Бородинская панорама рубо. Гигантское панорамное полотно «бородинская битва
ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»
«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов»
Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс — величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.
Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.
А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…
Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему — понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».
На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.
Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:
«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».
Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов» , — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.
Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете — началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.
К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.
СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА
В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.
Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…
Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.
В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины — и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.
И что вы думаете — несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить — при громадных размерах место найти было непросто.
Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» — в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.
НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА
И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.
Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.
Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия — пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.
В 1990 — 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном — более 8 тысяч предметов.
Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.
Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва
Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг — с 10:00 до 21:00, выходной день — пятница.
Франц Алексеевич Рубо
• Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.
• После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.
• Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.
• По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Музей-панорама Бородинская битва – живая картина знаменитого сражения
Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44’19.9″N 37°31’23.6″E
Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года, пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы. В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.
Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва
Автор панорамы
Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.
Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.
Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва
Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.
Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.
Как создавался музей
Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене. Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.
Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.
Судьба панорамы
Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.
Амуниция солдат французской и русской армии
В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.
После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.
Русские солдаты на привале
Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом – в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.
Строительство нового музея
Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.
Одна из экспозиций музея
Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах – имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.
За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.
Музей сегодня
Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.
Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.
С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.
Информация для посетителей
Для туристов и горожан в музее проводят обзорные и тематические экскурсии: «Изба военного совета», «На встречу с героями» и «Москва – город-герой». Дети школьного возраста и семейные группы могут поучаствовать в музейных занятиях и мастер-классах. Музейные работники знакомят гостей с традициями начального военного образования в России в конце XVIII – начале XIX века, а также с особенностями быта крестьян и солдат в начале XIX века.
Одна из экспозиций зелёного зала
Как добраться
Музей-панорама находится на Кутузовском проспекте, 38. До здания легко дойти пешком от станции метро «Кутузовский проспект».
Музей-панорама “Бородинская битва” вновь открылся для зрителей
Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспекте задумывалось для демонстрации единственного экспоната – панорамы, которую академик живописи Франц Рубо написал к 100-летию разгрома наполеоновского вторжения в Россию. Открывал панораму – гигантское полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров – лично император Николай II. Но после революции ее не показывали, восстановили лишь к 1962 году.
За всю историю музея панорама до сих пор никогда не реставрировалась, и ее тканевый колпак уже не мог выполнять свою первоначальную функцию – рассеивать свет таким образом, чтобы создавалась иллюзия естественного освещения. Все это восстановлено, а в панорамном зале появились интерактивные этикетки и экраны, которые позволяют рассмотреть ее более детально.
Это выдающееся произведение по-прежнему занимает центральное место в музее и вновь готово познакомить зрителей с одним из ключевых событий отечественной истории – сражением при селе Бородино. К тому же теперь каждый посетитель может подойти к информационному стенду, нажать на клавишу и на интерактивном экране увидеть описание любого эпизода знаменитой битвы.
“Поменялась сама экспозиция, конфигурация залов, возникли дополнительные площади и, следовательно, возможность для того, чтобы достать экспонаты из запасников и пополнить нашу коллекцию”, – сказал журналистам замдиректора музея Владимир Преснов.
Музей-панорама “Бородинская битва” расположен на одном из главных столичных проспектов – Кутузовском, где существует с 1962 года. Однако, кто давно здесь не был, “Бородинскую битву” просто не узнает. Напротив входа после реконструкции появилась колоннада – классический портик в стиле ампир, за которым находится гравюра с изображением Москвы предвоенного периода.
Кроме того, для посетителей приготовлена новая экспозиция. Называется она “Честь Бородинского дня” и представляет собой собрание поистине уникальных раритетов. Так, там впервые выставлены на обозрение личные вещи Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова и других участников Наполеоновских войн. Огромный интерес вызывают также батальная живопись, портреты героев, вооружение, обмундирование и снаряжение обеих противоборствующих армий.
Распахнула свои двери и “Кутузовская изба”. Расположенная неподалеку от музея-панорамы, она была закрыта с 1990-х годов. Теперь, после реконструкции, эта часть экспозиции вновь стала доступна для посетителей, представляя исторически достоверную обстановку военного совета в Филях, состоявшегося 13 сентября 1812 года.
Среди более чем 400 экспонатов, пополнивших коллекцию в 2010-11-х годах, есть хирургический набор начала XIX века, приобретенный в США и отреставрированный специально для выставки, ядро и пуля с Бородинского поля, подаренные музею одним из коллекционеров, русские и французские мундиры, сделанные мастерами реконструкторами по технологиям 200-летней давности, паспорт, который был выдан солдату Артамону Лукину, после 25 лет службы.
Современные технологии позволили “оживить” карту Бородинского сражения. “Теперь есть возможность буквально по часам проследить, как менялась конфигурация войск под Бородино”, – рассказывают музейщики. Наблюдать за перемещением русской и французской армий посетители музея могут под звуки цокота копыт, скрипа тележных колес и крики солдат.
В ходе реконструкции были проведены работы по комплексному приспособлению зданий музея для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. В фойе появился зал “виртуальной реальности”, где будет демонстрироваться 3-D фильм, в котором по-новому раскрыта художественная панорама “Бородино”.
На проведение реконструкции, которая должна была закончиться не раньше апреля, в 2010-12 годах выделено 115,7 млн рублей. В список восстановительных работ также включены реставрация памятников Кутузову и мозаичных панно на фасадах музея.
Работа над панорамой “Бородино” началась в 1909 году. Основную художественную задачу Рубо определил так: “Иметь чувство сражения, а не парада”. Художник тщательно собирал и изучал исторический и иконографический материал, консультировался с военными историками, дважды бывал на месте сражения. Эскизы утверждал лично император Николай II.
Работа была сделана за невероятно короткий срок – 11 месяцев. Летом 1912 года готовая панорама была доставлена в Москву и стала доступна публике. За пять лет панораму посмотрели около 143 тыс человек.
В начале 1918 года из-за финансовых трудностей панорама была закрыта. Спустя 20 лет, когда Совнарком решил возобновить ее работу, проведение реставрационных работы было признано невозможным. Только после Великой Отечественной войны, летом 1946 года, началось восстановление панорамы, которое специалисты завершили в 1961 году. Тогда же было решено построить для демонстрации панорамы великой битвы специальное здание на Кутузовском проспекте, вблизи Поклонной горы – места, которое непосредственно связано с событиями Отечественной войны 1812 года.
Источники:
https://moiarussia.ru/gigantskoe-panoramnoe-polotno-borodinskaya-bitva/
https://putidorogi-nn.ru/evropa/991-muzej-panorama-borodinskaya-bitva
https://philologist.livejournal.com/1689262.html