Динамический и статический вид искусства обществознание. Искусство задания
Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Четвёртый урок, 10 класс
ТЕМА УРОКА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Содержание
Понятие “культура”
Культура (от латинского «возделывание, культивирование почвы») – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.
Культура в широком смысле этого слова:
1. Все, что создано человеком, в своей совокупности
2. Вторая природа.
3. Вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.
4. Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
5. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей.
6. К культуре относятся: нормы поведения людей, опыт и способы деятельности в разных сферах жизни, духовно-нравственные проблемы человека.
Культура в узком смысле:
1. Всё, что относится к деятельности в сфере искусства.
2. Степень воспитанности определенного человека.
3. Наука и научные учреждения.
Формы культуры
В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).
Экранная культура – культура, распространяемая через экранные средства информации. Важная часть современной массовой и элитарной культуры, средство тиражирования культуры и её новая ветвь.
Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.
Признаки современной экранной культуры:
1. Синтез компьютера и видеотехники.
2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.
3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.
4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации
По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура – всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.
Духовная культура – процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.
Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Массовая культура
Массовая культура возникла в середине 20 века.
Предпосылки возникновения массовой культуры:
1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.
2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.
3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.
Функции культуры
1. Регулятивная функция – регулирует характер поведения людей.
2. Интегративная (объединяющая) функция – обеспечение единства общества.
3. Познавательная функция – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
4. Оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей.
5. Ретранслирующая функция – передача исторического опыта, сосредоточенного в культуре, последующим поколениям.
6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
7. Воспитательная функция.
8. Образовательная функция.
Разновидности культуры
Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Примеры (виды) субкультур:
1. Половозрастные (женские, молодёжные, детские и др)
2. Классовые (культура рабочего класса, буржуазная культура, крестьянская культура и др.)
3. Этнические (русская культура, польская культура и др.)
4. Религиозные (исламская культура, христианская культура, православная культура и др.)
5. Досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время)
Разновидностью субкультуры является контркультура.
Что такое контркультура?
Можно дать два определения:
1. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.
2. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре
1. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм.
2. Последователи контркультуры стремятся к нигилизму, экстремизму, технофобии.
3. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во 2-й половине 20 века.
4. Контркультура становится способом и инструментом культурных новаций.
5. Контркультура отражает осознание кризиса господствующих ценностей и выступает как своеобразный ответ общества на исторический вызов.
Искусство. Динамические и статические виды искусства
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Виды искусства – статическое и динамическое
Динамические виды искусства: немое кино, музыка, хореография, балет, радио-искусство. Группа временных видов искусств — она же динамическая, воспринимается слухом(не во всех случаях), раскрытие образа задуманного автором происходит с изменением произведения во времени. При решении тестов ЕГЭ к динамическим видам искусства относить группу пространственно-временных (синтетических) видов искусств. Синтетическая группа искусств воспринимается одновременно слухом и зрением, раскрытие образа происходит одновременно с помощью пространственного построения и изменений происходящих во времени. К ним относятся: кино, театр, хореография.
Статические виды искусства: живопись, графика, скульптура, фото-искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Группа пространственных видов искусств — она же статическая, воспринимается зрением, произведения из этой группы имеют четкую привязанность раскрытия художественного образа к пространственному построению.
Домашнее задание
1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?
1.14 Искусство
Понятие и признаки искусства
Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:
Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.
Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:
- Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
- Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
- Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
- Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи – цвет, музыки – звук.
Функции искусства
Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.
- Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
- Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
- Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
- Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
- Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
- Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку “Наутилус”, двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.
Виды искусств
Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:
- Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
- Пространственные, временные и пространственно – временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото – искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно – временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
- Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.
Связь искусства с другими институтами духовной сферы
Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся “раз и навсегда”, тогда как наука никогда не будет “закрытой книгой”, в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.
В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.
Дополнительные материалы к уроку:
Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Искусство как форма духовной культуры»
Интеллект-карта по обществознанию №14
Искусство. Функции и виды искусства.
Понятие искусства.
Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).
Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.
Цели искусства:
Функции искусства.
- Познавательная. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
- Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
- Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
- Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
- Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
- Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
- Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
- Развлекательная (например, массовая культура).
Виды искусства.
Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.
- Изобразительное искусство:
- статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
- динамическое (например, немое кино, пантомима).
- Выразительное искусство (или неизобразительное):
- статическое (архитектура и литература);
- динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
- Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).
По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:
- прикладное (декоративно-прикладное);
- изящное (музыка).
По времени создания:
- традиционное (скульптура, литература);
- новое (кино, телевидение, фотография).
По соотношению время-пространство:
- пространственное (архитектура);
- временное (музыка);
- пространственно-временное (кино, театр).
По количеству используемых компонентов:
- простое (музыка, скульптура);
- сложное (оно же – синтетическое: кино, театр).
Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.
Источники:
https://letopisi.org/index.php/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%E2%84%96185_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA,_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
https://cknow.ru/knowbase/49-tema-114-iskusstvo.html
https://www.calc.ru/Iskusstvo-Funktsii-I-Vidy-Iskusstva.html