Дайте определение типа культуры. Понятия культура и культурология
Культура как основное понятие культурологии
Понятие культуры относится к числу фундаментальных и богатых по содержанию. В настоящее время ученые насчитывают более пятисот определений культуры (некоторые исследователи называют даже более внушительные цифры). Культура – это то, что создается человеком в самом широком смысле слова. Культура понимается как оппозиция природе и передается по традиции средствами языка и символов практического изучения и прямого подражательства.
Понятие культура первоначально означало возделывание, культивирование почвы, то есть изменение природного объекта под воздействием деятельности человека.
Предметом заботы человека было и божество, которое все охраняло, поэтому издревле закрепилось еще одно значение культуры: почитание, поклонение богам. Отсюда слова культ и культура однокоренные. Начиная с I в. до н. э. понятие культура стало означать воспитание, развитие души, образование. Эти три значения являются универсальными.
В XIX веке установились основные значения слова культура:
– определенная эпоха в развитии человека;
– характеристика конкретного общества;
– специфическая сфера деятельности общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности;
– степень образованности и воспитанности человека;
– характеристика определенного уровня культуры, а в более узком смысле – характеристика художественной культуры.
Проблема определения культуры – одна из наиболее сложных проблем современной гуманитарной науки. Все определения можно разделить на четыре группы в зависимости от того, какой принцип они выносят на первый план.
1. Содержательные подходы.В аналитических определениях, основанных на содержательном подходе, культура обычно понимается как система ценностей, норм и институтов, то есть как совокупность всех тех механизмов, которые определяют поведение людей в рамках общества.
2. Функциональные подходы. С точки зрения функций, которые выполняет культура, она рассматривается как качество человека, развитие его собственных сил и возможностей. С позиции функциональных подходов наиболее важно то, какие цели позволяет достичь культура и почему она нужна человеку.
3. Системные подходы. С этой точки зрения культура предстает как исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека. При таком подходе оба предыдущих типа определений культуры объединяются, сплавляются в единое целое.
4. Знаковые походы.С этой точки зрения культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности.
Еще одно из решений этой проблемы состоит в синтезе всех определений. С этой точки зрения культуру можно определить как специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, который находит проявление:
– в продуктах материального и духовного труда;
– в системе социальных норм и учреждений;
– в духовных ценностях;
– в совокупности отношений людей, которые включают отношение к природе, к другим людям и к самим себе.
Именно по этому пути (пути синтеза) пошли и американские ученые А.Кребер и Х.Клакхон. Они выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:
1) Культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу.
2) Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения.
3) Культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.
Важным является понимание феномена культуры как системы. Необходимо обратить внимание на особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, она диффузна, границы культурных явлений широки и неопределенны. Поэтому деление культуры на виды и роды достаточно условно. Но оно существует и его необходимо знать. Наиболее известное деление культуры основывается на многообразии человеческой деятельности. В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:
1) на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
2) духовную – культура, которая включает в себя то, что не имеет непосредственного материального воплощения, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: языке, идеологии, знаниях, ценностях, обычаях и т.п.
Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи: звуки воспроизводятся при помощи определенных музыкальных инструментов, а сама нотная запись также явление культуры.
Кроме того, культурологи выделяют виды культуры, которые нельзя однозначно отнести к материальной либо духовной культуре. Это так называемое «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему: культура экономическая, политическая, экологическая и эстетическая.
Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, прошедшая испытания временем и передающаяся следующему поколению как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия. В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии. Культурные универсалии – это черты, которые свойственны всем без исключения культурам. В общественных науках (социологии, культурологии, антропологии) выделяют примерно 70 культурных универсалий. К ним относятся самые разнообразные явления культурной жизни: изготовление орудий труда, совместный труд, язык, религиозные обряды, похоронные ритуалы, попытки влиять на погоду, запреты на кровосмешение, образование, спорт, украшение тела, танцы и т.д.
Если за основу деления берется носитель культуры, то правомерно ее подразделять:
– на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
– национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
По мнению одного из крупнейших русских философов XX века Н.О. Лосского, „… национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества”.
Совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако общество делится на отдельные группы и у каждой группы развивается своя культура или субкультура. Выделяют следующие формы субкультур:
1. Позитивные субкультуры. В обществе происходит модификация в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей.
2. Этнические субкультуры. Внутри общества, народа существуют следующие субкультуры: цыгане, гагаузы, литовские поляки и др.
3. Негативные субкультуры. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, носит название контркультура (правонарушители, наркоманы).
Отличительными чертами субкультуры являются стили. Стиль характеризует глубину вхождения в субкультуру; обычно выделяются три основных элемента стиля: образ, манера поведения, сленг.
В зависимости от того, кто создает культуру, а также от уровня развития ее создателя различают три формы культуры:
1.Элитарная (высокая) культура. Создается привилегированной частью общества либо его заказчиками. Данная культура включает в себя изящное искусство, классическую музыку, классическую литературу. Девиз элитарной культуры: «Искусство для искусства».
Для высокой культуры характерны:
– высокое эстетическое качество;
– необходимость профессиональной подготовки для производителей этой культуры.
Элитарная культура имеет очень небольшое число приверженцев. По разным оценкам, потребителями этой культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента.
2. Народная (любительская, фольклорная) культура – самая древняя разновидность культуры, из которой впоследствии появились другие ее разновидности. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Для народной культуры характерны:
– тесная связь с религиозными и мифическими представлениями;
– постоянные трансформации, обусловленные тем, что одно и то же произведение, например, песня или сказка, многократно воспроизводится разными людьми и практически никогда не фиксируется письменно;
3. Массовая культура – это явление современного постиндустриального общества. Массовая культура неоднородна. В ней можно выделить, с одной стороны, стихийно складывающуюся культуру, которая создается обычными людьми, и культуру навязываемую.
Массовая культура близка к народной культуре, однако ее основное отличие состоит в том, что массовая культура:
– более тесно связана с авторством (большинство авторов получают за свои произведения гонорары);
– предполагает распространения посредством массовой коммуникации (при помощи радио, газет и журналов, телевидения);
– предполагает более высокое образование ее носителей и потребителей, чем культура народная.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Понятие культуры и предмет культурологии
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течение длительного времени – целых тысячелетий -культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.
Само слово “культура” получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало, прежде всего, “агрокультуру”, то есть возделывание, обработку, “культивирование” земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.
Что касается науки о культуре – культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки – этнография, филология, антропологии и т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора “Первобытная культура” (1871 г.).
Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 – 1975) своей книгой “Наука о культуре” (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.
В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они – в зависимости от избранного подхода или угла зрения – могут быть сведены к несколькимосновным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.
Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.
Вторым видом являетсяистория культуры. В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теретические вопросы. Однако главная еезадача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Еепредметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например – эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.
Третьим видом выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.
К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.
В западных странах широкое распространение получилаэтническая, илиэтнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых “архаических” народов.
До недавнего времени большое влияние имелафилологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучаются через призму языка и литературы.
В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.
Понятие культуры
По подсчетам западных исследователей, в начале XX века таких определений было немного – около десяти. К середине века их с шло более ста пятидесяти. В наши дни эта цифра перевалила за полутысячу. Культура при этом рассматривается с самих разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, а также немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Упомянутый выше Л. Уайт смотрел на нее через призму традиций.
Сходные определения даются и в нашей литературе. Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как “живая судьба народа”, “неотвратимый путь человека и человечества”. По мнению философа А. Лосева, “культура – это предельное обобщение всего”. Другие авторы понимают культypy как творчество (А. Злобин), как духовное измерение всякой деятельности, или как духовное производство (Б. Ерасов), как образ жизни народа, “социальную наследственность” – по аналогии с биологической. Она также рассматривается как специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно «сказать, чтослово “культура” имееттри основных значения:
1) возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
2) образование, воспитание, развитие;
3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.
В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как “вторая природа”, «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть. также культура, означающая “возделывание души”.
Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Между материальной и духовной культурой имеется глубокое единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.
Понятие культуры
Подходы к определению понятия “культура”
Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились вмифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод – знаменитые историки и систематизаторы античных мифов – видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Само же слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон (234- 149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura». И в наши дни мы говорим о культивировании сортов растений, например, используем термин «культура картофеля», а среди помощников земледельца есть машины, которые называются «культиваторами».
Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать трактат римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. э.) «Тускуланские беседы». В этом сочинении, написанном в 45 г. до н. э., Цицерон применил агрономический термин «культура» метафорически, т.е. в ином, переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он предложил обозначать этим словом все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа). Им начали именовать все предметы человеческой деятельности и качества человека, способного их создавать. С тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат деятельности самих людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.
Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использования этого понятия в истории.
- 1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах – агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.
- 2. Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека – это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный человеком, из мира природы.
- 3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения некой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства.
- 4. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.
- 5. И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о разных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания – культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.
Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает неуклонно расти. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон впервые систематизировали известные им определения культуры, насчитав их 164. В 1970-х гг. число определений достигло 300, в 1990-х – более 500. В настоящее время количество определений культуры перевалило, вероятно, за 1000. И это не удивительно, ведь культурой называют все, созданное человеком, весь человеческий мир.
Разумеется, перечислить все известные определения культуры невозможно, да и не нужно, однако можно их классифицировать, выделив несколько важнейших групп.
В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.
Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.
Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.
Однако ясно, что каждый из названных подходов в свою очередь предлагает самые разные варианты определений понятия «культура». Поэтому была разработана более развернутая классификация, в основе которой лежит самый первый анализ определений культуры, проделанный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, причем некоторые из них в свою очередь делились на подгруппы.
В первую группу они включили описательные определения, делавшие упор на перечисление всего, что охватывает понятие культуры. Родоначальник такого типа определений Э. Тайлор утверждает, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Вторую группу составили исторические определения, акцентирующие процессы социального наследования и традиции. В них подчеркивается, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером подобных определений может служить определение, данное лингвистом Э.Сепиром, для которого культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.
В третью группу объединены нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы. В первой подгруппе определения ориентируются на идею образа жизни. Подобное определение было дано антропологомК. Уислером, рассматривавшим культуру как образ жизни, которому следует община или племя. Определения второй подгруппы обращают внимание на идеалы и ценности общества, это – ценностные определения. Примером может служить определение социолога У. Томаса, для которого культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).
В четвертую группу вошли психологические определения, подчеркивающие связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Упор делается на процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям. Такое определение было дано социологами У. Самнером и А. Келлером, для которых культура – это совокупность способов приспособления человека к жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.
Обращается внимание на процесс научения человека, т.е. получения человеком необходимых знаний и навыков, которые он приобретает в процессе жизнедеятельности, а не наследует генетически. В качестве примера можно привести определение антрополога Р. Бенедикт. Для нее культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения.
Ряд исследователей говорят о формировании у человека привычек. Так, для социолога К. Янга культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества и состоящие из материальных и нематериальных элементов.
Пятую группу составили структурные определения культуры, ставящие акцент на структурной организации культуры. Таково определение антрополога Р. Линтона:культура – это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.
В последнюю, шестую, группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти определения также можно разделить на четыре подгруппы.
Первая подгруппа определений исходит из того, что культура – это продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы. Подобные определения могут быть названы антропологическими. Примером может служить определение П. Сорокина: культура – это совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.
Определения второй подгруппы сводят культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, которые накапливаются в социальной памяти. Их можно назвать идеационными определениями. В качестве примера можно привести определение социолога Г. Беккера, для которого культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления.
В третьей подгруппе генетических определений упор делается на символическую человеческую деятельность. В таком случае культуру считают либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью символов (символические определения), либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми (герменевтические определения). Так, культуролог Л. Уайт называл культуру именем для особого класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем символизацией.
Последнюю, четвертую, подгруппу составляют своего рода отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из не-культуры. Примером служит определение философа и ученого В. Оствальда, для которого культура – это то, что отличает человека от животных.
Со времени творчества Крёбера и Клакхона прошло почти полвека. С тех пор культурология ушла далеко вперед. Но работа, выполненная этими учеными, до сих пор не утратила своего значения. Поэтому современные авторы, классифицирующие определения культуры, как правило, лишь расширяют приведенный список. Учитывая современные исследования, в него можно добавить еще две группы определений.
Социологические определения понимают культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов и социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Такой тип определений акцентирует внимание не на итогах культуры, а на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетворяют свои потребности. Такие определения очень популярны в нашей стране Они приводятся в русле деятельностного подхода. Эти определения можно разделить на две группы: первая делает упор на общественную деятельность людей, а вторая – на развитие и самосовершенствование человека.
Примером первого подхода могут служить определения Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова: культура есть система внебиологически выработанных (т.е. не передающихся по наследству и не заложенных в генетическом механизме наследственности) средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которой происходит функционирование и развитие общественной жизни людей. Это определение фиксирует необходимость воспитания и образования человека, а также его жизнь в обществе, в рамках которого он только и может существовать и удовлетворять свои потребности, как часть общественных потребностей.
Второй подход связан с именами ВМ. Межуева и Н.С. Злобина. Они определяют культуру как исторически активную творческую деятельность человека, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство человека, производство самого человека во всем многообразии и многосторонности его общественных связей.
Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое суммирование их не даст никакого позитивного результата.
Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры, с которыми, очевидно, согласились бы все авторы. Без сомнения,
культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.
Не вызывает сомнения также, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы.
И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.
Это самые общие представления о культуре, хотя любое из перечисленных определений может быть использовано для ответа на те или иные вопросы, встающие при изучении какой-то стороны или сферы культуры.
Источники:
https://studopedia.ru/10_271815_kultura-kak-osnovnoe-ponyatie-kulturologii.html
https://megaobuchalka.ru/5/34897.html
https://m.studwood.ru/541094/kulturologiya/ponyatie_kultury