Дикая эфиопия джунгли люди дикари. Самые необычные племена на Земле (34 фото)
Дикая эфиопия джунгли люди дикари. Самые необычные племена на Земле (34 фото)
Фотограф Джимми Нельсон путешествует по миру и снимает дикие и полудикие племена, которым удается сохранять традиционный жизненный уклад в современном мире. С каждым годом этим народам становится все сложнее и сложнее, однако они не сдаются и не уходят с территорий своих предков, продолжая жить так же, как жили и они.
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Асаро мудмен («Люди с реки Асаро, покрытые грязью») впервые встретились с западным миром в середине 20-го века. С незапамятных времён эти люди измазываются грязью и надевают маски, чтобы нагонять страх на другие деревни.
«По отдельности все они очень милы, но так как их культура под угрозой, они вынуждены постоять за себя» – Джимми Нельсон.
Племя китайских рыболовов
Местоположение: Гуанси, Китай. Снято в 2010 году. Рыбалка с бакланом – один из древнейших способов рыбной ловли с помощью водоплавающих птиц. Чтобы они не глотали улов, рыбаки обвязывают их шеи. Мелкую рыбёшку бакланы без труда проглатывают, а крупную приносят хозяевам.
Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Это одно из самых известных африканских племён. Юные масаи проходят через ряд ритуалов, чтобы развить ответственность, стать мужчинами и воинами, научиться защищать скот от хищников и обеспечить безопасность своим семьям. Благодаря ритуалам, обрядам и наставлениям старейшин они вырастают настоящими храбрецами.
Центральное место в культуре масаев занимает скот.
«Львы бегут быстрее нас, но мы бежим дальше».
Местоположение: Сибирь – Ямал. Снято в 2011 году. Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, переходя через полуостров Ямал. На протяжении более тысячелетия они выживают при температуре до минус 50°C. Маршрут ежегодной миграции длиной 1000 км лежит через замёрзшую реку Обь.
«Если ты не пьёшь тёплую кровь и не ешь свежее мясо, то ты обречён на смерть в тундре».
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Короваи – одно из немногих папуасских племён, которые не носят котеки, своеобразные футляры для полового члена. Мужчины племени прячут свои пенисы, плотно обвязывая их листьями вместе с мошонкой. Короваи – охотники-собиратели, живущие в домах на деревьях. У этого народа строго распределены права и обязанности между мужчинами и женщинами. Их численность оценивают примерно в 3000 человек. До 1970-х годов короваи были уверены, что других народов в мире не существует.
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Яли живут в девственных лесах нагорья и официально признаны пигмеями, так как рост мужчин составляет всего 150 сантиметров. Котека (футляр из тыквы для полового члена) служит частью традиционной одежды. По нему можно определить принадлежность человека к племени. Яли предпочитают длинные тонкие котеки.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Долину Омо, расположенную в Великой рифтовой долине Африки, называют родиной примерно 200 000 коренных народов, которые населяли её на протяжении тысячелетий.
Здесь племена издревле торговали между собой, предлагая друг другу бусы, продукты питания, рогатый скот и ткани. Не так давно в оборот вошли ружья и боеприпасы.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Для этого племени характерно отсутствие строго определённой этнической принадлежности. Допустить в дасанеч могут человека практически любого происхождения.
Местоположение: Аргентина и Эквадор. Снято в 2011 году. На протяжении тысячи лет амазонские дождевые леса Эквадора служили домом для народа гуарани. Они считают себя самой храброй коренной группой в бассейне Амазонки.
Местоположение: остров Ра Лава (группа островов Банкс), провинция Торба. Снято в 2011 году. Многие люди вануату считают, что богатства может достичь посредством церемоний. Танец – важная часть их культуры, поэтому во многих деревнях есть танцплощадки под названием насара.
Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. Ладакхи разделяют убеждения своих тибетских соседей. Тибетский буддизм, смешанный с изображениями свирепых демонов из добуддийской религии бон лежит в основе верований ладакхи более тысячи лет. Народ живёт в долине Инда, занимается преимущественно земледелием, практикует полиандрию.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. «Лучше умереть, чем жить не убивая». Мурси – скотоводы-земледельцы и успешные воины. Мужчины отличаются подковообразными рубцами на теле. Женщины тоже практикуют шрамирование, а также вставляют тарелку в нижнюю губу.
Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. 1000 лет назад представители племени рабари уже бродили по пустыням и равнинам, которые сегодня относятся к Западной Индии. Женщины этого народа долгие часы посвящают вышивке. Они также управляют хуторами и решают все денежные вопросы, а мужчины пасут стада.
Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Самбуру – полукочевой народ, перебирающийся с места на место каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пастбищами свой скот. Они независимы и гораздо более традиционны, чем масаи. В обществе самбуру царит равноправие.
Местоположение: Непал. Снято в 2011 году. Большинство представителей народа мустанг всё ещё верят, что мир плоский. Они очень религиозны. Молитвы и праздники – неотъемлемая часть их жизни. Племя стоит особняком, как один из последних оплотов сохранившейся по сегодняшний день тибетской культуры. До 1991 года они никого из посторонних не впускали в свою среду.
Местоположение: Новая Зеландия. Снято в 2011 году. Маори – адепты многобожия, поклоняются многим богам, богиням и духам. Они считают, что духи предков и сверхъестественные существа вездесущи и помогают племени в трудные времена. В зародившихся в далёкие времена мифах и легендах маори отразились их идеи о сотворении Вселенной, происхождении богов и людей.
«Мой язык – мое пробуждение, мой язык – окно моей души».
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2011 году. Жизнь в высокогорных деревнях проста. У жителей вдоволь еды, семьи дружные, народ чтит чудеса природы. Они живут за счёт охоты, собирательства и выращивания сельскохозяйственных культур. Здесь нередки междоусобные столкновения. Чтобы устрашить противника, воины племени горока используют боевой раскрас и украшения.
«Знания – это всего лишь слухи, пока они в мышцах».
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Этот коренной народ борется за землю, свиней и женщин. Ещё много усилий они затрачивают на то, чтобы произвести впечатление на противника. Хули раскрашивают свои лица жёлтыми, красными и белыми красками, а также славятся традицией делать нарядные парики из собственных волос.
Местоположение: Намибия. Снято в 2011 году. Каждый член племени принадлежит к двум кланам, по отцу и по матери. Браки устраивают с целью расширения богатства. Здесь жизненно важен внешний вид. Он говорит о месте человека внутри группы и о его фазе жизни. Ответственность за правила в группе несёт старейшина.
Местоположение: Монголия. Снято в 2011 году. Казахи-кочевники – потомки тюркской, монгольской, индоиранской группы и гуннов, которые населяли территорию Евразии от Сибири до Чёрного моря.
Древнее искусство орлиной охоты – одна из традиций, которые казахи сумели сберечь до наших дней. Они доверяют своему клану, рассчитывают на свои стада, верят в доисламский культ неба, предков, огня и в сверхъестественные силы добрых и злых духов.
Затерянные в сельве: как живут люди ава — самый скрытный народ планеты
В бразильском штате Мараньян живет самое скрытное на земле племя, которое называет себя ава. Эти люди не контактируют с внешним миром, так этот мир, на протяжении нескольких столетий, был слишком жесток с ними. Фотографу Доменико Пульезе (Domenico Pugliese) очень повезло — он стал одним из тех немногих, кому удалось увидеть ава и даже некоторое время пожить среди них. (Осторожно! В статье много амазонских индейцев, одетых в традиционное ничего).
Таинственный народ ава, или как его еще называют ава-гуажа, слабо знаком с достижениями современной цивилизации. Они живут в амазонской сельве, обходятся без одежды, охотятся с луками и копьями и ютятся в хижинах, изготовленных из глины и тростника. Ружье или железный топор для них, как и 200 лет назад, являются большой ценностью, а некоторые из них никогда не видели белого человека.
Такой образ жизни ава выбрали не по своей прихоти — это племя борется за свое выживание и старается максимально оградить себя от пришельцев. 500 лет назад, когда на территории современной Бразилии появились португальские колонизаторы, этот народ был одним из самых многочисленных в Амазонии. Ученые утверждают, что ава было не менее 300 тысяч и они заселяли огромные территории на востоке южноамериканского континента.
Крошечный участок амазонской сельвы, где, если повезет, можно встретить ава
Люди племени ава, выносливые и сильные, высоко ценились португальцами в качестве рабочей силы. Десятки тысяч индейцев закончили свои дни на тростниковых и каучуковых плантациях, а те, кто не захотел работать на пришельцев, скрывались в лесах и вели тихую, но ожесточенную борьбу с захватчиками.
Инфекционные болезни, привезенные из-за океана, убили не меньше ава, чем ружья португальских солдат и адский труд на плантациях. В 1835 году, после почти трех столетий страха, оставшиеся свободными индейцы объединились и объявили открытую войну колонизаторам. К ава-гуажа присоединились и другие племена Амазонии, также ставшие чужими на своей земле.
Кровопролитная война длилась с переменным успехом 5 лет, но, несмотря на многократное численное превосходство, ава и их союзники были побеждены. Поражение стоило жизни более чем 100 тысячам индейцев — на оставшихся в живых ава была объявлена настоящая охота, на них устраивали облавы в джунглях с ружьями, пушками и огромными сворами собак.
Немногие из выживших в этой кровавой бойне аборигены ушли в самые труднопроходимые районы сельвы и два столетия вели кочевой образ жизни. Чтобы избегать встречи с колонизаторами, ава постоянно перемещались и их быт постепенно адаптировался для кочевья. Мужчины и женщины племени стали искусными охотниками, способными добыть самую осторожную дичь, а их дети в 6-7 лет уже являются полноправными добытчиками.
Ава научились за считанные часы возводить временные жилые и хозяйственные постройки, которые спустя несколько дней или недель без сожаления придется оставить, чтобы уйти в другое место. В семьях ава минимум пожитков — весь их быт рассчитан на то, чтобы в случае опасности взять детей и мгновенно раствориться в бескрайней зеленой сельве.
Сегодня людей, называющих себя ава, в Бразилии около 400 человек. Почти все они живут в резервации Арарибойя в штате Мараньян. Но настоящих ава-гуажа, ведущих традиционный для индейцев образ жизни, не более 100 человек. В отличие от своих собратьев, избравших оседлый образ жизни в поселках и развлекающих туристов, эти индейцы выбрали для себя кочевую судьбу и не задерживаются долго на одном месте.
Штат Мараньян сегодня представляет настоящую зону бедствия. Из-за хищнической вырубки деревьев, его территория лишилась 75% влажных амазонских лесов. Ава-гуажа можно смело назвать хранителями джунглей, так как само их существование дает шанс выжить более чем 12 тысячам квадратных километров амазонского леса. Дело в том, что бразильское правительство запретило вырубки на землях, где живут эти индейцы, а ава, как мы уже говорили, непрерывно кочуют.
Далеко не все соблюдают закон и беды не обходят заповедные леса индейцев. Рев бензопил и грузовиков нередко врывается в жизнь племени, и ава, собрав нехитрые пожитки, снова исчезают в лесу. В последние годы жизнь индейцев усложнили непрекращающиеся лесные пожары, которые устраивают владельцы местных ранчо. Не рискуя идти на конфликт с властями, современные плантаторы просто поджигают лес, чтобы освободить земли под посевы.
Именно с такими лесным жителям и свела Доменико Пульезе судьба. Фотограф предельно деликатен со своими новыми знакомыми и старается как можно меньше вмешиваться в их жизнь. Пульезе рассказывает о своих лесных друзьях, как о очень доброжелательных и искренних людях, любящих родные леса и старающиеся жить в гармонии с природой.
Некогда ава-гуажо были искуссными земледельцами и держали скот, но за века кочевой жизни растеряли такие навыки. Теперь амазонское племя живет охотой, рыбной ловлей и собирательством. Несмотря на то, что основную часть рациона индейцев составляет мясо, ни один из членов племени, независимо от возраста, не убьет животное ради развлечения.
В семьях ава всегда множество прирученных диких животных — обезьян, белок, броненосцев, агути, к которым они относятся как к братьям в полном смысле этого слова. Попав к ава впервые в 2009 году, Доменико был поражен тем, что женщины племени, кроме своих детей, вскармливают грудью детенышей животных. Такие звери становятся членами племени и сопровождают кочевников в их бесконечном путешествии по лесам.
Даже если подросший зверек уйдет в лес, для ава он уже никогда не станет пищей — индейцы безошибочно узнают в сельве «молочных братьев» и не трогают их. Таких животных называют «hanima» — что означает «один из семьи». Особую любовь индейцы питают к небольшим обезьянам, которых нередко привлекают к простому труду, такому как сбор фруктов и колка орехов.
Пульезе отмечает, что образ мышления людей ава уникален и часто непонятен постороннему человеку. В первые дни после знакомства любое появление фотографа индейцы встречали смехом. Как оказалось позже, веселила их не странная одежда чужака, не его солнцезащитные очки и даже не нелепые в амазонских джунглях кофры с фотооборудованием. Простодушных лесных жителей смешило то, что Пульезе прибыл к ним без семьи и упорствует в своих холостяцких убеждениях. Для ава семья — единственная опора в этом враждебном мире и главная ценность. Взрослый мужчина без жены и детей для них нелеп, странен и смешон.
Искренний интерес к малейшим деталям быта ава со стороны Доменика, расположил этих людей к фотографу. Пульезе удалось сделать то, чего не могли до него другие фотожурналисты — снимать индейцев в их повседневной жизни, без настороженности и позирования. Благодаря этому мы получили уникальную возможность узнать о нелегком быте этих людей и отдать должное силе их духа. Обратите внимание, что на фото многие ава улыбаются — ежедневная тяжелая борьба за выживание в этом мире не сломила их и не сделала черствыми.
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Химба: где живут самые красивые женщины Африки
Современный человек привык судить об африканцах по разного рода голливудским дивам, у которых и африканской крови-то хорошо, если больше половины, а косметики и прочих ухищрений – больше, чем на складе. Я когда-то изучал антропологию, и страшно веселился, когда слышал такие наивные рассуждения о неграх родом из США.
Когда же я показывал людям фотографии настоящих уроженцев черного континента, то они удивлялись тому, что эти самые негры, во-первых, очень сильно отличаются друг от друга, а во-вторых – имеют далеко не всегда раскрасивый гламурный вид.
Однако есть в Африке и настоящие красавцы и красавицы. Это племя химба, справедливо считающееся одним из наиболее красивых племен Африки, если не самым красивым. Химба выделяются из общей массы еще и тем, что сумели сохранить жизненный уклад образца глубокой древности, как, наверное, ни одно другое африканское племя, и это при том, что цивилизация от них не так уж и далеко.
К сожалению, большинство «первобытных» племен Африки только изображают эту первобытность, и как только наивный турист уберется восвояси, оставив «дикарям» некоторое количество долларов, они меняют цветные балахоны на китайские джинсы с футболками, а копья – на смартфоны.
Но к химба это не относится: им просто нравится жить в соответствии с древними обычаями, а на социальную лестницу, карьеру, безработицу, учебу чуть ли не до 30 лет, и ипотеку до самой пенсии им «почему-то» глубоко плевать.
Обретаются они в Намибии недалеко от пустыни Намиб, так что ласковым местный климат не посчитает никто. Перепады температур просто колоссальные: ночью на почве может появиться иней, а днем жара порой доходит до 60 °С.
В их облике легко угадывается восточноафриканское происхождение – они столь же высокорослы, стройны и к тому же удивительно красивы. Большие миндалевидные глаза, широкие скулы… В общем, эти не знающие фитнеса дамы смотрятся как с обложки журнала, куда они, впрочем, регулярно попадают.
Несколько столетий назад племя покинуло Восточную Африку и стало жить южнее. Примерно 150 лет назад они разделились на два народа. Те, кто пошел дальше на юг, где водички побольше, переименовались в гереро и стали все больше контачить с европейцами. Как оказалось впоследствии – на свою же голову. Другая часть решила остаться теми, кто они есть – остаться химба.
В середине позапрошлого века над химба стали реять враждебные тучи. В роли таких туч выступило могущественное племя нама. В итоге химба лишились скота и спрятались в горах, где они некоторое время жили охотой, а потом мигрировали оттуда в Анголу. Вскоре о них позабыли.
В начале 20-го века их бывшие гонители восстали против немецких колонистов, которые показали им и их союзникам, как воюют «дойчен зольдатен». По своей привычке немцы не смогли обойтись без геноцида, фактически стерев с лица земли и нама, и их союзников, причем так увлеклись, что и химбам заодно «навешали люлей», большинство уничтожив, а оставшихся отправив в другую любимую игрушку немцев – в концлагеря.
Но потом случилась Первая Мировая, Германия лишилась своих колоний, и химба, в отличие от нама, снова встали на свои длинные ноги. Но в 1980-х годах случилась жуткая засуха, итогом которой стало массовое вымирание скота. В 1988 году последнее селение химба исчезло, и оставшихся представителей племени переселили в один из близлежащих городов в качестве беженцев.
Пожили они там пару лет, и поняли, что дальше так жить нельзя. В итоге уже в 1990 году они вернулись на место. Надо сказать, что «камбэк» оказался успешным, и химба теперь размножились до 50 тысяч. Кстати, их численность продолжает расти.
Обычаи и быт химба
Интересно, что в прошлом веке власти Намибии задумались о сохранении своей национальной идентичности. Было обращено внимание на традиционные сообщества, и оказалось, что таковых почти уже нет. Именно тогда власти и схватились за химба как за спасительную соломинку. В итоге было принято решение никак не вмешиваться в их жизнь, и даже государственные законы имеют силу здесь только в том случае, если их одобрит вождь.
Образ жизни химба – полукочевой. Занимаются они скотоводством, количество скота и определяет статус члена племени. Рассчитываются они тоже буренками или их кусочками. Плодами цивилизации это племя практически не пользуется, соответственно, и деньги для них – просто ни на что не годные бумажки. Уважением у них пользуются пластиковые канистры, которые они «заценили» в качестве емкостей для переноски воды и еще кое-что.
Селения химба имеют вид круга. В центре находится большой скотный двор, огороженный плетеным забором. Двор окружают хижины из обмазанных глиной жердей. Мебелью они не пользуются, а спят на соломенных тюфяках. У самого входа находится очаг, а дымоход химба не нужен.
Когда пастбища истощаются – химба откочевывают на новое место. Интересно, что они никогда не ставят свои селения рядом с источниками воды, чтобы никто не догадался, откуда они берут воду. В былые времена они и вовсе добывали воду из углублений в земле, которые сами же и делали. Правительство решило им пособить, и на пути их миграций вырыло артезианские скважины, однако химба поставили это на игнор, считая, что эта вода годна только для скота.
Мыться они не считают нужным, да и нечем им мыться. Вместо этого они защищают свою кожу особой красной краской, которую сами же и добывают. Впрочем, по большей части эта краска состоит из коровьего масла, целебных трав и прочих полезностей. Точный рецепт мази по сей день неизвестен. Известно лишь то, что одним из важнейших ингредиентов является вулканическая пемза, которую они добывают в недрах одной горы, священной, естественно.
Этой мазью они умащиваются по несколько раз в день, правда, только женщины. По вечерам они ее соскабливают, тем самым очищая тело. Мазь является еще и кремом против солнечных ожогов и укусов насекомых. Кстати, кожа у женщин-химба практически идеальная.
Этой же мазью они делают свои прически, для создания которых к своим волосам приплетают еще и чужие – обычно волосы своего благоверного, которые потом и смазывают мазью. Удивительно, но, благодаря кочевым школам почти все члены племени грамотные, и даже могут что-то сказать по-английски. Правда, такие школы дают только начальное образование.
Вся работа по хозяйству, по дому и по уходу за скотом ложится на женские плечи и отчасти на подростков и стариков. Воспитание детей – вообще дело общественное, поскольку дети здесь общие, и на своих и чужих не делятся.
Мужики же только при надобности собирают и разбирают жилища, иногда охотятся для развлечения и отвечают за добычу красной краски, необходимой для создания мази. Вот так химбоватые мужики развели своих дам вкалывать за косметику, вернее только за один ее компонент, ибо саму мазь тоже делают дамы.
Иногда химба навещают туристы. Сразу начинается обмен всякими цацками, причем все переговоры ведут опять же женщины, а мужики, как обычно, бездельничают. В последнее время химба-хитом стали полиэтиленовые пакеты, за которые племя готово щедро платить. В пакетах они не только носят пожитки, но и используют их для сооружения своих фантастических причесок. Такие вот парижане черного континента.
В подростковом возрасте химба, чтобы не смотреться уж слишком красивыми, выбивают камнем два передних зуба. После этого ты – взрослый и можешь вступать в брак. Однако официальных свадеб мало, поскольку за невесту нужно отдать солидное стадо.
Сам свадебный обряд имеет массу странностей. Например, молодожены «ходят» от дома к дому на четвереньках, тянут друг друга за химба-трусы и вообще делают много непонятного. Причем если будет допущена ошибка, обряд придется проводить снова через несколько недель.
Кстати, чтобы брачная ночь прошла на должном уровне, молодожены обходят свое жилище снова на четвереньках. Судя по тому, что рождаемость у них впечатляет, европейцам стоит взять этот обычай на вооружение.
На супружескую верность они смотрят сквозь пальцы, так что все вопросы с ревностью, и прочими бяками на сексуальной почве у них отсутствуют. Количество жен не ограничивается, и мужики ими часто меняются. Если же нужно отлучиться из крааля, жену отдают кому-то на попечение, хотя, судя по тому, что женщины все делают сами, печься будут именно они о временном муже, а не он о них.
Власти обеспокоены таким промискуитетом, поскольку каждый пятый житель страны – носитель СПИДа. Но химба пофиг на СПИД – они считают, что на все воля богов. Похоже, что они и здесь знают, что делают, поскольку живут они невероятно долго по африканским меркам. Дожить до 70-ти лет здесь в порядке вещей, а долгожители доживают и до ста.
Впрочем, несмотря на то, что здесь на женщинах разве что не ездят, некоторая справедливость все же в мире химба есть. Так, за убитую жену убийца-муж (или его родня) должен заплатить солидный штраф – 45 коров. А вот если это сделает жена или ее родственники, грохнув бездельника-мужа, то никакой компенсации платить не нужно – не велика потеря, думают химба.
Религиозные взгляды химба тоже исконные. Они верят, что творец всего сущего дал их народу сверхъестественные способности и поселил их рядом со священным деревом. Но потом какие-то злодеи согнали их с этого места, и теперь химба живут в ожидании того дня, когда они могли бы вернуться под его сень.
Кстати, любой химба может показать, в какой стороне это дерево находится. А пока что они хранят древние обычаи, являясь островком неподдельной жизни, без смартфонов, выборов и новостей.
Оригинал статьи и много других интересных публикаций на нашем Дзен канале: Экватор
Источники:
https://trinixy.ru/134344-dikie-i-poludikie-plemena-v-sovremennom-mire-49-foto.html
https://bigpicture.ru/?p=1115922
https://pikabu.ru/story/khimba_gde_zhivut_samyie_krasivyie_zhenshchinyi_afriki_6637596