1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бремя страстей человеческих чем болела милдред. Изложение: Уильям Сомерсет Моэм

Бремя страстей человеческих

Начало XX в. Девятилетний Филип Кэри остаётся сиротой, и его отправляют на воспитание к дяде-священнику в Блэкстебл. Священник не испытывает к племяннику нежных чувств, но в его доме Филип находит множество книг, которые помогают ему забыть об одиночестве.

В школе, куда отдали мальчика, однокашники издеваются над ним (Филип хром от рождения), отчего он становится болезненно робок и застенчив — ему кажется, что страдания — удел всей его жизни. Филип молит Бога сделать его здоровым, и в том, что чуда не происходит, винит одного себя — он думает, что ему не хватает веры.

Он ненавидит школу и не хочет поступать в Оксфорд. Вопреки желанию дяди, он стремится поучиться в Германии, и ему удаётся настоять на своём.

В Берлине Филип подпадает под влияние одного из своих соучеников, англичанина Хэйуорда, который кажется ему незаурядным и талантливым, не замечая, что нарочитая необычность того — лишь поза, за которой не стоит ничего. Но споры Хэйуорда и его собеседников о литературе и религии оставляют огромный след в душе Филипа: он вдруг понимает, что больше не верит в Бога, не боится ада и что человек отвечает за свои поступки только перед собой.

Пройдя курс в Берлине, Филип возвращается в Блэкстебл и встречает там мисс Уилкинсон, дочь бывшего помощника мистера Кэри. Ей около тридцати, она жеманна и кокетлива, поначалу она не нравится Филипу, но тем не менее вскоре становится его любовницей. Филип очень горд, в письме Хэйуорду он сочиняет красивую романтическую историю. Но когда реальная мисс Уилкинсон уезжает, чувствует огромное облегчение и грусть оттого, что реальность так не похожа на мечты.

Дядя, смирившись с нежеланием Филипа поступать в Оксфорд, отправляет его в Лондон обучаться профессии присяжного бухгалтера. В Лондоне Филипу плохо: друзей нет, а работа наводит нестерпимую тоску. И когда от Хэйуорда приходит письмо с предложением уехать в Париж и заняться живописью, Филипу кажется, что это желание давно зрело в душе у него самого. Проучившись лишь год, он, несмотря на возражения дяди, уезжает в Париж.

В Париже Филип поступил в художественную студию «Амитрино»; освоиться на новом месте ему помогает Фанни Прайс — она очень некрасива и неопрятна, её терпеть не могут за грубость и огромное самомнение при полном отсутствии способностей к рисованию, но Филип все равно благодарен ей.

Жизнь парижской богемы изменяет мировоззрение Филипа: он больше не считает этические задачи основными для искусства, хотя смысл жизни по-прежнему видит в христианской добродетели. Поэт Кроншоу, не согласный с такой позицией, предлагает Филипу для постижения истинной цели человеческого существования посмотреть на узор персидского ковра.

Когда Фанни, узнав, что летом Филип с приятелями уезжает из Парижа, устроила безобразную сцену, Филип понял, что она влюблена в него. А по возвращении он не увидел Фанни в студии и, поглощённый занятиями, забыл о ней. Через несколько месяцев от Фанни приходит письмо с просьбой зайти к ней: она три дня ничего не ела. Придя, Филип обнаруживает, что Фанни покончила с собой. Это потрясло Филипа. Его мучает чувство вины, но больше всего — бессмысленность подвижничества Фанни. Он начинает сомневаться и в своих способностях к живописи и обращается с этими сомнениями к одному из учителей. И действительно, тот советует ему начать жизнь заново, ибо из него может получиться лишь посредственный художник.

Известие о смерти тёти заставляет Филипа поехать в Блэкстебл, и в Париж он больше не вернётся. Расставшись с живописью, он хочет изучать медицину и поступает в институт при больнице св. Луки в Лондоне. В своих философских размышлениях Филип приходит к выводу, что совесть — главный враг личности в борьбе за свободу, и создаёт себе новое жизненное правило: надо следовать своим естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за углом.

Однажды в кафе он заговорил с официанткой по имени Милдред; она отказалась поддержать беседу, задев его самолюбие. Скоро Филип понимает, что влюблён, хотя прекрасно видит все её недостатки: она некрасива, вульгарна, её манеры полны отвратительного жеманства, её грубая речь говорит о скудости мысли. Тем не менее Филип хочет получить её любой ценой, вплоть до женитьбы, хотя и осознает, что это будет гибелью для него. Но Милдред заявляет, что выходит замуж за другого, и Филип, понимая, что главная причина его мучений — уязвлённое тщеславие, презирает себя не меньше, чем Милдред. Но нужно жить дальше: сдавать экзамены, встречаться с друзьями.

Знакомство с молодой симпатичной женщиной по имени Нора Несбит — она очень мила, остроумна, умеет легко относиться к жизненным неурядицам — возвращает ему веру в себя и залечивает душевные раны. Ещё одного друга Филип находит, заболев гриппом: за ним заботливо ухаживает его сосед, врач Гриффитс.

Но Милдред возвращается — узнав, что она беременна, её наречённый сознался, что женат. Филип оставляет Нору и принимается помогать Милдред — так сильна его любовь. Новорождённую девочку Милдред отдаёт на воспитание, не испытывая к дочери никаких чувств, но зато влюбляется в Гриффитса и вступает с ним в связь. Оскорблённый Филип тем не менее втайне надеется, что Милдред снова вернётся к нему. Теперь он часто вспоминает о Hope: она любила его, а он поступил с ней гнусно. Он хочет вернуться к ней, но узнает, что она помолвлена. Скоро до него доходит слух, что Гриффитс порвал с Милдред: она быстро надоела ему.

Читать еще:  Приветствие команды поиск математический бой. Приветствие жюри в стихах и прозе

Филип продолжает учиться и работать ассистентом в амбулатории. Общаясь со множеством самых разных людей, видя их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние, он понимает, что жизнь сложнее абстрактных понятий о добре и зле. В Лондон приезжает Кроншоу, который наконец собрался издать свои стихи. Он очень болен: перенёс воспаление лёгких, но, не желая слушать врачей, продолжает пить, ибо только выпив, становится самим собой. Видя бедственное положение старого друга, Филип перевозит его к себе; тот вскоре умирает. И опять Филипа угнетает мысль о бессмысленности его жизни, и изобретённое при аналогичных обстоятельствах жизненное правило теперь кажется ему глупым.

Филип сближается с одним из своих пациентов, Торпом Ательни, и очень привязывается к нему и его семье: гостеприимной жене, здоровым весёлым детям. Филипу нравится бывать у них в доме, греться у их уютного очага. Ательни знакомит его с картинами Эль Греко. Филип потрясён: ему открылось, что самоотречение не менее страстно и решительно, чем покорность страстям.

Вновь встретив Милдред, которая теперь зарабатывает на жизнь проституцией, Филип из жалости, уже не испытывая к ней прежних чувств, предлагает ей поселиться у него в качестве прислуги. Но она не умеет вести хозяйство и не желает искать работу. В поисках денег Филип начинает играть на бирже, и первый опыт ему удаётся настолько, что он может позволить себе и прооперировать больную ногу и поехать с Милдред к морю.

В Брайтоне они живут в отдельных комнатах. Милдред это злит: она хочет убедить всех, что Филип — её муж, и по возвращении в Лондон пытается его соблазнить. Но это ей не удаётся — теперь Филип испытывает к ней физическое отвращение, и она в ярости уходит, устроив погром в его доме и забрав ребёнка, к которому Филип успел привязаться.

Все сбережения Филипа ушли на переезд из квартиры, которая вызывает у него тяжёлые воспоминания и к тому же слишком велика для него одного. Чтобы как-то поправить положение, он вновь пытается играть на бирже и разоряется. Дядя отказывает ему в помощи, и Филип вынужден оставить учёбу, съехать с квартиры, ночевать на улице и голодать. Узнав о бедственном положении Филипа, Ательни устраивает его на работу в магазин.

Весть о смерти Хэйуорда заставляет Филипа снова задуматься о смысле человеческой жизни. Он вспоминает слова уже умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он толкует их так: хотя человек и плетёт узор своей жизни бесцельно, но, вплетая различные нити и создавая рисунок по своему усмотрению, он должен удовлетворяться этим. В уникальности рисунка и состоит его смысл. Тогда же происходит последняя встреча с Милдред. Она пишет, что больна, что её ребёнок умер; кроме того, придя к ней, Филип выясняет, что она вернулась к прежним занятиям. После тягостной сцены он уходит навсегда — этот морок его жизни наконец рассеивается.

Получив наследство после смерти дяди, Филип возвращается в институт и, окончив учёбу, работает ассистентом у доктора Саута, причём настолько успешно, что тот предлагает Филипу стать его компаньоном. Но Филип хочет отправиться путешествовать, «дабы обрести землю обетованную и познать самого себя».

Между тем старшая дочь Ательни, Салли, очень нравится Филипу, и однажды на сборе хмеля он поддаётся своим чувствам. Салли сообщает, что беременна, и Филип решает принести себя в жертву и жениться на ней. Потом оказывается, что Салли ошиблась, но Филип почему-то не чувствует облегчения. Вдруг он понимает, что брак — не самопожертвование, что отказ от выдуманных идеалов ради семейного счастья если и является поражением, то оно лучше всех побед. Филип просит Салли стать его женой. Она соглашается, и Филип Кэри наконец обретает ту обетованную землю, к которой так долго стремилась его душа.

3. 063. Уильям Сомерсет Моэм, Бремя страстей челов

3.063. Уильям Сомерсет Моэм, «Бремя страстей человеческих»

Уильям Сомерсет Моэм
(1974—1965)

Английский писатель, по популярности не уступающий Ч. Диккенсу, неутомимый путешественник, Уильям Сомерсет Моэм (1974—1965) известен как автор 23 пьес («Леди Фредерик», «Верная жена», «Круг», «Наши лучшие» и др.), 21 романа («Луна и грош», «Пироги и пиво», «Театр» и др.), 7 сборников рассказов, среди которых много хрестоматийных шедевров («Дождь», «Непокоренная», «На окраине империи», «Заводь», «Санаторий», «Записка» и др.), биографической книги «Подводя итоги», многих путевых очерков и эссе, по преимуществу на литературные темы («Переменчивое настроение», «Великие писатели и их романы» и др.).

Высшим достижением писателя стал его «роман воспитания» «Of Human Bondage» — «Бремя страстей человеческих» (1915).

«Бремя страстей человеческих»
(1915)

Критики единодушно отмечали, что по художественной манере Моэм реалист до мозга костей, обладающий «выразительным моэмовским стилем», который невозможно спутать больше ни с каким другим. В своей прозе писатель стремился к безукоризненному изложению фабулы, к правдивости и простоте; а еще был уверен, «чем более интеллектуальную занимательность предлагает роман, тем он лучше». При этом особое внимание Моэм обращал на нравственность текста.

«Бремя страстей человеческих» — во многом автобиографическое произведение. Правда, писатель уверял, что это «роман, а не автобиография: хотя в нем есть много автобиографических деталей, вымышленных гораздо больше».

Так ли это — одному Моэму знать, но его герой во многом повторил путь автора.

Осиротевший в десять лет и отданный на попечение равнодушному к нему дяде, будущий писатель испытал страшное одиночество, усугубленное врожденным заиканием. Эти детские переживания Моэм бережно перенес в свой роман, и они стали лучшими страницами в мировой романистике, посвященными одиночеству ребенка.

Поступив в медицинскую школу при лондонской больнице, Моэм за три года углубленной практики в больничных палатах постиг не только причины болезней, но и причины разлада в человеческой душе. Телесные недуги он научился лечить врачебными способами, а духовные, свои и чужие, — литературой.

Читать еще:  «Единственная точка зрения создает стереотипы. Что такое "точка зрения"

«Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача», — признался позднее Моэм, подтвердив это предельной искренностью, с которой он раскрыл в своем романе драму души.

«Бремя страстей человеческих» — не просто название, это сквозная тема, проходящая через все творчество Моэма.

Главный герой книги — Филип Кэри — мучительно ищет свое призвание и смысл жизни. Он нашел их, утратив многие свои юношеские иллюзии. В девять лет (действие начинается в 1885 г.) осиротевшего Филипа без особого восторга взял на воспитание его дядя-священник, проживавший в Блэкстебле.

Над хромым от рождения подростком безжалостно издевались его одноклассники. Страдая от одиночества, он находил утешение лишь среди книг. После окончания королевской школы Кэри поступил в университет в Гейдельберге (Германия), сдружился с соотечественником Хэйуордом, позером и идеалистом, которого хлебом не корми — дай поболтать о религии и литературе.

Эти азартные споры не могли не оставить следа в душе юноши, религиозность которого подвергалась непрерывному испытанию, и ничего удивительного, что Филип вполне с тенденцией времени разуверился в Боге и уверовал только в собственные силы.

После курса обучения Филип вернулся в Англию и по настоянию дяди стал обучаться в Лондоне профессии присяжного бухгалтера. С трудом выдержав год, он с радостью откликнулся на зов Хэйуорда и покатил в Париж, где стал вести богемный образ жизни, поступил в художественную студию «Амитрино», занялся живописью.

Юноше «покровительствовала» невзрачная и бесталанная Фанни, влюбленная в него. Кэри проигнорировал ее чувства, и девушка покончила с собой. Это внесло в потрясенную душу молодого человека чувство вины и сомнения в своих способностях к живописи. Учитель не стал разуверять начинающего художника, более того, посоветовал ему вообще бросить занятия живописью.

Филип покинул Париж и поступил в институт при больнице св. Луки в Лондоне. В кафе студент познакомился с официанткой по имени Милдред, особой глупой и вульгарной. Девица была хоть и дурна, но с гонором, и когда Кэри, влюбившись в нее, готов уже был жениться, она отказала ему, сообщив глубоко уязвленному поклоннику, что выходит замуж за другого.

Молодость взяла свое, новая симпатия — Нора только-только исцелила душевные раны Филипа, как вновь появилась Милдред. Банальная история: барышня забеременела, а ее ухажер оказался женатым. Кэри, оставив Нору, вновь прилепился к Милдред. Та вскоре родила девочку, тут же отдала малышку на воспитание, а сама спуталась с приятелем Филипа — Гриффитсом. Тот, впрочем, быстро расстался с ней. Милдред покатилась по наклонной и стала проституткой.

Филип, оскорбленный в лучших своих чувствах, уверовал в фатализм; от мрачных мыслей спасала учеба да работа ассистентом в амбулатории. Сблизившись с одним из своих пациентов, Ательни, Кэри стал бывать у него в гостях и привязался к нему и его семье.

Однако Милдред не думала оставлять молодого человека в покое. Из жалости, не испытывая более к прежней любви никаких чувств, Кэри приютил девицу с ее дочерью у себя. Он предложил Милдред место прислуги, думая тем самым увести ее с порочного пути, но женщина вовсе не желала этого. Безуспешно попытавшись соблазнить молодого человека, Милдред в гневе покинула дом, захватив дочку.

Вздумав играть на бирже, Кэри потерял все свои сбережения, вынужден был бросить мединститут и съехать с квартиры. Какое-то время он голодал, ночевал на улице, пока не устроился на работу в мануфактурный магазин. Там его застала весть о смерти Хэйуорда, а также письмо от заболевшей Милдред.

Навестив подругу, Филип с болью узнал, что ее дочь умерла, а сама женщина, вернувшись к занятиям проституцией, заразилась сифилисом. Это переполнило чашу терпения Кэри и поставило точку в романтической поре его жизни.

Получив наследство после смерти дяди, Филип вернулся в институт, окончил его и устроился на работу ассистентом к успешному доктору. Юность закончилась, а с ней и пора терзаний — Кэри женился на славной дочери Ательни, Салли, без страстной любви, но с добрыми чувствами. Он даже примирился со своей хромой ногой.

Необычайная ясность и простота романа, тонкая самоирония автора привлекли миллионы читателей во всем мире, а вот для интеллигентской элиты они стали, что кость в горле. Но Моэм твердо стоял на своих эстетических позициях: «Я отказываюсь верить, что красота — это достояние единиц, и склонен думать, что искусство, имеющее смысл только для людей, прошедших специальную подготовку, столь же незначительно, как те единицы, которым оно что-то говорит. Подлинно великим и значительным искусством могут наслаждаться все. Искусство касты — это просто игрушка».

Да и что нам элита? Т. Драйзер, например, восхищенный романом, назвал Моэма «великим художником», а книгу — «творением гения», сравнив ее с бетховенской симфонией, а Т. Вулф отнес «Бремя страстей человеческих» к лучшим романам нашего времени, отметив при этом, что «книга эта родилась прямо из нутра, из глубин личного опыта».

В 1960-х гг. Моэм существенно сократил роман. В русском переводе он получил и сокращенное название «Бремя страстей».

«Бремя страстей человеческих» на русский язык перевели Е. Голышева и Б. Изаков.

Роман был трижды экранизирован — в 1934, 1946 и 1964 гг.

Пересказ романа «Бремя страстей человеческих»

Главные герои

  • Филип Кэри, молодой человек, постепенно взрослеющий и постигающий жизнь
  • Милдред, официантка, подруга Филипа
  • Дядя Филипа, священник

Другие герои

  • Хэйуорд, однокурсник Филипа
  • Фанни, студентка художественной студии
  • Гриффитс, врач, знакомый Филипа
  • Ательни, пациент Филипа
  • Салли, дочь Ательни

Краткое содержание романа «Бремя страстей человеческих»

Часть первая

В самом начале 20 века мальчик по имени Филип Кэри, которому едва исполнилось девять лет, лишается родителей и оказывается под опекой своего дядюшки-священника. Викарий держится с племянником сурово и отстраненно, однако у него в доме имеется немало книг, которые скрашивают одиночество и тоску осиротевшего ребенка.

В школе товарищи зло подшучивают над Филипом, который с самых ранних лет довольно заметно прихрамывает, мальчик умоляет Господа вернуть ему здоровье, однако этого не случается. Тем не менее, паренек винит в своем увечье лишь самого себя, полагая, что для исцеления ему просто недостает веры в Бога.

Читать еще:  Правила написания детектива. Типичные ошибки при написании детективов

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Филип не желает продолжать свое образование в Оксфорде, на чем настаивает его опекун, и в итоге дядя все же дает согласие на обучение юноши в Германии. В Берлине молодой человек внимательно прислушивается к разговорам своего однокурсника по фамилии Хэйуорд с приятелями и делает для себя чрезвычайно важные выводы. Филип чувствует, что он более не верует во Всевышнего, в ад и рай, что судьба человека зависит лишь от него самого, и именно он обязан нести ответственность за каждый из совершаемых им поступков.

Часть вторая

Дядя, понимая, что Филип всегда будет отказываться от учебы в Оксфорде, направляет парня в Лондон осваивать ремесло бухгалтера. Однако юноше совершенно не нравится эта профессия, к тому же в английской столице у него нет ни единого друга. Старый знакомый Хэйуорд присылает ему приглашение приехать в Париж, чтобы изучать живопись, и молодой Кэри охотно соглашается попробовать свои силы в искусстве.

Несмотря на возражения дядюшки, Филип действительно отправляется в один из наиболее блестящих и необычных городов Европы, где приступает к занятиям в художественной студии. Привыкнуть к новой обстановке ему помогает некая Фанни, несимпатичная и неаккуратная девушка, которую явно недолюбливают товарищи за ее неприветливость и отсутствие всякого таланта, но Филип все же испытывает к ней некоторую благодарность.

Фанни оказывает Кэри назойливые знаки внимания, но парень до определенного момента не осознает того, что эта несомненная неудачница неравнодушна к нему. По возвращении в Париж после летнего отдыха Филип в течение нескольких месяцев вообще не вспоминает об этой девушке, однако затем от нее приходит записка, умоляющая навестить ее, как утверждает Фанни, у нее уже три дня не было во рту ни крошки еды.

Филип действительно заглядывает к ней и узнает об ее самоубийстве, причем более всего молодого человека огорчает бессмысленность и напрасность всех ее жертв «во имя искусства». Посоветовавшись с одним из опытных педагогов, Кэри понимает, что и ему лучше идти в жизни иной дорогой, поскольку он может стать лишь крайне посредственным живописцем и никогда не добьется успеха на этом поприще.

Часть третья

Филип решает посвятить себя благородному делу врачевания, и приступает к усиленному изучению медицины в Лондоне. Однажды в кафе юноша обращает внимание на официантку Милдред, хотя эта девушка непривлекательна внешне, груба, вульгарна и однозначно не отличается особым умом. Тем не менее, Кэри готов любыми способами добиваться ее расположения, он подумывает даже о женитьбе на этой особе, хотя и понимает, что она отнюдь не является для него подходящей парой.

Однако Милдред сообщает ему, что уже помолвлена с другим мужчиной, и в самом скором времени состоится ее свадьба. Филип, хотя ее слова и глубоко уязвляют его, продолжает жить далее, общаясь с приятелями и сдавая необходимые экзамены.

Но вскоре Милдред возвращается к нему, выясняется, что ее жених признался ей в том, что уже состоит в браке, узнав о беременности официантки. Родившуюся девочку молодая женщина сразу же отдает на воспитание чужим людям, немедленно вступив в связь со знакомым Филипа, доктором Гриффитсом.

Через некоторое время на пути Кэри снова оказывается Милдред, вынужденная теперь зарабатывать на пропитание продажей собственного тела. Филип, жалея несчастную женщину, предлагает ей работать у него прислугой, однако ее не устраивает подобный вариант. Начав играть на бирже, мужчина быстро достигает успеха и отправляется вместе с бывшей официанткой к морю.

Милдред старается уверить окружающих в том, что Филип является ее законным мужем. Она всячески пытается снова сблизиться с ним, но Кэри теперь испытывает к ней явное отвращение. Потерпев неудачу, разъяренная женщина оставляет дом Филипа, забрав с собой и малышку, которую он уже успел по-настоящему полюбить.

Часть четвертая

Кэри опять берется за игру на бирже, но на этот раз подвергается полному разорению. Ему приходится ночевать под открытым небом и нередко голодать, однако на помощь приходит мистер Ательни, один из его бывших пациентов, который помогает Филипу устроиться на работу в магазин.

В это же время Кэри узнает о смерти давнего приятеля Хэйуорда, и он снова предается тягостным размышлениям о том, имеет ли человеческая жизнь хоть какой-нибудь смысл. Он получает письмо от Милдред, женщина пишет, что серьезно больна, а ее ребенок скончался. Побывав у нее, Филип убеждается в том, что она вновь принялась за прежнее позорное занятие. После весьма неприятной сцены мужчина расстается с ней окончательно и чувствует явное освобождение, избавление от некоего кошмара своего существования.

После ухода из жизни дяди Филипа он получает определенное наследство, оканчивает институт и начинает работать ассистентом у известного врача, который готов принять его к себе в компаньоны. Но сам Кэри стремится сначала провести некоторое время в путешествиях, чтобы лучше узнать мир и, в первую очередь, самого себя.

Мужчине весьма симпатична юная Салли, дочь его прежнего пациента, который помог ему в наиболее трудную минуту. Однажды между этими двумя случается близость, вскоре девушка сообщает о своем «интересном положении». Филип без колебаний готов жениться на ней, его решение нисколько не меняется и после того, как Салли объявляет о том, что ее предположение о беременности оказалось ошибочным.

Но теперь Кэри уверен в том, что брак является именно тем счастьем, которое он искал на протяжении всей жизни, что он наконец нашел настоящую «землю обетованную» и подлинный смысл своего существования.

Источники:

http://briefly.ru/moem/bremja_strastej_chelovecheskih/
http://www.proza.ru/2013/09/09/347
http://sochinyalka.ru/2017/11/pereskaz-romana-bremya-strastej-chelovecheskih.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×