Что такое культура здоровья. Введение в дисциплину «Культура здоровья»
Что такое культура здоровья
Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья – это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.
Существуют стратегии управления индивидуальным здоровьем. Их две. Первая – активная, профилактическая. Её цель – беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; её реализация требует знаний и умений, каждодневных усилий, личной ответственности. Эта стратегия опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности, что в понятии культура здоровья. Вторая стратегия – борьба с болезнями. Эта стратегия – пассивная, здесь от человека требуется знать, уметь, действовать; бороться будут врачи.
В начале нового тысячелетия многие научные исследования ориентируются на познании человека во всём богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человекознанием, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности, естественные науки – физические аспекты. С позиции экологии, которая интегрирует гуманитарные и естественно – научные знания, цели изучения человека ориентированны на адекватное саморазвитие – адаптацию к изменяющимся условиям среды.
Приспособляемость биологических видов к среде обитания осуществляется исключительно за счет генетических механизмов. Уникальность человека как биопсихосоциального вида состоит в том, что приспосабливается к среде главным образом за счет так называемых культурных механизмов. В культурной адаптации определяющее значение приобретает такой феномен культуры, как экологическое сознание.
Применительно к собственной личности экологическое сознание проявляется в умении целесообразно управлять поведением. В целом, приспособление проявляется в том или ином качестве здоровья.
Сегодня качество здоровья населения падает. Объективным фактором ухудшения здоровья населения выступает одно из проявлений кризиса личности – утрата ценностного отношения к здоровью.
Управление здоровьем – реальная и позитивная альтернатива в сложившейся ситуации. Известный американский математик, основатель кибернетики Норберт Винер отметил, что мы изменили своё окружение так, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.
В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности Физиолога и валеолога, а одна врачебная ставка приходится на 1200 обучающихся, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в несколько лет. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом- психологом. Для общей оценки психоэмоционального здоровья предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. С некоторыми из них вы можете познакомиться в моей работе. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могутзаменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
«САМООЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ»
18 ученикам 8 М класса в возрасте 13-14 лет предлагалось в течение недели заполнять таблицу, в которой надо было отмечать свои показатели состояния здоровья, особенности психосоциальных условий жизни и режима дня. По результатам заполненной таблицы каждый ученик смог оценить свои личные показатели в этих рамках, увидеть недостатки в режиме дня. Систематически выполнили данную работу 12 учеников 7 девочек и 5 мальчиков, их результаты были обобщены.
В результате анализа средних показателей за неделю можно сделать следующие выводы:
– самочувствие – средняя оценка 4,3 (из 7),
– настроение – средняя оценка 3,1 (из 7),
– аппетит – средняя оценка 5,0 (из 7),
– сон – средняя оценка 3,5 (из 7),
– отсутствие болезненных ощущений 4,1 (из 7).
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами учеников являются: сон – поверхностный, не дающий ощущений отдыха, приподнятое настроение как редкое явление, в большинстве случаев только нормальное или подавленное.
Анализ блока особенностей психосоциальных условий жизни позволил сделать следующие выводы:
– отсутствие ссор с друзьями указали 5 человек – 40%, 1-2 раза поссорились за неделю – 3 человека (20%), ссорились больше 3 раз – 4 человека (40%),
– как благоприятный психологический климат в семье расценили все 12 человек – 100%,
– особенности эмоционального состояния получили среднюю оценку 3,9 баллов (из 7), большинство учеников указывает на присутствие отрицательных эмоций в жизни к концу рабочей недели. Многие испытывали тревожность, чувство неудовлетворения.
Анализ особенностей режима дня гимназистов показал, что:
– сон продолжительностью более 8 часов имеют 6 человек, это составляет ровно половину из опрошенных, и 6 человек спят менее 8 часов в сутки,
– гуляют на свежем воздухе 7 человек (51%) и практически не гуляют 5 человек (49%),
– утреннюю зарядку систематически выполняют 3 человека (20%), нерегулярно 5 человек (40%), не выполняют совсем 4 человека (40%),
– смотрят телевизор более 2 часов в день 6 человек _ 50%,
– занимаются спортом регулярно 2 человека – 16%, остальные занимаются время от времени.
Таким образом, главным фактором ухудшения здоровья гимназистов становится не соответствие режима дня гигиеническим требованиям. Можно нарисовать среднестатистический портрет гимназиста. Это ребенок, который мало спит, обладает повышенной раздражительностью, часто ссорится с друзьями, много времени проводит у телевизора, мало гуляет и практически не занимается спортом.
Но не все так плохо, вот, к примеру, выдержка из самоанализа Мальцевой Насти: «Подсчитав результаты и увидев получившуюся сумму баллов, я была приятно удивлена. В тесте по состоянию организма я получила в среднем +5 баллов. Хотя я вижу недочеты: например, я не делаю зарядку по утрам (несмотря на уговоры дедушки), зато я увидела, что аппетит у меня отличный! А в разделе психосоциальных условий жизни я получила +3 балла. Мне было приятно знать, что за прошедшую неделю я не конфликтовала с друзьями и родителями. Значит условия у меня очень даже благоприятные. По режиму дня я получила +2 балла, это значит, мой режим в некоторой степени соответствует гигиеническим требованиям».
« КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».
Ученикам предлагалось пройти тест на определение своего темперамента. До теста учитель рассказал, что такое темперамент, какие виды его бывают, что характерно для каждого вида и что чистые виды темперамента встречаются только у маленьких детей, а взрослые имеют смесь нескольких темпераментов. Потом учитель зачитывал свойства темпераментов, а ученики выбирали наиболее подходящий вариант из этих 4 высказываний. Результаты заносились в таблицу с четырьмя колонками: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Подходящее человеку выражение выставлялось плюсиком в колонке, к которой относился вариант. Было дано по 10 на каждый вид темперамента. Результаты высчитывались в процентах.
Таблица № 1. Типы темпераментов школьников 8 класса (результаты в процентах).
сангвиник холерик меланхолик флегматик
Зачем нужно изучать особенности своей психики? Думаю, что это риторический вопрос. Конечно же, для того, чтобы найти свой стиль деятельности, сферу наиболее удачного приложения своих сил, сориентироваться в выборе будущей профессии. Главное удачно выстраивать свое поведение, для того чтобы сохранить свое психическое здоровье и уберечь окружающих от травм. Научиться понимать других людей, как, например, почему Кирилл очень долго готовиться приступить к работе, а Андрей бесконечно вертится на уроках. Оказывается, очень просто – Кирилл в большей степени обладает качествами флегматика, а Андрей ярко выраженный холерик.
ГЛАВА 3: «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ».
В этой работе ученикам предлагалось оценить факторы, влияющие прямо или косвенно на их здоровье. В исследовании участвовала вся параллель девятых классов. Самооценка ими проводилась по средством выполнения теста, представленного ниже:
ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Тест- анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест – анкеты для мальчиков, из тест – анкеты для девочек исключается вопрос 6.
На вопросы № 1- 10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11- 15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
1. Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривлённой спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулится.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое- как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лёжа
9. Я не забочусь о своем здоровье.
10. Бывает я курю.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?
В) затрудняюсь ответить.
12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
В) затрудняюсь ответить.
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
В) усталость, утомление
Д) волнение, беспокойство
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твоё здоровье?
А) заботятся о моем здоровье
Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания
В) подают хороший пример
Г) подают плохой пример
Д) учат, как беречь здоровье
Е) им безразлично моё здоровье
15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твоё здоровье?
А) не оказывает заметного влияния
В) влияет хорошо
Г) затрудняюсь ответить
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 – за «а», «в», «г»; по 14- за «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Благополучные результаты – не более 6 баллов. «Зона риска»- более 12 баллов.
Все полученные результаты были обработаны и сведены в единую таблицу.
Таблица № 2. ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Доля в 33. 8 66. 2 0
Вывод: 33,8 % школьников показали благополучные результаты, 66,2 % близки к норме, 0% входят в зону риска.
ГЛАВА 4: «САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
Цель микроисследования на эту тему заключалась в том, чтобы ученики смогли определить уровень своей тревожности и, если он повышен или понижен, принять меры для введения его в норму. Эта работа проводилась с учениками параллели девятых классов по следующей методике:
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КОНДАША.
Предназначена для учащихся 7-ого и более старших классов.
Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0- ситуация не волнует;
1- ситуация волнует незначительно;
2- ситуация достаточно волнует; ситуация очень сильно волнует.
1. Ответ у доски
2. Разговор с директором (завучем) школы
3. Учитель решает, кого спросить
4. Тебя критикуют и в чем- то упрекают взрослые.
5. Выполнение контрольной работы
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Непонимание объяснений учителя.
11. Неожиданный вопрос учителя.
12. Не получается домашнее задание.
13. Принятие важного, ответственного решения.
14. Тебя критикую товарищи, одноклассники.
До 20 баллов- низкий уровень тревожности;
20-30 баллов- средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
После того как школьники узнали свой уровень тревожности и получили необходимые рекомендации, результаты были обобщены и сведены в представленную таблицу:
Таблица № 3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Баллы до 20 20- 30 более 30
9А 52. 9%- 9 47. 1%- 8 0%- 0
9Б 28. 6%- 10 71. 4%- 4 0%- 0
9В 55. 6%- 10 44. 4%- 8 0%- 0
9М 20%- 4 175%- 5 5%- 1
Итого: 33 чел. 35 чел. 1 чел.
Доля в 47. 7 50. 7 1. 5
Вывод:47. 7% входят в группу с низким уровнем тревожности;
50. 7% – средний уровень;
1. 5% – высокий уровень.
Анализ представленных моими одноклассниками работ показал, что выполнение исследований, ориентированных на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работ школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в обсуждении их результатов, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В процессе деятельности происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Я сделала такие выводы во время обработки результатов всех исследовательских работ, которые преследовали цель научить учеников смотреть на окружающую среду и на себя, на своё здоровье и на свой образ жизни со стороны. И эти цели отчасти были достигнуты. Заполняя таблицу «Самооценка психосоциальных условий жизни» ребята увидели свои проблемы в режиме дня, здоровье. Выполняя шуточный тест на определение биологического возраста, они задумались о состоянии своего физического здоровья, определяя темперамент, они узнали свои недостатки и способы борьбы с ними, что помогло им увидеть себя со стороны. Изучая воду и рацион питания, школьники увидели воочию проблемы окружающей среды и питания. Познавая культуру использования лекарственных средств, ученики научились многому, что пригодится в жизни, даже если они не станут врачами.
Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т. е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья – это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты и т. д. сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.
Что такое культура здоровья. Введение в дисциплину «Культура здоровья»
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, прежде всего подрастающего поколения, в т.ч. студенческой молодежи.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья студенчества как генофонда нации, от которого во многом зависит общественное здоровье (здоровье нации), жизнеспособность общества и государства.
Для современной студенческой молодежи проблема ухудшения состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20 % студентов по окончанию обучения относятся к здоровым, а у 80 % имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Здоровье студентов на 60–70 % зависит от их образа жизни и только здоровый образ жизни способствует его укреплению и сохранению. Здоровый образ жизни студентов включает биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья.
Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень культуры здоровья студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни. Низкий уровень культуры здоровья студентов, определенный, прежде всего, их необученностью нормам и навыкам здорового образа жизни, незнанием применения его элементов и, как следствие, неумение студентов эффективно самоуправлять своим здоровьем, в значительной мере обусловливает его ухудшение, а кроме этого, негативно влияет на эффективность учебной деятельности и предопределяет проблемы обучающихся в их будущей трудовой деятельности, связанные с их неспособностью эффективно укреплять и сохранять здоровье за счет собственных усилий.
С учетом проблем в состоянии здоровья современных студентов, формирование у них культуры здоровья является жизненной необходимостью как для здоровья самих студентов, так и для государства и общества: воспитание здорового подрастающего поколения – залог здоровья нации в целом. Поэтому важно формировать у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни через целенаправленную работу, что требует включения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы професиионального образования, в т.ч. использование учебно-методических пособий.
Для целенаправленного формирования культуры здоровья обучающихся в системе профессионального образования автором разработано настоящее учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» по дополнительной учебной дисциплине «Культура здоровья студентов». Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по формированию общих и профессиональных компетенций студентов системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для обеспечения учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья в образовательных организациях системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано на основе результатов диссертационного исследования И.В. Меньшова в процессе работы региональной инновационной площадки ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» построено на современной методологии формирования культуры здоровья у студентов и основано на современных научно-практических подходах к формированию культуры здоровья обучающихся через повышение уровня здорового образа жизни на основе изучения и освоения его основных элементов (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л.Б. Дыхан, М.Я. Виленский, В.Н. Ирхин, В.П. Казначеев, Н.С. Козлов, В.В. Колбанов, А.В. Лейфа, А.М. Митяева, В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина, А.Г. Щедрина и др.). Культура здоровья студента – это личное и социальное качество обучающегося в организации своей жизнедеятельности на основе здорового образа жизни через соблюдение его элементов для укрепления и сохранения психического, физического и социального здоровья. Главным показателем культуры здоровья студента является реализуемое им на практике самоуправление процессом укрепления и сохранения здоровья. Культура здоровья студентов, основой которой является здоровый образ жизни, реализуется в повседневной жизнедеятельности через соблюдение элементов здорового образа жизни. К элементам здорового образа жизни относятся: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» включает 3 раздела.
В первом разделе рассматриваются основные понятия: «культура здоровья студентов», «здоровье» и его виды (физическое, психическое, социальное), «здоровый образ жизни студентов», формирование здорового образа жизни, его элементов в историческом аспекте и отражение их в валеоафоризмах. Валеоафоризмы (valeo от лат. «быть здоровым», от греч. aphorismos – краткое выразительное изречение) – это афоризмы, максимы, изречения, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни и его основных элементах, о здоровье, способах и средствах его укрепления, сохранения, восстановления для полноценной жизнедеятельности, высокой работоспособности, хорошего самочувствия, творческого, трудового и жизненного долголетия, а также о причинах его ухудшающих.
Во втором разделе рассматриваются элементы здорового образа жизни: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.При изучении элементов здорового образа жизни используется решение валеозадач, проведение валеоупражнений, а также составление индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона и др. Элементы здорового образа жизни оказывают комплексное положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья через влияние на основные системы организма, способствует наращиванию резервов здоровья, которые не включаются и не сохраняются сами по себе, а только на основе собственных усилий. Об этом каждый студент должен позаботиться только сам через применение в повседневной жизнедеятельности элементов здорового образа жизни. В учебно-методическом пособии использованы современные научные знания из различных наук (педагогики, психологии, валеологии, медицины, гигиены, биоритмологии и др.) и учебных дисциплин (истории, химии, биологии, физического воспитания и др.), позволяющие рассмотреть положительное комплексное влияние элементов здорового образа жизни на здоровье студентов на основе системного подхода.
В третьем разделе рассматриваются индивидуальная диагностическая карта самоконтроля здорового образа жизни, характеристики ее компонентов, составление и ее ведение.
Учебно-методическое пособие включает словарь основных терминов и определений и именой указатель авторов валеоафоризмов. Учебное пособие включает 245 страниц.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для студентов всех специальностей и позволяет целенаправленно осуществлять формирование культуры здоровья студентов как специалистов, «инженеров» собственного здоровья для его укрепления и сохранения, что является основой успешности различных видов деятельности обучающихся, в т.ч. учебной, фундаментом эффективности их будущей трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в целом.
Учебное пособие входит в авторскую трилогию И.В. Меньшова по формированию культуры здоровья подрастающего поколения, которая включает учебные пособия: «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для дошкольников, «Валеомаршрут школьника» для школьников, «Культура здоровья студентов» для студенческой молодежи.
Рецензенты учебно-методического пособия «Культура здоровья студентов»: Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», заслуженный работник высшей школы РФ; Т.К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»; Т.И. Ефименко, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Эссе Культура здоровья
Ия Владимировна Кудрина
Эссе Культура здоровья
Эссе
Культура здоровья
Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
Анатолий Васильевич Луначарский
Если бы Вас спросили: «Хотели бы Вы улучшить состояние своего здоровья?». Что бы Вы ответили?
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных на сегодня в России. Педагоги, психологи, медики бьют тревогу за здоровье подрастающего поколения. Обратимся к статистике. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что экология влияет на здоровье человека на 20%, наследственность – на 10%, медицина также – на 10%, а образ жизни на 60%.
Здоровье – главная ценность человека в любом возрасте. Это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития ребенка. Не создав фундамент культуры здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Формирование основ культуры здоровья ребенка – ведущая задача дошкольного образования.
Что же такое «культура здоровья»? Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Значит здоровье детей – это будущее страны.
Часто слышишь призыв: «В борьбу за здоровье дошкольника!». А может пора прекратить борьбу и начать осваивать и применять новые подходы и современные педагогические технологии? Реализация системно-деятельностного подхода и применение здоровьеформирующих технологий позволит ребенку занять активную позицию, то есть обеспечит высокую мотивацию воспитанников, их интерес к получаемым знаниям и умениям и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В общеобразовательных программах и программах здоровья многих детских садов хорошо прописаны педагогические условия по формированию основ культуры здоровья дошкольников. Но многое зависит от уровня сформированности культуры здоровья самого педагога, от его отношения к этой проблеме, от его личностных и профессиональных качеств, которые определяют стиль поведения и деятельность педагога по воспитанию здорового, жизнерадостного, физически, гармонически и творчески развитого ребенка. Современный воспитатель должен постоянно повышать профессиональное самообразование в области здоровья, применять теоретические и практические знания относительно индивидуальных особенностей каждого ребенка, и как следствие этого, практическое применение знаний воспитанниками.
Но весь труд воспитателя напрасен, если нет взаимодействия с семьей! Работа с родителями, а вернее установление и развитие сотрудничества определяют формирование основы культуры здоровья дошкольника. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по вопросам психо-физического здоровья ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, создание совместных проектов относительно потребностей и поддержки инициатив семьи – именно такой союз педагогов и родителей поможет ребенку в развитии знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, побудить самостоятельно активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле здоровый дух», «Ум да здоровье дороже всего», «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Задача педагогов – помочь ребенку понять непреходящую ценность здоровья. И тогда с сильным умом в сильном теле можно добиться любых успехов!
День здоровья (План проведения «Дня здоровья» с детьми младшего возраста) Цель: 1. Формировать правильную осанку, умение осознанно и творчески выполнять движения. 2. Приучать детей вести здоровый образ жизни. 3.
Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Азбука здоровья» Актуальность проблемы. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка.
Досуг для старших дошкольников в День здоровья «В стране Болючке, или Секреты здоровья» Действующие лица: Неболейка, Инфекция, Объедалка, Куталка, – взрослые. Декорации: Макет города из домов, «дерево здоровья» Звучит музыкальная.
Конспект спортивного развлечения к Дню здоровья для второй младшей группы «Чистота — залог здоровья» Цель: формировать первичные навыки здорового образа жизни. Задачи: Образовательные: • Закрепление знаний о назначении гигиенических предметов:.
Неделя здоровья для здоровья детей и взрослых (фотоотчет) С 28 сентября по 2 октября в нашем детском саду проходила Неделя здоровья. В День Чистюль, в группах прошла акция – «Чистый ботинок» Дети.
НОД по образовательной области «Физическая культура» и «Познание» «Витамины для здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 24 Шатурского муниципального района Московской.
Сценарий спортивно-игровой программы «Формула здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья Сценарий спортивно-игровой программы «Формула здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья. Звучит музыка, выходит ведущая. Ведущая.
«Ступеньки здоровья». Обобщение опыта работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста Ступеньки здоровья «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья.
Эссе Эссе «Моя профессия — мое призвание» Одна из легенд гласит: «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал:.
Занятие с интеграцией образовательной области физическая культура и образовательной области здоровья Тема: «Необычное путешествие». Задачи: 1. Продолжать учить детей младшего дошкольного возраста безбоязненно передвигаться в воде в разных.
Источники:
https://www.hintfox.com/article/chto-takoe-kyltyra-zdorovja.html
https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=699
https://www.maam.ru/detskijsad/yese-kultura-zdorovja.html