Что читать детям 5 6 лет список. Художественная литература для детей
Книги для детей 5-6 лет: список
На протяжении всей жизни человек имеет дело с текстом. От того, насколько приятным и плодотворным было знакомство с книгой в детстве, во многом зависит дальнейшая интеллектуальная деятельность человека. К сожалению, современные дети редко читают книги, они с большим удовольствием проводят время за компьютерами, планшетами, телефонами.
Задача родителей – увлечь ребенка чтением, выработать у него тягу к книгам. Сделать это, безусловно, очень сложно, но вполне возможно. Главное, приучить его к тому, что книга всегда должны его сопровождать, и не менее важно помочь подобрать книги по возрасту, определить, что ребенок может осилить самостоятельно, а что пока с помощью старших. В этой статье речь пойдет о списке книг для детей 5-6 лет.
Значение чтения для дошкольников
Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжечки с потешками, коротенькими стихотворениями. Дети запоминают прочитанное, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.
Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.
Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.
Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.
Литература несет и воспитательную функцию: вместе с персонажами ребенок получает жизненный опыт, разбирается, что хорошо и что плохо, что полезно, а что делать опасно. Знания, полученные в книгах, он сможет применить в других областях: чем больше моделей поведения и возможных альтернатив знает человек, тем успешней он справляется с жизненными задачами. Больше прочитанных книг — больше багаж социального опыта.
Когда приучать ребенка к чтению
Возраст 5-6 лет — самый благодарный для развития навыка чтения и привычки читать. Ребенок уже освоил речь, но ему еще интересно, он охотно экспериментирует со словами. Годам к семи, когда слова и буквы становятся чем-то привычным, исследовательский азарт может сойти на «нет».
Не стоит откладывать приучение к литературе до школы. Научившись читать заранее, ребенок будет чувствовать себя уверенно и быстрей адаптируется к новым условиям жизни.
Как уже говорилось, первое знакомство с книгой у ребенка происходит в самом раннем возрасте. Чем чаще ребенок будет слышать чтение, тем больший интерес он будет проявляться к нему. Сначала это будет чтение коротких стихотворений, потешек. Важно, чтобы книжки были с яркими красочными картинками, ребенок будет с удовольствием перелистывать странички и рассматривать персонажей.
Когда кроха подрастет, можно читать ему перед сном сказки, лучше в стихах. Они легко запоминаются, развивают память, воображение, и, конечно же, приучают к чтению. Позже можно читать ребенку на ночь сказки в прозе. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что его сопровождает художественная литература. Когда он научится читать самостоятельно, он будет с удовольствием отдаваться любимому делу, развиваться и совершенствоваться.
Как научить ребенка 5-6 лет читать?
Чтение начинается с движения — как с ориентации в пространстве, так и умения сконцентрироваться на направлении (если глаза бегают по тексту хаотично, то сложно следить за ровным потоком букв). Ребенок должен иметь представление о последовательности чего-либо, видеть, что за чем следует, и уметь это воспроизвести. Успешная работа со словом основана на понимании его звукового и буквенного состава, умения различать звуки в потоке речи. Сама речь должна быть связной и не иметь серьезных логопедических проблем (в том числе нарушений ритма и мелодики). Наконец, ребенок должен уверенно знать алфавит.
Для укрепления каждого из этих навыков есть множество упражнений: например, занятия музыкой и игры с мячом помогают развить чувство ритма; скороговорки и звукоподражательные слова развивают фонематический слух, запоминать буквы легче всего через ощущения: рисовать их на песке, на асфальте, лепить из пластилина, выкладывать из орешков.
Лучше заучивать не буквы, а звуки (не «эм», а «м», не «ха», а «х»), так легче перейти к слогам (иначе может получиться непонятное ребенку «эм-а-эм-а»).
В любое время стоит использовать возможность что-либо прочитать. Если ребенок учит алфавит, можно искать буквы в вывесках и объявлениях, соревноваться, кто больше найдет предметов и явлений на выбранную букву («ванная», «ветер»).
Полезно расклеить дома карточки с названиями предметов («дверь», «гитара», «часы») — так ребенок учится ассоциировать вещь и слово, воспринимать слово целиком, без отрыва от его значения.
Как приучить ребенка читать?
Первое правило любого обучения — дети всегда повторяют за взрослыми. Если в семье никто не читает, то бессмысленно сажать дошкольника за книгу: он просто не поймет, зачем это нужно. Напротив, любовь к литературе со стороны взрослых перенимают и младшие члены семьи.
Насилие в этом случае недопустимо. Ассоциативная связь чтения и страха грозит серьезными проблемами в школе. Старайтесь прививать любовь к книге постепенно и добрыми способами.
Книги можно сделать не целью, а средством. Пусть они помогают дошкольнику в других интересах. Один ребенок влюблен в динозавров и готов поглощать тонны информации о них, в том числе печатной. Другой обожает семейные вечера, когда мама с папой читают вместе с ним. Третий, с выраженными актерскими способностями, любит инсценировать прочитанные истории. В таких случаях чтение становится средством удовлетворения других стремлений, и увлеченный ребенок быстрее приобретает необходимые навыки.
Что почитать дошкольнику вместе с родителями
Чтение вместе с родителями может быть и тогда, когда ребенок еще не умеет читать самостоятельно, и тогда, когда он уже научился чтению. Зачем читать с ребенком, если он уже умеет читать самостоятельно?
Во-первых, ребенку может быть сложно пока читать самостоятельно. Пока навык чтения не доведен до автоматизма, одиночное путешествие сквозь дебри букв и слогов отнимает много сил и внимания. Более того, такое чтение утомляет и даже может отбить охоту. Вспомните, как было сложно понимать смысл прочитанного, когда вы сами только осваивали эту науку.
Во-вторых, ребенок может встретить незнакомые слова или понятия: без помощи взрослого не обойтись.
В-третьих, совместное чтение сближает и создает множество тем для общения.
Что важно помнить родителям?
- Дети читают не так, как взрослые: они непоседливы, отвлекаются, задают много вопросов. Это нормально!
- Нужно читать выразительно. Монотонная речь может усыпить любого человека, что уж говорить о детях.
- Книга должна нравиться всем. Если взрослому скучно, ребенок это почувствует и заскучает сам.
Самый распространенный жанр детской литературы — это сказка, сказок великое множество на любой вкус, от небольших стихотворных и народных до многотомных произведений Александра Волкова и Астрид Линдгрен.
Среди русских писателей самыми любимыми могут стать Григорий Остер, Николай Носов, Эдуард Успенский, Александр Волков, Алексей Толстой.
В зарубежной детской литературе это сказки Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро (родителям важно следить за тем, чтобы издания были адаптированы для детей), Р.Киплинга, С.Лагерлеф, повести Т.Янссон про муми-троллей, произведения А.Линдгрен , Д.Родари, А.Милна.
К рассказам о сверстниках, взаимоотношениях с людьми, повседневной жизни относятся произведения В.Драгунского (сборник «Денискины рассказы»), М.Зощенко (цикл про Лелю и Миньку), В.Голявкина.
В список литературы, которую стоит читать с родителями, стоит включить произведения XIX века: значение устаревших слов подскажут взрослые, а в школе ребенку будет проще работать с уже известными сюжетами. Сюда можно отнести сказки А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Ф.Одоевского («Городок в табакерке»), С.Т.Аксакова («Аленький цветочек»), П.П.Ершова («Конек-горбунок»), К.Д.Ушинского, басни И.А.Крылова.
Что почитать дошкольнику самостоятельно
В принципе, если ребенок уже достаточно хорошо освоил чтение, то смело рекомендуйте ему прочтение вышеперечисленной литературы. Но иногда ребенку в 5-6 лет сложно читать длинные сказки. В таком случае, чем руководствоваться при выборе литературы?
В этом возрасте дети интенсивно усваивают моральные нормы, поэтому они так любят выносить оценки другим («Этот мальчик поступил плохо!», «Эта гусеница — честная и хорошая, она не стала никого обманывать») и любят истории с подобной тематикой.
Интересы конкретного ребенка — главный ориентир для выбора книг. Не стоит навязывать любителю техники книжки про животных. Со временем он сам найдет все необходимое.
Дети любят яркие иллюстрации и хорошее оформление, это помогает им лучше представить и осмыслить прочитанное. Для самостоятельного чтения стоит выбирать простые и короткие рассказы и сказки с множеством иллюстраций, чтобы начинающему читателю было не так сложно.
- Это детская стихотворная классика Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, «Английские народные песенки» в переводе Самуила Маршака (а также его собственные произведения), сказки Корнея Чуковского.
- Русские и зарубежные народные сказки о животных в пересказе для детей («Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Лиса и журавль»).
- Рассказы В. Сутеева, В.Осеевой и Н.Носова.
- Интересна детям будет игровая поэзия Даниила Хармса, Александра Введенского, Эдуарда Успенского.
- Тем, кто любит животных, подойдут произведения В.Бианки и Е.Чарушина.
Топ лучших книг для дошкольников
В этом разделе мы разместили лучше книги для дошкольников, которые моно читать как совместно с родителями, так и самостоятельно.
- Маленький принц (А.Сент-Экзюпери)
- Винни Пух и все-все-все (А.Милн)
- Приключения Незнайки и его друзей (Н.Носов)
- Сказки про Муми-троллей (Т.Янссон)
- Праздник непослушания (С.Михалков)
- Волшебник Изумрудного города (А.Волков)
- Аля, Кляксич и буква А (И.Токмакова)
- Дядя Федор, пес и кот (Э.Успенский)
- Чарли и шоколадная фабрика (Р.Даль)
- Пеппи Длинный чулок (А.Линдгрен)
- Конек-горбунок (П. Ершов)
- Сказки про приключения Незнайки (Н. Носов)
- Приключения Буратино (А. Толстой)
- Сказки Пушкина
- Трое из Простоквашино (Э. Успенский)
- Чебурашка и Крокодил Гена (Э. Успенский)
- Сказки К. Чуковского
- Петсон и Финдус (Свен Нурдквист)
- Летняя книга (Бернер Ротраут Сузанна)
- Груффало (Дж. Дональдсон)
- Приключения Чиполлино (Джанни Родари)
- Путешествие Голубой Стрелы (Джанни Родари)
- Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса
- Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей
- Рассказы о животных, о детях (К. Ушинский)
Вместо заключения
Правильно подобранные книги также влияют в раннем возрасте на любовь к чтению. Всем детям интересны истории о детях, их собственных проблемах и приключениях. Если литература говорит на важные для человека темы, он с большей вероятностью сам потянется к книжной полке.
Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям
Елена Сутырина
Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям
Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком, рекомендуемой художественной литературы для чтения 5-6 летним детям. Конечно, это не означает, что Вы должны читать только эти книги. Важно учитывать желания и интересы самого ребёнка.
Русский фольклор
Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Николенька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.»; «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»; «Грачи-киричи.»; «Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка, ласточка.»; «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира.
Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.
Произведения для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром».
Дополнительная литература
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы”»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».
Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Помните, что хорошая книга – это отличный повод для разговора. И, конечно же, она – лучший подарок. Дарите книги своим детям, друзьям, близким!
Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы» Цель: Систематизировать знания о разных жанрах литературы: сказках, стихах, рассказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Задачи ОО.
Консультация для родителей «Примерный список сказок для чтения детям» Консультация для родителей «Ознакомление детей с фольклором (со сказкой).»Цель: оказывать содействие и помощь участникам образовательных.
Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи (ОНР) и их родителям Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты.
Список художественной литературы для чтения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Сентябрь. 1 неделя: ДИАГНОСТИКА 2 неделя: ДИАГНОСТИКА Тема 3-й недели: «Детский сад»( 17-21): 1. Е. Благинина. «Посидим в тишине»;2. В.
Список литературы для чтения летом 6 класс и 7 класс (по программе В. Я. Коровиной) Список литературы для чтения летом 6 класс (по программе В. Я. Коровиной) 1. А. С. Пушкин «Дубровский» 2. А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» 3.
Список литературы для чтения летом 8 класс и 9 класс (по программе В. Я. Коровиной) Список литературы для чтения летом 8 класс (по программе В. Я. Коровиной) 1. «Житие Александра Невского» 2. «Шемякин суд» 3. Д. И. Фонвизин.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (5-6 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
картотека (старшая группа) на тему
литературные произведения собранные по логопедическим темам
Скачать:
Предварительный просмотр:
В помощь родителям
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (5-6 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
- И Токмакова «Деревья».
- К. Ушинский «Спор деревьев».
- А. Плещеев «Ель».
- А. Фет «Осень».
- Г. Скребицкий «Осень».
- К. Ушинский «Четыре желания».
- А. Пушкин «Осень».
- А. Толстой «Осень».
- М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
- Ю. Круторогов «дождь из семян».
- Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
- Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
- М. Глинская «Хлеб»
- Укр.н.с. «Колосок».
- Я. Тайц «Все здесь».
Тема: Овощи, фрукты
- Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
- А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
- М. Исаковский «Вишня»
- Ю. Тувим «Овощи»
- Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
- Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Тема: Грибы, ягоды
- Е. Трутнева «Грибы»
- В. Катаев «Грибы»
- А. Прокофьев «Боровик»
- Я. Тайц «Про ягоды».
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
- Р.н.с. «Гуси-лебеди»
- В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
- А. Майков «Ласточка»
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
- Л.Н. Толстой «Лебеди»
- Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
- А.Н. Толстой «Желтухин».
Тема: Наш город. Моя улица.
- З. Александрова «Родина»
- С. Михалков «Моя улица».
- Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
- С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
- З. Александрова «Сарафанчик».
- С. Михалков «А что у вас?».
Тема: Домашние животные и их детёныши.
- Е. Чарушин «Что за зверь?»
- Г. Остер «Котенок по имени Гав».
- Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
- Бр. Гримм «Бременские музыканты».
- Р.н.с. «Волк и семеро козлят».
Тема: Дикие животные и их детёныши.
- А.К. Толстой «Белка и волк».
- Р.н.с. «Заюшкина избушка»
- Г. Снегирев «След оленя»
- р.н.с. «Заяц-хваста»
- И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья».
- Р.н.с. «Зимовье».
Тема: Поздняя осень. Предзимье
- А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
- Д.М. Сибиряк «Серая шейка»
- В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
- А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»
- С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
- И.С. Никитин «Встреча зимы»
Тема: Зима. Зимующие птицы
- Н. Носов «На горке»
- К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
- В. Бианки «Синичкин календарь».
- В. Даль «Старик – годовик».
- М. Горький «Воробьишко»
- Л.Н. Толстой «Птичка»
- Ненецкая народная сказка «Кукушка»
- С. Михалков «Зяблик».
Тема: Библиотека. Книги.
- С. Маршак «Как печатали книгу?»
- В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
- «Что такое хорошо и что такое плохо».
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.
- С. Я. Маршак «Багаж».
- Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
- С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
- Н. Саконская «песенка о метро»
- М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
- Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Тема: Новый год. Зимние развлечения.
- С. Маршак «Двенадцать месяцев».
- Круглый год (декабрь)
- Р. н. с. «Снегурочка»
- Е. Трутнева «С Новым годом!».
- Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
- Н. Носов «Фантазёры».
- Ф. Губин «Горка».
- В. Одоевский «мороз Иванович».
Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.
- Б. Заходер «Черепаха».
- таджикская сказка «тигр и лиса»
- К. Чуковский «Черепаха»
- Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
- Б. Житков «Про слона».
- Н. Сладков «Во льдах».
Тема: Моя семья. Человек.
- Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
- В. Осеева «Просто старушка».
- Я Сегель «Как я был мамой».
- П. Воронько «Мальчик Помогай»
- Д.Габе «Моя семья».
Тема: Дом и его части. Мебель.
- Ю. Тувим «Стол».
- С. Маршак «Откуда стол пришел?».
- В. Маяковский «Кем быть?2.
- Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».
- А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Н. Носов «Карасик»
- Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
- Е. Пермяк «Первая рыбка».
Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.
- Б. Житков «Что я видел».
- С Маршак «Мяч»
- А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
- В. Катаев «Цветик – семицветик»
- Е. Серова «Нехорошая история».
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
- «Чем пахнут ремесла?»
- Я Аким «Неумейка».
- А. Шибарев «Почтовый ящик».
Тема: Защитники отечества. Военные профессии.
- О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
- А. Твардовский «Рассказ танкиста».
- З. Александрова «Дозор».
Тема: Комнатные растения.
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
- Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».
Тема: Ранняя весна. Праздник 8 Марта.
- М. Родина «мамины руки».
- Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
- Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Е. Пермяк «Мамина работа»
- В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
- Л. Квитко «Бабушкины руки».
- С. Михалков «А что у вас?».
- Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
- И. Тютчев «Зима недаром злится»
- С. Маршак «Круглый год»
- Г. Скребицкий «Апрель».
- В. Бианки «Три весны».
- С. Маршак «Почта».
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
- «Чем пахнут ремесла?»
- Я Аким «Неумейка».
- А. Шибарев «Почтовый ящик».
Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.
- С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
- В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
- М. Пожарова «Маляры»
- Г. Люшнин «Строители»
- Е. Пермяк «Мамина работа».
- А. Гайдар «Голубая чашка».
- К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»
- Бр. Гримм «Горшок каши».
- Р.н.с. «лиса и журавль».
Тема: Космос. День космонавтики.
- А. Барто «Веревочка».
- С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
- Ю.А. Гагарин «Вижу землю».
- М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
- Ю. Круторогов «дождь из семян».
- Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
- Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
- М. Глинская «Хлеб»
- Укр.н.с. «Колосок».
- Я. Тайц «Все здесь».
- В. Бианки «Приключение муравьишки».
- И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
- К. Ушинский «Капустница»
- Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
Тема: Продукты питания.
- И. Токмакова «Каша»
- З. Александрова «Вкусная каша».
- Э. Мошковская «Маша и каша»
- М. Пляцковский «Кому что нравится».
- В. Осеева «Печенье».
- Р.н.с. «Горшочек каши».
Тема: День Победы.
- С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
- М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».
- А. Твардовский «Рассказ танкиста».
- А. Митяев «Мешок овсянки».
- М.Исаковский «Навек запомни».
- С. Баруздин «Слава».
- К. Симонов «Сын артиллериста».
Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.
- А. Прокофьев «Родина».
- З. Александрова «Родина».
- М.Ю. Лермонтов «Родина»
- С.Баруздин «За Родину».
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
- Е. Благинина «Одуванчик».
- А.К. Толстой «Колокольчики».
- В. Катаев «Цветик-семицветик».
Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.
- К. Ушинский «Четыре желания».
- А. Плещеев «Старик»
- Е. Благинина «Одуванчик».
- З. Александрова «Сарафанчик».
Источники:
https://childage.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/knigi-dlya-detey-5-6-let-spisok.html
https://www.maam.ru/detskijsad/spisok-hudozhestvenoi-literatury-detjam-5-6-let-v-pomosch-roditeljam.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/08/spisok-proizvedeniy-hudozhestvennoy-literatury-dlya