4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деревянный ударный музыкальный инструмент. Этнические барабаны мира

Какой этнический барабан больше подходит вам?

Итак, вы поняли, что хотите заняться музыкой и выбрали в качестве инструмента этнические барабаны. Но этнических барабанов очень много, какой выбрать для начала? В этой статье преподаватель игры на этническом барабане дарбука рассмотрит основные виды этнических барабанов и расскажет вам о своём видении их роли и основных характеристиках, чтобы вам было легче выбрать барабан для освоения.

Африканский барабан Джембе

Джембе также называют джамбеем или джамбе. Это один из самых распространённых этнических барабанов среди населения. Джембе родом из Западной Африки. Традиционно корпус барабана делают из дерева и натягивают на него кожу козы. Для регулировки натяжения кожи используют систему верёвок, которые как бы оплетают корпус. Играют на этом барабане ладошками.

Это один из самых громких этнических барабанов в мире. Говорят, его использовали в Африке для передачи сообщений из одного племени в другое. В случае, если барабанщик ошибался и передавал не то сообщение, ему отрубали руку. Ну, так говорят…

Из-за того, что этот барабан очень громкий, игра на нём высвобождает огромное количество энергии и очень сильно заряжает играющего. Этот барабан подойдёт вам, если вы очень любите активные жизнерадостные танцы. Вся африканская музыка — танцевальная. Также он подойдёт вам, если вы любите крупные и сильные телодвижения (на джембе играют ладонями от локтя).

Джембе — большой по размерам барабан, поэтому его сравнительно неудобно брать с собой в путешествия или на природу.

Латиноамериканские Конга

Конга — высокий узкий барабан. Играют на нём ладошками. Он сделан из дерева, сверху кожа. По своим характеристикам он очень похож на джембе, и даже техника игры очень похожа. Конга подойдёт вам, если вы без ума от латины и любите как следует потанцевать.

Обычно играют на двух-трёх конга сразу, поэтому, если вы хотите профессионально играть на этом инструменте, учтите, что нужно будет возить два-три барабана сразу.

«Арабский» барабан Дарбука

Дарбуку также называют египетской таблой и думбеком. После джембе, пожалуй, это второй по популярности этнический барабан. Сейчас проще всего встретить дарбуку с металлическим корпусом и пластиковой «кожей» сверху. Традиционно же дарбуку делают из керамики и натягивают сверху кожу козы. Из-за хрупкости керамики, керамическую дарбуку можно чаще встретить в руках профессионала, а любители предпочитают металлический вариант. Как бы то ни было, дарбука много меньше джембе, и на ней играют пальцами.

То, что на дарбуке играют пальцами — очень сильно отличает её от джембе, на котором играют ладошками. На дарбуке играют от кисти, движения мельче, чем на джембе, и это сильно определяет характер инструмента.

Дарбука также очень громкий инструмент, но не настолько, как джембе. Восточные ритмы также очень зажигательные, но им не чужда медитативность. Поэтому дарбука отлично подойдёт тем, кто хочет зажигать на барабане, но при этом склонен к сравнительно мелким, более спокойным движениям.

Фреймдрамы или Рамочные Барабаны, бубны

Рамочные барабаны чаще всего называют бубнами. Если быть точным, то рамочный барабан — это барабан с круглой рамой, на которую натянута мембрана. Рамочные барабаны — огромное семейство, в которое входит и шаманский бубен, и арабский рик, и индийская канжира и бразильский пандейру, и ещё много разных барабанов. Из-за того, что существует такое разнообразие, техники игры тоже очень отличаются.

В этой статье рассмотрим барабаны, диаметром больше 30 см, на которых нет никаких дополнительных навесок: ни маленьких тарелочек по периметру, как на арабском рике, ни колечек, как на иранском дафе — короче, ничего нет. Просто рамка и мембрана. На таких барабанах играют пальцами. Они сравнительно тихие. На самом деле, рамочные барабаны — одни из самых тихих этнических барабанах. Одна из их отличительных черт — наличие ярко выраженной ноты. Для непосвящённых это означает, что рамочные барабаны дают длинный звук, который может хорошо сочетаться с другими мелодическими инструментами (создавать конссонанс), а может и не сочетаться (давать диссонанс). Это сравнительно редкое для этнических барабанов явление.

Рамочные барабаны отлично подойдут тем людям, которым нравится медитативное, спокойное звучание, хотя, конечно, на них можно исполнить и что-то зажигательное, что прекрасно демонстрируют мастера игры на этих инструментах.

Читать еще:  Что значила снятая шляпа мужчиной. Мой способ шутить - это говорить правду

Рамочные барабаны очень лёгкие, их очень удобно перевозить, сложив один в другой несколько штук — это один из их несомненных плюсов.

Индийская Табла

Индийская табла — парный барабан, который распространён в основном на Севере Индии. На табла играют сидя. Играют пальцами. Табла считается одним из самых сложных для освоения этнических барабанов. Отчасти это связано с сравнительно сложной индийской ритмической традицией.

Табла, также как и фреймдрам, имеет ярко выраженную ноту. Эти барабаны нужно настраивать, если вы собираетесь играть с каким-либо мелодическим инструментом.

Табла — также сравнительно тихий, камерный инструмент (без микрофонов его будет хорошо слышно в небольшом помещении). Табла подойдёт тем, кто любит играть пальцами сложные и утончённые ритмические рисунки со сравнительно медитативным звучанием.

На этом мы закончим наш небольшой обзор, но это ещё не значит, что других этнических барабанов не существует. Есть ещё иранский томбак, иранский даф, рик, латиноамериканские бонго, южноиндийский пакавадж и много-много других этнических барабанов. В этой статье мы хотели сделать обзор самых доступных для обучения и распространённых в России барабанах.

Удачи вам и приятного путешествия в волшебный мир музыки!

Барабаны различных стран

Барабан — музыкальный инструмент из семейства ударных. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть.

В странах Африки игра на барабанах — важная часть большинства религиозных и светских церемоний. Игра на барабанах имеет давние культурные традиции. Кроме того, барабаны широко используются для передачи сообщений — например, язык йоруба является тональным, для передачи простого послания может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними. Среди барабанов Африки — ашико, кпанлого, джембе, бата и множество других.

В Латинскую Америку барабаны были привезены из Африки чернокожими рабами, и появились атабаке, куика, конга и прочие. К барабанам, произошедшим от европейских, можно отнести пандейру. В Южной и Центральной Америке также известны барабаны из цельного куска дерева, как тепонацтль. На Кубе были изобретены тимбалес.

На острове Бали и Индонезии народная музыка представлена оркестром гамелан. В нём используется барабан генданг, также используются пате в Самоа, лали в Фиджи.

Барабаны Японии носят общее название тайко, они делятся на 2 большие группы: бë-дайко (byou-daiko), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и симе-дайко (shime-daiko), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Эти барабаны используются в традиционной музыке гагаку с VII века, а также буддистских и синтоистских церемониях.

В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие.

К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга.

В Кавказском регионе ударные инструменты тоже широко распространены. Под несколькими названиями известен вид бубна из кожи осётра с колечками — даф (деф, гавал). В народной музыке Армении и Азербайджана используют барабаны дхол и различные разновидности нагары. В Турции появился и далее распространился под различными названиями (думбек, тарабука, дарбук) барабан в форме кубка дарбука.

Поиграйте на ударных инструментах мира

Ударные — одни из самых древних музыкальных инструментов. Они есть в каждой стране мира, на них играют шаманы, армейские барабанщики, рокеры и академические музыканты. О самых интересных ударных мы рассказываем вместе с Музеем современного искусства «Гараж», где проходила выставка «Безграничный слух», посвященная разным возможностям звука и слуха. Выберите инструменты, которые вам нравятся, и поиграйте в оркестр!

Автор текста Марк Пекарский
Автор и исполнитель музыки Елисей Дрегалин
Звукорежиссер Николай Антонов

У гонга протяжный металлический звук: когда музыкант ударяет по диску коло­тушкой, колебания отражаются от центра и расходятся до краев. Такие инструменты называются идиофонами От греч. idios — «свой» и ponn — «звук». : источником звука в них является само тело: его побеспокоили, и оно заколебалось.

Читать еще:  Взвешенные люди 3 сезон катя. Официальные инстаграмы взвешенные люди

Гонги бывают очень разными: от 10 дюймов 1 дюйм = 2,54 см. в диаметре до полутора метров; чем крупнее гонг, тем дольше он звучит. Большие гонги называются тамта­мами Сейчас тамтамом называют и африканский деревянный барабан, поэтому часто возни­кает путаница. : их звук очень мощный и мрачный, и в оркестре тамтам часто исполь­зуют, чтобы впечатлить слушателей.

В Китае, где гонг появился, он сперва использовался в ритуалах, чтобы про­гонять злых духов или вызывать духов мертвых, а еще служил сиреной: с помощью гонга на улицах требовали освободить дорогу чиновникам (манда­ринам). Изначально, в Китае, гонг был плоским, а вот на островах Индоне­зии — Яве, Бали и других — придумали делать в середине инстру­мента углубление: внутрь заливают парафин или воск, гонг настраивают, и на нем можно сыграть мелодию. Индонезийский гонг тоже исполь­зовался в ритуалах: на Востоке считается, что музыка — это не просто эсте­тическое удовольствие, а при помощи нее с человеком разговаривает бог. Индонезийцы очень уважают гонги и часто дают им имена: Господин Древесная Пчела, Господин Тигр и другие. Раньше считалось, что, если к инстру­менту прикоснется непосвященный, например европеец, он может погибнуть.

Маримба, скорее всего, возникла одно­временно в разных местах — в Юго-Во­сточ­ной Азии, на островах Океании и в Африке. Потом маримбы начали путешествовать: с африканскими рабами они попали в Латинскую Америку, и почему-то в Гватемале культура маримбы особенно расцвела — там на одной маримбе играют иногда три или четыре человека.

Сначала маримба была устроена так: ряд деревянных пластин-клавиш, а под ними — резонаторы из скорлупы кокосового ореха или высушенной тыквы (они называются калебасы). Резонаторы усиливают звук: высокие звуки и так хорошо слышны, а для низких обязательно нужен дополнительный воздух, который будет обогащать звук. На маримбе играли на площадях и в деревнях во время праздников, а в Гватемале были и стран­ствующие маримбьеро — как трубадуры в средневековой музыке. Со стулом и маримбой за спиной (причем маримба была в два раза больше музыканта) они путешествовали и забавляли публику.

В начале XX века в Европе маримбу усовершенствовали: у нее появил­ся второй ряд пластин, расположенных и настро­енных как черные и белые клавиши фортепиано, а вместо калебас резо­на­торами стали металлические трубы. Музыкант обычно держит в руках по две палочки, чтобы играть на несколь­ких клавишах сразу.

Маримба и ксилофон — это практически один и тот же инструмент. Они разли­чаются лишь диапазоном: у ксилофона — высокий, у маримбы — низкий.

Впервые в Европе ксилофон упоминается в трактате органиста Арнольда Шлика в XVI веке под названием «деревянный смех». До XIX века на ксилофоне играли в основном бродячие музыканты, а своей популярностью инструмент обязан Михаэлю Гузикову, еврейскому музыканту из города Шклова. Он усо­вер­шенствовал ксилофон: добавил больше пластинок и придумал подклады­вать под них трубочки из плетеной соломы (сейчас на их месте металлические резонаторы), чтобы звук был менее деревянным. И отправился в концертный тур по Европе. Гузиков играл на ксилофоне украинские и еврейские народные песни, и его музыку оценили Мендельсон и Лист. Для кси­лофона стали писать музыку классические композиторы, и инструмент вырвался вперед: зашел в академическую музыку через парадный вход; а маримба, хоть и по звучанию она богаче, — лишь через сто лет через черный: первыми на нее обратили внимание джазмены, а потом уже композиторы-классики .

Вибрафон — еще один ударный инструмент, на котором можно сыграть мелодию, почти как на фортепиано. Внешне он похож на маримбу и ксилофон, но звучит совсем иначе. Во-первых , вибрафон полностью металлический; во-вторых , внутри труб-резонаторов под клавишами у него находятся веерки, которые можно запускать с помощью электрического мотора. Они вращаются, открывая и закрывая резонаторы, поэтому звук получается протяжным и вибри­рующим. Чтобы его урезать и приглу­шить, внизу у вибрафона есть педаль.

Вибрафон — молодой инструмент, его изобрел американец Герман Винтерхоф в 1916 году Сначала инструмент назывался виброарфа, потому что его глиссандо, то есть скольжение от одного звука к другому, напоминает глис­сандо арфы. . Вибрафон быстро полю­бился джазменам (джаз демократичнее академической музыки и впускает все, что ему нравится), а потом вибрафон уже начали использовать и в так называемой серьезной музыке.

Тарелки известны с Античности, но определить их родину очень сложно: они, как и гонги, встречаются по всему миру, и все при этом немножко разные. По форме это два металлических диска, которые музыкант держит в руках за выпуклости или за специальные ремешки и ударяет друг о друга; различа­ются они в первую очередь тем, как на­строены: гармонично или негармонично.

Читать еще:  Переводная литература XVII века. Переводная литература киевского периода

Одни из самых знаменитых тарелок — турецкие. Они пришли из ритуала духовного ордена мевлеви. Мусульман­ские монахи дервиши в высоких шапках и длинных белых одеяниях, прихва­ченных у талии, кружились в танце под аккомпа­немент тарелок. Вертясь под музыку все сильней и сильней, они входили в транс и таким образом прибли­жались к Богу — этот обычай до сих пор выглядит очень впечатляюще.

Из ритуальной музыки тарелки пере­брались в светскую: джазовые ударники стали их подвешивать или закреплять на стойке и играть по ним палоч­ками или коло­тушкой. Сейчас тарелки обязательно есть в симфоническом оркестре, почти всегда в джазовом, не обходится без них и рок-музыка .

Есть удивительные ударные, которые даже не похожи на музыкальный инстру­мент, а напоминают, например, голову какого-то морского чудища c открытым ртом. Или грушу с разрезом внизу. Это все разновидности темпл-блока , небольшого деревян­ного инструмента, по которому нужно бить палочкой или молоточком — звук у него получается цокающий.

Изначально этот инструмент пришел из буддизма (его использовали китайские и корейские буддий­ские монахи в церемониях), поэтому другое название темпл-блока — корейские колокола. Потом его стали использовать и в клас­сической восточной музыке, а в нача­ле XX века — в джазе и в классической западной. Сегодня чаще всего темпл-блоки объединены в набор из пяти инструментов. Звучание у темпл-блока необыкновенное, на нем можно изобразить даже животных, например лягушек.

Чаще всего этот инструмент называют «маракáс», но, во-первых, правильно — марáкас, а во-вторых — это множе­ственное число: один инструмент называ­ется марáка. Но термин в русском языке устоялся, и тут уж ничего не сделаешь.

Маракас — самый известный пред­ставитель огромной семьи погремушек. Сначала погремушки были связаны с культом: шаманы считали, что их шум отпугивает злых духов или призывает добрых духов-помощников. В детскую колыбель погремушки тоже клали для этого: по поверью, игрушки не только развлекали ребенка, но и отгоняли злые силы. А потом люди решили использо­вать погре­мушки как музыкальный инстру­мент, и сейчас они встреча­ются по всему миру (в России тоже есть своя погремушка — называется шаркунок, это крестики из бересты). Латиноамерикан­ский маракас, как правило, сделан из высушенного кокосового ореха или тыквы, внутри у него семена или горох. Но вообще маракас можно сделать даже в домашних условиях: возьмите пустую металли­ческую банку из-под газировки, засыпьте туда гвоздиков, заклейте дырку — будет инструмент!

Барабаны — это огромное и самое известное семейство ударных. Почти все из них — это мембранофоны, то есть инструменты, у которых есть натянутая мембрана: ударяешь по ней, и воздух вокруг начинает вибрировать и звучать. Барабаны различаются корпусом: он может быть в форме цилиндра, а может быть в форме котла; может быть метал­лическим, деревянным или керамиче­ским. Барабаны бывают двусторонние и односторонние. Двусторонние, то есть с двух сторон обтянутые кожей, — это шумовые инструменты, а односторон­ние, у которых кожа только с одной стороны, — музыкальные, настроенные по нотам. А еще барабаны бывают большими и маленькими, оглушающими и тихими — в общем, барабанов на свете целое множество. Но когда мы гово­рим об этом инструменте, мы, конечно, представляем себе малый барабан.

Малый барабан произошел от европейского маршевого барабана. Во время войн барабан играл какой-то знакомый ритм, и люди понимали, что надо идти в наступление или, в конце концов, на обед. Без барабана в маршевой музыке не обойтись: мелодию было бы не слышно, а бой барабана слышно на много километров. Под большой и гулкий барабан даже лошади шли ритмично: они чувствовали вибрацию, недоступную человеческому уху. В какой-то момент звук барабана захотели сделать еще более громким и доба­вили струны: они натянуты снаружи нижней поверхности инструмента. Поэтому малый барабан такой трескучий.

Малый барабан — центр ударной установки, которую используют в джазе и популярной музыке; кроме него, туда входят тарелки, бас-барабан (или «бочка») и три том-тома (не путать с тамтамами) — барабаны без струн. На установке не просто отбивают ритм, а играют целые ритмические партии: на концертах у ударника часто есть полноценное соло, как и у гитариста или клавишника.

Источники:

http://samopoznanie.ru/articles/kakoy_etnicheskiy_baraban_bolshe_podhodit_vam/
http://ldsound.ru/barabany-razlichnyx-stran/
http://arzamas.academy/materials/1596

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector