11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Борхес биография. Экранизации произведений, театральные постановки

5 фильмов последних лет, снятых по пьесам, получившим Пулитцеровскую премию

«Август: Графство Осейдж», «Сомнение», «Богема» и другие картины в нашем материале

17 августа 1903 года считается официальным «днем рождения» Пулитцеровской премии. В наше время она вручается в 21 номинации. И «За лучшую драму» в том числе. Впервые она присуждалась в 1918 году. В разное время ее удостаивались такие классики американской драматургии, как Юджин О’Нил (также лауреат Нобелевской премии по литературе), Теннеси Уильямс, Артур Миллер, Торнтон Уайлдер, Нил Саймон и многие другие. По пьесам этих авторов ставились замечательные спектакли, причем не только в США, но и по всему миру. Одни только драмы Теннесси Уильямса чего стоят!

Не менее знаменитыми были экранизации произведений американских драматургов. Например, «Трамвай „Желание“» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли в главных ролях или «Смерть коммивояжера» с Дастином Хоффманом и Джоном Малковичем. Все эти ленты стали настоящей киноклассикой. Но то были картины прошлого века.

XXI столетие подарило нам не менее талантливые пьесы, не менее талантливые спектакли и не менее талантливые фильмы, снятые по мотивам драматических произведений, получивших Пулитцеровскую премию. Об этих киношедеврах мы и расскажем в нашей короткой подборке.

«Август: Графство Осейдж»

Фильм снят по одноименной пьесе Трейси Леттса, удостоенной в 2008 году Пулитцеровской премии. Прежде всего в картине впечатляет звездный актерский состав: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Юэн МакГрегор, Крис Купер, Джулианна Николсон, Бенедикт Камбербэтч. Да и режиссура не подкачала. Как итог: две номинации на «Оскар».

Атмосфера чем-то напоминает чеховские драмы: умер (вернее пропал без вести) отец, большая семья собирается вместе (три сестры в кои-то веки сидят за одним столом), тут же всплывают старые обиды, звучат взаимные обвинения, раскрывается то, что должно было остаться тайной.

«Кроличья нора»

Год: 2010
Режиссер: Джон Кэмерон Митчелл

За роль Бекки Корбетт Николь Кидман номинировали на «Оскар» за лучшую женскую роль. Ей удалось как нельзя лучше передать всю боль и внутренние противоречия своей героини, матери, потерявшей ребенка и пытающейся как-то пережить это страшное событие. Также стоит отметить игру Аарона Экхарта, исполнителя роли Хауи Корбетта, мужа Бекки. Фильм снят по одноименной пьесе Дэвида Линдси-Эбера, получившего за нее в 2007 году Пулитцеровскую премию.

«Сомнение»

Год: 2008
Режиссер: Джон Патрик Шэнли

«Если вам нужны номинации на „Оскар“, то пригласите на главную женскую роль в фильме Мэрил Стрип» — это довольно известная киношутка. Но в каждой шутке есть доля. Итак, «Сомнение» номинировался на награду Американской киноакадемии целых шесть раз. Мэрил Стрип вполне могла получить «Оскар» за роль сестры Элоизы Бовье. Ее партнер по ленте Филип Сеймур Хоффман сыграл не менее блистательно и также номинировался на высокую награду.

Читать еще:  Стром певец. Ты считаешь электронную музыку холодной? Он ненавидит быть знаменитым

Действие фильма происходит в 1964 году в католической церковной школе в Бронксе. Героиня Мэрил Стрип подозревает персонажа Хоффмана в сексуальных связях с учениками. Примечательно, что и автором сценария, и режиссером ленты является Джон Патрик Шэнли, снявший фильм по собственной пьесе, удостоенной в 2005 году Пулитцеровской премии.

«Богема»

Год: 2005
Режиссер: Крис Коламбус

В 1996 году на Бродвее с оглушительным успехом прошла премьера рок-мюзикла «Rent». Режиссером, композитором и автором текста был Джонатан Ларсон. В основу сюжета легла опера «Богема» Джакомо Пуччини. По сути, Ларсону удалось повторить успех «Вестсайдской истории», современной адаптации пьесы «Ромео и Джульетта». В центре сюжета рок-мюзикла Ларсона — жизнь богемной тусовки Нью-Йорка, в которой переплелись все реалии того времени: СПИД, наркотики и беспорядочные связи. Как результат: Пулитцеровская премия за 1996 год. А спустя девять лет киноверсию рок-мюзикла снял Крис Коламбус (режиссер «Двухсотлетнего человека», «Ночи в музее» и трех первых фильмов о Гарри Поттере).

«Доказательство»

Год: 2005
Режиссер: Джон Мэдден

Фильм «Доказательство» очень напоминает по атмосфере вышедшие в 2001 году «Игры разума». Да и определенное сюжетное сходство есть: сходящий с ума гений-математик, отчуждение, непонимание общества. Примечательно, что одноименная пьеса Дэвида Обёрна была удостоена Пулитцеровской премии в том же 2001 году. Но «Доказательство» в некоторых аспектах куда как интереснее «Игр разума». В центре сюжета отношения отца, сумасшедшего гения-математика (Энтони Хопкинс) и его не менее гениальной дочери (Гвинет Пэлтроу). Герой Хопкинса умирает, его дочь заканчивает (а точнее — все-таки делает сама) начатую отцом работу. Но научное сообщество отказывается верить в то, что она автор исследования. И ее обвиняют в присвоении открытия.

CAMEL Studio

Блог творческого объединения CAMEL Studio

Ретроспектива фильмов по произведениям Хорхе Луиса Борхеса

14 и 15 апреля в кинозале петербургского Дома Композиторов (ул. Большая Морская, д. 45, 3 этаж) в рамках межсезонных мероприятий Международного кинофестиваля «ArtoDocs» состоится ретроспектива фильмов по произведениям Хорхе Луиса Борхеса.

Проза Борхеса, если и относится к литературе, то являет собой особый жанр: письмо на древнем, почти уже мертвом языке, найденное в чудом уцелевшем экземпляре уникального фолианта, причем не кем иным, как последним престарелым носителем этого языка. Разумно предположить в этом сюжете автобиографический мотив – этим последним носителем является сам Борхес, впрочем, как и книгой, и языком.

Многие рассказы маэстро посвящены месту искусства и границам его выразительных возможностей. Перечитайте тексты «Зеркало и маска» или «Умбр». Они раскрывают квинтэссенцию потенциала воздействия художественного произведения, задачи искусства, не видящего различий между Саваофом, Автором и любым конкретным Человеком, исходящего из того, что каждый элемент Вселенной изоморфен Вселенной в целом. И главный вопрос, волнующий заинтересованного читателя: было ли искусство таковым хоть когда-нибудь?

Великий аргентинский слепец отличался от других людей решительно всем, кроме прозорливости. Прогнозы маэстро (те, что в рассказе «Тлён», например) не оправдались, а созданная им мировая культура в миниатюре уже не привлекает такого внимания, как в конце прошлого века. Однако дело в том, что ни он, ни его творения никогда и не были современными, так как представляли собой альтернативу – мир, параллельный любому актуальному культурному пространству в тот или иной момент истории. Обращаем внимание: «параллельному» – не значит «вторичному». Спор о главенстве того или иного мира автор вряд ли решил бы в пользу «реальности».

Читать еще:  Сравнения в литературе как художественный прием. Поэтические приемы

Борхес, тексты которого в большинстве своем не превосходят полутора десятков страниц – величайший романист, излагавший содержание огромных несуществующих томов в нескольких абзацах. Его изложения яркие и передают всю красоту дерзкого, увлекательного замысла в столь полной мере, что после этого нет смысла не только читать роман, но и писать его. А значит, данный роман уже есть, он существует и, более того, опубликован в разных изданиях, стоящих на полках Вавилонской библиотеки под неведомыми регистрационными номерами.

Очередная загадка Борхеса заключается в том, что этот текстуальный гиперлаконизм, усугубленный идейным ампиром, не привел к тому, что его тексты были отлучены от кинематографа. И это очень важно, ибо «мир скорей – подмостки, чем, увы, библиотека». Его тексты, представлявшие собой подчас незамутненные платоновские идеи, отдавали всю «материалистическую» часть на откуп режиссерам. Недаром его произведения привлекали таких незаурядных кинематографистов, как Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура, Алекс Кокс, Александр Кайдановский.

По состоянию на начало 2012 года, по произведениям Борхеса было снято 39 фильмов. По крайней мере, в таком количестве картин он упомянут в титрах. Однако становится все яснее, что его участие в мировой культуре настолько велико, что вполне может статься, что он повлиял на все фильмы на свете.

5 популярных фильмов, которые были сняты по произведениям, поставленным на театральной сцене

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Бесприданница» и «Жестокий романс»

Над своей пьесой Александр Островский работал в течение четырёх лет, а впервые на театральной сцене она была поставлена осенью 1878 года сначала в малом, а затем в Александринском театре. При этом одно из лучших произведений классика, поставленное в театрах, бесславно провалилось. Лишь во второй половине 1890 годов к произведению пришёл настоящий успех.

«Бесприданница» экранизировалась трижды. В фильме Кая Ганзена, вышедшем в 1912 году, главную роль сыграла Вера Пашенная, в картине Якова Протазанова 1936 года образ Ларисы Огудаловой воплотила Нина Алисова. А в 1984 году на экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с Ларисой Гузеевой в главной роли. Несмотря на неоднозначное восприятие экранизации критиками, фильм сразу же стал популярен и даже был признан лучшим фильмом года. Песни, прозвучавшие в картине, любимы до сих пор, а авторская трактовка режиссёром пьесы Островского придала этому фильму особое очарование.

«Последняя жертва»

Эта пьеса Александра Островского была написана буквально за два месяца, хотя идея возникла у писателя ещё за три года до того, как получила своё воплощение на бумаге. Режиссёром театральной постановки, премьера которой состоялась в ноябре 1877 года, выступил сам автор, внеся в пьесу некоторые сокращения.

После этого «Последняя жертва» неоднократно появлялась в репертуарах разных театров, а вот экранизирована была в 1975 году режиссёром Петром Тодоровским. Картина отличается очень точным попаданием в образы героев и практически дословному следованию сюжета произведения Островского. Многие зрители и поклонники творчества русского драматурга отметили: фильм получился ничуть не хуже оригинала.

Читать еще:  Формула длины гипотенузы треугольника. Как найти длину гипотенузы

«Вечно живые» и «Летят журавли»

Спектакль по пьесе Виктора Розова впервые появился в репертуаре Костромского театра. Но свой звёздный путь произведение начало благодаря режиссёру Олегу Ефремову, который поставил «Вечно живых» на открытии легендарного театра «Современник».

Позже режиссёр Михаил Калатозов обратился к Виктору Розову с просьбой написать сценарий к фильму на основе его пьесы. В рабочем варианте картина носила название «За твою жизнь», а под именем «Летят журавли» стала известна во всём мире.

Фильм (единственный в СССР) завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1958 году, правда, в Советском Союзе об этом сообщали очень кратко, не упоминая даже автора сценария и режиссёра. Объяснялось это тем, что Никита Хрущёв не просто не принял фильм, но гневно его критиковал, считая, что главная героиня повела себя недопустимо. Руководитель страны сравнивал Веронику в исполнении Татьяны Самойловой с женщиной лёгкого поведения. Тем не менее, на протяжении многих лет картина остаётся одной из самых пронзительных кинолент о войне.

«Зори здесь тихие. » и «…А зори здесь тихие»

Опубликованная в 1969 году повесть Бориса Васильева в течение короткого времени стала очень популярна. Трагическая история нашла глубокий отклик в сердцах читателей и привлекла внимание режиссёров. Впервые на сцене Театра на Таганке её поставил Юрий Любимов спустя два года после её публикации в журнале «Юность».

В том же 1971 году режиссёр Станислав Ростоцкий начал экранизацию повести, фильм «…А зори здесь тихие» вышел на экраны в 1972 году, а в 1973 был признан лучшим. Следует отметить, что сам автор был не согласен с концепцией картины, являясь поклонником театральной постановки. Тем не менее, именно фильм Ростоцкого до сих пор считается одним из лучших фильмов о войне.

«Сослуживцы» и «Служебный роман»

Всего за два месяца Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу, которая в 1971 году была поставлена в театре имени Маяковского и в театре комедии в Ленинграде, а затем с успехом шла во многих театрах по всему Советскому Союзу. При этом телеспектакль по пьесе оказался совершенно неудачным, что и заставило режиссёра задуматься о съёмках полноценного фильма.

Лирическая комедия «Служебный роман», премьера которой состоялась осенью 1977 года, имела поистине оглушительный успех, стала настоящим хитом и остаётся одной из самых любимых картин на протяжении вот уже четырёх десятков лет. Фильм был отмечен Государственной премией и давно признан классикой советского кинематографа.

Произведения классиков мировой литературы всегда привлекают внимание режиссёров. Некоторые картины становятся настоящими шедеврами кинематографа, однако нередки случаи, когда фильм, снятый по книге, разочаровывает зрителя. Наряду с удачными фильмами слишком часто встречаются экранизации, где режиссёрское видение портит всё впечатление от прочтения самого произведения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://eksmo.ru/ekranizacii/5-filmov-poslednikh-let-snyatykh-po-pesam-poluchivshim-pulittserovskuyu-premiyu—ID3118216/
http://camelstudioblog.wordpress.com/2012/04/14/borges/
http://kulturologia.ru/blogs/061119/44589/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector