Что значит идеальный слух. Сверхвозможности человека: абсолютный слух
Абсолютный слух: факты и исследования
Абсолютный слух – это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.
Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.
Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное. Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.
Исследования абсолютного слуха
История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как “истинный”, “превосходный”. Термин “абсолютный слух” был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.
В работе “Зонная природа звуковысотного слуха” (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.
Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.
Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.
Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.
Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм “синим цветом”, люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).
По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.
Можно ли развить абсолютный слух?
До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.
Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.
Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:
- начать петь в нужной тональности без подсказки и не “сползать” при пении a capella;
- определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
- проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).
Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.
Важен ли абсолютный слух для музыканта?
Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.
По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:
- абсолютный (восприятие отдельными нотами);
- относительный (восприятие через расстояние между звуками).
Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является “побочным эффектом” абсолютного.
Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).
В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.
Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?
Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от “стандарта”, заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они “неправильные”. Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!
Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.
Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!
Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух?
Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.
Загадочный феномен
Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.
Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого – нет?
Статистика
За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.
Определение
Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:
- Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
- Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).
Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).
Развитие абсолютного слуха: за и против
Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.
В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.
Моральный аспект
И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.
Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.
Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.
Научный подход
Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).
Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.
Как развить абсолютный слух
Можно ли развить 100%-й слух тренировками – вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.
Модели развития абсолютного слуха
В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:
- устный (по тексту);
- ассоциативный (по нотам).
Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.
Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.
Уроки истории
На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).
Физическая глухота не помешала другому оперному композитору – Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.
Вывод
Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле – это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.
Абсолютный слух и как он работает
Если речь о музыкантах и вокалистах, понятие «абсолютный слух» — завидная способность, о которой мечтают многие. Однако такое врожденное понимание тонов не просто удивительное достоинство, это ценный навык для музыкантов. В этой статье мы изучим явление абсолютного слуха, как он проявляется, его связь с относительным слухом и почему благодаря ему можно добиться успеха на музыкальной сцене.
Что такое абсолютный слух?
Абсолютный, или совершенный, слух — это способность распознавать тона без эталонной ноты. Люди с абсолютным слухом способны воссоздавать эти тона и обычно владеют этим в совершенстве. Они избавлены от необходимости долго подбирать звуки на слух, пока не будет достигнуто должное звучание, и им не нужно прослушивать его предварительно. Если вы попросите их пропеть или взять определенную ноту, они с легкостью сделают это.
Также они могут определить ключевую тональность конкретной мелодии и определить, какие ноты были сыграны. Людей с абсолютным слухом зачастую отличает способность схватывать мелодии на слух, при этом некоторые из этих людей никогда не изучали нотной грамоты. Точное количество людей с абсолютным слухом неизвестно, но вы можете определить такого человека по способностям:
- назвать ключевую тональность неизвестного ранее музыкального отрывка;
- пропеть любой тон по требованию;
- определить высоту звуков автомобильных гудков и некоторых сигнализаций;
- определить высоту звуков, извлекаемых посредством того или иного инструмента.
Абсолютный слух — редкая способность, и большинство людей с этим умением рождаются. В то время как некоторые пытаются доказать, что абсолютному слуху можно каким-то образом научиться во взрослом состоянии, другие утверждают, что абсолютный слух — способность врожденная или приобретаемая в раннем возрасте. Конкретные случаи, когда абсолютный слух был приобретен взрослым человеком, отсутствуют, хотя благодаря тренировкам и практике можно научиться прекрасно различать тоны.
Некоторые группы людей больше предрасположены к абсолютному слуху, чем другие. Например, в одном из исследований было выявлено, что дети с аутизмом или синдромом Уильямса имели более высокий уровень предрасположенности к абсолютному слуху по сравнению с другими участниками. Люди, родившиеся с гипоплазией зрительного нерва, которая вызывает слепоту, также имели более высокие уровни предрасположенности к абсолютному слуху. Аналогичная высокая предрасположенность наблюдается также у людей с синестезией, поскольку они часто идентифицируют определенные тона с чувствами, цветами, эмоциями, текстурами и т. д.
Было выдвинуто множество теорий о связи между обработкой слуховой информации и абсолютным слухом, и некоторые из них проясняют, какие именно факторы обуславливают абсолютный слух.
Среди выросших в Восточной Азии вероятность обладания абсолютным слухом выше. Однако выходцы из Восточной Азии, которые росли где-то еще, не демонстрируют тех же уровней предрасположенности к абсолютному слуху. Причина, скорее всего, в тональной природе языков, на которых говорят в этом регионе: большинство диалектов китайского и вьетнамского языков требуют использования перемены тона для различения слов с несколькими значениями.
Как добиться абсолютного слуха?
Как упоминалось выше, случаи, что взрослый приобрел бы абсолютный слух, неизвестны. Если дети, тренирующиеся с раннего возраста, в редких случаях могут приобрести эту способность, то взрослые, тренирующие абсолютный слух, никогда не достигают того же уровня, что у людей с врожденной способностью.
Тем не менее это не должно останавливать вас в оттачивании навыков определения и воспроизведения тональности. Даже люди без абсолютного слуха могут научиться слушать и идентифицировать ключевые тональности, высоту звуков и аккорды. Также важно помнить, что абсолютный слух — редкое умение, поэтому не является обязательным требованием для занятий музыкой.
Люди с абсолютным слухом тоже не всегда владеют им в совершенстве. Например, некоторые люди, обладающие абсолютным слухом, воспринимают определенные тона чуть более резко или более плоско. И, несмотря на то, что они могут с легкостью спонтанно менять тональности и копировать их, их внутреннее восприятие выключено. Из-за этого реальный тон звучит для них фальшиво. Также люди с абсолютным слухом могут испытывать проблемы, связанные со своей редкой способностью. Слегка нестройные мелодии (например, со сменой тональности или в стиле барокко) будут звучать для них «неправильно», создавая трудности в их исполнении или подпевании им.
Абсолютный и относительный слух
В то время как абсолютный слух — это способность идентифицировать и воспроизводить тональности, относительный слух — это способность идентифицировать интервалы между определенными тональностями. В отличие от абсолютного слуха, относительный слух более распространен и, пожалуй, более «полезен» на практике. Люди с относительным слухом способны:
- перескакивать с эталонной ноты на требуемую (услышав ноту си, они могут идентифицировать интервал между си и фа и пропеть ноту фа);
- точно определять интервалы между двумя тонами;
- пропеть мелодии и идентифицировать их в соответствии с тональностями.
Относительному слуху можно научить при помощи сольфеджио, и учителя будут часто использовать популярные песни и мелодии, чтобы обучить учеников интервалам между определенными нотами. Например, для обучения интервалам можно использовать мелодии Twinkle, Twinkle, Little Star и Here Comes the Bride.
Не все люди с абсолютным слухом имеют относительный слух, и лишь некоторые люди с относительным слухом имеют абсолютный слух. Тем не менее небольшое число людей одарено обеими способностями.
Знаменитости с абсолютным слухом
Чтобы стать успешным в музыке, требуется много упорного труда, талант, обучение и удача. Однако некоторые знаменитости утверждают, что в карьере им помог их абсолютный слух. Ниже мы расскажем о некоторых знаменитостях с абсолютным слухом.
- Мэрайя Кэри. Эта вокалистка с необыкновенным певческим талантом с диапазоном в пять октав также обладает потрясающим абсолютным слухом.
- Бинг Кросби. Знаменитый певец и актер Бинг Кросби был известен своим абсолютным слухом — он даже храпел в тон с паровозными гудками.
- Моцарт.Известно, что Вольфганг Амадей Моцарт, даже будучи ребенком, был способен воспроизводить и идентифицировать ноты, извлеченные на любом инструменте в любое время.
- Джимми Хендрикс. Один из наиболее влиятельных гитаристов в истории — Хендрикс — в молодости не мог позволить себе тюнер. Вместо этого он настраивал свой инструмент на слух благодаря своему абсолютному слуху.
- Элла Фицджеральд. У Эллы, первой леди эстрады, слух был настолько совершенен и чист, что ее группа могла настраиваться по звучанию ее голоса. Неудивительно, что она легенда!
Если вы предполагаете, что обладаете абсолютным слухом, можете проверить себя, пройдя соответствующий тест. Хотя абсолютный слух не является решающим фактором в музыкальных способностях, многие люди с абсолютным слухом добились успешной карьеры в музыке.
Если вам понравилась эта статья, то ознакомьтесь с другими полезными материалами на страницах сайта компании Signia Hearing. Здесь мы размещаем статьи на всевозможные темы, связанные со слухом: от потери слуха и слуховых аппаратов до общей информации о здоровье ушей. Если вы хотите быть в курсе обновлений, подпишитесь на нашу рассылку! А пока вы можете воспользоваться нашей богатой библиотекой материалов для чтения.
Источники:
https://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-
https://www.syl.ru/article/206043/new_chto-takoe-absolyutnyiy-sluh-kak-razvit-absolyutnyiy-sluh
https://zen.yandex.ru/media/id/5cdacdbbd3406000b2de4103/5df785629ca51200afa8702a