Что такое героический эпос определение. Эпос, как жанр литературы
Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.
Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.
Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.
Эпос — это.
Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.
Традиционно эпические жанры делят на:
Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.
Когда появился и как развивался эпос
Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.
Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.
На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.
Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.
Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.
Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).
Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.
В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.
Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.
Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.
Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.
Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.
Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.
Признаки эпоса
Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:
- Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
- Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
- Большая протяжённость во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
- Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
- В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
- Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.
Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.
Жанры эпоса
К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.
Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.
В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».
Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:
- — «Война и мир» Л.Н.Толстого;
- — «Тихий Дон» М.А.Шолохова.
Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.
Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.
К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.
Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.
Заключение
Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.
героический эпос
Словарь средневековой культуры. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) . Под ред. А. Я. Гуревича . 2003 .
Смотреть что такое “героический эпос” в других словарях:
Героический эпос — см. Эпос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Героический эпос — … Википедия
ЭПОС — героический (от греч. epos слово, повествование, рассказ). Дошел в виде как обширных эпопей ( Илиада , Рамаяна , Беовульф , Джангариада , Манас и др.), так и коротких песен (исторические песни, рус. былины, южнослав. юнацкие песни и др.), отчасти … Советская историческая энциклопедия
ЭПОС И МИФЫ — Важнейший источник формирования героического эпоса мифы, в особенности мифологические сказания о первопредках культурных героях. В ранней эпике, складывавшейся в эпоху разложения родо племенного строя, героика выступает ещё в мифологической… … Энциклопедия мифологии
Героический стих — стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, например гекзаметр, александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии героический стих называют и пятистопный ямб, в России и Польше… … Википедия
Эпос — ЭПОС (по гречески означает повествование, рассказ) один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). Он ведет свое психологическое происхождение от того свойства нашей души, в силу которого нам недостаточно жить, а еще есть … Словарь литературных терминов
ГЕРОИЧЕСКИЙ — ГЕРОИЧЕСКИЙ, героическая, героическое (книжн.). 1. прил. к герой в 1 знач. Героический подвиг. || Способный к героизму. Героический пролетариат. || Величавый, грандиозный. Героическая эпоха в жизни народа. Героические образы истории. 2. Крайний,… … Толковый словарь Ушакова
Эпос (значения) — Эпос: Героический эпос поэмы о героях, как правило, фольклорные Эпос один из трёх родов литературы … Википедия
Эпос — (греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература … Энциклопедия культурологии
Эпос — У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения). Эпос (др. греч. ἔπος «слово», «повествование») героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом… … Википедия
Героический эпос
В этом параграфе говорится о разных формах героического эпоса.
Исторически первым типом повествовательных жанров был героический эпос, который сам по себе неоднороден» ибо включает произведения, сходные по проблемной ориентации, но разные по возрасту и типу персонажей. Наиболее ранней формой героического эпоса можно считать мифологический эпос, главным героем которого оказывается так называемый первопредок, культурный герой, выполняющий функции устроителя мира: он добывает огонь, изобретает ремесла, защищает род от демонических сил, борется с чудовищами, устанавливает обряды и обычаи. Ближе всего к подобному типу героев персонаж греческой мифологии Прометей.
Другой вариант героического эпоса отличается тем, что герой сочетает в себе черты культурного героя-первопредка и храброго воина, рыцаря, богатыря, воюющего за территорию и независимость племени, народа или государства. К числу таких героев относят, например, персонажей карело-финского эпоса, известного под названием «Калевала», или киргизского эпоса, именуемого «Манасом».
К наиболее зрелым формам героического эпоса принадлежат греческая «Илиада», испанская «Песнь о Сиде», французская «Песнь о Роланде», сербские юнацкие песни, русские былины. Они изображают героев в борьбе за общенародные интересы, большей частью в сражениях с иноземными завоевателями. Конечно, такие герои предельно идеализированы и представляют не реальных исторических лиц, а ушедший в прошлое утопический мир, в котором как бы сливались настроения певца и его слушателей, а все повествование получало эмоционально-возвышенную окраску.
Произведения героического эпоса в разных его вариациях встречаются практически у всех народов на ранних этапах развития словесного творчества, но хронологически в разное время. Так, «Илиада» Гомера датируется VIII веком до нашей эры, русские былины – XI–XV веками христианской эпохи. При этом у разных народов такие произведения имеют разные названия: былины, думы, эпопеи, песни о деяниях, саги, руны, олонхо и т. д.
Из сказанного следует, что об шее типологическое качество, дающее основание причислять произведения к жанру героического эпоса, заключается, во-первых, в подчеркивании силы, отваги, смелости героя, во-вторых, в акцентировании цели и смысла его действий, их направленности на общее благо, будь то устроение мира или борьба с врагами. Такие устремления немецкий философ начала XIX века Г.В.Ф. Гегель назвал субстанциональными, то есть общезначимыми, а тот период, когда стали появляться подобного типа герои и воспевающие их произведения, «героическим состоянием мира». Объективные предпосылки для возникновения жанров героического типа могли сложиться и позже, особенно в связи с осмыслением национально-освободительных войн, в частности борьбы с фашизмом в 40-е годы XX века. Отражение этих процессов легко найти в произведениях разных писателей, посвященных Второй мировой войне.
Источники:
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpos-chto-ehto-takoe-ehpicheskij-zhanr.html
https://medieval_culture.academic.ru/17/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%81
https://lit.wikireading.ru/45340