7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бурлюк краткая биография и творчество. Биография давида бурлюка

Давид Давидович Бурлюк

Бурлюк Давид Давидович (1882 — 1967)

Бурлюк Давид Давидович — поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из «купцов-козаков» — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича . Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г.

В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.

Писательский дебют состоялся в херсонской газете «Юг» (первая публикация — 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств — у профессора Вилли Дица; парижская мастерская «Эколь де Базар» — у художника Кормона). В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом.

В 1907 г. семья в очередной раз переезжает. На этот раз — в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке «Стефанос». С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей.

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 — 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

«Будетяне» искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских «проклятых» поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также «Гилея» (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами.

Первый сборник группы — «Садок судей» (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским , также учившимся в Училище живописи и ваяния.

По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощёчина общественному вкусу» (1912) с девизом «В защиту свободного искусства». Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве.

Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912 — 1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму.

По его инициативе и при его участии выходят сборники «Садок судей» (второй) (1913), «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея» (1913), «Затычка» (1913), «Требник троих. Сборник стихов и рисунков» (1914), «Рыкающий Парнас» (1914), а также журнал «Футуристы. Первый журнал русских футуристов» (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты.

Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах. В 1913 — 1914 гг. вместе с В. Маяковским и В. Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов).

Читать еще:  Сообщение кубизм. Картины в стиле кубизм!!! Экспрессионизм в архитектуре

Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В. Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училища.

В 1915 г. выходит сборник «Весеннее контрагентство муз», в 1916 — сборник «Четыре птицы». В 1915 — 1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке «Бубнового валета» в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта.

В 1918 — 1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919 — 1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920 — 1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк , издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 г. приезжал в СССР.

Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию «отца российского футуризма», всячески им поддерживаемую (это определение вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка).

В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собственное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских «проклятых» поэтов; а позднее — экспрессионистских течений в поэзии и прозе.

Давид Давидович Бурлюк, русский поэт, художник, футурист, родился 21 июля 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в семье купца.

Чета Бурлюков часто переезжала, поэтому молодой Давид сменил несколько гимназий – Сумскую, Тамбовскую, Тверскую. Увлекшись живописью еще в детстве, Бурлюк поступает в Казанское художественное училище, затем постигает тайны живописи у признанных мастеров Мюнхенской Королевской академии искусств.

Первое творение Бурлюка печатает херсонская газета «Юг» в 1899 году. В 1907 году семейство Бурлюков переезжает в очередной раз, на этот раз в имение Мордвинова, что открывает перед молодым художником возможность выставляться в Москве и Петербурге.

В 1909-1910 гг. Бурлюк становится организатором и идейным вдохновителем творческой группы «будетян», которая объединила талантливых молодых людей, бунтующих против символистских канонов. Однако дебютный сборник «будетян», вышедший в 1910 году, был практически не замечен публикой и критиками. Впрочем, группа продолжает активно работать, благодаря организаторским талантам Бурлюка.

В конце 1911 года Бурлюк знакомится с В. Маяковским, а уже в 1912 году Давид выпускает коллективный сборник «Пощечина общественному вкусу», который призывает к бойкоту классических традиций и призывает к разрыву с традиционными литературными школами, заявляет новое, прогрессивное поэтическое направление. Этот сборник вызывает шквальную критику со стороны приверженцев традиционной формы литераторства.

В 1913-1914 гг. Бурлюк в компании В. Маяковского и В. Каменского предпринимает попытку пропагандистского тура по российским деревням. Однако такая деятельность оскорбляет администрацию Училища живописи и ваяния, в котором на тот момент учились молодые литераторы. В итоге, в 1914 году Бурлюка и Маяковского отчисляют из учебного заведения.

В 1922 году Давид Бурлюк эмигрирует в США, активно занимается литературой и живописью, издает серию поэтических сборников.

Давида Бурлюка часто называют отцом русского футуризма, несмотря на то, что его творчество никогда не обладало необходимой индивидуальностью, а впитывало в себя лучшие черты различных литераторских школ – от народников до «проклятых поэтов» Франции. Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в Нью-Йорке.

Читать еще:  Краткий словарь основных литературоведческих понятий и терминов.

Биография и картины Давида Бурлюка

Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967)

Давид Давидович Бурлюк – русский поэт и художник украинского происхождения, живописец, график, поэт, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного авангарда, «отец русского футуризма», написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности». Брат художника Владимира Бурлюка и поэта Николая Бурлюка.

Обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Занимался в Королевской академии искусств в Мюнхене и Школе изящных искусств Кормона в Париже. Был одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», в котором отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло.

Давид Бурлюк родился 9 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. У него было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз и Давид всю жизнь проходил со стеклянным левым глазом. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком художника.

Отец будущего художника работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумской, Тамбовской и Тверской. Во время учебы в Тамбовской гимназии Бурлюк познакомился с художником Константиновым и вскоре сам решил стать профессиональным художником.

Учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Именно Одесское училище он и закончил. В 1902 году, после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещал школу Антона Ашбе, а в 1904 начал обучение в мастерской Фернана Кормона в Париже.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках, вскоре став одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Фактически братья Давид и Владимир Бурлюки стали первыми российскими футуристами. В 1908 году Бурлюк публикует свою первую декларацию «Голос Импрессиониста в защиту живописи».

С 1911 по 1914 занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем поддерживал его морально и материально. Маяковский считал Бурлюка своим учителем.

«Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».

Из воспоминаний В. Маяковского

Тогда же Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства. После посещения в 1918 Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири.

В августе 1920 с В.Н. Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма, натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты. К тому времени художник уже был женат. Давид Давидович оказал большое влияние на современную японскую живопись, и историки искусства считают его одним их родоначальников японского футуризма. За два года пребывания в Японии он написал почти 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом», работал в прокоммунистической газете «Русский голос». Совместно с женой, Марией Бурлюк, организовал издательство и выпускал журнал «Color & Rhyme». В 1941 поселился в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде и основал одноимённую художественную группу.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию. В 1956 и в 1965 посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.

Читать еще:  Известные художники иллюстраторы. Художники-иллюстраторы детской книги

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики.

Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Давид Бурлюк: жизнь и творчество художника

Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, Российская империя хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма.

Содержание

Биография Давида Бурлюка

Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из «купцов-козаков» — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери.

В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г.

В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище.

В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

Творчество Бурлюка

Начинал Бурлюк как художник, даже участвовал в знаменитой выставке «Бубновый валет» (декабрь 1910 г.) и в дальнейшем был активным членом одноименного художественного общества.

В 1911—1914 занимался вместе с В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда же Бурлюк принял участие в первых поэтических альманахах — «Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», которые явились началом русского футуризма.

Он же, как принято сейчас говорить, «раскрутил» успешный проект под названием «Гилея», объединив вокруг себя группу поэтов и художников, названных впоследствии кубофутуристами. Главной «звездой» Бурлюка стал Маяковский, которого, по словам Шершеневича, «он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот.

Он был хорошим поваром футуризма и умел “вкусно подать” поэта». Именно его скандальная фигура в глазах общественности стала воплощением сущности футуризма.

В 1918 году Бурлюк покинул Москву, гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя творчество футуристов.

В 1920 году уехал в Японию, а оттуда в 1922-м — на постоянное жительство в США.

В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Источники:

http://www.allsoch.ru/burlyuk/
http://vellum.ru/biografiya-i-kartiny-davida-burlyuka/
http://allpainters.ru/burljuk-david.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector