7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое аллегория в русском языке определение. Значение слова аллегория

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой – символ смерти, а голубь с оливковой ветвью – символ мира.

Термин происходит от греческого слова αλληγορία – иносказание.

Пример аллегории – античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.

Статуя богини Фемиды – аллегория правосудия. Фото: Depositphotos

Аллегория – это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» – по имени античного баснописца Эзопа.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллегория может встречаться и в других жанрах – в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .

Аллегория и олицетворение

Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Метафора и аллегория – в чем отличие?

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле – как связанные между собой метафоры.

Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория – на иносказании, намеке.

Примеры аллегории в литературе

В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей – пантеры, льва, волчицы.

Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» – власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Читать еще:  Балакирев м а биография. Биография композитора милия балакирева

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».

  • Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
  • Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

    Аллегории в баснях Крылова

    Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

    Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

    1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
    2. Осел – упрямство и невежество.
    3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
    4. Петух – самолюбие и зазнайство.
    5. Заяц – хвастовство и трусость.
    6. Стрекоза – беспечность.
    7. Муравей – трудолюбие.
    8. Мартышка – глупость и так далее.

    Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим.

    По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

    А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор —
    Почуя серого так близко забияку.

    В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

    Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

    Другие примеры аллегорий в литературе

    Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

    Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

    Читать еще:  Аниме про поющих девушек. Аниме про музыкальные группы и сольных исполнителей

    От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

    Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

    Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

    Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

    Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

    Вагоны шли привычной линией,
    Вздрагивали и скрипели;
    Молчали жёлтые и синие,
    В зелёных плакали и пели.

    Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

    Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

    Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

    В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

    Чем аллегория отличается от метафоры

    Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

    Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

    Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

    Что такое Аллегория

    Аллегория — это выражение абстрактного понятия с помощью конкретного понятия; одна или несколько метафор, которые в прямом смысле означают одно, а в переносном значении — другое.

    Примером аллегории можно назвать фигуру женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой — это аллегория правосудия (представлена как богиня Фемида).

    Когда автор использует аллегорию, он не именует обсуждаемый предмет или концепцию открытым текстом, а описывает в переносном значении, используя некие его/её олицетворяющие символы.

    Таким образом, появляется более детальное отождествление одного предмета другому, используя тонкий (или не очень) намёк. Притом прямой смысл не утрачивается.

    Слово аллегория произошло от греческого αλληγορια (allegoria) — иносказание, т. е. от сочетания άλλος (другой) + -αγόρια (сказать).

    Это слово пишется именно так из-за своего греческого происхождения αλληγορια/allegoria, не алигория или олигория, а именно аллегория.

    Синоним слова аллегория

    • иносказание;
    • персонификация;
    • эзопов(ский) язык;
    • иноречие.

    Примеры аллегории

    Эти аллегории более-менее известны:

    • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
    • аллегория любви — сердце;
    • аллегория надежды — якорь;
    • аллегория веры — крест;
    • аллегория свободы — разорванные цепи;
    • аллегория мира во всём мире — белый голубь.

    Примеры аллегории в литературе

    Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

    В стихотворении “Парус” Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

    “Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном.

    Играют волны – ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит.
    Увы, – он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой.
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!”.

    А в произведении Евгения Баратынского “На посев леса” весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

    “Опять весна; опять смеется луг,
    И весел лес своей младой одеждой,
    И поселян неутомимый плуг
    Браздит поля с покорством и надеждой.

    Но нет уже весны в душе моей,
    Но нет уже в душе моей надежды,
    Уж дольный мир уходит от очей,
    Пред вечным днем я опускаю вежды. “

    Читать еще:  Холостяк что не показали в эфире. Этот казус не попал в эфир шоу «Холостяк»

    Аллегория и метафора

    Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

    Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

    Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

    Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

    Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

    Смотрите также значение Метафоры.

    Тропы и аллегория

    Аллегория — это один из тропов русского языка.

    Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

    Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

    Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

    К тропам относятся:

    • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
    • ирония — театральное “переименование” в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: “заходите в мои хоромы” (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
    • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
    • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: “Мы сто лет не виделись!”;
    • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
    • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
    • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: “Пуще всего береги копейку” (“копейка” вместо “денег”, из Н. В. Гоголя);
    • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
    • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов “как”, “будто”, “словно” и т. д.; например: верен как пёс;
    • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
    • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо “нефть”).

    Узнайте больше о Перифразе.

    Аллегория в живописи

    Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

    Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

    Аллегория живописи — картина Матвеева

    Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину “Аллегория живописи” и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

    Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

    Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

    Аллегория в рекламе

    В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).

    Эзопов язык

    Это выражение означает, что автор выражает свои мысли используя намёки и аллегории. Он недоговаривает и маскирует свои истинные идеи, автор пытается донести до читателя переносный смысл.

    Название эзопов (или эзоповкий) язык произошло от имени древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.), который был рабом и не мог говорить свободно на множество тем, что заставило его воспользоваться этой формой произведения.

    Сочинения Салтыкова-Щедрина считаются яркими примерами эзопова языка в русской литературе. Например, в произведении “История одного города” автор говорит о городе Глупове и его жителях — глуповцах.

    Он представляет их бездеятельными лентяями, которые не могут за себя решать и поэтому пытаются найти кого-то, кто будет принимать решения за них и возьмёт ответственность на себя. А на самом деле, при прочтении произведения, читатель понимает, что автор говорит про всю Россию, а не про какой-то отдельный город.

    Смотрите также значения Эпитет, Анафора и Оксюморон.

    Источники:

    https://www.anews.com/p/101614702-chto-takoe-allegoriya-primery-allegorii-v-literature-i-iskusstve/
    https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html
    https://www.uznaychtotakoe.ru/allegoriya/

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]