4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cочинение «Роман И.А. Гончарова “Обломов” — классика русской литературы

Cочинение «Роман И.А. Гончарова “Обломов” — классика русской литературы»

У каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя “как король”. Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон — диван. Это не просто предмет мебели, не место отдыха и на после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания, выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит — для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает .как должное покой, довольство, сытость. Обломов — это как печь, на которой лежит Емеля-дурак, а между тем ведра сами по воду идут и пироги в печь прыгают. Только вместо щучьего веления к услугам Обломова — преданные рабы, если называть вещи своими именами. Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реальная жизнь, которая устроена вовсе не к услугам и удовольствию барина. Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно — ив царстве порядок. и Захар на месте.

Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не общается с представительницами прекрасного пола, чтобы избежать лишних хлопот. В ранней молодости Обломов не чуждался общения с красавицами. Однако было это «еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется

почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце. ».
Читателю нелегко представить себе Обломова в такой роли. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.

Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.

Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. Гончаров дает очень точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают читателю понять особенность ее незаурядной натуры: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка».

Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней.

Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.

Вот как описывает внешность Ольги Гончаров: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колори

Анализ романа И.А. Гончарова “Обломов”

В 1859 году в журнале «Отечественные записки» пуб­ликуется роман И.А.Гончарова «Обломов». По отчетливос­ти проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман — вершина творчества писателя.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чис­тосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нрав­ственное качество — совесть. Уже на первой странице этого произведения автор посчитал необходимым обратить вни­мание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Истории этой живой души посвящен роман, в котором на примере жизни, от рожде­ния до смерти, одного из многих представителей русского дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. Не раз прозву­чат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу. », что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «. навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Читать еще:  Механический рыцарь леонардо да винчи. Механический робот-рыцарь леонардо да винчи

Но трагическое звучание и содержание романа тем и определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существова­ния, сделанный собственными руками, как старцы пустын­ные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Всем неспешным ходом повествования читатель по­буждается к осознанию причин и сути совершившейся трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем помещичьем положении и никак не может освободиться от сословного высокомерия.

Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно. Конеч­но, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым. Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвее­вич — брр! такая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают. разоряют его именем мужиков. Он все терпит безмолвно». Как бы предупреждая возможные восторги по поводу положитель­ных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не остав­ляла нас».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоначально он мыслился писателем как поло­жительный герой. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Штольц — не положитель­ный герой романа. Его деятельность иногда напоминает никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербург­ского окружения Обломова. Его практицизм далек от вы­соких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек. Но по мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его направлена на личное благополучие и мещанский комфорт.

Главная сюжетная ситуация в романе — взаимоотно­шения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. В свое время Чернышевский писал о том, как через нравственную сла­бость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому вы­воду, а еще более закрепляет его. Ольге Ильинской свой­ственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высо­кую нравственную норму жизни оборачивается неумоли­мым приговором ему как личности. В романе так поэтизи­руется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обло­мов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть.

Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умст­венным запросам времени. Но Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и враждебных любовному чув­ству. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковремен­ной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком не­схожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказа­лись для Обломова жажда безмятежного, сонного состоя­ния. «Спит безмятежно человек» — вот каким видится Илье Ильичу идеал существования.

Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти. Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу.

После выхода в свет роман стал предметом активного критического внимания. В статье «Что такое обломовщи­на?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обло­мов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до пара­докса, до логического конца, за которым — распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

Читать еще:  Фамилия заканчивается на ер национальность. Как узнать историю своей фамилии

«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое со­стояние нравственного рабства. Рабство это так переплета­ется с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. »

Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежан­ке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и покой» — является и мечтой Захара. Они оба — дети Обломовки.

Л.Н.Толстой писал: «Обломов» — капитальная вещь, какой давно, давно не было. Но что приятнее. это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоро­вый, капитальный и невременный в настоящей публике». В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл. Не случайно он сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках, об «уме» и «сердце».

Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «. пока оста­нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова».

Образ Обломова в русской литературе

Образ Обломова в русской литературе

Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал настоящим шедевром русской и мировой литературы. «Обломов» вызвал множество споров и рассуждений на тему того, как опасна бывает для человека лень. Главный герой этого произведения стал своеобразным символом ленивого, вялого и апатичного образа жизни, а слово «обломовщина» плотно вошло в словарь и прижилось в обиходе. Что значит само это слово?

«Обломовщина» – это состояние человека, характеризующееся никчемным, бессмысленным и вялым существованием.

Это слово созвучно с фамилией главного героя и это неслучайно: Илья Обломов на протяжении всего романа был представлен спящим, ленивым, не желающим ничего менять в своей жизни человеком.

Счастлив ли был Обломов в своем состоянии или оно его угнетало? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно прочитать данное произведение. Однако, мнения различны. С одной стороны, Обломов был несчастен – его дела были расстроены, у него не было жены и детей, а свою единственную любовь он упустил. Даже друзья, навещавшие его, ничем не могли ему помочь – в частности потому, что в такой ситуации Обломов должен был помочь себе сам. С другой же стороны, Илья не хотел ничего менять – его полностью устраивал его запустевший дом с паутиной и пылью, вялое существование, смысл которого заключался во сне – у Обломова было все, что нужно ему для счастья – его мягкий диван.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, мы можем выделить из всего этого характерные признаки «обломовщины» или того, что мешает вести человеку нормальную осмысленную жизнь, навсегда приковывая его к дивану. К таким признакам относится:

  1. Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, тоска и скука от любого дела, даже от того, что раньше приносило удовольствие.
  2. Лень, предотвращающая всякое действие и желание, пресекающая порыв или побуждение в самом зародыше, мешающая творчеству и нормальной жизнедеятельности.
  3. Безынициативность, неспособность справиться с собой и с собственной ленью.
  4. Якобы «гармоничное» состояние, затягивающее в себя, как зыбучий песок, прокарстинация.
  5. Абсолютное отсутствие силы воли, довольствие своим состоянием, хотя есть осознание того, что это неправильно.
Читать еще:  Натюрморты современных художников картины. Неожиданные натюрморты

Таким образом, эти признаки наиболее характерны для такого понятия, как «обломовщина». Все вышеперечисленные признаки являются, в своем роде, одними из главных качеств, которые высмеиваются в романе – там они показаны читателю с ироничной стороны. Автор как будто бы предупреждает нас о том, что с нами может произойти, если потакать все время своей лени.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Из всего этого можно сделать вывод о том, что Илья Обломов является в одноименном романе Гончарова своеобразным «антиподом», противоположностью привычного и правильного образа жизни здорового человека. Так, Гончаров представляет нам Обломова, выказывая лень, апатию как один из самых главных пороков человека, с которым тяжело справиться.

Значение романа Гончарова «Обломов» для русской литературы

Во-первых, данное произведение является поучительным в моральном и нравственном плане, что не может не отразиться на впечатлении читателя от романа. Произведение «Обломов» несет в себе пример того, как опасна лень бывает для человека, того, как она разлагает личность и убивает всякое желание жить. Лень – это один из смертных грехов человека, и в этом произведении показана картина того, к чему она приводит.

Помимо поучительной функции роман Гончарова «Обломов» несет в себе также ироничную функцию. Автор высмеивает такой порок как лень в человеке, более того – в дворянине. Илья Обломов по своему происхождению – дворянин. В своем романе Гончаров высмеивая лень, описывает не просто одного человека, представителя этого сословия, но образ жизни людей этого сословия в целом.

В романе Гончарова «Обломов» также присутствует тема лишнего человека, потерянного в этом мире. Возможно, такого исхода произведения можно было бы избежать, если бы Обломов вовремя «нашел себя» – как человека, как личность, определил свое положение в этом мире. Но поскольку этого не произошло, то главный герой остался не у дел и ничто не могло в нем вызвать интереса. Так, в своем романе Гончаров описывает проблему целого поколения, большинство представителей которого были потеряны как для себя, так и для общества.

В своем романе Гончаров так же показывает важность такого качества человека, как сила воли. И действительно, в романе у главного героя воля полностью отсутствует, что и приводит его к таким печальным последствиям.

В произведении «Обломов» вводится такое понятие, как «обломовщина», о котором говорилось выше. Это понятие прочно вошло в наш язык и стало символом лени и никчемности.

В данном произведении также проявляется любовный конфликт. Ольга – возлюбленная Ильи Обломова – пыталась изменить его, перекроить по собственному вкусу, но у нее не получается это и в итоге она уходит. В действиях Ольги можно усмотреть скорее эгоизм, чем искреннюю любовь – она пыталась изменить человека, которого любила, и не желала принимать его таким, какой он есть. Все это еще раз подчеркнуло основную мысль романа – человек может измениться только тогда, когда он сам хочет этого. Попытки других людей не приведут в этом случае ни к чему – затея Ольги провалилась, и она ушла от Обломова.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведение Гончарова «Обломов» является шедевром русской и мировой литературы и имеет очень большое значение для нее. Роман «Обломов» произвел настоящий фурор в русской литературе и по сей день не теряет своей актуальности, так как поднимает очень важные темы, знакомые каждому поколению.

Данный роман несет в себе большую поучительно-воспитательную функцию, а также является исторически и культурно ценным и значимым, также он оказал большое влияние на литературный мир. Исходя из всех вышеперечисленный аргументов, можно прийти к выводу, что роман «Обломов» – один из величайших в русской литературе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

https://mysoch.ru/sochineniya/goncharov/_story/oblomov/roman_ia_goncharova_oblomov_klassika_russkoi_literaturi/
https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/419-roman-ia-goncharova-oblomov.html
https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/obraz_oblomova_v_russkoy_literature/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]