Что такое литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры
Литература как вид искусства.
Место литературы в ряду других искусств
Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).
Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т. к. литература обладает материалом. Литература как искусство слова. Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни.
Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе “Мысль и язык” (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего.
Искусство – то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов.
Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче “речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их”. Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой.
Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является “затаенной живописью”, вынужденной обращаться к слову. Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко
Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника. Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния – И. А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И. С. Шмелева “Человек из ресторана”, состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру – клейма, рассказывающие о его житии и деяниях.
Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность. Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе. Место художественной литературы в ряду искусств
В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации
Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: “Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух” Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются”. Близкая точка зрения выражена и в трактате “Критические размышления о поэзии и живописи” раннего французского просветителя Ж. Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), “поскольку она есть созидательница идей”, “сущность всякого искусства”. Символисты считали музыку высшей формой культуры
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”. В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, “начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления”. Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И. В. Гете, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры. Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В. Г. Белинский
“Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств”. Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства
Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник “реальной критики” писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, “по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств”. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: “Литература – “первое среди равных” искусство”.
Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.
Что такое литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры
1. ИСКУССТВО есть совокупность художественно-образных форм воспроизведения действительности.
2. ВИДЫ ИСКУССТВА это формы художественно-творческой деятельности человека, такие как живопись, музыка, театр, художественная литература.
3. Виды искусства могут иметь РОДЫ и ЖАНРЫ.
4. Существует три группы видов искусств:
1) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ( развертывают свои образы в физическом пространстве) . К ним относятся: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладные искусства, дизайн;
2) ВРЕМЕННЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ (образы строятся во времени)
3) ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (образы обладают одновременно и физическими и временными качествами). К ним относятся: танец, актёрское искусство и всё базирующееся на нём, синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.).
5. Каждая из вышеперечисленных групп может пользоваться:
1) ЗНАКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно-воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – так называемые изобразительные искусства, а также литература, актёрское искусство);
2) ЗНАКАМИ НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. не допускающими узнавание в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.
3) ЗНАКАМИ СМЕШАННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, свойственными синтетическим формам искусства – синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с изобразительными; словесно-музыкальному, песенному и актерско-танцевальному пантомимическому синтезу.
6. РАЗНОВИДНОСТИ – словесное искусство (устное творчество, письменная литература), сценическое искусство ( драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, эстрада, цирк), танец ( бытовой, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и др.), музыка (вокальное искусство, разные типы инструментальной музыки).
7. РОДЫ искусства – литература (эпос, лирика, драма), изобразительное искусство (станковый, монументальный, декоративный, миниатюрный).
8. ЖАНРЫ искусства – живопись (портрет, пейзаж, натюрморт).
Литература как вид искусства, ее роды и жанры
Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.
Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.
Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В музыке – звуки, в танце и балете – пластика, цвет в изобразительных искусствах, объем в скульптуре, слово в литературе и т.д.
Наиболее распространенной является классификация видов искусства путем деления его на три группы. Первая группа включает пространственно-пластические виды искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, искусство архитектуры и фотографии. Ко второй группе относятся такие динамико-временные виды, как литература и музыка. А к третьей группе классификация искусства относит такие пространственно-временные виды, как хореографическое, театральное и киноискусство.
Картину нашей сложной, постоянно меняющейся реальности не может отобразить самостоятельно ни один из видов искусства, только все их разнообразие благодаря системе выразительных форм способно приблизиться к созданию более или менее полного и всеобъемлющего изображения мира.
Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.
Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система литературных родов и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.
Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.
В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма – трагедию, комедию и т.д.
Эпос – один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.
Лирика – основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики – поэтическая.
Драма, наряду с эпосом и лирикой, – основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.
Литература как вид искусства – феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы литературного процесса находятся в перманентном взаимодействии. Литература – живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.
Источники:
https://vuzlit.ru/615309/literatura_iskusstva
https://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/kratkaja_istorija_iskusstv/vidy_zhanry_i_rody_iskusstva/11-1-0-52
https://fb.ru/article/52455/literatura-kak-vid-iskusstva-ee-rodyi-i-janryi