Дне философская драма. Пьеса «На дне» как социально-философская драма
На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс
Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем, оно до сих пор популярно как в России, так и за границей.
Пьеса Горького и по сей день вызывает бурю споров и рассуждений по поводу философского смысла и характеров героев. Пьесу «На дне» называют новаторской, так как Горький впервые поднял такие философские вопросы о простом человеке, а именно: какова его роль в мире, где его место, что для него важно, что нужнее. Горький – творец совершенно нового типа социальной драмы. Ему удалось нарисовать среду обитателей ночлежки убедительно, реально и правдиво. Он изобразил особую категорию людей, которые сильно разнятся своими личными трагедиями и судьбами.
Герои пьесы обитают в грязной ночлежке, похожей на пещеру. Речь в произведении идет о людях, которые оказались по тем или иным причинам на самом дне общества. Здесь есть и проститутка, вор и шулер. Хозяева такого заведения тоже далеки от соблюдения моральных принципов, у них отсутствуют нравственные ценности.
Жизнь ночлежки будто выпадает из общего течения событий, происходящих в мире, здесь будто все замерло. Герои произведения, сначала принадлежавшие к совершенно разным слоям общества, теперь находятся в одном положении, у них нет будущего, нет перспектив, у них развилась апатия к жизни, они чувствуют, что бессильны изменить свою жизнь.
Речь героев у всех индивидуальна, связано это с их происхождением. Так Актер часто разговаривает различными цитатами из литературы. Речь Сатина полна иностранных слов. Странника Луку отличает размеренная, тихая речь.
Пьеса насыщена обилием конфликтов и сюжетных линий. Они идут параллельно. Мы наблюдаем за конфликтами в сознании людей и с обстоятельствами. Несмотря на то что подробных сведений о каждом герое мы не находим, мы все равно знаем достаточно о каждом из них.
Некоторые герои с рождения попали на самое дно общества, это Настя, Пепел, другие попали туда из-за стечения обстоятельств – это Актер, Сатин. Интересно, что здесь нет главных героев, все находятся почти в одинаковых позициях.
Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.
Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.
Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.
Сочинение На дне как социально-философская драма
В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.
В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.
Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.
Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.
В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.
Также читают:
Картинка к сочинению На дне как социально-философская драма Горького
Популярные сегодня темы
Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
В поэме Ахматовой описывается целая несчастная жизнь бедной матери, а также ее сына и супруга. В основу произведения заложена личная трагедия автора – Ахматовой. Главным образом в этой поэме является образ матери
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Эта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих
Дочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.
Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот. не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него– вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь. значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету. » — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал. »), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.
Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма затронула обширный круг духовно-нравственных проблем дореволюционной России. Используя великий опыт литературного прошлого, автор не только раскрыл острые общественные противоречия, но и увидел ростки человеческого отношения доведенных до отчаяния людей к собственной жизни.
История создания
Замысел пьесы возник у Горького в начале 1900 г., летом 1902 г. она была завершена и подготовлена к печати. Многие ремарки и диалоги героев были вычеркнуты цензурой, а когда ее собрались поставить на сцене МХАТа, власти это запретили. Как вспоминал Немирович-Данченко, пришлось отстаивать чуть ли не каждую фразу, а иногда даже идти на уступки. Была проделана огромная работа режиссеров, актеров и декораторов.
Нужно было узнать жизнь горьковских героев, чтобы глубже войти в их внутренний мир. Для этого вся труппа часто посещала Хитров рынок, где обитало большое количество «бывших людей»: воров, женщин, продающих свое тело, представителей разных профессий, по каким-то причинам оказавшихся на улице. Эти своеобразные экскурсии будили творческую фантазию и давали массу впечатлений.
По словам художника Сомова, именно здесь он увидел настоящее человеческое горе. Наблюдения за несчастными судьбами опустившихся на дно людей помогли ему при создании декораций, которые были похожи на берлоги, где человек жил хуже зверя. Станиславский считал главным духовным центром пьесы свободу, ради которой персонажи шли на дно и становились ее рабами.
Спектакли, как и книга, имели блестящий успех у зрителей. В течение двух месяцев сцена МХАТа выдержала 50 постановок. Впоследствии переведенная на многие языки пьеса Горького с большим успехом обошла многие театры мира.
В советское время лучшей постановкой стал спектакль Г. Волчек в театре «Современник» в 1962 году. Здесь на первый план выходили размышления и споры о человеке и его предназначении. Лука стал духовным центром спектакля. Это был не вредный утешитель, как писала о нем раньше большевистская критика, а добрый и светлый человек с философским взглядом на мир.
Краткое содержание
Действие пьесы происходит в подвале одной из ночлежек. Бывший слесарь Клещ занимается подбором ключей к найденным на помойке замкам. Квашня на загаженном старыми объедками столе готовит очередную партию пельменей для продажи. Проститутка Настя, мечтающая о большой любви, читает книгу. За грязной занавеской на кровати стонет больная жена Клеща Анна. На лежанке дремлет спившийся артист по прозвищу Актер. Сидя на нарах, бывший картузник Бубнов шьет кепку.
Постояльцы вполголоса разговаривают между собой. Сатин говорит, что в прежней жизни был вполне порядочным человеком. По его мнению, всякий труд должен приносить удовольствие, иначе человек становится его рабом. Бубнов вспоминает, как когда-то обладал «собственным заведением». Входит Костылев, хозяин ночлежки. Он ищет свою жену Василису, которая крутит роман с Пеплом. Последний прогоняет Костылева, вместе с ним уходят Актер и Сатин.
Приходит Василиса, ревнующая Пепла к своей сестре Наташе. Она привела нового жильца Луку. Когда они обе уходят, все слышат, как в сенях раздаются шлепки и крики Наташи, и бросаются на выручку. Во втором акте зритель видит, как:
- постояльцы играют в карты;
- Лука сидит у кровати Анны и утешает ее.
Неизлечимо больная и несчастная женщина боится смерти и в то же время не хочет жить так, как сейчас. Старик говорит ей, что после смерти ей будет хорошо и спокойно. Он разнимает дерущихся из-за Василисы Костылева и Ваську Пепла и советует последнему взять Наташу и бежать отсюда как можно дальше. Тут же умирает Анна, все собираются возле нее. Клещ, продав инструменты на похороны жены, остался без средств к существованию.
Пепел уговаривает Наташу уйти с ним, она почти соглашается. Но тут, услышав их разговор, вбегает Василиса и устраивает скандал. Дома она избивает сестру и выливает ей на ноги кипяток. Узнав об этом, Пепел бьет Костылева и, не рассчитав удара, убивает его. Василиса кричит, что убили мужа. Васька, пробуя защититься, напоминает, как она сама уговаривала убить его. Наташа, считая, что они в сговоре, не верит любимому и после выхода из больницы внезапно исчезает из ночлежки.
В четвертом акте постояльцы ведут разговор о Луке. Для Барона он шарлатан. Сатин, оправдывая старика, говорит, что обманывает тот из мудрости и жалости к людям. Пепла ждет долгий срок в тюрьме. Василиса, скорее всего, выпутается из этой истории благодаря брату-полицейскому. Так считают герои пьесы.
Драма «На дне» заканчивается смертью Актера, повесившегося на пустыре.
Философский смысл пьесы Горького
При изучении на уроке пьесы Горького «На дне» в 11 классе важно выяснить тематику и проблематику произведения. Основной темой творчества Горького в XIX—XX вв. было изобличение пороков существующего общественного устройства. Учащиеся должны назвать следующие проблемы, поставленные автором в своей новой пьесе:
- смысл жизни и смерти;
- человечность и равнодушие;
- правда и ложь;
- трагедия человека в обществе и т. д.
В процессе обсуждения вопросов школьники в тетради с конспектами составляют таблицу, в которую заносят имена героев и их краткие высказывания. С учителем они обсуждают, почему драму «На дне» можно назвать философской. После этого классу предлагаются вопросы:
- Подходит ли для пьесы определение «социально-философская»?
- Какие социальные типы выведены автором?
- Нравственные мотивы, заставляющие действующих лиц пьесы поступать определенным образом.
Учащимся нужно обратить внимание на образ Луки, задуматься, кем он является на самом деле, какова его философия. Ребята, используя свои записи в таблицах, выделяют основные качества героя и пишут дома сочинение на тему «Что лучше: истина или сострадание?».
Заключительный этап урока — обсуждение вопроса «В чем причина разрушения человека, почему эти люди оказались на дне жизни?». Это будет второй темой для домашнего сочинения.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/na-dne-kak-socialno-filosofskaya-drama-gorkogo-11-klass
https://m.vuzlit.ru/612467/pesa_sotsialno_filosofskaya_drama
https://1001student.ru/literatura/sochineniya/pesa-gorkogo-na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama.html