Чем отличается литературоведение от литературы. Поэтическая лексика
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
знать
- • художественную литературу как словесный вид творчества;
- • организацию и особенности поэтического языка, поэтических фигур;
- • поэтическую стилистику (гипербола, гротеск, литота, амплификация);
- • синтаксические фигуры (инверсия, знаки);
- • интонацию и графику (курсив, многоточие, пауза, анафора, симплока, эпифора, силлепс, оксюморон, анаколуф, антитеза, аллегория, алогизм);
- • поэтическую фонетику (аллитерация, ассонанс, звукоподражание, анаграмма);
- • тропы (метафора, метонимия, сравнение, эпитет, олицетворение, перифраз);
- • реминисценции, литературные пародии;
уметь
- • различать функцию языка, как грамматической категории и функцию речи, как категории художественного стилеупотребления;
- • различать формы стихового и прозаического языка;
владеть
- • терминологией языковой культуры;
- • соответствующим понятийным аппаратом научной литературы;
- • навыками речевого анализа художественного языка.
Особенности поэтического языка
Язык художественной литературы, иначе говоря, поэтический язык, является той формой, в которой материализуется, объективируется вид искусства слова, словесного искусства, в отличие от других видов искусства, например музыки или живописи, где средствами материализации служат звук, краски, цвет.
У каждого народа свой язык, являющийся важнейшей чертой национальной специфики народа. Обладая своим словарным составом и грамматическими нормами, национальный язык осуществляет в основном коммуникативную функцию, служит средством общения. Русский национальный язык в его современном виде в основном завершил свое формирование во времена А. С. Пушкина и в его творчестве. На базе национального языка оформляется литературный язык – язык образованной части нации.
Язык художественной литературы – это национальный язык, обработанный мастерами художественного слова, подчиняющийся тем же грамматическим нормам, что и язык национальный. Спецификой поэтического языка является только его функция: он выражает содержание художественной литературы, словесного искусства. Эту свою особую функцию поэтический язык осуществляет на уровне живого языкового словоупотребления, па уровне речи, в свою очередь формирующей художественный стиль.
Конечно, речевые формы национального языка предполагают свою специфику: диалогические, монологические, сказовые особенности письменной и устной речи. Однако в художественной литературе эти средства должны рассматриваться в общей структуре идейно-тематического, жанрово-композиционного и языкового своеобразия произведения.
Важную роль в осуществлении этих функций играют изобразительные и выразительные средства языка. Роль этих средств состоит в том, что они придают речи особый колорит.
Цветы кивают мне, головки наклони,
И манит куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?
Помимо того, что эта строка из стихотворения “Мотылек мальчику” со своей ритмикой, своим размером, рифмовкой, определенной синтаксической организацией, она содержит ряд дополнительных изобразительных и выразительных средств. Во-первых, это речь мотылька, обращенная к мальчику, кроткая мольба о сохранении жизни. Кроме образа мотылька, созданного средствами олицетворения, здесь олицетворены цветы, которые “кивают” мотыльку головками, куст, который “манит” его ветвями. Здесь мы найдем метонимически изображенный образ сачка (“шелковая сетка”), эпитет (“душистая ветка”) и т.д. В целом же строфа воссоздает картину природы, образы мотылька и мальчика в определенных отношениях.
Средствами языка осуществляются типизация и индивидуализация характеров персонажей, своеобразного применения, употребления речевых форм, которые вне этого употребления могут и не быть специальными средствами. Так, слово “братишка”, характерное для Давыдова (“Поднятая целина” М. А. Шолохова), включает его в число людей, служивших во флоте. А постоянно употребляемые им слова “факт”, “фактический” отличают его от всех окружающих и являются средством индивидуализации.
В языке нет областей, где исключалась бы возможность деятельности художника, возможность создания поэтических изобразительных и выразительных средств. В этом смысле условно можно говорить о “поэтическом синтаксисе”, “поэтической морфологии”, “поэтической фонетике”. Речь идет здесь не об особых закономерностях языка, а, по верному замечанию профессора Г. О. Винокура, об “особой традиции языкового употребления” [1] .
Таким образом, сами по себе экспрессивность, особые изобразительно-выразительные средства не являются монополией языка художественной литературы и не служат единственным формообразующим материалом словесно- художественного произведения. В огромном большинстве случаев используемые в художественном произведении слова берутся из общего арсенала национального языка.
“С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно”, – говорится у А. С. Пушкина о Троекурове (“Дубровский”).
Здесь нет ни экспрессии, ни особых выразительных средств. И тем не менее, эта фраза – явление искусства, поскольку она служит одним из средств изображения характера помещика Троекурова.
Возможность создания художественного образа средствами языка основывается на присущих языку общих закономерностях. Дело в том, что слово несет в себе не просто элементы знака, символа явления, но является его изображением. Говоря “стол” или “дом”, мы представляем себе явления, обозначаемые этими словами. Однако в этом изображении еще нет элементов художественности. О художественной функции слова можно говорить лишь тогда, когда в системе других приемов изображения оно служит средством создания художественного образа. В этом, собственно, и состоит особая функция поэтического языка и его разделов: “поэтической фонетики”, “поэтического синтаксиса” и т.д. Речь идет не о языке с особыми грамматическими принципами, а об особой функции, особом употреблении форм национального языка. Даже так называемые слова- образы получают эстетическую нагрузку только в определенной структуре. Так, в известной строке из М. Горького: “Над седой равниной моря ветер тучи собирает” – слово “седой” само по себе нс обладает эстетической функцией. Оно приобретает ее только в сочетании со словами “равниной моря”. “Седая равнина моря” – комплексный словесный образ, в системе которого слово “седой” начинает обладать эстетической функцией тропа. Но и сам этот троп становится эстетически значимым в целостной структуре произведения. Итак, главное, что характеризует поэтический язык, – не насыщенность особыми средствами, а эстетическая функция. В отличие от какого-либо иного их употребления в художественном произведении все языковые средства, так сказать, эстетически заряжены. “Любое языковое явление при специальных функционально-творческих условиях может стать поэтическим”, – справедливо утверждает академик В. Виноградов [2] .
Но внутренний процесс “поэтизации” языка, однако, изображается учеными по-разному.
Некоторые ученые полагают, что ядро образа – это представление, картина, фиксируемая в формах языка, другие исследователи, развивая положение о языковом ядре образа, рассматривают процесс “поэтизации речи как акт приращения” к слову дополнительного качества или смысла. В соответствии с данной точкой зрения слово становится явлением искусства (образным) не потому, что оно выражает образ, а потому, что в силу присущих ему имманентных свойств оно меняет качество.
В одном случае утверждается первичность образа, в другом – примат и первичность слова.
Пет сомнения в том, однако, что художественный образ в его словесном выражении представляет собой целостное единство.
И если несомненно, что язык художественного произведения должен изучаться, как всякое явление, на основе освоения общих закономерностей развития языка, что, не имея специальных лингвистических познаний, нельзя заниматься проблемами поэтического языка, то вместе с тем совершенно очевидно, что как явление словесного искусства язык не может быть изъят из сферы литературоведческих наук, изучающих словесное искусство на образно-психологическом, социальном и других уровнях.
Поэтический язык изучается в связи с идейно-тематической и жанрово-композиционной спецификой художественного произведения.
Язык организуется в соответствии с определенными задачами, которые ставит перед собой человек в процессе своей деятельности. Так, организация языка в научном трактате и в лирическом стихотворении различны, хотя в том и другом случае используются формы литературного языка.
Язык художественного произведения имеет два основных типа организации – стихотворный и прозаический (язык драматургии близок по своей организации к языку прозы). Формы и средства организации типов речи являются одновременно и речевыми средствами (ритм, размер, способы персонификации и т.д.).
Источником для поэтического языка служит национальный язык. Однако нормы и уровень развития языка на том или ином историческом этапе сами по себе не определяют качества словесного искусства, качества образа, как не определяют они и специфику художественного метода. В одни и те же периоды истории создавались произведения, различные по художественному методу и по их поэтической значимости. Процесс отбора языковых средств подчинен художественной концепции произведения или образа. Только в руках художника язык приобретает высокие эстетические качества.
Поэтический язык воссоздаст жизнь в ее движении и в ее возможностях с большой полнотой. С помощью cловесного образа можно “нарисовать” картину природы, показать историю формирования человеческого характера, изобразить движение масс. Наконец, словесный образ может быть близок музыкальному, как это наблюдается в стихе. Слово прочно связано с мыслью, с понятием, и поэтому по сравнению с другими средствами создания образа оно более емко и более активно. Словесный образ, обладающий целым рядом достоинств, может быть охарактеризован как “синтетический” художественный образ. Но все эти качества словесного образа может выявить и реализовать только художник.
Процесс художественного творчества или процесс поэтической обработки речи глубоко индивидуален. Если в повседневном общении можно отличить человека по манере его речи, то в художественном творчестве можно определить автора по свойственному только ему способу художественной обработки языка. Иначе говоря, художественный стиль писателя преломляется в речевых формах его произведений и т.д. На этой особенности поэтического языка зиждется все бесконечное многообразие форм словесного искусства. В процессе творчества художник не пассивно применяет уже добытые народом сокровища языка – большой мастер своим творчеством оказывает влияние на развитие национального языка, совершенствуя его формы. При этом опирается на общие закономерности развития языка, его народной основы.
Публицистика (от лат. publicus – общественный) – тип литературы, содержанием которой являются по преимуществу современные вопросы, представляющие интерес для массового читателя: политика, философия, экономика, мораль и нравственность, право и т.д. Наиболее близкими по специфике творчества к публицистике являются журналистика и критика.
Жанры публицистики, журналистики, критики часто идентичны. Это статья, цикл статей, заметка, очерк.
Журналист, критик, публицист часто выступают в одном лице, и грани между этими видами литературы довольно подвижны: так, журнальная статья может быть критикопублицистической. Довольно обычное дело – выступление писателей в роли публицистов, хотя часто публицистическое произведение нс является художественным: оно основано на реальных фактах действительности. Цели у писателя и публициста зачастую близки (оба могут содействовать решению сходных политических, нравственных задач), но средства при этом различны.
Образному выражению содержания в художественном произведении соответствует прямое, понятийное выражение проблематики в публицистической работе, которое в этом отношении ближе но форме к научному познанию.
К художественно-публицистической литературе относятся произведения, в которых конкретные жизненные факты облечены в образную форму. При этом используются элементы творческой фантазии. Наиболее распространенным является жанр художественного очерка.
- [1]Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 388.
- [2]Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 139.
лексика поэтическая
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Смотреть что такое “лексика поэтическая” в других словарях:
лексика поэтическая — Слова, обладающие языковыми, системными коннотациями «высокое», «лирическое», «торжественное» … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
лексика поэтическая — Слова, обладающие языковыми, системными коннотациями высокое , лирическое , торжественное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Лексика — (от греч. λεξικός относящийся к слову) совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (лексика бытовая, деловая, поэтическая и т. п.), и для обозначения всех слов,… … Лингвистический энциклопедический словарь
лексика — (от греч. lexikos словесный, словарный). 1) Словарный состав языка. 2) Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно бытовая лексика. Лексика книжно письменной речи. Общественно публицистическая лексика … Словарь лингвистических терминов
лексика — (др. греч. λεξικος ñловесный < λεξις слово, выражение, оборот речи) Совокупность слов, входящих в состав какого л. языка. 1) (словарный состав). Вся совокупность слов, входящих в состав литературного языка или диалекта. 2) Совокупность слов,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Лексика — – совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (бытовая лексика, деловая лексика, поэтическая лексика и т.п.), и для обозначения всех слов, употребленных каким либо… … Энциклопедический словарь СМИ
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — История английской литературы фактически включает несколько историй различного плана. Это литература, принадлежащая конкретным общественно политическим эпохам в истории Англии; литература, отражающая определенные системы нравственных идеалов и… … Энциклопедия Кольера
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
Персидская литература — ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Собственно П. л. называется лит pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как новоперсидский) языке. В широком смысле однако иногда говорят о П. л., имея в… … Литературная энциклопедия
Чем отличается литературоведение от литературы
Литература – это вид искусства, который существует испокон веков. Многие люди интересуются, в чем же скрываются отличия между литературой и литературоведением. Оба термина прочно вошли в жизнь людей, но при этом различия удается понять далеко не сразу.
Что представляет собой литература?
Литература – это искусство слова, потому данный термин используется для обозначения любых письменных произведений и обладающих общественным значением.
Литература бывает технической, научной, справочной, эпистолярной, публицистической. Однако, если ориентироваться на обычный и строгий смысл термина, литература должна включать в себя только художественные произведения.
Термин «литература» начал употребляться только в XVIII столетии, так как прежде люди говорили «изящная словесность», «поэзия», «поэтическое искусство». Активное развитие литературы началось в середине XV века, когда люди по достоинству оценили искусство слова.
Каждый период истории обладает уникальными литературными памятниками, позволяющими понять, по какому направлению развивалось человечество. В древнейших литературных памятниках, к которым традиционно относят «Повесть временных лет», Библию, Махабхарату, предполагается полноценное единение словесного искусства, мифологии и религии, основ естественных и исторических наук, моральных и практических указаний. Анализ ранних литературных произведений не может лишить труды эстетической ценности, ведь структура близка к художественным принципам и образует фундамент для дальнейшего развития литературы.
Что представляет собой литературоведение?
Литературоведение – это наука, которая посвящена художественной литературе, происхождению и развитию, сущности. В настоящее время литературоведение представляет собой сложную дисциплину, которая отличается подвижностью. При этом предполагается различие между тремя главными отраслями литературоведения:
- Теория литературы. В этом случае предполагается изучение общих законов структуры, а также принципов развития литературы.
- История литературы. Предполагается изучение прошлого литературы в качестве художественного процесса.
- Литературная критика. В этом случае концентрация внимания происходит на современной литературе, но при этом присутствует возможность интерпретации ранних литературных произведений на основе современных общественных, а также художественных задач.
В большинстве случаев литературоведение должно заниматься поэтикой, которая направлена на изучение следующих аспектов:
- Структура литературных произведений.
- Творчество писателей.
- Особенности различных литературных направлений.
- Принципы литературной эпохи.
Если же внимательно изучить дисциплину, можно понять, насколько тесно взаимосвязаны все отрасли. Нужно понимать, что литературная критика развивается на основе исторических и теоретических принципов, причем история и теория литературы должны учитывать и осмыслять опыт критики для дальнейшего совершенствования. Важно отметить возможность передвижения дисциплин из одного ряда в другой, ведь критика постепенно становится материалом истории литературы и исторической поэтики, причем данные передвижения происходят под влиянием времени.
Нужно отметить, что наряду с главными дисциплинами литературоведения существуют вспомогательные направления:
- Литературоведческое архивоведение.
- Библиография художественной и литературоведческой литературы.
- Палеография.
- Текстология.
- Комментирование текста.
- Теория и практика эдиционного дела.
В середине XX столетия произошло усиление математических методов и стилистики, причем все это отражается в стиховедении, фольклоре, стилистике и текстологии.
Вывод
Итак, чем же отличаются литература и литературоведение?
- Литература не может быть наукой, так как она представляет собой способ выражения творческого начала, которое может быть подсознательным и бессознательным. Отсутствует возможность использования литературы в качестве науки и ее связи с семиотикой, набором определений, подсчетом. Такие способы оценки не позволяют определить качество литературы.
- Литературоведение представляет собой науку о законах литературы, причем от данной дисциплины зависит, каким будет дальнейшее развитие литературы. Литературоведы должны предоставить основу для развития художественного потенциала писателей и поэтов. Методы и формулировки дисциплины должны быть научными, так как только в этом случае гарантируется долговечность.
Источники:
https://studme.org/67904/literatura/yazyk_hudozhestvennoy_literatury
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5103/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0
https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-literaturovedenie-ot-literatury/