Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII века. Культура и быт России в XVI в
Культура и быт России в XVI в
На развитие культуры XVI в. оказали влияние три фактора:
1. Завершение образования единого Российского государства.
2. Освобождение Руси от ордынского ига.
3. Завершение формирования русской народности.
Россия активно боролась с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетельство тому – интенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Италией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством». Церковь препятствовала распространению светских научных знаний, установила регламентацию духовной жизни.
Устное народное творчество. Основная тема устного народного творчества – борьба с иноземными захватчиками. Популярна была «Песня о взятии Казани». Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославлял его борьбу с боярами. Отрицательным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов».
Просвещение. С развитием государства возросла потребность в грамотных людях. При монастырях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счётная мудрость»). Первую русскую грамматику составил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог. (Библиотека таинственным образом исчезла после смерти Ивана Грозного).
Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская типография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напечатали книгу «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси и колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было писать только от руки. Религиозные фанатики разгромили первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Литву. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. издали первую полную славянскую Библию («Острожскую библию»). Печатное дело в Москве продолжили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Невежа. За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами.
Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. нашли отражение следующие социально-политические вопросы:
1. О государственной власти.
2. О роли закона.
3. О роли церкви.
Публицист Иван Пересветов выступал за сильную царскую власть.
Памятником общественно-политической мысли является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь Курбский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал «Историю о великом князе Московском» и несколько писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образованность: в ходе полемики они показали знание Библии, истории античности.
Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи» – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поучений, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц.
Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти.
Летописание.Возникли крупные летописные своды:
–Никоновская летопись. Один из её списков называется «Лицевой свод», в нём содержится 16 тыс. иллюстраций;
-«Степеннáя книга», составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – периодов правления великих князей и митрополитов.
Исторические повести: -«Повесть о Казанском взятии» – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV;
-«Повесть о Молодинском сражении» –(с крымским ханом в 1572 г.);
-«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг.
Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатровых церквей: –церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем;
-Покровский собор («храм Покрова что на Рву», или храм Василия Блаженного) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в ознаменование взятия Казани. Восемь куполов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зодчие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм.
В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Китай-город («кита» – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» построил третью линию каменных укреплений длиной 9,5 км. – Белый город («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.).
В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смоленске. Каменные крепости были построены на Волге (Нижний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь.
Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живопись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.).
Музыка. На Руси была распространена духовная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюковая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструменты – оргáны, клавесины, клавикорды.
Литейное дело. В Москве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата.
Научные знания. Рост торговли и денежного обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград», содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва, в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д.
Медицина. В 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку. Она обслуживала царскую семью.
Быт. Жилище. В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла, шахматы.
Одежда. Поверх рубахи носили зипун, кафтан (фéрязь, армяк), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы.
Пища. Пищевой рацион состоял из растительной и животной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скоромные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пироги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки. В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники.
«Домострой» – свод житейских правил и наставлений, руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе. Его автор – священник Сильвестр – являлся поборником патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье. «Домострой» призывал: «Чада. любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И старость их чтите». «Домострой» поучал «не красти. не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати. не бражничать. не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву».
Права мужчин превалировали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одобрял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти».
Таким образом, несмотря на жестокость и суровость эпохи, русская культура XVI в. продолжала развиваться.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической традиции // Отечеств. история. 2001. № 6. С. 90–96.
Бушуев С. В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. 1.225.284. Гл. «Золотой век» русской культуры.
Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. ИОНБ:1.273.750.
Голейзовский Н. Дионисий // Родина. 1999. № 6. С. 78–83.
Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 1.243.702; URL: https://lib.rus.ec/b/61743/read
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях: В 3 кн. М., 1990. Кн. 1. ИвГУ:9(С)14/З122; ИОНБ:1.179.941. URL: https://lib.rus.ec/b/210514/read
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях. Новосибирск, 1992. ИОНБ:1.220.917.
Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.
Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: https://lib.rus.ec/b/278488/read
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Любое изд. URL: https://lib.rus.ec/b/190286/read
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995. Максим Грек. URL: https://lib.rus.ec/a/32758/read
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1995. URL: https://lib.rus.ec/b/130246/read; ИОНБ: 1.247.408.
Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999. ОНБ:1.269.362.
Культура средневековой Москвы: XIV–XVII вв. М., 1995. ИОНБ:1.251.845.
Лабутина Т. Д. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопр. истории. 2008. № 2. С. 34–43.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.
Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000. ИОНБ:1.273.989.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 2 т. М., 1993. Т. 1. ИОНБ:1.245.564.
Михайлова И. Давай сварим кашу: Великокняжеская свадьба в России XVI века // Родина. 2004. № 7. С. 90–95.
Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1–2. ИОНБ: 745.764; 770.218.
Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. ИОНБ:1.213.333.
Пиккио Р. Древнерусская литература: Пер. с итал. М., 2002. ИОНБ: 1.300.471.
Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1991. ИОНБ:1.229.822.
Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.
Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М., 2001. ИОНБ:1.276.944.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. 1.266.613.
Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.
Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. ИОНБ:746.289.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Первая пол. XIV–XVI вв. Л., 1989. ИОНБ:1.128.357.
Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1991. ИОНБ:1.214.819.
Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.
Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999. ИвГУ:63.5/Т35.
Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антология. М., 1993. ИОНБ:1.239.206.
Флетчер Дж. О государстве Русском. М., 2002. URL: https://lib.rus.ec/b/214304/read
Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ: 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ).
Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энцикл. словарь. СПб., 2003. ИОНБ: 1.308.506.
Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ: 1.260.034.
Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687.
Юрганов А. Л. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры // Вопр. истории. 1996. № 2. С. 15–27.
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Культура России в 16 веке: основные направления
Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны.
Общее направление культуры
Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей.
Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени. Архитектура переживала один из ярких периодов строительства соборов, храмов и крепостей.
Особенностями культуры России в 16 веке так же являлись традиции, обычаи и языки многих национальностей, входящих в состав страны.
Основные направления культурного развития государства изложены в данной статье.
Территория страны
Территория России в 16 веке значительно изменилась. Опытное руководство нескольких княжеских поколений смогло избавиться от татаро-монгольского ига, а также собрать из многочисленных разрозненных княжеств единое сильное государство – Русское царство.
Однако конфликты в процессе объединения земель были практически неизбежны, что значительно ухудшало экономическое положение отдельных районов и страны в целом.
Русские владения землями увеличились также за счет взятия Казани, присоединения Астраханского ханства и Сибири. Процесс освоения новых территорий был долгим и трудным. Несмотря на огромную территорию страны, множество земель оставались незаселенными.
Состав населения
Население в России в 16 веке было небольшим, около 9 миллионов человек.
Основная плотность отмечалась в центральных и северо-западных районах. Самым населенным городом являлась столица Русского государства – Москва, около 100 тыс. человек. Население других крупных городов не превышало 8 тысяч. Плотность населения даже самых больших областей не превышала пяти человек на один квадратный километр. Основной массой населения являлись крестьяне.
Самыми развитыми городами, кроме Москвы, являлись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда и некоторые другие.
За счет присоединения больших территорий увеличивалась многонациональность страны. За долгие годы ордынского ханства произошло смешение с татарским народом. Также в состав населения входили украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, кабардинцы, ненцы, буряты, чукчи и некоторые другие национальности.
Архитектура
Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня.
Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани.
Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие.
Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах.
Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.
Живопись
Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней.
Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая», изображенная на фото в статье.
За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь.
Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ, исторические завоевания царей и многое другое.
Научный прогресс
В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители.
Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг.
Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению.
В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг.
Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей.
Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий.
Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью.
Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.
Литература
Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых.
В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран.
Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов.
В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси.
Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время.
Музыка
Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль.
Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений.
Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.
Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события.
Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.
Театральное искусство
Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания – балаганы.
Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью.
Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке.
Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.
Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события.
Культура и быт России в XVI веке
Цели учебного занятия:
- образовательная – расширить и уточнить понятие «культура», выявить основные направления и представителей культуры России в XVI века и их особенности;
- развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;
- воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.
Литература:
- Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. – М., 1992.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв.: М: Владос, 1997.
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.
- Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.
Оборудование:
- Ноутбук;
- Проектор;
- Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;
- Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;
- ДМК: рабочий лист 1, 2; иллюстративный материал по заданной теме;
- Берестяные грамоты.
Домашнее задание: Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.
План учебного занятия:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.
- Определение темы и целей урока.
- Изучение нового материала:
а) уточнение определения понятия «культура»;
б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;
в) выявление уровней культуры;
г) работа в группах с целью написания устного журнала;
д) выступление групп;
е) вывод по изученному материалу; - Рефлексия.
Ход учебного занятия
Учитель: Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к теме нашего занятия, мне хотелось бы сделать обстановку менее формальной. Для этого я предлагаю выполнить вам следующее упражнение «Маяк»:
«Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены настолько крепки и прочны, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в плохую и хорошую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет». Откройте глаза. Надеюсь, и сегодня вы будете для меня таким маяком на этом учебном занятии.
Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд (Приложение 1) (слайд 1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите, о чём пойдет речь на занятии, и вместе определим тему?
Ученики: предлагают варианты ответов.
Учитель: обобщает ответы и уточняет их. Говорит о том, что у каждого есть на партах рабочие листы, начало работы с рабочим листом 1. (Приложение 2) Слайд 2. Тема урока: «Культура и быт России в XVI веке». Впишите, пожалуйста, тему в рабочие листы. Попытаемся определить цели урока:
- уточнить понятие культура;
- выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.
Слайд 3 (понятие культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию три понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.
Ученики: предлагают варианты ответов.
Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант 2, потому что.. (оперирует мнениями учащихся)
Конечно, культура каждого периода имеет свои отличительные особенности, так как на её формирование оказывали воздействие различные события предшествующего периода. Я предлагаю вам составить схему: « События и явления, оказавшие влияние на формирование и развитие культуры России XVI века» (слайд 4), выбрать варианты ответов из предложенных в рабочих листах, и составить схему (Рисунок 1), обосновывая свой выбор при заполнении. (слайд 5)
Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры: (слайд 6)
Уровни культуры:
Далее организуется работа в группах по 5 человек (столы расставляются перед началом урока по количеству групп).
Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.
Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе 2. (Приложение 3) Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.
Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд 7)
«Уважаемые читатели! Предлагаю вашему вниманию специальный выпуск устного журнала «Из истории культуры», подготовленный редколлегией 10 класса». Фоторепортажи уже должны быть заранее подготовлены учителем в соответствии с темой статьи.
Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры и одновременная демонстрация слайдов. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.
- Просвещение – слайд 8
- Архитектура – слайд 9
- Живопись – слайд 10
- Фольклор – слайд 11
- Быт – слайд 12.
Подведение итогов урока.
Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.
Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.
Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд 13)
Источники:
https://studopedia.ru/8_50390_kultura-i-bit-rossii-v-XVI-v.html
https://www.syl.ru/article/359831/kultura-rossii-v-veke-osnovnyie-napravleniya
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/601541/