Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (по роману И. С
Cочинение «Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»)»
Иван Сергеевич Тургенев – величайший русский классик, которого называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей, критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа». Одной из главных тем романа являются чувства и переживания главных персонажей, их взаимоотношения. Наиболее ярко это показано на примере любви Лизы Калитиной и Лаврецкого. С первого же появления этих героев на страницах романа возникает ощущение, что существует какая-то помеха, непреодолимое препятствие для развития их отношений. Хочется понять, в чем же дело, что мешает двум людям любить друг друга? Для того чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо проанализировать особенности этих характеров.
Страна переживала новые времена (умер Николай I, окончилась поражением России Крымская война). Перед обществом встал вопрос: как жить? «. Что же вы намерены делать?» – спрашивает один из персонажей тургеневского романа, Пан-шин, у главного героя, Лаврецкого. «Пахать землю, – отвечает Лаврецкий, – и стараться как можно лучше ее пахать». Писарев отмечал, что «на личности Лаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности». Ему никогда не изменяет русский, незатейливый, но прочный здравый практический смысл и русское добродушие, иногда угловатое и неловкое, но всегда искреннее и неприготовленное. Лаврецкий прост в выражении радости и горя; у него нет возгласов и пластических жестов, не потому, что он подавлял их, а потому, что это не в его природе.
У Лаврецкого есть еще одно чисто русское свойство: легкий, безобидный юмор пронизывает собою почти каждое его слово; он добродушно шутит с другими и , нередко оценивая на свое положение, находит в нем комическую сторону. Он никогда не впадает в трагизм; напротив, отношение его к собственной личности тут остается юмористическим. Он добродушно, с оттенком тихой грусти смеется над собою и над своими увлечениями и надеждами. В своих взглядах Лаврецкий близок славянофильству. ( Направление, возникшее в 20-е годы XIX века, отвергающее крепостное право, власть над человеком государственной бюрократии. Славянофилы видели выход для России в народной русской душе и шире – в славянской жизни.)
«Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России. требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею». Посредством этого убеждения героя Тургенев выразил свое понимание времени, хотя идеи, высказанные Лаврецким, во многом противоречили воззрениям автора. Образ Лаврецкого имел ( особый смысл для Тургенева: он подлинно автобиографический образ, но заключается это не в совпадении каких-либо внешних особенностей и событий жизни героя и писателя (таковых очень немного), а во внутреннем их сходстве. «Что могло оторвать его от того, что он
Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»)
«Дворянское гнездо» – одно из самых замечательных художественных произведений Тургенева. Тонкость в выражении чувств, душевных переживаний героев, лиризм, пронизывающий весь роман, драматичность сцен и необыкновенные поэтические картины природы – все это увлекает читателя.
Самым ярким эпизодом, сочетающим в себе и лиризм, и тонкий психологический анализ, и красоту природы, является сцена объяснения Лизы и Лаврецкого (глава 34-ая). Она следует за эпизодом, изображающим спор Лаврецкого с Паншиным. Такая последовательность эпизодов неслучайна. Ведь этот спор показал, что у Лаврецкого и Лизы очень много общего: «…оба они поняли, что тесно сошлись в этот вечер, поняли, что и любят и не любят одно и то же». Поэтому сцена спора как бы подготавливает сцену объяснения Лизы и Лаврецкого.
После ухода от Калитиных Лаврецкий не идет домой. Он бродит по полю, и словно какая-то неведомая сила вновь возвращает его к дому Калитиных. «Это недаром», – думает Лаврецкий. Душевное состояние героя передает описание природы: «Все было тихо кругом». Интересно, что мотив тишины, безмолвия присутствует не только в этом эпизоде, но является основной чертой в изображении отношений Лизы и Лаврецкого. Тишина, безмолвие придают сценам с участием этих героев определенную эмоциональность.
Услышав голос Лаврецкого, Лиза тихонько выходит в сад, а затем идет за Лаврецким без сопротивления. Ее изумленное состояние в этот момент передают «бледное лицо, неподвижные глаза, все ее движения». Она не понимает, где находится. Лишь услышав признание Лаврецкого в любви к ней, Лиза понимает, что с ней произошло, но по-прежнему отказывается верить в это. Она отвечает Лаврецкому со свойственной ей религиозностью: «Это все в Божьей власти…»
На вопрос Лаврецкого об их дальнейшей судьбе Лиза не дает прямого ответа. Но она не противится герою, когда тот пытается ее поцеловать. Это свидетельствует о силе и полноте чувства, которое девушка испытывает к Федору Ивановичу.
Казалось бы, сцена объяснения в любви требует большого диалога героев, в котором они выражали бы свои чувства. Но у Тургенева все по-другому. Очень большое место занимает описание состояния героев, но, в то же время, писатель не анализирует детально душевное состояние персонажей. И все же Тургеневу удается передать всю полноту внутренней жизни Лизы и Лаврецкого. Это достигается благодаря единству их настроений, через паузы (об этом свидетельствует обилие многоточий в репликах), через взгляды, выражение лица («Лиза медленно взглянула на него», «она уже не плакала и внимательно глядела на него своими влажными глазами», «подняла взоры к нему», «опустила глаза», «неподвижные глаза») или интонации. Создается ощущение единого внутреннего движения. Влюбленные понимают друг друга без слов, на что указывают и авторские замечания:
“- Что с вами? – промолвил Лаврецкий и услышал тихое рыдание, сердце его захолонуло… Он понял, что значили эти слезы. – Неужели вы меня любите?”
Данный эпизод показывает мастерство Тургенева в передаче внутренних переживаний человека. Писатель не использует яркие романтические краски, но достигает возвышенного настроения в изображении любви.
Очень тонко Тургенев передает состояние своих героев через описание природы. В целом, в рассказе об отношениях Лизы и Лаврецкого постоянно происходит смена светлых и темных красок природы в зависимости от перемен в судьбе героев. Ночь, когда Лаврецкий признается в любви к Лизе, тиха и светла. Именно в эту тихую и светлую летнюю ночь они единственный раз соединили губы в поцелуе.
Спокойный пейзаж передает всю чистоту и искренность любви героев друг к другу. Описание пейзажа, неторопливые действия героев, паузы в их репликах создают ощущение замедленности действия. В движениях Лизы и Лаврецкого нет порывистости, всплеска чувств. Вся сцена объяснения в любви проникнута лиризмом, даже каким-то настроением увядания. Атмосфера, в которой написана сцена, готовит к тому, что дальше в отношениях влюбленных будет не все так гладко.
Действительно, в следующих главах читатель поймет, что сцена объяснения в любви Лаврецкого и Лизы – единственный светлый момент в их отношениях. Только тогда герои открыто, без каких бы то ни было препятствий, могли быть счастливы.
Данный эпизод, мастерски разработанный Тургеневым, по праву можно назвать одним из лучших в романе. Он не только помогает раскрыть характеры героев, но и передает один из самых важных моментов в их жизни – объяснение в любви, короткое, но счастливое время взаимного чувства.
В данном эпизоде проявляются все основные приемы и особенности стиля Тургенева. По этому отрывку мы можем судить о творческой манере писателя, его взглядах на многие жизненные вопросы.
Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (по роману И. С
1. Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» (восприятие, истолкование, оценка).
а) Нужен ли России Базаров? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
4. Женские образы в рассказах И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
5. «Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
Тема любви традиционна в русской литературе, но у Маяковского она получает совершенно неожиданное осмысление. Учитель может обратиться к воспоминаниям Татьяны Яковлевой. Подробный анализ и систему вопросов к стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой» учитель может найти в учебнике под редакцией В.В. Агеносова.
В работе над этой темой стоит обратить внимание учеников на такую опасность, как подмена темы (в частности «Трагедия Базарова») или сужение темы до анализа образа главного героя. Эту тему стоит рекомендовать писать тем ребятам, у которых есть свой определённый ответ на вопрос темы. И всё-таки, отвечая на него, ученикам не уйти от размышлений о проблематике романа, теории нигилизма героя, об отношении автора к герою (“Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!” — И.Тургенев).
Исследуя душевную драму героини, стоит остановиться на следующем:
- Истоки характера героини.
- Замуж Катерина выходит не по любви, но и не против своей воли.
- И именно личностное восприятие долга, греха, Бога противопоставляет Катерину калиновцам. Теперь конфликт в пьесе развивается в двух направлениях. Внешний: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабанова (и весь мир патриархальных отношений); внутренний: Катерина и её любовь к Борису.
- Развитие конфликта Катерины и Кабановой: сцена на бульваре (д. 1, явл. 6); проводы Тихона (д. 2, явл. 4, 5, 7), сцена признания. В этих сценах прослеживается протест Катерины против “жестоких нравов” города Калинова, деспотизма свекрови. Стоит обратить внимание на то, что между героинями-антагонистками много общего: обе они максималистки, обе не примиряются с человеческими слабостями. Обе верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения. Но если Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, свято блюдёт уклад патриархальной жизни, то Катерина воплощает в себе порыв из этого мира.
- Внутренний конфликт: монолог с ключом
(д. 2, явл. 10); сцена покаяния (д. 4, явл. 4–6). К покаянию героиню ведёт собственная ложь. Катерина сама судит себя. - Что же толкает Катерину на самоубийство? Грех совести, жить во лжи она не может, физическое отвращение к неволе, но и отсутствие надежды на прощение: её покаяние отвергнуто. Слова Кулигина о душе Катерины в финале не означают ни прощения, ни оправдания, но они напоминают о милосердии, о том, что судит Бог, а не люди.
- Роль символики в раскрытии душевной драмы Катерины: значение образов птицы, грозы, Волги (пейзаж), песни, символика имени (“Вечно чистая”), мотив полёта.
За более подробной информацией учитель может обратиться к работам О.П. Монаховой, М.В. Малхазовой (Русская литература XIX века. М., 1994. Ч. 3) и Н.И. Ищук-Фадеевой «“Гроза” как христианская трагедия».
Нет смысла обращаться к большому количеству рассказов, это приведёт к эскизности работы, перечислительной интонации. Бунин создаёт свою модель мира, где любовь всегда трагична. Любовь не может жить в этом мире, так как “в основе нашего мира есть бытие в состоянии распадения, бытие раздроблено на исключающие друг друга части и моменты”, поэтому герои могут жить лишь надеждой на “солнечный удар” — миг любви, который стягивает время и пространство, даёт окно в вечность. В центре же произведений о любви у Бунина стоит женский персонаж, разработанный психологически точно, глубоко.
«Лёгкое дыхание». Оля Мещерская. Главное — соединение красоты, естественности главной героини с “утробной сущностью”. В “энциклопедии любви” — цикле новелл «Тёмные аллеи» — нам явлены всевозможные лики любви, но в центре внимания автора опять же оказывается женский персонаж.
Рассказ «Натали». Образ Сони, к которой героя влечёт телесная любовь, и Натали, притягивающей Мещерского своей возвышенной, одухотворённой красотой. Невозможность выбора и, как следствие, ощущение трагедийности бытия, кратковременности счастья. Но не безнадёжности.
Главная героиня рассказа «Галя Ганская». Автор охватывает всю жизнь героини, следит за её развитием, от “милой, резвой, грациозной девочки” до “молоденькой женщины”. Для неё встреча с героем — первый опыт любви, “безумный шаг”, приведший к смерти. Есть что-то общее в образах Гали и Оли Мещерской («Лёгкое дыхание»): недуманье, лёгкость во всём, “и в дерзости, и в смерти”. В обоих рассказах судьба героинь обрывается трагически. Мотив “буйной слепоты страстей”, такая любовь лишена будущего.
В рассказе «Чистый понедельник» перед нами совсем другая героиня. Автор не называет её имени, не объясняет причин, заставивших отказаться от любви. Она необычна и противоречива. Авторские характеристики акцентируют внимание на её молчаливости и задумчивости. Автор в героине соединяет “восточное и западное начала культур”. В чистый понедельник она удаляется от мира дольнего, отрекается от любви в поисках того, что способно заполнить существование человека ясно ощутимым смыслом.
В анализе образа главной героини рассказа нельзя не сказать о роли историко-культурного контекста, о насыщенности цитатами, о роли цветовой символики (“гранатовое бархатное платье” — чёрное бархатное платье — “была вся в белом” и так далее). Образ этой героини, на наш взгляд, может быть соотнесён с образом Лизы Калитиной (И.Тургенев. «Дворянское гнездо»).
Так частная история любви становится в рассказе поводом для раздумий автора о сущности русского характера, для размышлений об историческом пути России, поэтому “благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»” (И.Бунин).
Исследуя разнообразные женские характеры, автор ещё раз убеждает нас в том, что “всякая любовь — это великое счастье, даже если она не разделена” и даже если за неё нужно платить жизнью.
При работе над этой темой многие обратятся к «Судьбе человека» Шолохова, «Василию Тёркину» Твардовского, к повести «В окопах Сталинграда» В.Некрасова.
«Василий Тёркин» — наиболее значительное произведение военных лет. Анализируя основные эпизоды поэмы, можно показать, как в образе Василия Тёркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный характер русского человека. В нём проявляется любовь к родине, верность гражданскому и воинскому долгу. А главное: “Парень в этом роде // В каждой роте есть всегда, // Да и в каждом взводе”.
Если в основу сочинения положить книгу В.Некрасова «В окопах Сталинграда», то стоит обязательно обратить внимание учеников на то, как идеи Л.Толстого о мужестве и патриотизме русского человека, впервые разработанные им в «Севастопольских рассказах», находят продолжение в произведении писателя XX века (преемственность идей, образов, способов изображения человека на войне).
Хотелось бы, чтобы учитель уберёг своих учеников от излишней пафосности в изложении темы: здесь уместнее конкретный разговор на примере указанных произведений (а может, и других), а не пустые псевдопатриотические фразы по поводу красоты русской души.
Источники:
https://mysoch.ru/sochineniya/turgenev/_story/Dvorianskoegnezdo/chto_pomeshalo_lubvi_lavreckogo_i_lizi_kalitinoi_po_romanu_i_s_turgeneva_dvorianskoe_gnezdo/
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/turgenev-i-s/dvoryanskoe-gnezdo/8932-ob-yasnenie-lizy-i-lavretskogo-analiz-epizoda-iz-34-glavy-romana-i-s-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200302010