Cочинение «Роман И.А. Гончарова “Обломов” — классика русской литературы
Cочинение «Роман И.А. Гончарова “Обломов” — классика русской литературы»
У каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя “как король”. Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон — диван. Это не просто предмет мебели, не место отдыха и на после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания, выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит — для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает .как должное покой, довольство, сытость. Обломов — это как печь, на которой лежит Емеля-дурак, а между тем ведра сами по воду идут и пироги в печь прыгают. Только вместо щучьего веления к услугам Обломова — преданные рабы, если называть вещи своими именами. Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реальная жизнь, которая устроена вовсе не к услугам и удовольствию барина. Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно — ив царстве порядок. и Захар на месте.
Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не общается с представительницами прекрасного пола, чтобы избежать лишних хлопот. В ранней молодости Обломов не чуждался общения с красавицами. Однако было это «еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется
почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце. ».
Читателю нелегко представить себе Обломова в такой роли. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.
Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.
Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. Гончаров дает очень точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают читателю понять особенность ее незаурядной натуры: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка».
Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней.
Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.
Вот как описывает внешность Ольги Гончаров: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колори
Анализ романа И.А. Гончарова “Обломов”
В 1859 году в журнале «Отечественные записки» публикуется роман И.А.Гончарова «Обломов». По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман — вершина творчества писателя.
Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество — совесть. Уже на первой странице этого произведения автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Истории этой живой души посвящен роман, в котором на примере жизни, от рождения до смерти, одного из многих представителей русского дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. Не раз прозвучат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу. », что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «. навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».
Но трагическое звучание и содержание романа тем и определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».
Всем неспешным ходом повествования читатель побуждается к осознанию причин и сути совершившейся трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем помещичьем положении и никак не может освободиться от сословного высокомерия.
Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно. Конечно, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым. Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеевич — брр! такая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают. разоряют его именем мужиков. Он все терпит безмолвно». Как бы предупреждая возможные восторги по поводу положительных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас».
Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоначально он мыслился писателем как положительный герой. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Штольц — не положительный герой романа. Его деятельность иногда напоминает никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербургского окружения Обломова. Его практицизм далек от высоких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек. Но по мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его направлена на личное благополучие и мещанский комфорт.
Главная сюжетная ситуация в романе — взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. В свое время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а еще более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть.
Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Но Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и враждебных любовному чувству. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком несхожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказались для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» — вот каким видится Илье Ильичу идеал существования.
Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти. Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу.
После выхода в свет роман стал предметом активного критического внимания. В статье «Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым — распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.
«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. »
Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и покой» — является и мечтой Захара. Они оба — дети Обломовки.
Л.Н.Толстой писал: «Обломов» — капитальная вещь, какой давно, давно не было. Но что приятнее. это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл. Не случайно он сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках, об «уме» и «сердце».
Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «. пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова».
Образ Обломова в русской литературе
Образ Обломова в русской литературе
Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал настоящим шедевром русской и мировой литературы. «Обломов» вызвал множество споров и рассуждений на тему того, как опасна бывает для человека лень. Главный герой этого произведения стал своеобразным символом ленивого, вялого и апатичного образа жизни, а слово «обломовщина» плотно вошло в словарь и прижилось в обиходе. Что значит само это слово?
«Обломовщина» – это состояние человека, характеризующееся никчемным, бессмысленным и вялым существованием.
Это слово созвучно с фамилией главного героя и это неслучайно: Илья Обломов на протяжении всего романа был представлен спящим, ленивым, не желающим ничего менять в своей жизни человеком.
Счастлив ли был Обломов в своем состоянии или оно его угнетало? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно прочитать данное произведение. Однако, мнения различны. С одной стороны, Обломов был несчастен – его дела были расстроены, у него не было жены и детей, а свою единственную любовь он упустил. Даже друзья, навещавшие его, ничем не могли ему помочь – в частности потому, что в такой ситуации Обломов должен был помочь себе сам. С другой же стороны, Илья не хотел ничего менять – его полностью устраивал его запустевший дом с паутиной и пылью, вялое существование, смысл которого заключался во сне – у Обломова было все, что нужно ему для счастья – его мягкий диван.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Так, мы можем выделить из всего этого характерные признаки «обломовщины» или того, что мешает вести человеку нормальную осмысленную жизнь, навсегда приковывая его к дивану. К таким признакам относится:
- Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, тоска и скука от любого дела, даже от того, что раньше приносило удовольствие.
- Лень, предотвращающая всякое действие и желание, пресекающая порыв или побуждение в самом зародыше, мешающая творчеству и нормальной жизнедеятельности.
- Безынициативность, неспособность справиться с собой и с собственной ленью.
- Якобы «гармоничное» состояние, затягивающее в себя, как зыбучий песок, прокарстинация.
- Абсолютное отсутствие силы воли, довольствие своим состоянием, хотя есть осознание того, что это неправильно.
Таким образом, эти признаки наиболее характерны для такого понятия, как «обломовщина». Все вышеперечисленные признаки являются, в своем роде, одними из главных качеств, которые высмеиваются в романе – там они показаны читателю с ироничной стороны. Автор как будто бы предупреждает нас о том, что с нами может произойти, если потакать все время своей лени.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Из всего этого можно сделать вывод о том, что Илья Обломов является в одноименном романе Гончарова своеобразным «антиподом», противоположностью привычного и правильного образа жизни здорового человека. Так, Гончаров представляет нам Обломова, выказывая лень, апатию как один из самых главных пороков человека, с которым тяжело справиться.
Значение романа Гончарова «Обломов» для русской литературы
Во-первых, данное произведение является поучительным в моральном и нравственном плане, что не может не отразиться на впечатлении читателя от романа. Произведение «Обломов» несет в себе пример того, как опасна лень бывает для человека, того, как она разлагает личность и убивает всякое желание жить. Лень – это один из смертных грехов человека, и в этом произведении показана картина того, к чему она приводит.
Помимо поучительной функции роман Гончарова «Обломов» несет в себе также ироничную функцию. Автор высмеивает такой порок как лень в человеке, более того – в дворянине. Илья Обломов по своему происхождению – дворянин. В своем романе Гончаров высмеивая лень, описывает не просто одного человека, представителя этого сословия, но образ жизни людей этого сословия в целом.
В романе Гончарова «Обломов» также присутствует тема лишнего человека, потерянного в этом мире. Возможно, такого исхода произведения можно было бы избежать, если бы Обломов вовремя «нашел себя» – как человека, как личность, определил свое положение в этом мире. Но поскольку этого не произошло, то главный герой остался не у дел и ничто не могло в нем вызвать интереса. Так, в своем романе Гончаров описывает проблему целого поколения, большинство представителей которого были потеряны как для себя, так и для общества.
В своем романе Гончаров так же показывает важность такого качества человека, как сила воли. И действительно, в романе у главного героя воля полностью отсутствует, что и приводит его к таким печальным последствиям.
В произведении «Обломов» вводится такое понятие, как «обломовщина», о котором говорилось выше. Это понятие прочно вошло в наш язык и стало символом лени и никчемности.
В данном произведении также проявляется любовный конфликт. Ольга – возлюбленная Ильи Обломова – пыталась изменить его, перекроить по собственному вкусу, но у нее не получается это и в итоге она уходит. В действиях Ольги можно усмотреть скорее эгоизм, чем искреннюю любовь – она пыталась изменить человека, которого любила, и не желала принимать его таким, какой он есть. Все это еще раз подчеркнуло основную мысль романа – человек может измениться только тогда, когда он сам хочет этого. Попытки других людей не приведут в этом случае ни к чему – затея Ольги провалилась, и она ушла от Обломова.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведение Гончарова «Обломов» является шедевром русской и мировой литературы и имеет очень большое значение для нее. Роман «Обломов» произвел настоящий фурор в русской литературе и по сей день не теряет своей актуальности, так как поднимает очень важные темы, знакомые каждому поколению.
Данный роман несет в себе большую поучительно-воспитательную функцию, а также является исторически и культурно ценным и значимым, также он оказал большое влияние на литературный мир. Исходя из всех вышеперечисленный аргументов, можно прийти к выводу, что роман «Обломов» – один из величайших в русской литературе.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
https://mysoch.ru/sochineniya/goncharov/_story/oblomov/roman_ia_goncharova_oblomov_klassika_russkoi_literaturi/
https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/419-roman-ia-goncharova-oblomov.html
https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/obraz_oblomova_v_russkoy_literature/