести “Тамань?”. А “Тамань” – это самая мутная и неинтересная часть всех похождений Печорина (для меня) . Так что я не знала особо, что писать, кроме того, что он плавать не умеет и его обокрали.

Огромный плюс ОГЭ по литературы – это наличие всех произведений, которые могут попасться на экзамене (чего не будет на ЕГЭ). Можно встать и взять книгу в аудитории. Мне нужна была цитата и точная дата написания, чтоб наверняка.

Одна из девочек накопала в своей аудитории нужную книгу, где еще была и критическая статья (почти готовое сочинение!).

Итак, сдала на 32 балла из 33 . Потеряла балл на критерии ” Опора на теоретико-литературные понятия”, ой.

Источники:

https://infourok.ru/user/hmelev-sergey-gennadevich/blog/soveti-eksperta-kak-sdat-oge-po-literature-76004.html
https://ege-study.ru/ru/oge/materialy/literatura/sekrety/
https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa2cd934ace300afb32dbc/5d4a86565ba2b500adf9361c

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]