Что значит осознать идею произведения. Тема и идея произведения
Как определить тему и идею текста?
Как определить тему и идею текста
Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении – это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор – это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению.
Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится.
Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:” Исцеление начинается с прощения”.
Следует ли прощать всегда и всех?
Индира Ганди говорила:
Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой.
Вот можно обозначить тему этого текста – прощение.
В тексте обязательно заключается какая-то идея – основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу.
Идеей текста с темой о прощении может быть “нужно научиться прощать близких нам людей”.
Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие.
Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п.
Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому.
Если кратко сформулировать, то:
- тема, это сам сюжет текста, т.е. то, о чем там повествуется (рассказывается);
- идея, то, что способствовало написанию текста и ради чего он был написан.
Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать.
Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю “воду”. Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он “перелопачивал” книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде “Однажды майским прекрасным утречком..” и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века.
Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте?
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Привет, автор! Анализируя любое художественное произведение, критик/рецензент, да и просто внимательный читатель, отталкивается от четырёх базовых литературных понятий. Автор же опирается на них при создании своего художественного произведения, если он конечно не стандартный графоман, что просто пишет всё, что приходит на ум. Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов. Но вот достойный внимания читателя текст – довольно затруднительно. А потому, давай пробежимся по каждому из них. Постараюсь не грузить.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу. Иными словами, тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Темы меняются в зависимости от эпохи,в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными – называют “вечными темами”. Выше я перечислил 6 “вечных тем”, а вот последняя, седьмая – “тема покорения космоса” – стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет “вечной темой”.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
1. 95% (проценты примерны, они приведены для лучшего понимания и не более того) – это будет обычная графомань, шлак, бессмысленная цепочка событий, с логическими ошибками, клюквой, ляпами где кто-то на кого-то напал, хотя не было для того никаких причин, кто-то в кого-то влюбился, хотя читатель совершенно не понимает, что он/она в ней/в нём нашёл, кто-то с кем-то поссорился непонятно почему (На самом деле, конечно понятно – так было нужно автору, для того, чтобы дальше беспрепятственно ваять свою писанину))) ) и т.д. и т.п. Таких романов большинство, но печатают их редко, потому что мало кто может их осилить даже при небольшом объёме. Рунет завален такими романами, думаю, что вы не однажды их наблюдали.
2. Это так называемая “потоковая литература”, печатают её довольно часто. Прочитать и забыть. На один раз. С пивом потянет. Такие романы могут увлечь, если у автора хорошая фантазия, но они не трогают, не волнуют. Некий мужчина пошёл туда-то там нашёл что-то, потом стал могучим и т.п. Некая барышня влюбилась в красавца, с самого начала было понятно, что в главе в пятой-шестой будет секс, а в финале они поженятся. Некий “ботаник” стал избранным и пошёл раздавать направо и налево кнуты и пряники, всем тем, кто ему не нравился и нравился. И так далее. В общем, всякое. такое. Таких романах полно и в Сети и на книжных полках и, скорее всего, вы пока читали этот абзац вспомнили парочку-троечку, а может и с десяток или больше.
3. Это так называемые “поделки” высокого качества. Автор профи и умело ведёт читателя от главы к главе, а финал удивляет. Однако автор пишет не о том, что его искренне волнует, но он изучает настроения и вкусы читателей и пишет так, чтобы читателю было интересно. Такая литература встречается куда реже второй категории. Не буду тут называть авторов, но наверняка вы знакомы с годными поделками. Это и увлекательные детективы и захватывающее фэнтези и красивые любовные истории. После прочтения такого романа читатель часто доволен и хочет и дальше знакомиться с романами полюбившегося ему автора. Их редко перечитывают, потому что сюжет уже знаком и понятен. Но если герои полюбились – то перечитывание вполне возможно, а уж прочтение новых книг автора – более, чем вероятно (если у него они есть, конечно).
4. А эта категория – редкость. Романы, после прочтения которых люди ходят несколько минут, а то и часов, как пришибленные, под впечатлением, часто обдумывают написанное. Могут плакать. Могут смеяться. Это романы, которые потрясают воображение, которые помогают справиться с жизненными трудностями, переосмыслить то или иное. Практически вся классическая литература – именно такая. Это романы, которые люди ставят на книжную полку, чтобы через какое-то время перечитать и переосмыслить прочитанное. Романы, которые оказывают влияние на людей. Романы, которые запоминают. Это Литература с большой буквы.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Естественно, я не говорю о том, что выбора и проработки темы достаточно для того, чтобы написать сильный роман. Более того, скажу прямо – недостаточно. Но в любом случае, думаю понятно, насколько важна тема в литературном произведении.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
Что же это такое – идея литературного произведения?
Идея – это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.
“Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в “Госпоже Бовари”. Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, “il brille par son absence” (“блистает своим отсутствием”)” © Владимир Набоков, “Лекции по зарубежной литературе”.
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Тут важно не уйти в крайности, а это очень и очень непросто. Автор, что позабудет об идее в момент, акцента на художественности потеряет идею, а автор, что позабудет о художественности, поскольку всецело поглощён идеей, напишет публицистику. Это не хорошо и не плохо для читателя, ибо это дело читательского вкуса – выбирать, как к этому относиться, однако художественная литература, это именно что художественная и именно что литература.
Два разных автора описывают период НЭПа в своих романах. Однако, прочитав роман первого автора читатель проникается возмущением, осуждает описанные события и делает вывод о том, что этот период был ужасен. А прочитав роман второго автора, читатель был бы восхищён, и сделал бы выводы о том, что НЭП – замечательный период в истории и пожалеет о том, что он не живёт в этом периоде. Конечно в данном примере я утрирую, потому что топорное выражение идеи – есть признак слабого романа, плакатного, лубочного – что может вызвать отторжение у читателя, который сочтёт, что автор навязывает ему своё мнение. Но утрирую я в этом примере для лучшего понимания.
Два разных автора написали рассказы об адюльтере. Первый автор осуждает адюльтеры, второй разбирается в причинах их возникновения, а главную героиню, что будучи замужем полюбила другого мужчину – оправдывает. И читатель проникается либо идейным отрицанием автора, либо его идейным утверждением.
Без идеи литература – суть макулатура. Потому что описание событий и явлений ради описания событий и явлений – не только скучное чтиво, но и банально глупое. “Ну и что автор хотел этим сказать?” – спросит недовольный читатель и пожав плечами, выкинет книжку на свалку. Барахло, потому что.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Первый – художественными средствами, очень ненавязчиво, в виде послевкусия.
Второй – устами персонажа-резонёра либо прямым авторским текстом. В лоб. В таком случае идея называется тенденцией.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Сюжет – это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Простой пример для лучшего понимания – флэшбэк.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
Нет конфликта – нет сюжета.
Это очень важно понимать. Множество “рассказов” и даже “романов” в Сети – сюжета не имеют, как таковые.
Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор – это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.
А почему такой “рассказ” не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Автору вовсе не обязательно использовать все элементы сюжета, в современной литературе авторы нередко обходятся без экспозиции, например, однако главное правило художественной литературы – сюжет должен быть завершённым.
Подробнее о составляющих сюжет элементах и конфликте – в другом топике.
Не нужно путать сюжет с фабулой. Это разные термины с разным значением.
Фабула – это содержание событий в их последовательной связи. Причинно-следственной и временной.
Для лучшего понимания поясняю: автор замыслил историю, в его голове события выстроены по порядку, сначала произошло это событие, потом то, это вытекает отсюда, а это отсюда. Это фабула.
А сюжет – это то, как автор эту историю подал читателю – о чём-то умолчал, где-то события местами переставил и тд. и т.п.
Безусловно бывает, что фабула и сюжет совпадают, когда события в романе выстраиваются строго согласно фабуле, однако фабула и сюжет – не одно и то же.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Композиция – это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие.
Композиция – это структура художественного произведения. Структура вашего рассказа или романа.
Это такой большой дом, состоящий из различных частей. (for men)
Это такой суп, в котором каких только продуктов нет! (for women)
Каждый кирпичик, каждая суповая составляющая – суть элемент композиции, выразительное средство.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя композиция (архитектоника) – это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы.
Внутренняя композиция – это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие – пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.
Каждый автор стремится найти свою композицию, приблизиться к своей идеальной композиции для того или иного произведения, однако, как правило, в композиционном плане большинство текстов довольно слабы.
Отчего так?
Ну, во-первых, очень много составляющих, немало которых многим авторам просто неизвестны.
Во-вторых, банально из-за литературной безграмотности – бездумно расставленные акценты, перебарщивание с описаниями в ущерб динамике или диалогам, или наоборот – сплошное прыганье-беганье-скаканье каких-то картонных персов без портретов или сплошной диалог без атрибуции или с ней.
В-третьих, из-за неумения охватить объём произведения и вычленить суть. В ряде романов без ущерба (а нередко и на пользу) сюжету можно выкинуть целые главы. Или же в какой-нибудь главе добрую треть подаётся не играющая на сюжет и характеры персонажей информация – например автор увлекается описанием автомобиля вплоть до описания педалей и подробного рассказа о коробке передач. Читателю скучно, он пролистывает такие описания (“Послушайте, если мне понадобится ознакомиться с устройством данной модели автомобиля – я почитаю техническую литературу!”), а автор считает, что “Это же очень важно для понимания принципов езды машины Петра Никанорыча!” и тем самым делает унылым неплохой в общем-то текст. По аналогии с супом – стоит переборщить с солью, к примеру и суп станет пересоленным. Это одна из самых распространённых причин, по которой начписам предлагают сначала потренироваться на малой форме, прежде чем браться за романы. Однако практика показывает, что немало начписов всерьёз полагает, что начинать литературную деятельность следует именно с большой формы, потому как именно она и нужна издательствам. Уверяю вас, если вы думаете, что для написания читабельного романа вам нужно лишь желание его написать – вы сильно заблуждаетесь. Писать романы нужно учиться. А учиться проще и с большим КПД – на миниатюрах и рассказах. Несмотря на то, что рассказ это другой жанр – внутренней композиции вы прекрасно сможете научиться работая именно в этом жанре.
Композиция является способом воплощения авторской идеи, и слабое композиционно произведение – это авторское неумение донести идею до читателя. Иначе говоря, если композиция слаба – читатель просто не поймёт, что хотел сказать автор своим романом.
Идея и тема произведения – что такое?
1 ответ
Тема – это то, о чем рассказывается в произведении. Темой называют основное содержание литературной работы. Это могут быть события, из которых состоит сюжет того или иного произведения.
Идея – это основная мысль произведения. Иными словами, это то, что хотел выразить автор в своем произведении. Идея неразрывно связана с темой. При помощи художественных средств автор пытается передать читателю свои мысли и натолкнуть на рассуждения.
Оценка: 4.5 ( 8 голосов)
- 1. Главная мысль рассказа
- 2. Идея – что такое?
- 3. Что такое идея произведения?
- 4. Что такое идея произведения в литературе?
- 5. Что такое идея в литературе?
- 6. Тема художественного произведения это что такое? Идея?
- 7. Как определить тему и идею произведения?
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. марьям дибиргаджиева 332
- 2. Игорь Проскуренко 307
- 3. Таня Хмелевская 228
- 4. Ольга Жаркова 213
- 5. Надежда Лопина 204
- 6. Елжан Джалшора 166
- 7. Дмитрий Гагарин 138
- 8. Amir Abdulaev 128
- 9. Андрей Шкурнов 103
- 10. Таисия Селюкова 100
- 1. Юлия Бронникова 16,410
- 2. Кристина Волосочева 16,370
- 3. Алина Сайбель 16,229
- 4. Ekaterina 16,146
- 5. Мария Николаевна 15,680
- 6. Лариса Самодурова 15,620
- 7. Darth Vader 15,261
- 8. Liza 14,890
- 9. TorkMen 14,576
- 10. Влад Лубенков 13,410
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источники:
https://bolshoyvopros.ru/questions/528945-kak-opredelit-temu-i-ideju-teksta.html
https://proza.ru/2014/03/21/2306
https://obrazovaka.ru/question/ideya-i-tema-proizvedeniya-chto-takoe-81535