Чукчи не могут жить в городах. Почему чукча – герой анекдотов? Умеют за себя постоять
Чукчи не могут жить в городах. Почему чукча – герой анекдотов? Умеют за себя постоять
Представители всех народов сочиняют про себя анекдоты. Так, жители нашей страны часто рассказывают коротенькие смешные истории, в которых русский удивляет своей смекалкой и находчивостью какого-нибудь немца или француза. Или всем известные анекдоты про евреев, которые придумывают они сами. Но чукчи, пожалуй, удерживают негласное первенство на юмористическом поприще.
Малоизвестный народ
Обилие забавных историй, связанных с представителями этого народа, просто зашкаливает, как и популярность таких анекдотов на всем постсоветском пространстве. Ни один лингвист, историк или этнограф не ответит со стопроцентной уверенностью, почему именно чукчи стали персонажами такого количества смешных коротких рассказов. Поэтому существует несколько версий.
Первые анекдоты об оленеводах и охотниках Крайнего Севера появились уже в эпоху СССР, до этого про обитателей тундры жители более южных широт мало что знали. Причем, поначалу шутили про якутов, но вскоре пальму первенства у них прочно перехватили чукчи.
Популярность подобных анекдотов объясняется тем, что о непростой жизни и быте малочисленных народов, живущих за Полярным кругом, можно было сочинить любую небылицу, в которую слушатели легко верили. Так что первые смешные истории о чукчах придумывали не они сами, а жители более южных широт.
Это впоследствии, выучив русский язык и послушав анекдоты, оленеводы и охотники из тундры стали сами сочинять разные забавные истории. Отличительной чертой этих коротких рассказов является оригинальная логика и самобытная находчивость чукчей. Персонажи смешных историй совершают поступки, которые поначалу кажутся нелогичными, но вскоре выясняется, что их действия вполне обоснованы.
Рассказывая анекдоты про чукчей, жители более южных широт часто высмеивают закостенелость собственных представлений о жизни и неспособность правильно понять особенности быта северных оленеводов и охотников.
Фильмы и книги
Еще одной причиной популярности анекдотов про чукчей стали фильмы и книги советского периода отечественной истории. В этих произведениях жителей Заполярья изображали людьми наивными, доверчивыми, простодушными. Так в культуре СССР сформировался типологический образ чукчи, которого с легкостью могли обмануть нечестные торговцы, заплатив сущие гроши за оленьи шкуры и моржовую кость.
Больше всего на формирование данного образа повлиял художественный фильм «Начальник Чукотки» (1967 год), который выпустил на экраны режиссер Виталий Мельников. Картина имела успех среди зрителей, ее посмотрели практически все жители страны. В этом фильме, как и во многих других произведениях, чукчи были показаны наивными простачками.
Интересно, что данную кинокартину сурово раскритиковали члены магаданского областного комитета компартии и сотрудники Северо-Восточного НИИ. Правда, они не сказали, что обиделись за своих земляков, а просто написали открытое письмо авторам фильма «Начальник Чукотки», обвинив их в искажении исторической правды.
Впрочем, созданный кинематографистами и писателями образ оленевода, который все понимает буквально, считает чудом любое техническое устройство и постоянно произносит слово «однако», вызвал ироничное отношение среди жителей СССР. Большинство советских граждан прекрасно понимали, что выживать в суровых условиях тундры могут только находчивые, сильные духом и предусмотрительные люди.
Вероятно, диссонанс между реальными оленеводами, выносливыми и закаленными людьми, которые не пасуют перед трудностями, и их образом, насаждаемым в массовой культуре, породил большую часть анекдотов.
Чукчи любят посмеяться
Сами чукчи прекрасно понимали, что книги и фильмы об их жизни и быте не соответствуют реальности. Они смотрели картину «Начальник Чукотки» с удивлением, смеясь над неправдоподобностью показанной истории.
Оленеводы и охотники суровой тундры, вообще, высоко ценят юмор. Оптимистичный настрой помогает им выживать в условиях Заполярья. Интересно, что среди чукчей встречались люди, которые жили за счет шуток и забавных историй.
Талантливые рассказчики и выдумщики веселили народ, гастролируя по стойбищам. Этих народных юмористов очень уважали. Обладая способностью поднимать людям настроение, можно было безбедно существовать, не охотясь на моржей и не бегая за оленьими упряжками.
Долго грустить, пребывать в унынии и меланхолии – такое чукчам не по нраву. Плаксивых детей они считают дурно воспитанными, а у девушки с веселым нравом больше шансов удачно выйти замуж, чем у задумчивой тихони.
Поэтому анекдоты оленеводам понравились. Вскоре они сами стали сочинять короткие истории, в которых сполна отразился национальный характер и самобытный менталитет этих людей.
Колоритный этноним
Возможно, именно чукчи стали персонажами многочисленных анекдотов о жителях Заполярья, потому что у них весьма колоритный этноним, непривычно звучащий для русского уха.
Примечательно, что сами оленеводы и охотники тундры называют себя луораветланами. Это слово переводится с их языка просто как «люди». А устоявшийся этноним возник от переиначенного слова чаучу (чавчу), которое означает «богатый оленями». Так представлялись гордые аборигены Крайнего Севера прибывшим туда русским колонистам.
Значительное несовпадение менталитетов, образа жизни, быта, традиций чукчей и уроженцев более южных широт могло породить множество нелепых ситуаций. Люди не сразу научились понимать друг друга, часто попадая впросак. Это также могло вызывать смех.
Позиция властей страны
Есть версия, что руководство СССР намеренно насаждало в массовом сознании образ наивного простачка-чукчи, побуждая к этому деятелей культуры. Вероятно, в советском обществе отмечалось настороженное отношение к непонятным оленеводам и охотникам с Крайнего Севера.
К тому же, власти страны хотели как-то оправдать колонизацию огромных территорий, ранее занимаемых чукчами, освоение природных ресурсов их исконных земель. Поэтому представителей данного народа намеренно изображали людьми хорошими, но неспособными самостоятельно организовать свою жизнь.
15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой
Что делать, если друг начнет тонуть в море? Спасать его самостоятельно, звать на помощь, бросить ему доску или плавательный круг либо надеяться, что он сам выплывет? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам.
Это лишь один из примеров того, как мышление чукчей отличается от нашего. AdMe.ru решил рассказать, чем еще поразительны их обычаи и поведение и что происходит в их жизни сейчас.
Предки чукчей заселили территорию Чукотки (Российская Федерация) на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. человек. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран.
Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди».
Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны.
1. Могли поменять пол по велению духов
По поверьям чукчей, духи обитают во всех предметах и явлениях. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот.
«Превращенный» мужчина начинал носить женскую одежду и украшения. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В.Г. Богораз отмечал, что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением.
К началу XX века этот обычай полностью изжил себя.
2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место
Чукчи селились в ярангах — невысоких палатках из кожи с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.
Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни.
3. Могли назвать ребенка неприличным словом, но не знали мата
Юрий Рытхэу в книге «Дорожный лексикон» отмечает, что детям давали имена, которые обозначали что угодно: явления природы, вещи, названия зверей, а также отражали надежды, которые возлагали на новорожденного, или обстоятельства его появления на свет. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу.
Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган. Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней.
Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит.
Что касается ругательств, то их (в нашем понимании) чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!» («Чекальван вальэгыт!»).
4. Женщины чукчей были весьма свободолюбивы
Развод всегда был делом простым, и примерно треть женщин чукчей разрывала семейные узы хотя бы раз в жизни. И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он (или она) уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей (от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом), и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье.
До начала XX века существовала традиция группового брака (в котором инициатива все-таки принадлежала женщине), но потом постепенно исчезла.
5. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи
Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.
Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный».
6. Одними из первых придумали детские подгузники
Для защиты от холода матери так закутывали детей, что малыши были похожи на шары. А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.
Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.
7. Строго соблюдали семейную иерархию
Глава семьи обладал неограниченной властью и распоряжался жизнью любого из своих родственников. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2–3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.
В. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай.
8. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя
Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо (копальхен) и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.
Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.
Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей.
9. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду
Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.
Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2–3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.
Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.
10. Пот чукчей не имел запаха
Этнограф В. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха.
Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок.
Как чукчи из грозных воинов превратились в героев анекдотов
На территории современной России проживает почти 200 народностей. Сколько же народностей проживало на территориях, подконтрольных Московскому Царству, а затем Российской Империи точно не знает никто. Какие-то этносы “переплавились” с другими, другие вымерли или были истреблены, оставив о себе лишь скупые упоминания, третьи сохранили свою национальную идентичность и традиции. Так сложилось, что наша страна, ведя постоянную территориальную экспансию, во все времена была вынуждена взаимодействовать со всем этим множеством национальностей, культур и менталитетов. С одними “сходились” мирно, с другими скоротечно воевали и подчиняли себе по праву сильного, кто-то сам просился о подданстве, а с некоторыми, особо воинственными народами, долго и кровопролитно конфликтовали.
Осваивая малонаселённый Дальний Восток, русские “конкистадоры” по мере продвижения встречали малые народы, с которыми могли случаться стычки, победителями в которых однако как правило становились русские. Встреченные местные жители переходили в российское подданство, с ними завязывались товарно-денежные отношения, они облагались данью, на их территориях основывались небольшие остроги, многие из которых становились в дальнейшем полноценными городами.
В 1642 году крупный (более 300 человек) отряд казаков, продвигавшийся по территориям дальневосточного крайнего севера впервые столкнулся с чукчами. Вот как описана эта встреча: «Живут те чюхчи промеж Алазейскою и Колымскою реками на тундре, сказывают их человек с четыреста и больше… Чюхчи в государеве ясаке отказали и по обе стороны Алазейские реки обошли, и учали нас с обеих сторон стрелять». Уже отработанная схема по покорению малых северных народов в этот раз дала сбой.
Про “чюхчей” слышали и ранее от народов, живших с ними по соседству – юкагиров, коряков, эвенов, ительменов. Знали, что чукчи – народ воинственный, сильный и смелый, но разве можно напугать казака, тем более идущего за добычей.
Покорить этот воинственный народ пытались более 100 лет, однако насильственным способом сделать это так и не удалось. С переменным успехом, при поддержке боявшихся и ненавидевших чукч народов-соседей, постоянно происходили мелкие и крупные стычки, разорения стойбищ, полноценные войсковые операции с многочисленными участниками с обеих сторон. Стоит отметить, что агрессия была обоюдной.
Живущие на огромных пространствах чукчи не имели единого правителя, а могли лишь объединяться для защиты или набега. Порой удавалось вроде бы договориться, а то и формально перевести под свою власть одну группу чукчей, но вскоре другая группа совершала кровавый набег, убивала соперников, грабила имущество, угоняла скот. Всё это напоминает кавказские войны, только в ещё более тяжёлом, непрогнозируемом варианте, в сложных погодных условиях и на гораздо более обширной территории.
Каждый чукотский мужчина был воином, с детства умеющим стрелять из лука, метать копьё или бить им, прирождённым следопытом, бесстрашным бойцом, презирающим смерть. ” Свирепые чюкчи” – так их именовали в своих “рапортах” тогдашние московские “полпреды президента царя”.
Отмечалось, что чукчи, в отличие от других коренных народов крайнего севера, довольно рослые, коренастые, черты их лиц отличались от черт лиц соседей. Некоторые имели на лицах густую растительность, что нехарактерно для других народов, живущих по соседству. Вооружение чукчей, равно как и их методы ведения боя, свидетельствовали о глубоких воинских традициях, культе мужества и воинской славы. Так, после убийства врага, чукчи наносили на руку татуировку – точку; у самых опытных и жестоких чукотских воинов точки со временем превращались в линию, идущую по всей руке от ладони до локтя. Бубны, обтянутые человеческой кожей, устрашающие воинские танцы и ритуалы, абсолютное презрение к ранам и смерти вообще. Прям дальневосточные индейцы-команчи какие-то. Традиционные кожаные и костяные доспехи чукотских бойцов чем-то напоминают доспехи японских самураев: сложная ламеллярная структура, максимально-защищённая площадь тела, хорошая подвижность их составных частей.
Время шло, чукчи по-прежнему были занозой, справиться с ними не удавалось. Стычки, набеги, разбойные нападения, карательные акции в ответ. В чукотском фольклоре даже появляются злые персонажи – реальные русские военачальники, наиболее успешно и жестоко действовавшие против чукчей. Вместе с этим, пришлые люди начинают уважаться чукчами как сильный соперник – до появления русских чукчи в буквальном смысле не считали все остальные знакомые им народы за людей.
Любая империя, любое государство, осваивающее новые территории, сталкиваются с воинственными племенами, которые живут без единого государственного устройства и не хотят добровольно менять свой уклад жизни и принимать подданство. Чужой ли опыт или интуиция это были, но в разные времена, в разных государствах, ведущих экспансию, до завоевателей доходило, что с некоторыми народами воевать получается малоэффективно, а в силу разрозненности проживания его представителей и отсутствия какого-либо надёжного единоначалия в их среде – бессмысленно. Что же оставалось делать? Истребить всех непокорных от мала до велика? Вариант. Так делали в отношении некоторых народов. Расположить их к себе добротой и заботой? Тоже вариант, но дорого и часто неблагодарно. Что же ещё. РАЗВРАТИТЬ! Дать этому народу то, что изменит их воинственный дух, сломает их волю, заставит изменить свой образ жизни.
Временами менялись. Постепенно, после долгих лет кровавых конфликтов, начиная с конца XVIII века торговые отношения стали превалировать в отношениях с чукчами, хотя ещё бывало и случались и мелкие стычки, и крупные “разборки”. Пытались торговать с чукчами с самых первых контактов, выменивая у чукчей драгоценную пушнину на железные изделия и предметы быта, которых не было у самих чукч. Постепенно чукчей познакомили с алкоголем и табаком. Для народов, в культуре которых изначально не было традиции употребления спиртных напитков, знакомство с алкоголем как правило становится фатальным, а при его массовом распространении может стать причиной повального алкоголизма и вымирания. Однако до конца XIX века ситуация с пьянством среди чукчей была далека до катастрофы и носила скорее локальный, чем массовый характер.
Со временем менялся и менталитет, и характер чукчей. Чукчи поняли, что русские не уйдут, да и торговать с ними чукчи привыкли – где ещё они возьмут то, что уже так пришлось им по душе и вошло в привычку. Очевидная взаимовыгода от торговли не могла остаться незамеченной. Чукчи уже не учат своих детей с детства быть воинами, обучая их только необходимым в быту умениям, не внушают им необходимость воевать и совершать набеги. Меняется эпос, агрессия сходит на нет, пассионарность стремительно убывает, чукчи привыкают к тому, что они подвластны, да и во многом они действительно становятся зависимы.
Помимо русских торговцев на Чукотке появлялись и американцы, благо с Аляски до Чукотки рукой подать. Есть мнение, что именно американские торговцы начали умышленно и массово в конце XIX века спаивать местное население, настойчиво навязывая ему пагубную привычку, извлекая из этого огромную выгоду.
К началу XX века чукчей уже никто не боялся, да и сами чукчи уже представляли собой совсем не тех грозных воинов, что раньше. Наменяв на товары, добытые охотой и разведением оленей, спиртного, табака, патронов, спичек и пр., чукчи возвращались в места своего обитания. Ни о каких набегах и противостоянии уже никто не вспоминал, не смену лихой воинской славе окончательно пришли другие увлечения.
С переменой в характере чукчей, на их незнании и легковерии начали откровенно наживаться. Если ранее совсем явно обманывать чукчей боялись, опасаясь гнева и мести с их стороны, то со временем, когда чукчи начали превращаться в безобидных пьяниц, не гнушались обобрать доверчивого охотника, всучив за драгоценные меха вовсе несоразмерный по стоимости товар.
Помните комичную сцену в фильме “Начальник Чукотки”?
С приходом на Чукотку Советской власти, с новыми лозунгами, целями и политикой государства, социальная жизнь на Чукотке действительно резко изменилась. Дети начали обучаться в школах, стали появляться больницы, начали хоть как-то регламентироваться товарно-денежные отношения. Чукчи начали более тесно общаться с геологами и другими приезжими специалистами, переселяться в крупные города, по началу конечно же удивляя и смеша своим простодушием и привычками, что и породило огромное количество анекдотов и небылиц, связанных с этим малочисленным, но интересным и имеющим воинственное прошлое народом.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Будет классно, если поставите лайк и поделитесь статьёй в соц.сетях! Подписывайтесь на канал – это поможет его развитию!
Источники:
https://russian7.ru/post/pochemu-v-sssr-rasskazyvali-anekdoty-p/
https://www.adme.ru/svoboda-kultura/15-faktov-o-chukchah-kotorye-kazhutsya-absurdnymi-no-yavlyayutsya-pravdoj-2184165/
https://zen.yandex.ru/media/id/5d1cb4341fd98a00ad4d2961/5dad586a1d656a00ad077d32