2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сюжет завязка кульминация развязка. Сюжет: как выстроить повествование

Что такое завязка в литературе? Определение и примеры

В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?

Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.

Определение

Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.

Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.

Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.

Композиция

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.

Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.

О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.

Особенности завязки

Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.

«Мастер и Маргарита»

Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой — Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.

Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.

«Собачье сердце»

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

Шахматная новелла

Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.

Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.

Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.

Читать еще:  Леонардо да винчи литературное творчество. Биография леонардо да винчи

Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.

Завязка, кульминация, развязка в литературном произведении

Повторим цикл, начатый в этой статье, прошлых тем и закрепим наши знания. Итак, сегодня рассмотри экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку в контексте одной общей статьи.

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка

А также развитие действия и многое другое. До сей поры мы говорили о каждом элементе композиции отдельно, подробно и обстоятельно. Сегодня мы попробуем обобщить всё то, что уже нам известно, и добавить к этому немного нового.

Итак, художественное произведение по своему строению напоминает человека, так как центральная часть – это скелет, на который последовательно (а иногда и хаотично) нанизываются герои, эпизоды, пейзажи и прочие составные части. Единственное отличие – фрагменты этого скелета можно менять, если таков ваш авторский замысел. Голова может оказаться в ногах, а ноги — начинаться откуда-то сверху. И никто не скажет слова против: наоборот, ваш приём будет оценен по достоинству и проанализирован внимательным читателем с точки зрения художественной ценности.

Экспозиция

Мы рассмотрим классический вариант и начнём своё обсуждение с экспозиции (в переводе с латинского языка это будет означать «разъяснение). Это то, что помогает погрузиться в атмосферу книги, что-то узнать о том времени и месте, которые играют важную роль в рассказе. Там же мы узнаём о зарождении конфликта. О тех обстоятельствах, при которых он явился на свет. Наличие экспозиции не является обязательным, и каждый писатель сам решает, как ему поступить: сразу погрузить читателя в пучину действия или всё-таки постепенно подготовить его к тому, о чём предстоит узнать. Однако, если вы всё-таки берётесь за написание экспозиции, то делайте это качественно и интересно: иной раз невозможно читать книгу, так как на вас обрушивается нудный поток информации обо всех героях, городах и многочисленных деталях, с ними связанных.

Завязка

С помощью точных и резких штрихов мы обрисовали обстановку, а теперь пришло время взяться за дело и начать завязывать наше действие: сталкивать героев, их точки зрения и всё то, что можно столкнуть. По сути дела, произведение – это колесо обозрения или аттракцион «Американские горки». Сначала вы медленно разгоняетесь, достигаете пика и резко (или постепенно) обрушиваетесь (или опускаетесь) вниз. Так вот для того, чтобы достичь определённых эмоций и впечатлений, необходимо изучить завязку. Именно она позволяет понять истоки всего того, что происходит далее. Вообразить себе текст без завязки весьма трудно, ведь у любого конфликта, любой истории есть момент его/её зарождения. В противном случае, это противоречит логике всего живого и сущего.

Развитие действия

Далее знающие люди выделяют такой элемент, как развитие действия . Бутончик должен постепенно раскрыться, чтобы потом совсем облететь и завершить свой жизненный цикл. Удивительно, но книга схожа с живым организмом: она рождается, развивается и умирает. Но при этом она приносит великое потомство в виде различных мыслей и чувств. Есть, над чем задуматься, однако.

Развитие действия – это самый длительный этап произведения, самый масштабный и полновесный. Необходимый толчок произошёл, завязка состоялась. Теперь, внимательные читатели, берите лупы и наблюдайте за представлением. Перед вами пройдут все герои с их взаимоотношениями, гармоничными и противоречивыми, положительными и негативными. Оговоримся сразу, что упомянутый конфликт может и отсутствовать. Например, если перед нами хроники. Тогда можно спокойно следить за событиями и делать соответствующие выводы.

Кульминация

Но если в основе всё-таки положен конфликт, то теперь он будет только нарастать, нарастать, нарастать, пока не достигнет критической точки, после которой совершенно не будет возможности свернуть назад. Если помните, этот эмоциональный пик носит название «кульминация». Кстати, даже в переводе данный термин будет означать не что иное, как «вершина». Читатель вместе с писателем взлетел так высоко, что теперь не остаётся иного выхода, как начать спускаться обратно. Кульминаций, напомню, в произведении может быть несколько, но одна из них обязательной будет самой напряжённой и эффектной. Как правило, она расположена перед самой развязкой. В том случае, когда она присутствует в тексте, разумеется.

Развязка

Развязка может быть, а может и не быть. Всё зависит от настроения автора, его умения и стиля. Некоторые писатели сознательно упускают данный этап сюжета, дабы не быть банальным и не расстраивать читателя предсказуемым финалом. Что мы ждём в конце любовного романа? Свадьбы и рождения детей. А теперь представьте, что главная героиня в самом конце произведения оставляет своего возлюбленного, погружается в пространные размышления о возможности счастья и открывает своё кафе, думая, что, возможно, когда-нибудь Она с Ним ещё встретится… Так, например, заканчивается книга одной молодой писательницы Аньес Мартен-Люган с интригующим названием «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе». Надо признаться, данная завязка меня не особо впечатлила и даже очень расстроила. После этого я прочитала её вторую книгу. Там завязка была весьма типичной и ожидаемой. Даже не знаю, что казалось мне более предпочтительным.

Читать еще:  Пауль шуман биография. Роберт шуман - биография, фото, личная жизнь композитора

Интересно, но бывает и так, что всё завершается на кульминации. В этом случае получается, что вы добрались до вершины, испытали сильнейшее потрясение, а на землю так и не вернулись. Ходите неприкаянно и прокручиваете в голове одни и те же вопросы в стиле: «Чем же всё закончилось?».

Подведём итог

Из всех компонентов композиции невозможно выделить тот или иной. Завязка, кульминация, развязка… Всё это крайне необходимо и важно. Всё это имеет особый смысл, если писатель – знаток своего дела и имеет цель заинтересовать, привлечь читателя. Если же перед нами не писатель, а графоман (в плохом смысле этого слова), который лелеет своё тщеславие и выказывает непомерные амбиции, то ни один из компонентов не будет считаться достойным внимания. Как правило, книги графоманов весьма слабые и заурядные, их сюжеты просты до абсурда, хотя их и позиционируют, как нечто небывалое.

Всегда стоит держать в голове, что написать книгу – это дело весьма сложное. Продумайте заранее, какие элементы в ней будут, а какие вы рискнёте избежать. И уж если взялись за дело, то, в первую очередь, думайте о тех, кто стоит по ту сторону обложки. О тех, кто взял на себя труд прочитать ваше творение. О тех, кто поверил вам и рискнул в надежде получить удовольствие, капельку мудрости и ещё чего-то родного и близкого, что для каждого индивидуально. Помните об этом, когда берётесь за перо, ведь быть писателем – это призвание, которому нужно соответствовать. Успехов!

Кульминация, развязка, финал. Сюжетные схемы

Урок третий. Хитросплетения сюжета.

3. Правила построения сюжета (продолжение)

4. Кульминация есть вершина сюжета, никто с этим не спорит.

Ситуация достигла своего пика и сейчас взорвется. Конфликт, который мы обозначили еще в завязке и старательно развивали все это время, достиг точки кипения, и противники просто не могут не схватиться друг с другом. Проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его. На вопросы, которые мучили нас все это время, должны найтись ответы. Тайны обязаны раскрыться, хотя бы и не все; то, что мы искали, должно найтись.

Умение удивить читателя трудно переоценить! Чем неожиданнее будет кульминационная сцена, тем лучше. Давний друг может неожиданно оказаться тайным врагом и воткнуть герою нож в спину. Хорошие могут стать плохими, и наоборот. Все то, что герой делал, окажется полной бессмыслицей, или же, наоборот, ничего не значащее действие, что он когда-то совершил, приведет к катастрофе или станет первым шагом на пути к спасению. Закрути кульминацию как следует, чтобы читатели еще долго восхищенно вздыхали, читая и перечитывая твой сериал.

В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).
Что же станет кульминацией в нашем случае?
Вспомни: кульминация – это то, к чему мы вели читателя все это время.
Тебе может показаться, что кульминационный момент всей истории – измена.
Это не совсем так.
Кульминационный момент всего сериала – момент, когда героиня узнает об измене. Именно потому, что мы писали всю историю, можно сказать, ради этой сцены. Ситуация разрешилась, девушка поняла, что ей придется пожертвовать или любовью, или дружбой, или и тем и другим.

Кульминация должна быть исчерпывающей, она должна отвечать на большинство вопросов, которые у читателя возникли еще в самом начале. Маски сброшены, комедия окончена, как же герои будут жить дальше? Что с ними будет потом, все еще неясно, и читатель, затаив дыхание, ждет, как же ты завершишь свою историю.

5. Действие по нисходящей.

Как только случилась кульминация, и, значит, главное событие всего сериала свершилось, приходит пора потихоньку сворачивать действие. Завершишь ли ты историю плавно, на протяжении нескольких серий рассказывая, что было после того, как… — или резко оборвешь все ниточки сразу же после момента наивысшего напряжения, решать тебе. Желательно сворачивать сюжет с такой же скоростью, с какой ты его развертывал: допустим, ты потратил десять серий только на то, чтобы подвести читателя к кульминационному моменту, а на завершение сюжета у тебя ушло всего десять строк — это выглядит странно. Хотя, опять же повторю, дело хозяйское.

Бывает и так, что кульминация и есть тот самый завершающий момент, после которого уже ничего нет (и не надо). Все зависит от твоего творческого замысла, и, не побоюсь этого слова, художественного чутья.

Читать еще:  Главные мысли статьи добролюбова что такое обломовщина. Николай добролюбов

Не забывай, что читатель все еще под впечатлением от кульминационного момента, поэтому не стоит усиленно бомбардировать его новыми ужасными подробностями, наоборот, нужно дать ему слегка передохнуть и замедлить темп повествования.
С другой стороны, скучать читатель тоже не должен, поэтому постарайся, чтобы текст по-прежнему держал его в напряжении. Это не сложно, если хорошенько подумать, ведь после кульминации столько всего осталось недосказанного! Наш герой с честью прошел через самое сложное испытание, которое мы ему приготовили, но как он будет жить дальше?

Лорэйн узнала, что её возлюбленный изменил ей с её лучшей подругой, она в отчаянии, её привычный мир рухнул. Что будет дальше? Порвет ли она с парнем, рассорится ли с подругой или, может быть, разорвет отношения с ними обоими? Может, она попытается понять их и помириться? А может, не выдержит напряжения и покончит с собой или сотворит ещё какую глупость?

Видишь, как много всего ещё можно рассказать после того, как главное свершилось. Опять же повторю, будешь ты все это сообщать читателю в краткой или развернутой форме, дело лично твое. Все зависит от конкретного случая.

6. Развязка. Финал.

Развязка – событие, исчерпывающее конфликт. Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого сериал можно смело завершать.
В нашем случае развязкой будет самоубийство Лорэйн или её примирение с подругой, либо с парнем – любое решение, которое она примет. На этом конфликт будет считаться законченным.
Развязка твоей истории должна доказать ту основную мысль, которую ты стремился донести до читателя, когда начинал её писать.
Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если ты оставишь большинство вопросов без ответов, читатель будет чувствовать себя немного… обманутым. С другой стороны, если ты собираешься проследить весь путь героини до самого её смертного одра, твое повествование рискует сильно затянуться, тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за тобой по этой пыльной дорожке, и он слиняет при первом же удобном случае.

Финал – собственно конец истории, финальная сцена.
Ты можешь сделать финал трагическим или счастливым, по своему усмотрению — все зависит от того, что ты хотел сказать.
Можешь оставить «открытый» финал: да, герой получил важный урок, прошел через непростую жизненную ситуацию, кое-в-чем поменялся, но это еще не конец, жизнь продолжается, и непонятно, как все это закончится в конце концов.
Хорошо, если читателю будет над чем поразмыслить после того, как он прочтет последнюю фразу.

Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения. В баснях в таких случаях обычно печатают мораль, но ты постарайся донести свою мысль до читателя более тонко, ненавязчиво.
Если ты покажешь страдания своих героев, эффект будет во много раз сильнее, чем если ты просто напишешь: «так-то делать хорошо, а так-то – плохо».

Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.

Для финальной сцены лучше всего выбрать какой-то важный момент в жизни героини. Например, все сказки всегда заканчиваются свадьбой. Что было после того, как все переженились, о том сказка умалчивает.

В нашем случае финал может быть любым, в зависимости от того, как ты разрешишь конфликт: счастливым, или трагическим, или неоднозначным. В любом случае, стоит подчеркнуть, что после всего случившегося герои пересмотрели свои взгляды на любовь и дружбу.

Вот, я вкратце описала тебе классическую схему построения сюжета, но это не значит, что все строят сюжет именно так. Например, ты можешь начать с кульминационной сцены, потом совершить рывок в прошлое и рассказать, как ситуация развивалась, потом снова вернуться к кульминации и начать описывать, что последовало за ней… Главное, чтобы основные компоненты этой схемы в твоей истории сохранились.

Вот всего лишь несколько вариантов того, как может выглядеть сюжетная схема:

Схема 1.
Классический вариант – завязка, медленное развитие действия, неуклонное движение, кульминация как точка высшего напряжения, медленный спад напряжения и развязка.

Обрати внимание, что Самую Главную Кульминацию я все-таки выделила. Как ни крути, но на фоне других «микровзрывов» она должна выглядеть мощнее всех. К тому же, не случайно Самую Главную Кульминацию я подгадала ближе к концу – именно там она обычно и располагается. Неинтересно же узнавать все самое интересное сначала, так ведь? Лучше в конце.

Схема 4.
Еще один вариант «стремительно нарастающего» сюжета. Автор постепенно нагнетает напряжение, доводит его до высшей точки и тут же сворачивает действие – за кульминацией почти сразу следует развязка.

Источники:

http://www.syl.ru/article/376580/chto-takoe-zavyazka-v-literature-opredelenie-i-primeryi
http://liter-rm.ru/zavyazka-kulminaciya-razvyazka-v-literaturnom-proizvedenii.html
http://fan.prosims.ru/tutorials/item/writing-stories/23-storytelling.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector