314 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские страхи примеры из литературы. Роль детской литературы в борьбе со страхами

О детских фантазиях, страхах и детской литературе
статья по психологии на тему

В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.

На примере из практики рассматривается роль воображения, фантазии и детской литературы в возникновении страхов. Подчеркивается важность детско-родительского общения в профилактике эмоционального напряжения, возникающего у ребенка под влиянием различных литературных произведений, жизненных впечатлений. Предлагается анкета для родителей, которая поможет проанализировать содержание фантазий ребенка, а следовательно, предотвратить возникновение детских страхов, затрудняющих социальную адаптацию.

Содержание статьи, возможно, поможет родителям сориентироваться и в выборе литературы для чтения ребенку и для его самостоятельного чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Афанасьева Т.М., педагог-психолог

О детских фантазиях, страхах и детской литературе

Сначала некоторые сведения из общей психологии.

Фантазия, или воображение (это синонимы), является высшим познавательным процессом [3]. В структуре познавательной деятельности человека она занимает особое место. Благодаря фантазии человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

Как же возникают образы фантазии? С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, явлений и процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения. Если память возобновляет образы в максимально приближении к эталону, то фантазия, воображение, преобразует их, отражая реальную действительность в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает фантазией – это исключительно человеческое свойство. При этом фантазия – важное условие развития личности. Она необходима для свободного выявления творческих возможностей человека, особенно в детстве. Фантазия выступает как одно из условий создания картины мира, усвоения общественного опыта. В то же время, образы фантазии питают детские страхи

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Страх – аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека [2].

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя защитную роль в системе психической саморегуляции. Страх – своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и более критичному отношению к ней. Таким образом, он выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом

Человек не мог бы выжить, пренебрегая страхом темноты, огня и пожара, стихии – всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы.

Возникновение детских страхов естественно и закономерно, они проявляются в определенной последовательности. В 1 год у детей вызывают страх громкие звуки, новые люди и новые предметы. К трем годам дети начинают бояться темноты и самых разных животных, к 5 годам эти страхи уменьшаются, но появляются новые, связанные с различными фантастическими персонажами, от которых может исходить опасность [1].

Вот здесь и обнаруживается чрезвычайная важность роли детской литературы как источника образов фантазии и детских страхов.

В современной литературе для детей большое место занимают книжки с короткими текстами и изобилием картинок, подчас сомнительного качества. В книгах часто отсутствуют описание природы, характеристика интерьера или городского пейзажа, словесные портреты персонажей. Авторы, к сожалению, руководствуются представлением о том, что дети при чтении часто пропускают эти страницы, отдавая предпочтение диалогам и действиям, или, говоря современным языком, «экшену». Между тем, такие книги дают мало пищи воображению, обедняют эмоциональное развитие личности – фантазии не могут развернуть яркие и красочные картины. Итак, пищи для развития личности мало, а вот для детских страхов – сколько угодно!

Разумеется, во все времена дети замирали, когда им читали какой-нибудь «страшный» эпизод в сказке. Неудивительно, что приключения героев современных «страшных» книжек вызывают у них похожую реакцию. Повод для беспокойства возникает тогда, когда страхи, вызванные скелетами, роботами, пиратами, космическими пришельцами, о которых читают детям (или они читают сами), мешают детям жить

Приведу пример из психологической практики.

За психолого-педагогической помощью обратилась мама мальчика старшего дошкольного возраста. По телефону женщина сообщила, что наблюдает проблемное поведение у своего шестилетнего сына Никиты. Проблема осложнялась психосоматическими особенностями мальчика. Он страдал бронхиальной астмой. Из-за этого он не мог посещать дошкольное образовательное учреждение и воспитывался дома матерью. Мама была обеспокоена большим количеством страхов у ребенка, практически не отпускавшего ее от себя. При этом общение со сверстниками у Никиты не складывалось. Он часто бывал агрессивен, эмоционально возбужден. Непоседливый и несосредоточенный, он очень быстро стал «нежелательным» в группе Дома детского творчества, где посещал занятия по программе сказкотерапии.

Занимаясь дома с ребенком, мама обратила внимание на то, что основное содержание его рисунков – черепа, скелеты, покойники и мумия. Сюжеты с участием этих персонажей повторялись и в ходе индивидуальной психолого-педагогической работы с Никитой. Было очевидно, что они практически полностью заняли воображение мальчика: снились ему, пугали его. Особенно угрожающими были рассказы о мумии.

При попытках выяснить происхождение страхов мама предположила, что связаны они с тем, что незадолго до их появления она стала покупать сыну энциклопедию о строении тела человека. Никите очень нравилось рассматривать ее, даже на прием к психологу он приносил эту книгу. Принимая во внимание, что страхи, вызванные черепами, скелетами, покойниками, свойственны большинству детей шестилетнего возраста [1], можно было успокоиться и не форсировать коррекцию этих страхов, сосредоточившись на снижении эмоциональной напряженности. Но страх мумии?!

Мама рассказала, что мумия запомнилась мальчику во время посещения Эрмитажа. После этой экскурсии они с Никитой читали детскую энциклопедию о Древнем Египте. Это многое объясняло в происхождении страхов и фантазий, но вызывали сомнения агрессивные действия мумий, о которых постоянно рассказывал Никита, комментируя свои рисунки и сновидения. Все встало на свои места, когда мама вспомнила, что, следуя интересу мальчика, купила комиксы про мумию, восставшую из гробницы. Эта мумия преследовала путешественников, ученых-египтологов, расхитителей гробниц и проч. и проч. По этим комиксам ребенок учился чтению, но содержание их дома не обсуждалось, постепенно обрастая в фантазиях впечатлительного мальчика все новыми и новыми зловещими подробностями. В результате потребовалась помощь психолога в борьбе со страхом, в борьбе за адаптацию ребенка в реальном мире.

Несомненно, родитель, заботящийся о психическом здоровье ребенка, постарается уберечь его от псевдолитературных историй, описывающих потоки крови, трупы, сцены насилия и восстания из могил. Однако и безобидного, на «взрослый» взгляд, комикса может быть достаточно, чтобы в фантазии ребенка возникли «ужастики», замещающие гуманные и добрые образы, которые всегда отличали русскую литературу для детей.

Заблуждаются те взрослые (и пишущие для детей, и читающие детям, выбирающие для них книги), которые считают, что привыкнув к литературным ужасам, дети быстрее изживут свои иррациональные страхи. Напротив, под влиянием некачественной литературы страхи могут стать постоянными, у детей могут возникнуть неврозы.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится пассивным, атрофируется любопытство, любознательность. Ребенок избегает любого риска, связанного с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию. Вместо непосредственности и открытости развивается настороженность и аффективная замкнутость, отгороженность, уход в себя и свои проблемы [2].

Читать еще:  Что делать если не можешь рисовать. Почему стоит научиться рисовать и как это сделать

Так же, как привычные кощеи, водяные, людоеды, современные «страшилки» нуждаются в совместном обсуждении взрослых и детей. При этом чрезвычайно важно обратить внимание на склонность ребенка к фантазированию, замещающему познание реального мира, на содержание фантазий, так как патологическое фантазирование может быть признаком серьезного психического заболевания – шизофрении [5]. Помочь в таких случаях может специалист – детский психиатр

В помощь взрослым, озабоченным состоянием и сохранением психического здоровья детей, предлагаю анкету. Она поможет организовать работу с миром фантазий в детском учреждении, предотвратить развитие страхов, затрудняющих формирование адекватной картины мира. В семье она поможет развитию и воспитанию детей, в том числе, и при выборе литературы для чтения. А писателям, пишущим для детей, эта анкета может быть полезна при обдумывании их творческих замыслов и фантазий, в выборе персонажей и сюжетов, которые помогут педагогам и родителям «сеять разумное, доброе, вечное».

Анкета для анализа детских фантазий и страхов

(для педагогов и родителей)

  1. Что читают ребенку (или читает сам)? Какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет?
  2. Как прочитанное, увиденное обсуждается дома?
  3. Какие страхи, опасения Вы отмечали или отмечаете в настоящее время у Вашего ребенка?
  4. Какие особенности поведения Вы наблюдаете в контактах Вашего ребенка со взрослыми людьми?

– Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми.

– Выбирает для общения отвлеченные темы.

– Чрезмерно опасается общения со взрослыми, особенно с малознакомыми или незнакомыми людьми.

– Пытается спрятаться, если в дом приходят гости.

– В общении с близкими людьми послушен, ласков.

– В общении с близкими людьми может проявлять агрессивность.

– Ваши собственные наблюдения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие из перечисленных особенностей поведения Вы когда-либо наблюдали у Вашего ребенка (или наблюдаете в настоящее время):

– стремление разрушать, ломать игрушки, рвать книги;

– склонность к уединению;

– склонность к неуемному фантазированию;

– наличие повторяющихся (навязчивых) действий?

Ваши собственные наблюдения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие особенности засыпания, сна, пробуждения Вы можете отметить у Вашего ребенка?
  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком содержание его сновидений? ___________________
  2. Если да, то, кто бывает инициатором обсуждений? Каково это содержание?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – 239 с.
  2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
  3. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 470 с.
  4. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. 288 с.
  5. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
  6. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 156 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д.

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи.

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник.

Цели: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения учащихся; воспитывать добр.

Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету “История искусств”.

в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой город из подручного материала.

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»

Наталия Шакирова
Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте»

По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Цель: изучение особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста; разработка рекомендации для воспитателей и родителей по способам купирования страхов в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ научной литературы по теме исследования и дать определение основным понятиям.

2. Исследовать особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить методические рекомендации для воспитателей, педагогов и родителей по купированию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

анализ и синтез психолого-педагогической литературы.

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. В. Юрчук страх трактуется как – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта”.

Ю. Л. Неймер выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные формы “бесцельного страха” невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии “боязливого ожидания”, страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

Современные психологи делят страхи на следующие виды: навязчивые страхи; внушенные страхи; бредовые страхи; сверхценные страхи. К навязчивым страхам относят: гипсофобия – страх высоты; клаустрофобия – боязнь закрытых пространств; агорафобия – боязнь открытых пространств; ситофобия – боязнь принимать пищу и т. д.

Навязчивых страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить не возможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Гораздо более распространенные так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских организаций и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: “Не подходи – упадешь”, “Не бери – обожжешься”, “Не гладь – укусит”, “Не открывай дверь – там чужой дядя” и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать “без нужды”, так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей.

Читать еще:  Рисунки карандашом очень прикольные. Уроки рисования для начинающих

Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо, боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с “идеями фикс”, называются сверхценные. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относят страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов:

От рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.

От 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса, практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).

Источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера – краны, машины.

дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это возраст эмоционального наполнения “я” ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми.

В 6-7 лет может возникнуть страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату – начинает уходить из жизни старшее поколение.

Вышеперечисленные страхи – возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст – у девочек в 3 года, у мальчиков – в 4 года.

к наиболее распространенным страхам детей. Ими является так называемая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок боится спать один в комнате, он требует чьего-либо присутствия, чтобы в комнате горел свет, а дверь была приоткрыта. В противном случае ребенок беспокоен и долго не может уснуть. Иногда боится уснуть в преддверии появления страшных снов.

“Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, – это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации “Тотального неуспеха”.

Мною были разработаны рекомендации для родителей, испытывающих страх.

Советы родителям дошкольников, как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх

1. Первым делом выясните причину страха.

2. При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.

3. Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.

4. Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).

5. Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).

6. Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.

7. Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

8. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.

9. В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда “Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок”.

10. Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.

11. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Рогов Е. И. предлагает следующие приёмы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений:

1. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры рекомендуется подобрать игрушки, похожие на тот предмет, которого боится ребенок и поиграть в «страх», разыграть тот сюжет, в котором может «расправится» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. 2. Манипулирование предметом страха — способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним.

3. Эмоциональное переключение, т. е. показать ребенку незначительность пугающего объекта, которое может быть подчеркнуто короткой фразой, выразительным жестом, как бы отбросить, проигнорировать его, при этом важна интонация, с которой произносятся слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием. 4. Подражание и заражение, когда ребенок, подражая взрослому не только в поведении, но и оценкам, заражается его состоянием. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди 5. Эмоциональные качели. Принцип заключается в переходе одного состояния в другое — противоположное. Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности, где ребенок испытывает прочность своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. 6. Эмоциональный конфликт. Поскольку страх — эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, а происходить опосредовано, либо через создание ситуации, в которой возможно овладение страхом.

Читать еще:  Где родился микеланджело буонарроти. Интересные факты о микеланджело буонарроти

7. Анатомирование страха — достаточно старый педагогический прием, это объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берется». Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка к причинам их породившим, в случае успеха, страх исчезает сам, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений, которые устраняют страх

8. Привыкание или сенсибилизация — уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, которое происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту.

Мною была предложена практическая часть. Педагогам было предложено изобразить свой страх. После этого мы продемонстрировали и обсудили рисунки.

Далее рисунки сминали, сначала руками, затем ногами. В заключении рисунки порвали на маленькие части.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг. в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне.
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Источники:

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/05/15/o-detskih-fantaziyah-strahah-i-detskoy-literature
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-sposoby-borby-so-strahami-v-starshem-doshkolnom-vozraste.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]