8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что можно нарисовать на тему страх. Детские страхи: поможет рисование

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІІ часть)

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРАХА

«Азбука страхов». Цель — идентификация с объектами страха. Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребенку сыграть кого-либо из этих героев.

На этом этапе эффективна арт-терапевтическая техника для работы с эмоцией страха, предложенная Лебедевой Л.Д. «Рисуем маски. »

Эту технику я проводила со всей семьёй. Отдельные приемы без труда осваиваются родителями, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.

Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.

Материалы: листы бумаги формата А4, листы ватмана, клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.)

Основные процедуры. Этапы.

1. Настрой («разогрев»). Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон, а также близкие по содержанию и методике проведения упражнения «Эстафета линий», «Автографы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия.

В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к примеру, по методике М. Бетенски, – страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).

Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе обсуждение не проводится.

Однако если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать изобразительную продукцию.

2. Актуализация эмоции страха. Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

Всем: и взрослому, и ребенку – знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название.

Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрослый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!

3. Индивидуальная работа. «Материализация страха». Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.

  • Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.
  • Поступите с рисунком, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.

После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.

  • Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком.
  • Оторвите пальцами лишнюю бумагуфон. Ножницами пользоваться нельзя.

Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха.

  • Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь, впечатлениями.
  • Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами, Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается «озвучить» картину.

Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.

Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех у актеров.

5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к примеру, обсудить:

  • Что чувствовал, когда работал, чувствуешь сейчас?
  • Какможно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?
  • Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно ?

Какого цвета ваши чувства сейчас?

Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «Настроя».

«Кинопробы». Цель: профилактика страхов, усваивание стратегии поведения в сложной ситуации. Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками. А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В основу сюжета должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте ребёнка, но, тем не менее, ребенок его опасается. Если, например, ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку.

Мама с сыном (дочерью) пошла в магазин. В огромном универмаге мама засмотрелась на витрину, а ребенок остановился возле понравившейся игрушки. Так они потеряли друг друга из виду. Мама очень переживала за своего малыша, она стала метаться по магазину в его поисках. Ребенок сначала тоже растерялся, хотел даже заплакать, но потом подумал, что это ему вряд ли поможет найти маму. Тогда он подошел к продавцу и сказал, что потерялся. Продавец спросила, как его зовут, и дала объявление по громкой связи. “Внимание, внимание! – сказал диктор. – Мальчик Рома (девочка Света) потерял свою маму и ждет ее в отделе бижутерии”. Взволнованная женщина прибежала в этот отдел буквально через минуту. Она была в панике. И что же она увидела? Малыш преспокойно ожидал ее, рассматривая украшения. Она обняла своего сына (дочку) и расплакалась. Ребенок стал утешать маму, что ничего страшного не случилось, а продавец рассказала ей, как спокойно и смело вел себя ее сын. Мама очень гордилась своим ребенком, ведь он вел себя совсем как взрослый. Пусть ребенок разыграет роль, по сути, самого себя, а его рассеянной мамой можете выступить вы. Тогда постарайтесь не скупиться на восторги и чувство гордости в финале истории, пусть ребенок ощутит такую награду в игре, чтобы потом стремиться к ней в реальной жизни. Эту же боязнь потеряться можно “отыграть” в сценке, где ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребёнок легче почувствуют ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения. Вы можете сами придумать похожие бытовые истории, чтобы вместе с ребенком использовать их для борьбы с его реальными (а не вымышленными) страхами.

«Ракушка и маленький моллюск». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, избавление от страхов. Ребёнку и взрослому предлагается совместно сделать ракушку и моллюска из фольги и бумаги, затем вылепить из теста по три страха (Чего боится ракушка? Чего боится моллюск?), страхи можно раскрасить. Затем нужно сочинить сказку о приключениях ракушки и моллюска.

Пример. За консультацией обратилась мама Саши (9 лет), после развода родителей боится оставаться один дома, часто просыпается после страшных снов, стал раздражительным. Мама выбрала ракушку, сын моллюска. Для ракушки были вылеплены страхи одиночества (ноль на лепёшке из теста); страх, что её разобьют (молоток); страх попасть в сети (изображение сети на тесте). Страхи моллюска: попасть в ловушку (Саша вылепил капкан); «страх, что его порежут» (нож), страх остаться без ракушки (бесконечное море). Страхи были раскрашены гуашью, составлен совместный рассказ о том, как страшные рыбаки хотели поймать ракушку и моллюска в сети, но они смогли освободиться и поплыли путешествовать. Страхи были слеплены в один большой шар и торжественно выброшены.

Читать еще:  Где находится дом тони старка. Сколько стоят самые дорогие дома из кинофильмов

«Быстрые ответы на глупые вопросы». Цель: коррекция страха не успеть, опоздать в школу; игра развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления. Возьмите мяч. Водящий кидает мяч игроку и задает разные “дурацкие” вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то водящий сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов.

«Нить повествования». Цель: безопасное отреагирование страхов. Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа о ребенке, который чего-то боялся. Например, такое: “Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он. ” На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил. Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет сделан со временем. Дальнейшее течение игры предполагает, что участник, держащий в руках клубок, логично продолжает общую историю, влияя на ход сюжета. Остающаяся в руках играющих нить показывает, сколько кругов описал клубок. Если таких нитяных слоев уже слишком много, то постарайтесь самостоятельно подвести повествование к концу (желательно счастливому). Если счастливой концовки не получается, то обещайте ребенку продолжить придумывание историй о Пете в следующий раз, может быть, в них ему больше повезет.

«Остров детства». Очень хорошие результаты даёт использование психотерапевтической игры «Остров детства» Зинкевич-Евстигнеевой Т. и Кудзилова Д., работа проходит совместно с родителями.

Эти игры могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями ребенка.

«Коллаж». Цель: отреагирование и трансформация страха. Ребёнку предлагается сделать коллаж на тему «Мой страх в прошлом, настоящем и будущем». В работе используются листы ватмана, старые журналы различной тематики, клей, краски. Эту технику можно использовать с 5-ти лет. Задание выполняется по следующей схеме: просмотр журналов, выбор картинок по теме (15 мин); вырезание нужных форм и картинок (15 мин); расположение вырезанного на листе, окончательное утверждение макета, приклеивание (10-15 мин); доработка коллажа – дорисовать, дописать и т.д. (10 мин); дать название коллажу.

«Акватипия». Цель: коррекция тревожности, страхов, принятие себя, развитие творческого воображения. Для работы необходимы листы бумаги формата А3, краски, стеклянные пластины размером 10/10 см, с безопасно обточенными краями. Ребёнку предлагается брать нравящиеся цвета, наносить их на стекло и делать отпечатки, заполняя всё пространство бумаги. На втором этапе работы черной краской нужно выделить фигуры, которые воображение ребёнка выделяет в причудливых отпечатках. После того как этим фигурам даны названия, нужно подобрать к ним ассоциации, которые они вызывают.

«Чудеса на песке». Один из способов работы с песком — закапывание негатива в песок с последующим извлечением. Ребёнку предлагается выбрать из множества фигурок те, которые настолько неприятны, что их хочется спрятать или закопать. Он прячет в песок те фигурки, которые не по нраву, которые вызывают негатив, страх, раздражение или просто не нравятся. Далее следует выкапывание спрятанного. Постепенно, по одной фигурке, ребёнок извлекает из-под слоя песка свои нерешенные проблемы, преодолевая сильное нежелание посмотреть в глаза проблеме или страху. Психолог задает вопросы: «Что это может значить для тебя?», «Что это за фигурка?», «Что это такое?», «Что ты спрятал здесь?» Соотнося фигурку со значением поля, в которой она спрятана, психолог задает вопрос, связанный с местоположением фигурки или предмета. Вопросы должны быть обтекаемы и не конкретны.

Детские страхи. Поможет рисование.
консультация на тему

Наши дети часто подвержены различным страхам. Рисование может помочь родителям лучше понять внутренний мир своих детей,их интересы,переживания и страхи.Нам всем следует лучше присматриваться к рисункам детей,какой материал,цвет и технику они используют. Так мы можем помочь своим детям пережить пугающие моменты их жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детские страхи: поможет рисование

Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5–11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию.

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но, тем не менее, они требуют каждый раз пристального внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, препятствующие полноценному образу жизни и общению.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают сами заняться рисованием, то очень необходим доброжелательный настрой.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Нужно быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Если вы знаете, какие страхи беспокоят вашего малыша, то можете преступать к работе, если нет, то нужно выявить, что именно беспокоит малыша.

Как обнаружить страхи у детей

Обнаружить страхи у детей можно предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, ёлочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т.д.

Отношение ребёнка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряжённость говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребёнок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т.д.

Читать еще:  Мастер и маргарита тайны съемок. Мистические мотивы в творчестве М

После игры можно и побеседовать с ребёнком, с целью-выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребёнком, присев на корточки, если это маленький ребёнок. Главное быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: “Скажи, ты боишься…” , а спрашивают: “Скажи, как ты относишься к…” , — и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.

После того, как стали известны страхи, нужно организовать их рисование. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Самое главное, чтобы детям была предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Домочадцев следует предупредить о недопустимости прерывания рисования.

Скажите: “Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе” . Если у ребёнка возникают вопросы по поводу как рисовать страх, то ему можно пояснить. Например, страх одиночества — нарисуй себя и одновременно всё то, чего ты боишься, когда остаёшься один (т.е. ребёнок материализует свои опасения и страхи). Обычно, страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх темноты — это обычно слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам и т.д.

Не нужно обещать, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное — нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано. Лучше начинать и с более легко устранимых страхов — воды, открытого пространства, вид крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Хорошо, если при этом присутствуют все члены семьи, рисунок показывается им, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён — если не рисунками, то другими способами.

Если положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: “Ничего” , “Всему своё время” , “Идём дальше” , “Вернёмся к нему потом” и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами будут “находиться” в ящике стола или шкафу, “закрыты” там навсегда, подобно джинну в бутылке.

Через некоторое время (1–2 недели) опять можно вернуться к этим рисункам, но уже со словами: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься” . Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребёнок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывёт по воде и летит на самолёте. Здесь очевиден эффект внушения — установки на преодоление страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребёнка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребёнок уже не один на один со своими страхами — они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблёкли после их предыдущего изображения. К тому же родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Детские страхи: поможет рисование

Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5–11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию.

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но, тем не менее, они требуют каждый раз пристального внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, препятствующие полноценному образу жизни и общению.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Читать еще:  История любви мастера и маргариты анализ. Трагическая любовь мастера и маргариты

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают сами заняться рисованием, то очень необходим доброжелательный настрой.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Нужно быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Если вы знаете, какие страхи беспокоят вашего малыша, то можете преступать к работе, если нет, то нужно выявить, что именно беспокоит малыша.

Как обнаружить страхи у детей

Обнаружить страхи у детей можно предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, ёлочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т.д.

Отношение ребёнка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряжённость говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребёнок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т.д.

После игры можно и побеседовать с ребёнком, с целью-выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребёнком, присев на корточки, если это маленький ребёнок. Главное быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: “Скажи, ты боишься…”, а спрашивают: “Скажи, как ты относишься к…”, — и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.

Рисование страхов

После того, как стали известны страхи, нужно организовать их рисование. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Самое главное, чтобы детям была предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Домочадцев следует предупредить о недопустимости прерывания рисования.

Скажите: “Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе”. Если у ребёнка возникают вопросы по поводу как рисовать страх, то ему можно пояснить. Например, страх одиночества — нарисуй себя и одновременно всё то, чего ты боишься, когда остаёшься один (т.е. ребёнок материализует свои опасения и страхи). Обычно, страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх темноты — это обычно слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам и т.д.

Не нужно обещать, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное — нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано. Лучше начинать и с более легко устранимых страхов — воды, открытого пространства, вид крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Хорошо, если при этом присутствуют все члены семьи, рисунок показывается им, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён — если не рисунками, то другими способами.

Если положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: “Ничего”, “Всему своё время”, “Идём дальше”, “Вернёмся к нему потом” и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами будут “находиться” в ящике стола или шкафу, “закрыты” там навсегда, подобно джинну в бутылке.

Через некоторое время (1–2 недели) опять можно вернуться к этим рисункам, но уже со словами: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься”. Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребёнок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывёт по воде и летит на самолёте. Здесь очевиден эффект внушения — установки на преодоление страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребёнка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребёнок уже не один на один со своими страхами — они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблёкли после их предыдущего изображения. К тому же родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Источники:

https://www.b17.ru/article/2453/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/19/detskie-strahi-pomozhet-risovanie
https://samopoznanie.ru/articles/detskie_strahi_pomozhet_risovanie/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]