3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами. Философия Евгения Базарова

Cочинение «Образ нигилиста, бунтаря, разночинца романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

Главный герой Тургенева был выхвачен из самой жизни. Идейную направленность можно определить словами автора: «Это — торжество демократизма над аристократией». Образ нигилиста, бунтаря, разночинца — это образ Базарова, который прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. В его внешности наглядно отражен его характер: твердый, непокорный. Лицо Базарова — длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета — оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Базаров — человек из народа. Его дед «землю пахал», и он гордится этим. К нему тянутся простые люди, которые чувствуют, что он «свой брат, не барин», Базаров противопоставлен аристократам Кирсановым, прежде всего по своему социальному положению. И в том, что благодаря упорному труду он «вышел в люди», — доказательство его силы, жизнеспособности. Он окончил университет, ни «копейки липшей» не взял у родителей. Знания его очень обширны не только в области естественных наук, но и в философии, социологии. Разночинцы — демократы 60-х годов — стремились к получению этих знаний, потому что смысл жизни видели в широкой общественной деятельности. Таковы герои Чернышевского и Некрасова.

Базаров показан как сторонник полного и беспощадного отрицания. Он молод, горяч, жаждет больших дел. И это была та же черта людей писаревского поколения. Герой отрицает самодержавие, крепостное право, религию — все, что порождено состоянием общества, нищетой, бесправием. Центральные эпизоды — полемика Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в политических, общественных вопросах. Тургеневский герой ненавидит барство, отрицает прогрессивную роль дворянства как класса, и главным образом потому, что праздная жизнь его веками создавалась трудом крепостных. Это самый сильный аргумент Базарова в споре с дворянами. Этот спор не случайный, его породила сама история. На смену дворянству шла разночинная интеллигенция, шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. Важнейшими чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он отрицает религию, потому что видит в ней способ закрепощения и угнетения народных масс. Характерной чертой взглядов людей той эпохи был экстремизм.

Базаров — экстремист в своих суждениях о значении духовной культуры в жизни человека. Для него не существует то, что не несет конкретного, материального начала, и герой впадает в нелепую крайность, отрицая искусство, красоту природы, человеческие чувства.

Любовь — это то, чем Тургенев проверял многих своих героев, это пробный камень. Базаров и здесь оказался искренним и глубоким, как во всем, что он делал в жизни. Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, он оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием»! Писатель заставил пережить его то, что сам Базаров отвергал. Жизнь оказалась сложнее всех программ и теорий. Несмотря на свою силу, волю и крепость, герой Тургенева бесконечно одинок. Его не понимает любимая женщина, вокруг него нет единомышленников. Трагическое одиночество Базарова проявляется во взаимоотношениях с народом.

Умевший говорить с мужиками Базаров, самоуверенный Базаров и не подозревал, что был в их глазах все-таки чем-то вроде «шута горохового…». Тургенев показывает, какая глубокая пропасть отделяет Базарова от народа, подчеркивая одиночество, преждевременность появления в России таких людей, их обреченность.

Писатель завершает свой роман смертью героя. Это делает образ Базарова воистину трагическим. Создается впечатление, что вместе с героем умерли и те идеи, которым он хотел посвятить жизнь. Но сила художнического таланта оказалась выше авторской поэзии, что понял Писарев и люди его поколения, полюбившие Базарова за его «бунтующее сердце».

Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов — вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: весь этот огромный материал умещается в рамках совсем небольшого романа. Писатель не дает развернутых полотен, широких картин, не вводит большого числа действующих лиц. Он отбирает лишь самое характерное, наиболее существенное.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он — главное действующее лицо. Все основные персонажи романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и рельефнее оттеняют те или иные черты его облика. При этом в романе не освещается история жизни героя. Взят лишь какой-то один период этой истории, показаны лишь ее поворотные моменты.

Художественная деталь — точная, впечатляющая — помогает писателю кратко и убедительно рассказать о людях, о жизни страны в один из переломных периодов ее истории. Меткими штрихами, используя многозначительные детали, Тургенев изображает кризис крепостнического хозяйства. Познакомив нас со своими героями, писатель набрасывает картину жизни народа. Мы видим “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами” (”деревеньки”, “избенки” — самая форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: “как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями”. Крестьянские коровенки, “исхудалые, шершавые, словно обглоданные”, жадно щиплют первую травку. А вот и сами мужики — “обтерханные, на плохих клячонках”. Хозяйство их скудное, нищенское — “покривившиеся молотильные сарайчики”, “опустелые гумна”…

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина голодной дореформенной деревни, представшая перед нами в начале романа, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. И сразу же возникает горькое раздумье: “Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить. ”

Картину предреформенной России довершает горькое, как бы ненароком оброненное замечание автора: “Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее”. И вот на фоне этой нищеты, рабской, неустроенной жизни вырисовывается могучая фигура Базарова. Это человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, неспособным решить основные проблемы эпохи.

Читать еще:  Л андреев красный смех читать. Леонид андреев "красный смех" - мои заметки

Большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами. Философия Евгения Базарова

Образ Евгения Базарова — критически мыслящего человека прогрессивных взглядов, созданный И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» (1861), стоит особняком в галерее образов героев русской литературы XIX века. Он стал естественным порождением русской действительности. Тургенев написал портрет только зарождавшегося в России 60-х годов типа людей, которых отличали действенность, трезвый ум и холодный расчёт, внутренняя свобода, отрицание и неприятие норм и догм.

Впервые перед читателем Базаров появляется во второй главе романа: Аркадий представляет его своему отцу. “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум” — таким Тургенев в одной из первых сцен «Отцов и детей» изображает Базарова.

“Самоуверенность и ум” — черты, которые выделяет Тургенев во внешности главного героя, — Базаров пронесёт через всю свою жизнь, они во многом определят неизбежность будущей трагедии Базарова. Он проходит свой жизненный путь в одиночку, ни на кого не ориентируясь, он “сам свой высший суд”, величайшее зло и благо. Ярлык “нигилист”, навешенный на Базарова, от которого он всячески открещивается, определяет его внутреннюю сущность и внешнее поведение. Базаров отрицает нормы, схемы и догмы, воспринимая мир диалектически, так как более всего дорожит своей внутренней свободой, презирая фанатизм и доктринёрство, сковывающие и ограничивающие разум человека: “А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству”; “В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”.

Но Базаров, полагаясь на материалистические законы, сводит восприятие мира к упрощённой формуле. Он отрицает любое явление, пытающееся придать оттенок неоднозначности, многогранности и сложности жизни, поэтому он органически не понимает и не принимает поэзии и искусства. Для Базарова “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, природа — это гибкий и податливый материал, с которым можно и нужно работать. Трагизм Базарова заключён в его мировосприятии и мировоззрении: он считает себя центром мироздания, а Вселенную — подручным материалом, формой неодушевлённой материи.

Композиционно в идейном и художественном плане в романе важен эпизод спора Павла Петровича с Базаровым в десятой главе романа Тургенева. В этом эпизоде автор сталкивает представителя либерального дворянства, аристократа П.П. Кирсанова, с приверженцем демократических взглядов — Базаровым, показывая тупиковость обеих позиций: упрощённого материалистического понимания мира и изжившего себя аристократизма. В ходе спора Базарова с Павлом Петровичем раскрываются и социально-философские концепции обоих героев. Павел Петрович тяготеет к англосаксонству, английскому образу жизни, и внешняя вычурность манер и аристократическое поведение подменяют его внутреннюю сущность. Поднимая риторический вопрос об историческом пути России, оба героя, далёкие от народа, с особой дерзостью и усердием доказывают верность своей позиции. За спиной Павла Петровича — культурный опыт поколений, мировосприятие, формировавшееся веками, традиция. Базаров одинок в своей борьбе и своём жизненном пути: он не имеет почвы под ногами, опыта предшественников и последователей; он так же далёк и непонятен народу, как и аристократ Павел Петрович. Базаров отрекается от многовековых традиций, желая изменить естественный ход истории, посягнуть на незыблемые законы бытия, чтобы плыть против течения. Метаидея Базарова заключается в изменении естественных основ, на которых зиждется мир, согласно своим воззрениям и идеалам, хотя, как известно, для нигилиста нет ничего идеального. В контексте русской литературы XIX века Базарова можно отнести к типу “лишних людей”. В своей борьбе он одинок и порой на подсознательном уровне понимает, что эта дорога неизбежно приведёт его в пропасть, потому что человек не в силах изменить законы мироустройства. Противостояние Базарова естественным законам жизни приведёт его к неминуемой гибели.

На протяжении всего романа Базаров конфликтует с окружающими и самим собой. Он не способен идти на компромисс: освободив себя от власти идей и принципов, Базаров подчинил себя власти отрицания. Столкновение теории Базарова с жизнью, которую невозможно абсолютно познать и объяснить с помощью формулы, приведёт к глубоким внутренним противоречиям в душе героя. Ранее отвергавший чувства и рассматривавший любовь лишь как естественное явление с физиологической точки зрения, Базаров попадает в зависимость от своей любви к Одинцовой. Он хорошо понимает, что любовь скуёт и ограничит его свободное состояние, заставит его быть ответственным и зависимым от неё, однако глубокое чувство намного сильнее воли Базарова. Базаров, внутренне понимающий свою отстранённость от культурного опыта поколений, от традиции, осознающий непреклонный радикальный максимализм своих стремлений и образа мыслей, тянется к Одинцовой. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова существуют в разных плоскостях, разное миропонимание объясняет системы ценностей этих героев. Базаров понимает свою внутреннюю противоречивость и, подчиняясь власти сильного чувства, отступает перед своими воззрениями. Базарова в Одинцовой притягивали “свобода и независимость её мыслей”, её сильный и вольный характер. Возможно, он осознал, что дальнейшее развитие их отношений приведёт к гибельному пределу для обоих, ибо двум столь сильным и ярким личностям трудно будет находиться в ограниченном и скованном состоянии. И всё-таки чувства, от которых себя отгораживал Базаров, демонстрируя окружающим внешнюю холодность, берут над ним верх: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…” — и в этих словах слышны печаль, грусть и глубокая тоска Базарова, которые он скрывал от людей.

Эмоциональный всплеск, казалось бы внутренне противоречивший характеру и душе Базарова, определил дальнейшее развитие сюжета романа, во многом предрешил трагический финал жизни Базарова. Этот идейно и художественно важный эпизод с иного угла зрения показал Базарова, открыл качества, которые ранее ему не были присущи. Внутренние противоречия, которые на протяжении всего романа будет обнаруживать Базаров, предопределят трагический исход его жизни. Любовью к Одинцовой Тургенев как бы проверяет Базарова, испытывает на душевную стойкость. Открыв героя с другой, недоступной для него ранее стороны, читатель с пристальным вниманием и особым интересом обращается к Базарову, показавшему многогранность и своего характера, и своей души.

Читать еще:  Отзывы о книге "Белый Бим Черное ухо". Повесть Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

Базаров сознательно отрекается от прошлого, насильно вырывает себя из условий, в которые поставила его жизнь, отрицая всё то, что привязывает его к земле, что мешает ему высоко парить в свободном полёте, пренебрегая отношениями с родителями, семьёй, отвергая естественный уклад, традицию, бросая вызов всему существующему мироустройству, с которым он в корне не согласен. Внешняя холодность поведения Базарова со своими поистине чудными родителями обусловлена, в первую очередь, его особой манерой поведения, которую определяют резкость, небрежность и некоторая грубость, скрывающие истинную сущность Базарова. Цинизм Базарова скрывает мятущуюся душу, буйный нрав и его внутреннюю противоречивость. Существующий характер отношений Базарова к своим родителям освобождает его некоторым образом от ответственности и зависимости от них, но не освобождает полностью, что возможно лишь для безличного, холодного и внутренне пустого человека, которым Базаров не является. В глубине души он любит своих родителей и понимает их (“Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий… — люблю, Аркадий!”), но отгораживается от них, оставаясь один на один с самим собой, так как считает, что никто не способен его полностью понять. Отдаляясь от своих родителей, Базаров отрывается от пути, предначертанного ему прошлым его предков и преемственностью поколений. Он хочет быть единственным и подлинным творцом своей судьбы. Рождается мысль, что внешняя суровость, резкость и грубость Базарова, его органическое неприятие поэзии и чувствительности вызваны одиночеством и его замкнутостью в самом себе. Базаров одинок в своей борьбе: нет ещё того человека, который мог бы понять его. Базаров как социально-психологический тип опережает эпоху, в которой живёт. Возможно, поэтому он утратил веру в людей, в понимание между людьми, потерял надежду на спасение в лоне этого мира. Дерзкий вызов Базарова действительности, отрицание непреклонных естественных основ — бег от надвигающейся катастрофы, ему грозящей.

Базаров как бунтарь, восстающий против естественных законов мироздания, в романе Тургенева противопоставлен природе. Пока Базаров борется против её законов, она отторгает его от себя. Если в пейзаже, следующем за рассказом о споре Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, Николай Петрович, погружённый в свои размышления, становится как бы частью природы, сливаясь с ней в единое целое, то Базарова невозможно найти в романе “вписанным” в пейзаж. Природа для него мастерская, он не преклоняется перед ней и не восторгается ею, а изучает и вскрывает непостижимые механизмы её существования. Базаров, которому не присущи вера в абсолютное и страх перед высшими силами, переступает черту, своеобразную границу, переходить которую не дозволено человеку. Это предел, отделяющий людей от таинственного и непознаваемого мира, и любая попытка переступить через него будет пресечена, как новое неистовое желание построить Вавилонскую башню, поравняться с богами, посягнув на основы мироздания.

Читая «Отцов и детей» Тургенева, важно отметить, как изменяется философское мировоззрение Базарова — от идеи восприятия себя как центра вселенной, которому подвластно изменить незыблемые законы бытия, к идее о том, что он — всего лишь мелкая частица, ограниченная временем своего существования, в бесконечном пространстве, которая, заряжаясь, пытается передать заряд, расшевелить другие частицы, чтобы придать их всеобщему хаотическому движению на краю пропасти определённый смысл, но возможности и силы которой ограничены волей Творца или самой системой мироздания: “…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удаётся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!” Базаров, освобождая себя от власти и воздействия идей и принципов, традиции, чувств, не освобождает себя и не уходит от смерти, потому что он, как и любой другой человек на земле, смертен, время его пребывания в этом мире строго ограничено. Базаров живёт и руководствуется созданными им самим законами, забывая об одном: как бы свободен он ни был, он подчинён единому для всех закону — смерти.

Судьба Базарова трагична: причиной его смерти стала банальная неосторожность при вскрытии, вызвавшая заражение крови. Неосторожность, нередкая в медицинской практике того времени, выбрана Тургеневым причиной смерти Базарова неслучайно: герой, восставший против законов мироздания, бросивший вызов всему миру, умирает банальной, негероической смертью, став жертвой случая. Случайность перечёркивает жизненный путь неистового бунтовщика. Умирая, приблизившись к конечному пределу своей жизни, Базаров бросает взгляд на прожитые годы и сделанные дела и в который раз понимает свою отрешённость от мира: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. Последние слова Базарова — это исповедь, горькое раздумье о своём месте в этом мире: “Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове… И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…” В конце своей жизни Базаров обнажает свою сущность перед читателем: просит Одинцову полюбить и приласкать родителей, единственных на этой земле, кто ему всегда был искренне предан.

Последний пейзаж романа, изображающий сельское кладбище, на котором похоронен Евгений Базаров, выдержан в печальных тонах. И лишь могила Базарова выделяется на фоне сдвинутых могильных плит и покосившихся деревянных крестов. Природа, ранее противопоставлявшаяся Базарову, приняла и усмирила его “страстное, грешное, бунтующее сердце”, навсегда успокоила его душу и навеки схоронила в чёрной земле, подчинив своей вечной и всеусмиряющей воле.

ЛСИТ 1 ДЕЛА №1

1. Детали портрета Евгения Васильевича Базарова:

«. человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями»; «его обна­жённую красную руку»; «ленивый, но мужественный голос»; «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым но­сом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песоч­ного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуве­ренность и ум»; «тонкие губы Базарова»; «его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

Читать еще:  Кто написал шантарам. Потому что это роман про блатную романтику

2. Сфера интересов:

Медицина, естественные науки, физика, химия (опыты).

3. История героя:

Истории жизни мы не знаем. «Главный предмет его— естественные науки. Он в будущем году хочет держать на доктора. . он по медицинскому факультету». «Мой дед землю пахал».

4. Я-концепция героя:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Я уже до­ложил вам, что ни во что не верю». «Всякий человек сам себя воспи­тать должен. А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду?» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «В теперешнее время полезнее всего отрицание— мы отрицаем. Всё», (строить) «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». «Рафаэль гроша медного не стоит. » «Исправьте общество, и болезней не будет».

«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». «Когда я встречу человека, кото­рый не спасовал бы передо мною. тогда я изменю своё мнение о самом себе». «Принципов вообще нет. а есть ощущения. Всё от них зависит». «Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник ну­жен, портной нужен, мясник. » «..лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца ».

5. Речевая характеристика Евгения Базарова:

Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой созна­тельно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Возможно, это связано с тем, что он вырван из привычной сре­ды и хорошо понимает, что Кирсановы — баричи, ему не чета. Уже по­том мы узнаем, что дед его с материнской стороны был секунд-майор, служил при Суворове и что мать его — столбовая дворянка. Отец же — простой штаб-лекарь. Дед со стороны отца — дьячок, по словам База­рова, «землю пахал». То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею.

Первые слова, им сказанные, — ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногосло­вен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одёженка. К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Нико­лаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен.

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и Прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей. Заимствованные слова исполь­зует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персо­нажами он краток, говорит только о делах. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой — уважителен, с Одинцовой — разговорчив и очень вежлив, поч­ти осторожен. С отцом и матерью — сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последую­щее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). В эти моменты они используют профессио­нальные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия бо­лезней. Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, строгого, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, та­лантливого, уверенного в себе и своём высоком призвании— служить России. Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен.

6. Характеристика, данная другими героями:

Аркадий: «Он чудесный малый, такой простой. » «Я не могу тебе выра­зить, до какой степени дорожу его дружбой». «Он церемоний не любит». «Он нигилист». «Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель». «Ваш сын— один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался. сына вашего ждёт великая будущность. он прославит ваше имя». Николай Петрович: «Ну, ты, я вижу, точно нигилист». «Не в том ли со­стоит их преимущество, что в них меньше барства, чем в нас». Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.

«Не­навижу этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан. » «Нет, вы не русский после этого. Я вас за русского признать не могу». «Вы вообра­жаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке си­деть! Сила! Да вы вспомните наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех— миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!» Одинцова: «Странный человек этот лекарь!» Мужик: «Известно, барин; разве он что понимает?»

7. Прямая авторская оценка:

«. владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низ­ших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». «Тут только открылась ему (Аркадию) на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». «Увы! презрительно пожимавший плечом, умев­ший говорить с мужиками Базаров (как хвалился в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их
глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового. » «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они. они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Источники:

https://mysoch.ru/sochineniya/turgenev/_story/otcy_i_deti/obraz_nigilista_buntaria_raznochinca_romane_i_s_turgeneva_otci_i_deti/
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200401809
https://studopedia.ru/14_100112_lsit–dela-.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]