Бунин безумный художник. Шесть мистических загадок биографии ван гога
vanatik05
vanatik05 (Nataly)
“Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так.”
Винсент Ван Гог
Встретилась мне на сайте “Культурология”статья с таким названием: “Десять последних картин художников, которые покончили жизнь самоубийством” (https://www.kulturologia.ru/blogs/190715/25386/), и я, будучи страшной занудой, не могла, не проверив, согласиться с утверждениями авторов, касающимися Винсента Ван Гога.
В том, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет, в последние годы появились большие сомнения.
Во-первых, никем не было доказано, что это произошло на самом деле, это лишь общепринятая версия, распространению которой в немалой степени способствовал Ирвинг Стоун своим прекрасным романом “Жажда жизни” (https://royallib.com/book/irving_stoun/gagda_gizni.html), но это все-таки художественное произведение. Многие биографы и исследователи творчества Ван Гога, например, Н.А Дмитриева, тоже считают, что он сам решил покончить с собой, и для этого утверждения есть основания. Винсент действительно переживал тяжелый период, был в депрессии, очень боялся нового тяжелого припадка эпилепсии, боялся потерять зрение и разум, стать обузой для брата, который и так его содержал. Учитывая все это, вполне можно допустить, что он решил уйти из жизни, которая приносила ему столько страданий.
Еще в 1930-е годы другую версию событий высказал известный историк искусства Джон Ренвальд, посетивший Овер-сюр-Уаз, и нашедший некоторые другие свидетельства, опровергающие теорию о самоубийстве. https://zn.ua/CULTURE/van_gog_ne_ubyval_sebya,_-_issledovateli.html
А в 2011 году была опубликована работа двух авторов, Стивена Найта и Грегори Уайт Смита, занимавшихся 10 лет вместе с 20 помощниками и переводчиками изучением мельчайших подробностей биографии Ван Гога. Они исследовали 28 тысяч документов и писем художника, многие впервые были переведены на английский, и издали книгу “Ван Гог. Жизнь”. https://www.amazon.com/Van-Gogh-Life-Steven-Naifeh/dp/0375758976
В ней они утверждают, что смерть художника могла быть результатом несчастного случая, неосторожного убийства. Есть свидетельства, что в тот день Ван Гог выпивал вместе с двумя подростками в ближайших пшеничных полях.
Один из подростков, 16-летний юноша Рене Секретан (Rene Secretan), который проводил лето на одной из вилл, играл в ковбоя, был одет в соответствующий костюм и имел неисправный пистолет. Вполне могло быть, что подвыпивший подросток, играя пистолетом, случайно выстрелил и ранил Ван Гога в живот, а художник решил его защитить и взял вину на себя. Да и угол, под которым пуля вошла в тело, не соответствовал самострелу, и принадлежности для рисования, с которыми Ван Гог якобы вышел на прогулку, а также сам пистолет никогда не были найдены. Сомнительно и то, что тяжело раненый художник смог в одиночку пройти до кафе, за которым он снимал комнату, больше мили (более полутора километров). Вероятно, мы никогда не узнаем правды, как и в случае с отрезанной мочкой уха: то ли он сам ее себе отрезал в приступе гнева и отчаяния, то ли живший тогда с ним Гоген отсек ее, махнув во время ссоры ножом. Есть ведь и такая версия, я уже писала о ней раньше.
Но есть и еще одна неразгаданная тайна – последняя картина или этюд Ван Гога, тут тоже немало копьев сломано искусствоведами, критиками и ценителями живописи. Можно, опираясь на его письма к брату Тео, проследить за тем, что он писал в последние месяцы своей жизни, но нет абсолютно точных указаний о том, чем он занимался в самые последние дни июля 1890 года.
Во многих источниках говорится об этой картине, как о последней.
“Когда близился полдень и неистовое солнце безжалостно жгло Винсенту голову, вдруг целая туча черных птиц стремительно опустилась с неба. Птицы заполнили воздух, заслонили солнце, окутали Винсента тяжелым покровом тьмы, лезли ему в волосы, врывались в уши, в глаза, в ноздри, в рот, погребая его под траурно-черным облаком плотных, душных, трепещущих крыл.
Винсент продолжал работать. Он писал черных птиц над желтым полем пшеницы. Он не знал, сколько времени это длилось, а когда увидел, что картина закончена, сделал в углу надпись: «Стая ворон над хлебным полем”. (Ирвинг Стоун.”Жажда жизни”)
Действительно, лучше и не скажешь о том настроении, которое передает эта работа. Но вряд ли она была последней. Известно, что после нее было написано еще несколько картин, и некоторые из них были обманчиво спокойными.
Ван Гог написал за 2 месяца жизни в Овере 72 картины и 32 рисунка, среди них ряд удивительно свежих пейзажей и видов Овера.
О некоторых он упоминает в своих письмах к брату Тео (https://librebook.ru/the_letters_of_vincent_van_gogh): “Ей-богу, Овер – спокойная, красивая, подлинно сельская местность, характерная и живописная. Овер очень красив. Здесь, между прочим, много соломенных крыш, что уже становится редкостью. “
Есть совсем спокойные картины, умиротворенные, например, улицы Овера и женщины, идущие по своим делам.
Чистые “умытые” поля после дождя и едущая вдали повозка.
Красные черепичные крыши, яркое синее небо, зеленые и желтые цвета деревенской улицы.
В Овере Ван Гогом написано 15 портретов, среди них знаменитые портреты доктора Гаше и его дочери. “Вчера и позавчера писал портрет м-ль Гаше за фортепиано, который, надеюсь, ты вскоре увидишь: платье розовое, стена в глубине зеленая с оранжевыми точками, ковер красный с зеленым, инструмент темно-фиолетовый. Формат – метр в высоту на полметра в ширину. Я писал эту фигуру с большим удовольствием, но далась она мне нелегко.”
В отличие от этой картины, написанной в относительно мягких тонах, портрет молодой крестьянки в желтой шляпе яркий, но спокойный, не вызывающий тревоги. Сам Ван Гог писал о нем так: “. Крестьянка в большой желтой шляпе с небесно-голубым бантом, лицо очень красное, кофточка ярко-синяя с оранжевыми крапинками; на заднем плане – колосья.Это полотно размером в 30*, но боюсь, сделанное несколько грубовато.”
Одна из лучших его работ, написанных в Овере – портрет его доктора, господина Гаше. Сам он пишет об этой картине так: ” Вещь сделана с тем же настроением, что и мой автопортрет, который я захватил с собой, уезжая сюда. Г-н Гаше в безумном восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же, что мне и самому хочется сделать.”
Сказать наверняка, какой автопортрет упоминает в этом письме художник трудно, мне не удалось с точностью это определить, возможно, речь идет о том автопортрете, который помещен в начале статьи или об этом, тоже написанном еще в Сен-Реми.
Из написанных в Овере этюдов, которые вполне можно считать картинами, необходимо отметить “Церковь в Овере” на фоне грозового неба, она производит не менее тревожное и даже зловещее впечатление, чем “Вороны. “, напоминая паука своими выступающими абсидами. Н.А.Дмитриевасчитает, что: “Тут были и ложные обетования, память о мистическом трепете, испытанном в детстве, а также и во время приступов болезни, и представление о небе – но страшном, чуждом человеческому сердцу, грозящем карами.”
В статье из “Культурологии”, с которой я начала этот разговор, утверждается, что последней картиной, написанной Ван Гогом, была эта:
О ней надо сказать подробнее. Сам Ван Гог написал в письме брату: «Это одна из самых дорогих для меня моих работ». Шарль Добиньи был у него одним из любимых художников барбизонской школы, прославившимся своими пейзажами.
При жизни Добиньи усадьба называлась “В долине”, здесь часто гостили художники, царила оживленная творческая атмосфера, о которой так мечтал Ван Гог. Но к моменту его приезда в Овер не было в живых уже ни самого Добиньи, ни его сына, тоже художника. Оставалась только его вдова, усадьба была в запустении, Винсент с грустью заметил: «. Как сильно здесь все изменилось со времен Добиньи!» Он изобразил сад и дом вдалеке, но “безжизненно в этом большом саду – одна-единственная женская фигурка в черном бредет в глубине по направлению к садовому столику, возле которого стоят три стула – еще раз пустые стулья! Траурную ноту вносит почти черный силуэт древесной купы слева и фигура крадущейся черной кошки на первом плане.” (Н.А.Дмитриева). Запустение, упадок, невостребованность, одиночество.
Одной из последних его картин была и эта:
Она не производит гнетущего впечатления, скорее всего не до конца прорисованная, немного мрачноватая внизу, но светлая и спокойная вверху. Человек на крыше занимается своим делом на фоне облачного неба, не внушающего страха или тревоги.
В последний же месяц своей жизни Ван Гог пишет несколько картин, изображающих безлюдные поля в окрестностях Овера, с сумрачным низким небом Он писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества».
Есть предположение, что именно эта работа была последней, она была закончена 10 июля 1890 года, а в 2007 году была выставлена на аукционе с начальной оценкой в 34 миллиона долларов. «Художник пребывал „на грани“, он был наполнен отчаянием и хотел покончить с собой, но тем не менее, продолжал рисовать, используя лимонно-желтый, изумрудный и лазоревый цвета», — подчеркивал Дэвид Норман (David Norman), исполнительный вице-президент аукционного дома Sotheby’s. (https://www.vokrugsveta.ru/news/2362/)
Еще одно предположение принадлежит искусствоведу Н.А.Дмитриевой, в своей монографии “Человек и художник” она пишет: “Самым последним, возможно, было полотно «Вырванные корни» (так она назвала картину), приводящее к финалу одну из сквозных тем Ван Гога. Но точно установить последовательность трудно.” (https://imwerden.de/pdf/dmitrieva_van_ghog_1980.pdf)
В большинстве источников эта картина названа “Корни деревьев”, она вытянута в ширину (50х100), в последнее время художник часто использовал этот размер, он уже не впервые изображает переплетение стволов и корней, желая передать, как он писал брату, “борьбу жизненных сил”.
Как видим, нет единого мнения у ценителей творчества Ван Гога, у искусствоведов и историков, коллекционеров и аукционистов по трем важным для полного понимания жизни и наследия художника вопросам: история “отрезанного” уха, последняя картина и причина смерти. Удастся ли когда-нибудь отгадать эти тайны, установить истину, написать, наконец, полную и правдивую биографию великого художника – кто знает. Но нам остались его картины, его мятущаяся душа, его одиночество и болезнь, его письма, его мысли, его боль.
“Для всех полотен Ван Гога характерен избыток силы и страстность выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его зачастую слишком дерзком упрощении форм, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряженности его рисунка и колорита – всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой очень груб, а порой удивительно нежен», – писал о нём его современник французский художественный критик”. Ж.Альбер Орье.
Ван Гог: Миф о безумном художнике
- Главная
- Загадки Истории
- Ван Гог: Миф о безумном художнике
Ван Гог занялся живописью уже зрелым человеком, буквально за десять лет он прошел путь от начинающего художника до мастера, изменившего представления людей об изобразительном искусстве.
Этого художника считают сумасшедшим гением-одиночкой, который полностью посвятил себя живописи, не задумываясь ни о славе, ни и деньгах. Однако это всего лишь миф, который выдумал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, чтобы «раскрутить» Ван Гога и повысить стоимость его картин. Именно он написал привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Кульминацией этой истории о безумном гении стало отрезанное ухо и самоубийство художника.
На самом деле Ван Гог окончил престижную частную гимназию, знал три языка и даже из-за своей эрудиции и образованности заслужил клич ку Спиноза. Его поддерживала большая семья, а сам Ван Гог был вполне трезвым и прагматичным человеком. Он сделал карьеру в антикварном бизнесе, познал живопись, стал знатоком произведений знаменитых художников от Рембрандта до Делакруа. Ван Гог писал: «Находясь в окружении _ картин, я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Когда Ван Гог надумал заняться живописью, к его услугам были новейшие специальные учебники, а в практике ему помогал родственник, художник Антон Мауве. Некоторое время Ван Гог даже учился в брюссельской, а затем в антверпенскоой Академии художеств. Затем он учился в частной студии Фернана Кор-мона, которую прошли многие художники-экспериментаторы. Помощником и инициатором начинаний Ван Гога был его брат Тео. Именно он в обмен на картины Ван Гога стал выплачивать ему 220 франков в месяц и обеспечивать его кистями, холстами и красками.
Так что Ван Гог не был самородком из народа, которого неожиданно осенило вдохновением, не был он и бессребреником, которого не интересовали деньги. Художник стремился как можно выгоднее продать свои картины. Не являлся Ван Гог и отшельником, он был своим в среде передовых художников того времени. Не соответствует истине и то, что при жизни Ван Гогу удалось продать всего одну работу, он реализовал 14 работ, скорее всего, продаж было еще больше.
Неправдой является и информация о непри-знанности художника при жизни: Винсент Ван Гог был вполне популярен, его даже называли наследником Рембрандта и Халса. Неверно и представление, что свои картины он писал мгновенно, следуя какому-то озарению свыше. Ван Гог был трудягой и говорил: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». Правда, в конце жизни он на самом деле очень быстро писал картины, но это было лишь следствием наработанного годами мастерства.
Что же касается растиражированной версии о безумии Ван Гога, которое якобы и позволило ему писать столь необычные картины, то и тут далеко до истины. Дело в том, что только в последние полтора года своей жизни художник страдал от депрессии и припадков, похожих на эпилепсию. По мнению ряда врачей, эти осложнения могли быть вызваны воздействием абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни. Разрушительное действие на нервную систему этого напитка, столь популярного у творческой элиты тех времен, выяснилось только в XX веке. Впрочем, при жизни и после смерти Ван Гогу ставили десятки самых различных диагнозов.
Когда в 1888 году Винсент Ван Гог отрезал себе правое ухо, его объявили сумасшедшим. Однако по подробным описаниям своих мучений, которые оставил знаменитый художник, несколько лет назад современные врачи сделали вывод, что Ван Гог страдал симптомокомплексом Меньера. У него явно была водянка внутреннего уха, которая вызывала постоянный шум в нем, приступы головокружения и тошноты. Во времена художника подобного заболевания еще не знали, поэтому и считали, что подобные симптомы вызывает эпилепсия или расстройство психики. Сейчас Ван Гога бы вылечили, а в конце XIX века из-за этой болезни он сначала попал в приют для умалишенных, а 27 июля 1890 года покончил с собой.
8 неожиданных загадок мировых шедевров искусства, которые были раскрыты лишь недавно
Практически в каждом известном произведении искусства есть загадка, двойное дно или уникальная история, которую хочется раскрыть. Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. А тайный смысл некоторых полотен открывается только благодаря новым технологиям.
AdMe.ru приглашает вместе с нами погрузиться в мир чудес, созданный художниками, и узнать, какие загадки скрывают знаменитые картины.
На картине Гойи «Маха одетая» девушка на самом деле обнажена
Франсиско Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная», 1795 г., 1800 г.
Существует 2 версии данной картины. Первой была «Маха обнаженная». Картина знаменита тем, что является одним из ранних произведений западного искусства, которое изображает женщину без одежды и не отражает мифологический сюжет. Однако в 1808 году картину обнаружила испанская инквизиция, Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности.
Второе полотно — «Маха одетая», написанное Гойей позже. Обе картины принадлежали первому министру Испании Мануэлю Годою, известному дамскому угоднику. Изюминка была в том, что «Маха обнаженная» была скрыта под «Махой одетой» таким образом, что в любой момент ее можно было увидеть с помощью специального механизма.
Дега решил заменить один портрет женщины другим
Эдгар Дега «Портрет женщины», 1896 г.
Ученые обнаружили скрытый портрет французского художника Эдгара Дега. Исследователи в Австралии использовали мощные рентгеновские лучи, чтобы осветить картину молодой женщины, скрытую под работой «Портрет женщины». Они полагают, что это Эмма Добиньи, которая присутствует и на других картинах Дега.
Мишек на картине «Утро в сосновом лесу» нарисовал не Шишкин
И.И. Шишкин, К.А. Савицкий “Утро в сосновом лесу”,1889 г.
Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», как оказывается, принадлежит не только авторству Шишкина. Он, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому живописец обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий их нарисовал, однако Третьяков, когда купил картину, приказал удалить его фамилию с холста. Потому что все в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Эти три картины да Винчи должны были быть триптихом
Леонардо да Винчи «Джоконда», 1503 г., «Мадонна в гроте», 1483 г., «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», 1513 г.
Некоторые искусствоведы считают, что «Джоконда», «Мадонна в гроте» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляют собой одну картину, только по-разному написанную и развернутую в разных аспектах. Также бытует мнение, что на этих 3 полотнах изображен скорее лунный ландшафт, чем земной, что, возможно, просто следствие увлечения автора геологией.
Персонаж, изображенный на картине «Лютнист», долгое время считался девушкой
Караваджо «Лютнист», 1595 г., 1596 г.
Картина «Лютнист» существует в 3 версиях: одна находится в Эрмитаже, другая — в Метрополитен-музее. Третья, которая считается копией картины в Эрмитаже, — в английской усадьбе Бадминтон-хаус.
Некоторые специалисты считают это полотно парным к картине «Концерт» Караваджо. Очень долгое время «Лютнист» считался «Лютнисткой» из-за мягкости черт лица. Но недавно исследователи сошлись во мнении, что на картине изображен молодой человек. Художнику нередко позировал его друг Марио Миннити, кроме того, в XVI веке профессия лютниста была исключительно мужской.
Ван Гог в своей картине раскрыл одну из тайн аэродинамики
Винсент Ван Гог «Звездая ночь», 1889 г.
Картина «Звездная ночь» признана не только одной из лучших работ художника, но и одним из самых значительных произведений западной живописи. Однако только не так давно подтвердилось, что Ван Гог запечатлел не просто красивое небо в стиле импрессионизма.
Ученые обнаружили отчетливую турбулентную структуру, удивительно близкую к математическому уравнению, скрытую во многих картинах Ван Гога. Он каким-то образом смог воспринять и представить одну из самых сложных концепций, которые природа когда-либо представляла человечеству (концепцию турбулентности).
Турбулентность, или турбулентное течение, — это явление в гидрогазодинамике, при котором в потоке с энергетическим каскадом самопроизвольно образуются крупные вихри, порождающие вихри меньшего размера, а те — еще меньшие. Это сложно описать математически, но можно изобразить наглядно, что мы и видим на данном полотне.
Странная и слегка пугающая картина Альма-Тадемы — это на самом деле иллюстрация легенды
Лоуренс Альма-Тадема «Наводнение в Бисбосе», 1421 г.
На данной картине, которая не понятна сразу, изображена голландская легенда. В конце ноября 1421 года в Нидерландах случилось наводнение. По различным данным, жертвами стихии стало от 2 до 10 тыс. человек. И с этим событием связана одна легенда.
После наводнения люди вышли посмотреть, что уцелело и кто уцелел. И увидели плывущую по воде колыбельку. Когда колыбель приблизилась к берегу, на ней заметили кота, который как безумный прыгал с одного угла кроватки на другой. Оказывается, таким образом коту удавалось сохранять равновесие колыбели — и она не перевернулась. Кот преуспел настолько,что даже постель мирно спящего младенца была сухой.
На картине Репина не случайно только один голый казак
Илья Репин «Запорожцы», 1891 г.
Художник Илья Репин славился своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах все продумано до мелочей. А картина «Запорожцы» создавалась в течение 13 лет. Это полотно можно рассматривать часами и находить все новые детали. Например, интересно, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс?
Оказывается, он банкомет, игрок в карты, который их раздает и хранит у себя весь банк участников игры. Присмотритесь: рядом с ним нарисована игральная колода. Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность.
А вы делали ошеломляющие открытия, просто подолгу смотря на одну из картин? Расскажите, какие интересные факты из мира живописи знаете вы?
Источники:
https://vanatik05.livejournal.com/21396.html
https://mirtajn.com/zagadki-istorii/220-van-gog-mif-o-bezumnom-hudozhnike.html
https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/8-neozhidannyh-zagadok-mirovyh-shedevrov-iskusstva-kotorye-byli-raskryty-lish-nedavno-2161415/