17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что было на месте исторического музея. Цари.(Государственный исторический музей)

Государственный исторический музей (ГИМ)

Со школой, с детьми и с внуками

В 39 залах Государственного исторического музея представлена история России с древнейших времен до начала XX века. На 4 000 м 2 представлено около 22 000 предметов. Чтобы обойти экспозицию необходимо сделать 4 000 шагов или около 3 км. И если на каждый экспонат потратить около минуты, то для осмотра всего музея потребуется где-то 360 часов, а это только 0,5% коллекций ГИМ!

Государственный исторический музей (ГИМ) основали по указу императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года.

Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.

В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.

Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.

27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.

После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.

В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».

Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.

В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).

Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.

Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира — роспись Успенского собора XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.

Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.

Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже 5 млн предметов. Вот наиболее интересные экспонаты:

  • Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, а причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестна. Умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта.
  • Подлинные бивни мамонта. В конце XIX века иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и подарил музею.
  • Челн длиной 7,5 метров, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, в 1954 году. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов.
  • Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность — портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
  • Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Скорее всего его привезли из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.
  • Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири. На нем изображен распространенный сюжет — единоборство богатырей. Этот древний ритуал передачи верховной власти бытовал у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.
  • Сборник XV века, в состав которого вошла «Русская Правда», — древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.
  • «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 году. На одной из первых страниц можно увидеть портрет самого князя с женой и сыновьями.
  • Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII века, написанный и иллюстрированный миниатюрами XV века.
  • Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951 году. Она датируется XIV веком и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка.
  • Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX веке. Врата, созданные в XII веке в немецком городе Магдебурге, украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV веке их перемонтировали. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура — автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.
  • Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII века. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII века с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным были не только мужчины.
  • Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля — она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икону передали на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что образ написан в начале XVI века, а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.
  • Герса — самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.
  • Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
  • Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551 году для Успенского собора в Московском Кремле. Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках есть текст легенды, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил государственные регалии и шапку Мономаха.
  • Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая 10 лет была центром формирования опричного войска.
  • Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара. Их привезли в музей из Вологодской области в 1930-х годах.
  • Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Ее составил английский купец и путешественник Антонин Дженкинс в 1552 году. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.
  • «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
  • Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х годов фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697 году, будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733 году глобус поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там он служил учебным пособием до 1752 года. Затем его перевезли в Санкт-Петербург. Вскоре глобус вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 году попал в ГИМ.
  • Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией — князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Полководец Михаил Скопин-Шуйский не позволил интервентам отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 году народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.
  • Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII века, картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 года. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых обоих называют «императорами Московскими», причем подчеркнуто — Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Других современных портретов участников событий начала XVII века не существует.
  • Русская «мумия» — мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.
Читать еще:  За что долохов мстит николаю. Перверзные нарциссисты, психопаты

Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.

Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького Тверской). Но проект не приняли.

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является одним из самых крупных музеев Российского государства, сохраняющих национальную историю: памятники археологии, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, оружие, нумизматику и др.

Собрание музея (а это около 5 млн. экспонатов и более 14 млн. листов документов) отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Репин «Портрет И.Е. Забелина» (1877)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем. С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Читать еще:  Остроумные фразы и выражения. Прикольные выражения и фразы на любой случай

Здание Московской городской думы. Автор: Moscowjob.net, из Википедии

Один из корпусов монетного двора. Автор: Ludvig14 – собственная работа, из Википедии

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Навершие башен. Автор: Валдес Иванов – собственная работа, из Википедии

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено.
2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Государственный исторический музей – крупнейшее собрание исторических артефактов России

Адрес: Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1875 год
Открытие музея: 1883 год
Архитектор: Шервуд Владимир Осипович, Семёнов Анатолий Александрович
Координаты: 55°45’18.7″N 37°37’03.4″E

Читать еще:  Как нарисовать ам няма по инструкции. Как нарисовать ам няма карандашом поэтапно

Коллекции, хранящиеся в главном историческом музее страны, поражают воображение. За 145-летнию в нем было собрано более 5 миллионов экспонатов. В музее находятся древние книги, уникальные артефакты, найденные во время раскопок в разных частях страны, и многие другие предметы, рассказывающие о многовековой истории России.

Вид Государственного исторического музея с Красной площади

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного, и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля.

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев – исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади. Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан. Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы. Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

Экспозиции

Собранные в музее сокровища выставлены в 39 залах. Однако, на площади 4000 кв. м удалось разместить лишь 22 тысячи экспонатов. Это только малая часть, хранящихся в историческом музее предметов – 0,5% от имеющихся фондов. Все экспонаты Государственного исторического музея невозможно осмотреть во время одного визита. Если задержаться возле каждой витрины всего на одну минуту, для полного изучения коллекции потребуется 360 часов! Не удивительно, что для обслуживания такого огромного музея работает более 800 сотрудников.

Исторический музей считается самым большим национальным музеем страны, и ежегодно его посещает до 1,2 миллионов человек. Для того, чтобы туристы смогли увидеть редкие артефакты, хранящиеся в запасниках, здесь круглый год организуют выставки.

Пройдя по залам музея, посетители могут узнать об истории страны, начиная с древнейших времен до начала прошлого века. С недавнего времени осмотреть главные экспозиции можно виртуально. Для этого достаточно зайти на сайт музея.

Интерьеры

Архитекторы уделили большое внимание оформлению интерьеров музея. Все помещения представляют кольцевую анфиладу, и для их отделки применены ценные материалы – каррарский мрамор и дубовые панели, лепнина и позолота.

Наиболее богато декорированные залы занимают первый этаж музейного здания. На окнах установлены уникальные переплеты, имитирующие древние слюдяные окошки, залы закрываются сосновыми и дубовыми дверями, а полы украшает живописная мозаика. Настенные и потолочные росписи в музее выполнены талантливыми русскими художниками – Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Валентином Серовым.

Вначале посетители попадают в Парадные сени, украшенные генеалогическим деревом российских императоров. На искусно сделанных настенных росписях можно увидеть ростовые портреты князей и царей – от князя Владимира до Александра III.

Залы первого этажа рассказывают о российской истории, начиная с первобытного строя до эпохи правления Петра I. В литерных залах «А», «Б» и «В» экспонируются уникальные золотые изделия разных времен и народов – ювелирные украшения, самородки, предметы церковного искусства, ордена и оружие.

На втором этаже музейного здания выставлены экспонаты, повествующие об истории страны от петровских времен до конца XIX века. Здесь же расположен вход в читальный зал рукописей.

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году. Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого – князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции.

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца – царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Информация для посетителей

Выходы, расположенные со стороны Красной площади, закрыты, поэтому туристы, пришедшие посмотреть на мавзолей, Лобное место, кремлевские башни или Покровский собор, редко заглядывают в музей. Исторический музей часто посещают группы школьников и те, кто хочет побывать на тематических выставках.

При входе туристы могут получить полную карту экспозиции или скачать ее на сайте музея. Это нововведение существенно упрощает навигацию по залам.

Музей открыт во все дни, кроме вторника, с 10.00 до 18.00, а по субботам и воскресеньям – до 21.00. С июня по сентябрь он работает без выходных. Следует иметь в виду, что кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия музея.

Билеты для взрослых стоят 400 рублей, для студентов и пенсионеров – 150 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. При семейном посещении (двое взрослых и 1-2 ребенка) для входа в музей можно приобрести льготный билет стоимостью 600 рублей (2018 год).

Как добраться

Исторический музей имеет символический адрес – Красная площадь, дом № 1. До музейного здания легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Охотный ряд» или «Театральная». Чуть больше времени займет пешеходная прогулка от «Площади Революции» или «Библиотеки им. Ленина».

Источники:

https://liveinmsk.ru/places/muzei/gim
https://www.rosimperija.info/post/2915
https://putidorogi-nn.ru/evropa/926-gosudarstvennyj-istoricheskij-muzej

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]