Что мы называем фантастикой в литературе. Фантастика в эпоху Возрождения
Фантастика – это жанр в литературе. Известные писатели-фантасты
Фантастика – это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.
Определение жанра
Фантастика – это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.
Фантастика – это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.
Подвиды
Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.
Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:
- Научная фантастика, более подробно о ней поговорим ниже.
- Антиутопическая – сюда можно отнести «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Корпорация бессмертия» Р. Шекли, «Град Обреченный» Стругацких.
- Альтернативная: «Трансатлантический туннель» Г. Гаррисона, «Да не опустится тьма» Л.С. де Кампа, «Остров Крым» В. Аксенова.
- Фэнтези – самый многочисленный подвид. Писатели, работающие в жанре: Дж. Р.Р. Толкин, А. Белянин, А. Пехов, О. Громыко, Р. Сальваторе и пр.
- Триллер и ужасы: Г. Лавкрафт, С. Кинг, Э. Райс.
- Стимпанк, паропанк и киберпанк: «Война миров» Г. Уэллса, «Золотой компас» Ф. Пулмана, «Пересмешник» А. Пехова, «Стимпанк» П.Д. Филиппо.
Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.
Зарубежные книги жанра фантастика
Самая популярная и известная серия этого подвида литературы – «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.
Еще один прекрасный образец фантастики – «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.
Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.
Фантастика – это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.
Российские писатели
Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:
- Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл – «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
- Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
- Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
- Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».
Зарубежные писатели
Известные писатели-фантасты зарубежья:
- Айзек Азимов – известный американский автор, написавший более 500 книг.
- Рэй Брэдбери – признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
- Станислав Лем – очень известный в нашей стране польский писатель.
- Клиффорд Саймак – его считают основателем американской фантастики.
- Роберт Хайнлайн – автор книг для подростков.
Что такое научная фантастика?
Научная фантастика – это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.
Научная фантастика – это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.
Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.
Научная фантастика: книги
Перечислим самые известные произведения этого направления:
- «Пыточных дел мастер» (Дж. Вульф);
- «Восстаньте из праха» (Ф. Х. Фармер);
- «Игра Эндера» (О. С. Кард);
- «Автостопом по галактике» (Д. Адамс);
- «Дюна» (Ф. Герберт);
- «Сирены Титана» (К. Воннегут).
Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, – это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.
ФАНТАСТИКА
Найдено 4 определения термина ФАНТАСТИКА
Фантастика
греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ вв. развивается научная фантастика.
ФАНТАСТИКА
способность к воображению – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними, сверхъестественная, чудесная картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. Жанр научно-художественной литературы и искусства. Представления, мысли, образы, созданные воображением.
ФАНТАСТИКА
(греч. phantastike — искусство вооб-ражать) — разновидность литературы, в которой автор-
ский вымысел от изображения необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, «чудесного мира». Есть два основных типа фантастической литературы: научная фантастика (НФ) и фэнтэзи (fantasy). НФ является ре-зультатом сближения научного и художественного творчества, неразрывно связана с процессами становления и развития современного (модернизированного) общества и культуры. Это адекватная форма отражения тех коренных сдвигов в жизни человека и человечества, которые появились в результате научно-технического прогресса и все ускоряющихся темпов общественного развития. В самом широком смысле НФ — это литература о буду-щем, возникшая в эпоху быстрых перемен, когда существенные изменения в мире происходят за жизнь одного поколения (25 лет). Поэтому НФ возникла в XIX в. (в рамках романтизма, родоначальник — Э. По), а литературой в полном смысле слова стала в XX в. Тогда же НФ вышла за пределы литературы, проникла в живопись, кино, став частью культуры XX в. НФ произведения конструируют миры, возможные с точки зрения современной науки, все неясное в них должно получить рацио-нальное объяснение. Цель — решение проблем, важных для будущего человечества.
Основные темы НФ были намечены в XIX в. в творчестве Э. А. По, Ж. Верна, Г. Уэллса. Но подлинный расцвет НФ, появление произведений высочайшего художественного уровня произошел в XX в. Можно выде-лить несколько этапов в развитии НФ. До начала 50-х гг. в основном шла выработка традиций и канонов жанра, который еще не считался частью литературы «основного потока». Поэтому художественные достоинства книг были невысоки, и они выходили в основном в НФ журна-лах. В это время начинают писать Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. Азимов, А. Ван-Вогт, Г. Каттнер, Л. Спрэг де Камы, Э. Рассел, Р. Бредбери (англо-американская НФ), А. Тол-стой, А. Беляев (СССР). Основные темы — межзвездные перелеты, контакты с иным разумом, роботы и компью-теры, машина времени.
В 50–60-е гг. вера в технический прогресс начинает ослабевать, и НФ отвечает на это подъемом интереса к психологии, социологии. Также авторы начинают до-биваться художественного совершенства своих книг, приближаясь к литературе основного потока и все больше обращая внимание на внутренний мир своих героев. В это время появляются лучшие произведения уже упоминавшихся англо-американских авторов. К ним присоединяются новые — Дж. Уиндем, Х. Клемент, К. Саймак, Г. Гаррисон и др. В СССР этот период начинается с «Туманности Андромеды» И. Ефремова. Позже появляются произведения А. и Б. Стругацких.
В 70-е гг. появляется так называемая «фантастика новой волны», решительно ломающая ее табу и стерео-типы. В НФ входят новые авторы — М. Муркок, Б. Ол-дисс, Х. Эллисон с новыми темами — секс, религия и насилие. НФ в лучших своих образцах сливается с литературой «основного потока». В СССР в это время пишут Д. Биленкин, О. Ларионова, В. Крапивин, А. Мирер, Г. Гуревич, С. Павлов, Е. Гуляковский и др. В последнее время в НФ происходит так называемое «женское возрождение» — Эни Маккефри, У. Ле Гуин, А. Нортон, Д. Мэй, М. Брэдли и др. Развитие компью-терной техники и необходимость осознания ее возможностей привели к появлению нового направления — «киберпанк».
Фэнтэзи — часть фантастической литературы, генетически связанная со сказкой. Поэтому в ней возможно нарушение причинноследственных связей, переход в мир магии и волшебства. Миры «fantasy» в отличие от НФ не существуют ни в пространстве, ни во времени, а события, происходящие в них, не должны получать рационального объяснения.
Fantasy редко использует опору на науку и технику, ее интересуют вечные человеческие проблемы, прежде всего — борьба Добра и Зла. Основные принципы fantasy были разработаны Д.Р. Р. Толкином, автором трилогии «Властелин колец». Он создал мир Средиземья — настоящее мифологическое пространство, находящееся «за поворотом» обыденного мира. После выхода этих книг начался настоящий бум fantasy. Вновь вспомнили об уже почти забытом Р. Говарде с его миром Хайбории, появился Амбер Р. Желязны, Земноморье У. Ле Гуин, Колдов-ской мир А. Нортон, Многоярусный мир и Мир Реки Ф. Фармера, Перн Э. Маккефри, Мир тысячи сфер М. Муркока и др. В 90-е гг. к ним присоединились российские авторы А. Бушков с миром Талара, А. Логинов с Далайном, Ник Перумов, Ю. Никитин и др. Обычно действие романа-fantasy развивается в мире, в котором властвует магия и идет битва Света и Тьмы, которая должна решить судьбу этого мира. Герой такого романа — Герой во всех смыслах этого слова или очень нестандартная, яркая личность. Другие герои этого романа всегда стоят либо на стороне Добра, либо Зла. Нейтральных героев в fantasy нет. Есть несколько направлений fantasy — фантастика магии и колдовства (М. Муркок, Р. Толкин, Ник Перумов и др.); «ужас в обыденном» (С. Кинг, Д. Кунц, Г. Лафкрафт); «альтер-нативная история» (П. Андерсен, Ю. Никитин, М. Семенова и др.); «черная fantasy» (Тэнит Ли); «женская fan-tasy» (М. Лэки, У. Ле Гуин, К. Черри и др.). Фантастика сегодня вышла за пределы литературы. Самое широкое распространение она получила в кино. Классикой НФ кино считаются фильмы «Космическая одиссея 2001 года» С. Кубрика и «Звездные войны» Дж. Лукаса.
ФАНТАСТИКА
греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы, где художественный вымысел получает наибольшую свободу: границы фантастики простираются от изображения странных, необычных, вымышленных явлений до создания собственного мира с особыми закономерностями и возможностями. Фантастика обладает особым типом образности, которому свойственно нарушение реальных связей и пропорций: например, отрезанный нос майора Ковалева в повести Н. В. Гоголя «Нос» сам передвигается по Петербургу, имеет чин выше своего хозяина, а затем чудесным образом сам оказывается вновь на своем месте. При этом фантастическая картина мира не является чистым вымыслом: в ней преобразованы, подняты на символический уровень события реальной действительности. Фантастика в гротескном, преувеличенном, преобразованном виде открывает читателю проблемы действительности и размышляет над их решением. Фантастическая образность присуща сказке, эпосу, аллегории, легенде, утопии, сатире. Особый подвид фантастики представляет собой научная фантастика, в которой образность создается за счет изображения вымышленных или действительных научно-технических достижений человека. Художественное своеобразие фантастики состоит в противопоставлении мира фантастического и реального, поэтому каждое произведение фантастики существует как бы в двух планах: созданный воображением автора мир как-то соотносится с реальной действительностью. Реальный мир либо выносится за пределы текста («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), либо присутствует в нем (в «Фаусте» И. В. Гете события, в которых участвуют Фауст и Мефистофель, противопоставлены жизни остальных горожан).
Первоначально фантастика была связана с воплощением в литературе мифологических образов: так, античная фантастика с участием богов представлялась авторам и читателям вполне достоверной («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, пьесы Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида и др.). Образцами античной фантастики можно считать «Одиссею» Гомера, где описано множество удивительных и фантастических приключений Одиссея, и «Метаморфозы» Овидия – истории превращения живых существ в деревья, камни, людей в животных и т. п. В произведениях эпохи Средневековья и Возрождения эта тенденция продолжалась: в рыцарском эпосе (от «Беовульфа», написанного в 8 в., до романов Кретьена де Труа 14 в.) фигурировали образы драконов и волшебников, фей, троллей, эльфов и прочих фантастических существ. Обособленную традицию в Средневековье составляет христианская фантастика, описывающая чудеса святых, видения и т. д. Христианство признает свидетельства такого рода подлинными, но это не мешает им оставаться частью фантастической литературной традиции, т. к. описываются неординарные явления, нехарактерные для обычного хода событий. Богатейшая фантастика представлена и в восточной культуре: сказки «Тысячи и одной ночи», индийская и китайская литература. В эпоху Возрождения фантастика рыцарских романов пародируется в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле и в «Дон Кихоте» М. Сервантеса: у Рабле представлена фантастическая эпопея, переосмысливающая традиционные штампы фантастики, Сервантес же пародирует увлечение фантастикой, его герой повсюду видит фантастических существ, которых нет, попадает из-за этого в нелепые положения. Христианская фантастика в эпоху Возрождения выражается в поэмах Дж. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».
Литература Просвещения и классицизма чужда фантастике, и ее образы используются только для придания экзотического колорита действию. Новый расцвет фантастики наступает в 19 в., в эпоху романтизма. Появляются жанры, целиком основанные на фантастике, например готический роман. Разнообразны формы фантастики в немецком романтизме; в частности Э. Т. А. Гофман писал сказки («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), готические романы («Эликсир дьявола»), феерические фантасмагории («Принцесса Брамбилла»), реалистические повести с фантастической подоплекой («Золотой горшок», «Выбор невесты»), философские сказки-притчи («Крошка Цахес», «Песочный человек»). Фантастика в литературе реализма также распространена: «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Миргород» и «петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского и т. д. Возникает проблема совмещения фантастики с реальным миром в тексте, часто введение фантастических образов требует мотивировки (сон Татьяны в «Евгении Онегине»). Однако утверждение реализма отодвинуло фантастику на периферию литературы. К ней обращались, чтобы придать символический характер образам («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака). Готическую традицию фантастики развивает Э. По, в рассказах которого представлены немотивированные фантастические образы и коллизии. Синтез различных типов фантастики представляет роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эволюция фантастики происходит в двух направлениях. Фантастика стала развиваться, с одной стороны, как научная фантастика (необычные события мотивируются техническим прогрессом, а не сном или видением). С другой стороны, фантастика проникает в детскую литературу: Л. Кэрролл, К. Коллоди, А. Милн, А. Н. Толстой, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский и др. Особый фантастический мир творит в своих произведениях А. С. Грин. Фантастика второй половины 20 в. порождает новые жанры. Помимо научной фантастики, возникает фэнтези: «Властелин колец» Дж. Р. Толкина, цикл романов Дж. Ролинг о Гарри Поттере. В латиноамериканской фантастике в основе образов лежат фольклорные мотивы: рассказы М. Астуриаса, Х. Кортасара, Г. Гарсия Маркеса и др. Создается фантастика, основанная на традиционной мифологии: «Кентавр» Дж. Апдайка.
Что мы называем фантастикой в литературе. Фантастика в эпоху Возрождения
В процессе исследовательской работы по литературе История фантастики: происхождение и развитие ученицей 10 класса была поставлена цель найти информацию о зарождении и развитии фантастики как литературного жанра и собрать проанализированный материал в коротком образовательном ролике.
Подробнее о работе:
В предложенном проекте по литературе “История фантастики: происхождение и развитие” автор дает характеристику фанастических элементов в литературных произведениях направления романтизма и реализма. Результаты исследовательского проекта “История фантастики: происхождение и развитие” были представлены на уроке литературы в виде видеоролика с мр3 звучанием.
Оглавление
Введение
1.Фантастика. История происхождения и развития.
1.1 Общее вступление и терминология.
1.2 Фантастика с момента возникновения и до XX века.
1.3 Фантастика в разных литературных направлениях.
А) Фантастика в Романтизме.
Б) Фантастика в Реализме.
2. Техническая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Шли века, сменялись эпохи, но задачи и актуальность жанра не менялись: пользуясь художественным методом, опираясь на фантастические допущения, люди все так же пытались постигнуть Вселенную и место в ней человека.
Развитие науки, техники, культуры, искусства непрерывно обогащало фантастику, предоставляя новые идеи, сюжеты, художественные приемы. Или же наоборот, многие писатели предсказывали появлений абсолютно новых вещей в своих фантастических произведениях. Жанр становился сложнее, рождались новые течения, появлялись новые системы образов.
Фантастический жанр меняется вместе с цивилизацией. Для каждой эпохи характерны специфические разновидности фантастики, наиболее полно отвечающие требованиям времени, и в наше время эта позиция не меняется. Чтобы знать, как менялось устройство общества и место человека в мире, и понимать, как все это может измениться дальше, необходимо проследить историю этого литературного жанра хотя бы поверхностно, на что и направлена эта работа.
Целью работы стало найти главную информацию о зарождении и развитии фантастики как литературного жанра и собрать проанализированный материал в коротком образовательном ролике выбранного формата.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- Изучить материалы по данной теме, историю фантастики;
- Изучить время и причину зарождения фантастики;
- Разделить процесс ее развития на определенные периоды, выделить особенности каждого, привести примеры самых характерных произведений;
- Определить, какой формат образовательного ролика будет наиболее практичен для изложения информации;
- Проанализировать собранную информацию и изложить ее в краткой форме в ролике выбранного формата.
Для исследования были использованы следующие теоретические методы : анализ найденного материала, синтез полученной информации.
Что такое фантастика?
Термин «фантастика» изначально произошел от древнегреческого слова «φανταστική» (phantastike), которое означает «искусство воображать, фантазия».
Это расшифровка уже ясно дает понять, что является определяющей чертой данного творческого метода. Такие писатели-фантасты, как братья Стругацкие, Олег Ладынежский и Дмитрий Тарабанов, а также библиограф фантастики Юрий Зубанов, в свое время выделили примерно одинаковые определения фантастики, которые в общей сложности звучат так:
Фантастика – жанр и творческий метод в литературе, основной чертой которого является использование фантастического допущения или элемента необычайного. Под «фантастическим допущением» обычно понимается фактор, существование которого невозможно в реальном мире. Таким допущением считается, например, введение в произведение новых законов природы или несуществующих в действительности/мифологических существ.
Со временем и развитием литературы писатели выделили целую классификацию фантастических допущений, на основе которых, в свою очередь, появились новые подвиды фантастики. Чтобы понять, каким образом этот жанр литературы достиг такого разнообразия и дошел до состояния, в котором он находится сейчас, необходимо взглянуть на его историю.
Фантастика с момента возникновения и до XX века
История и истоки фантастики лежат в далеком прошлом, а именно в мифологии и фольклоре. С древнейших времен люди пытались познать мир вокруг себя и дать объяснение всем происходящим в природе явлениям. Это вылилось в создание целой системы различных мифов, легенд и народных сказаний, объясняющих с разных точек зрения взаимосвязи вещей в окружающем мире.
Однако фантастика как жанр тогда не существовала, поскольку все созданные произведения являлись, по сути, чем-то вроде научных гипотез и претендовали на реальную попытку объяснения явлений вокруг.
Но время шло, со временем возникало множество других представлений о мире, которые резко контрастировали с уже существующими версиями. Как раз эти события породили самый старый и самый первый вид фантастической литературы – волшебную сказку. Это были устные или письменные сочинения, созданные преимущественно для развлекательных целей, и включающие в себя то самое фантастическое допущение.
В народном творчестве таким допущением чаще всего было появление мифологических животных (жар-птица, змей Горыныч в русской культуре) и существ, похожих на людей со сверхъестественными способностями (Зеленозубая Дженни, Черная Аннис в фольклоре Англии). В авторских сочинениях периода Античности добавлялось также использование вымышленных или недостижимых миров.
Известнейшими примерами таких произведений являются «Невероятные приключения по ту сторону Туле» греческого писателя Диогена, где герои путешествовали по Луне, и «История Александра Великого» авторства псевдо-Каллисфена, где персонаж попадал в фантастические уголки Земли с необычной флорой и фауной.
В конце периода Античности и практически перед началом эпохи Раннего Средневековья начинает развиваться новое ответвление фантастики – парадоксография.
Сам термин «парадоксография» был сформирован лишь в XIX веке, хотя, как можно понять по приведенному ранее материалу, сам поджанр существовал уже давно. Произведения, причисляемые к парадоксографии, уже гораздо меньше базировались на мифологии и преданиях, и основным сюжетом в них являлось вторжение чего-то необычного в повседневность людей.
Самым характерным сочинением этого жанра является книга Флегонта из Тралла «Удивительные истории», которая представляет собой сборник невероятных случаев и фактов. Туда включены истории о посещении призраком умершей девушки родительского дома, рождении ребёнка семилетней девочкой, обнаружении останков великанов и так далее.
Парадоксография продолжила свое развитие и в эпоху Средневековья – примерно с XII века стали популярны так называемые «книги чудес» авторства таких писателей, как Гервасий Тильберийский, Раймунд Луллий и Джон Мандевиль. Перед этим следовал перерыв в несколько столетий, поскольку именно в этот период появилась тенденция «отрицания чудесного» и фантастическая основа в литературе была буквально подавлена.
Также в XII веке поджанр волшебной сказки соединился с героическим эпосом и рыцарским романом. В результате этого слияния было написано большое количество произведений, где быт известных рыцарей соединялся с их фантастическими приключениями и путешествиями в сказочные страны. Более того, из-за обращения к мифологическим мотивам литература смогла избавиться от рамок, возведенных уже сформировавшимися к тому времени церковными канонами.
Самыми известными произведениями этой эпохи стали такие романы, как «Оберон», «Тристан де Нантейль», «Персеваль, или повесть о Граале» а также такие всемирно известные произведения, как «Тристан и Изольда» и весь цикл сочинений про Короля Артура.
В позднее же Средневековье такой вид романа окончательно потерял историческую основу, и персонажи-рыцари, ровно как и происходящие с ними события, стали полностью вымышленными. В качестве примера можно привести поэмы «Влюблённый Роланд» Боярдо и «Королева фей» Э. Спенсера.
В расцвет эпохи Возрождения некоторые поджанры фантастики закономерно утратили свою актуальность, но положили начало происхождению новых направлений литературы. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» подводит к логическому концу фантастику рыцарского романа, и подталкивает литературу к образованию романа реалистического.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, в свою очередь, использует устаревающий язык фантастического рыцарского романа для создания сатиры. В этот же временной промежуток, в XVI веке, появился жанр фантастической утопии, который наиболее полно раскрыл Фрэнсис Бэкаон в «Новой Атлантиде».
Также развивалась так называемая «христианская фантастика», которая, по сути, зародилась еще в Средние Века (в такие ранние произведения входит «Божественная комедия» Данте), но оформилась как поджанр только в эпоху Ренессанса.
В конце XII века, когда рождаются все больше разновидностей стремительно развивающейся к тому моменту литературы, интерес к фантастике ослабевает, и она становится лишь фоном или частью основы других жанров. Фантастика оказывается подспорьем таких направлений, как философский трактат, плутовской роман и идеологическая сатира. В произведениях этих жанров вымышленный элемент противопоставлялся элементу рациональному, и эта двойственность в конечном итоге привела литературу к появлению предромантизма.
После этого в истории фантастики происходит второй застой, когда жанр уходит на третий план и авторы обращаются к новым направлениям. Этот застой заканчивается на рубеже XIX-XX веков. Прежде всего к фантастике возвращаются неоромантики (Р. Л. Стивенсон), символисты (А. А. Блок), экспрессионисты (Г.Мейринк) и сюрреалисты.
Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный, как, например, в произведениях Л. Кэрролла, К. Коллоди. Из русских авторов можно выделить А.Н. Толстого, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин.
Фантастика и Романтизм
Фантастика сыграла большую роль в романтизме, так как основной чертой это жанра является так называемое «романтическое двоемирие», и многие авторы в своих произведениях использовали именно фантастику для лучшего изображения одного из этих миров, так как это позволяло лучше выделить реалистичность и рационализм другого.
Новалис демонстрировал поиски недостижимого, идеально-духовного мира, Гейдельберская школа с помощью сочетания фантастики и романтизма придавала дополнительный интерес земным событиям. Благодаря деятельности немецких романтиков появился такой жанр, как «литературная сказка», что в свою очередь привело к появлению детских сказок, ярким примером которых можно назвать сказки Ганса Христиана Андерсена.
Фантастика романтизма также использовалась для введения мифическо-былинного начала в произведения, как, например, было у Жуковского в «Светлане». Из подобных произведений также можно выделить петербургскую фантастику Гоголя и некоторые повести Пушкина, где фантастический элемент был очень тесно вплетен в достаточно реалистическую и по-своему утрированную картину действительности.
Фантастика и Реализм
Ведущими поджанрами фантастики, использующимися в реализме, являются, конечно, утопия и сатира. Например, их применял Достоевский в своих рассказах «Бобок» и «Сон смешного человека». Самой же известной разновидностью, помимо перечисленных ранее двух, является научная фантастика.
Этот поджанр является в своем роде полностью новым – фантастическое допущение тут представляет собой реальный фактор, существующий или имеющий возможность появиться в действительности, который коренным образом меняет жизнь человека.
Чаще всего этим фактором являются какие-либо научные изобретения или достижения, что и следует из наименования поджанра. В качестве примера можно привести большую часть работ французского писателя Ж. Верна и английского публициста Г. Уэллса.
Исследование фантастического жанра
Одной и целей проекта было выбрать наиболее удобную и практичную форму для реализации практической части. Нужно было найти такой формат сосредоточения информации, который позволил бы любому человеку подросткового и выше возраста понять и быстро усвоить собранный материал. В данном случае был выбран формат подкаста.
«Подка́стом называется либо отдельный аудиофайл (обычно в формате MP3, AAC, Ogg/Vorbis), либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе Интернета» – определения взято с ресурса Wikipedia.org
В последние годы этого столетия среди людей, в частности среди молодежи, стал популярен формат аудиокниг или же обозначенных выше подкастов, поскольку такая форма была достаточно простой и удобной для получения новой информации.
Без лишнего и нагруженного видеоряда или дополнительных мультимедиа, формат дает возможность получить новые знания в любое время в любом месте. Слушателю достаточно использовать лишь один орган чувств, что позволяет ему параллельно сосредоточиться на любом другом занятии, не требующем интеллектуальной деятельности, например, уборкой или прикладным творчеством.
Вся информация, содержащаяся в «главе 1» была незначительно сокращена и записана с помощью программы «audacity» в формате mp3. В процессе работы были убраны фоновые шумы и наложена музыка в качестве второстепенного звукового ряда.
Заключение
Мы изучили литературу, посвященную зарождению, происхождению и развитию фантастики, истории фантастикикак одного из ведущих жанров литературы. Далее, используя такие методы исследования, как анализ найденной информации и синтез полученного материала, мы выделили основные этапы истории этого направления и указали наиболее яркие примеры произведений к каждому из этих этапов. Вся обработанная информация, предоставленная в документе, была озвучена в образовательном ролике, формат которого также был определен в процессе работы.
Фантастика появилась еще в древние времена, когда человек пытался объяснить явления окружающего его мира. Назначением этого жанра, естественно, стало постижение Вселенной через нереальные образы, предположения и догадки.
Фантастика развивалась вместе с человечеством; менялись ее формы, система поджанров усложнялась, менялись и совершенствовались используемые писателями приемы. В наши дни фантастика все еще остается более чем актуальной, но чтобы предсказывать будущее дальше, чтобы дальше познавать роль человека в мире, необходимо знать прошлое этого жанра, хотя бы самые основы.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Источники:
https://www.syl.ru/article/297965/fantastika—eto-janr-v-literature-izvestnyie-pisateli-fantastyi
https://interpretive.ru/termin/fantastika.html
https://obuchonok.ru/node/5045