108 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Драматические произведения в литературе примеры. Драма и ее жанры

Жанры драматических произведений

Трагедия (от гp. Tragos — козел и ode — песня) — один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Обычно герой погибает («Ромео и Джульетта», «Гамлет» Шекспира). Трагедия возникла в древней Греции, название происходит от народного представления в честь бога виноделия Диониса. Исполнялись пляски, песни и сказания о его страданиях, в завершение которых в жертву приносился козел.

Комедия (от гр. comoidia. Comos — веселая толпа и ode — песня) — вид драматическою произволения, в котором изображается комическое в социальной жизни, поведении и характере людей. Различают комедию ситуаций (интриги) и комедию характеров.

Драма — вид драматургии, промежуточный между трагедией и комедией («Гроза» А. Островского, «Украденное счастье» И. Франко). Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей

Мистерия (от гр. mysterion — таинство, религиозная служба, обряд) -жанр массового религиозною театра эпохи позднего Средневековья (XIV-XV вв.), распространенный в странах Западной Нвротты.

Интермедия (от лат. intermedius — то, что находится посередине) -небольшая комическая пьеса или сценка, которая исполнялась между действиями основной драмы. В современном эстрадном искусстве существует как самостоятельный жанр.

Водевиль (от фр. vaudeville) легкая комическая пьеса, в которой драматическое дейст пне соединяется с музыкой и танцами.

Мелодрама —пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и морально-дидактической тенденцией. Типическим для мелодрамы является «счастливый конец», торжество положительных героев. Жанр мелодрамы был популярным в XVIII- XIX веках, позже приобрел негативную репутацию.

Фарс(от лат. farcio начинаю, наполняю)- западноевропейская народная комедия XIV — XVI веков, которая произошла от веселых обрядовых игр и интермедий. Фарсу присущи основные признаки народных представлений массовость, сатирическая направленность, грубый юмор. В новое время этот жанр вошел в репертуар театров малой формы.

Как было отмечено, способы литературного изображения нередко смешиваются внутри отдельных видов и жанров. Это смешение бывает двоякого рода: в одних случаях имеет место как бы вкрапление, когда основные родовые признаки сохраняются; в других родовые начала уравновешиваются, и произведение нельзя отнести ни к эпосу, ни клирике, ни к драме, в результате чего их называют смежными или смешанными образованиями. Чаще всего смешиваются эпос и лирика.

Баллада(от прованс. ballar — танцевать) — небольшое стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом любовного, легендарно-исторического, героико-патриотического или сказочного содержания. Изображение событий сочетается в ней с ярко выраженным авторским чувством, эпос соединяется с лирикой. Жанр получил большое распространение в эпоху романтизма (В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Т. Шевченко и др.).

Лиро-эпическая поэма— стихотворное произведение, в котором, по словам В. Маяковского, поэт рассказывает о времени и о себе (поэмы В.Маяковского, А. Твардовского, С. Есенина и др.).

Драматическая поэма— произведение, написанное и диалогической форме, но не предназначенное для постановки на сцене. Образцы этот жанра: «Фауст» Гете, «Каин» Байрона, «В катакомбах» Л. Украинки и др.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Драма и ее жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Драма и ее жанры «

(готовится к публикации)

Драма (от греч. dráma – действие) – это обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

Читать еще:  Гоголь мертвые души манилов описание усадьбы. Описание усадьбы манилова

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi è ce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующи е л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирково й к лоунаде.

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Читать еще:  Краткое сообщение о творчестве бунина. Иван Бунин биография кратко

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина «Копирайтинг: ХХІ век» и «Копирайтинг: 7+» .

Драма в литературе — это. Драма: примеры произведений

Драма — это форма литературного произведения, которая позволяет в кратком сюжете показать конфликты общества, чувства и взаимоотношения героев, раскрыть нравственные вопросы. Трагедия, комедия и даже современные скетчи — все это разновидности этого искусства, возникшего еще в Древней Греции.

Драма: книга со сложным характером

В переводе с греческого слово «драма» означает «действовать». Драма (определение в литературе) — это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа — через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже — монологов или полилогов.

Язык автора присутствует только в качестве ремарок. Они несут техническую функцию, характеризируя персонажей и описывая сцену.

Драма как род литературы сочиняется по классическим правилам.

Она состоит из нескольких частей, делясь на акты. В ней несколько героев, одна развитая сюжетная линия, задающая ось произведению. За все произведение происходит небольшое количество событий. Если работа создается для сценизации, то ее объем не должен превышает 80 страниц. Такой сценарий или пьеса равняются 3-4-часовому действию на сцене.

Древняя литература

Изначально драма сформировалась на основе культа бога плодородия Дионисия, включала песни и танцы. Актеры надевали шкуры, на лица — маски и пели дифирамбы. Проводились соревнования между трагиками и комедиантами. Знаменитые драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипил, Аристофан — прославленные авторы Древней Греции.

Классическая драма включает в себя разные жанры. Произведений литературы, которые относятся к этому виду искусства, достаточно много: это трагедия, комедия и сама драма. На стыке сформирована трагикомедия, столь популярная в российской школе.

Развитие драмы на примере трагедии

В буквальном смысле слово «трагедия» означает «козлиная песнь». Она ассоциировалась с осеней грустью, когда бог виноделия отправлялся в спячку, или метафорически умирал. Эсхил считается основоположником трагедии, он усовершенствовал форму и включил в действие второго актера. Софокл добавил третьего персонажа. Эмоциональные ходы выражены через оплакивание, выражение соболезнования, ужаса, гнева. Хор с помощью дифирамбов задавал нужный тон.

Трагедия в Древней Греции состояла из шести классических компонентов: миф, раскрытие характеров, уместное и существенное мнение, прозаический и метрический язык, музыка и зрелище. Трагедия захватывает душу и дает познать страдание.

В неизменном виде трагедия доходит до эпохи Ренессанса, где снова становится популярной. Шекспировские герои переживают фатум по-новому. Теперь социальные условия играют большее значение, чем игры богов. Знаменитые «Король Лир», «Отелло», «Гамлет» по сей день являют собой хрестоматию для юных драматургов и актеров.

В эпоху Просвещения действующие лица борются за идеи. Знаменитые трагедии Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь» не уступали по популярности работам Гете «Эгмонт» и «Гец фон Берлихинген».

Романтизм выявляет конфликт, но уже между внутренним и внешним мирами героев. Байрон, Гюго работают в жанре трагедии.

Большая литературная семья

Драма в литературе — это в первую очередь большая творческая категория. Изначальная прародительница трагедии и комедии сегодня обзавелась и новыми членами семьи. Современные представители — это мелодрама, водевиль, скетч. Мелодрама как род литературы делит героев на «хороших» и «плохих» людей: действующие лица имеют полярные нравственные принципы. Конфликт происходит между ценностями персонажей, и в итоге находится неожиданное решение. Водевиль и скетч — это комбинированные формы искусства.

Выразительные жанры в литературе

Однако помимо драматургии есть и другие выразительные жанры литературы. Таблица поможет классифицировать то, что мы сейчас разберем довольно подробно.

Новелла — разновидность рассказа: прозаическое краткое произведение с острым сюжетом и нейтральным стилем повествования. Тут нет психологического подтекста и неожиданной концовки, как в мелодраме.

Ода — устаревшая сегодня, но очень популярная в конце 18-го века торжественное произведение, которое излагалось через стихи или поэзию, положенную на музыку.

Очерк — фактаж реальной жизни, достоверное повествование.

Повесть — эпический жанр о жизни героя или нескольких персонажей, показывающий последовательные эпизоды из жизни. Больше по объему, чем рассказ, но меньше романа.

Поэма — повесть в стихотворном виде.

Рассказ — меньший собрат повести, где упоминаются одно или несколько событий из жизни героя. Действия не продолжительны по времени, а действующих лиц немного. Как правило, большая часть информации поступает от незримого рассказчика. Рассказ и поэма — самые популярные жанры произведений литературы.

Роман — большое повествовательное произведение, в котором несколько сюжетных линий, затрагивающих значительный период жизни или всю жизнь человека. Персонажи равнозначны, в сюжете происходит выявление общественно-значимых задач, проблем.

Эпопея — крупное произведение о значительных национальных или исторических событиях. Оформляется в виде прозы или стихов. Часто авторы называют эпопеи романами, однако от последнего он отличается содержанием народного быта, обличением уклада жизни всех слоев общества и широким географическим и историческим охватом.

Читать еще:  Мега миллион. Что можно выиграть в игре «Megamillions»? Правила игры «Megamillions»

Баллада — это лиро-эпическое стихотворение, где ярко выражена историческая линия, проходящая через весь сюжет. Баллада отличается от лирического стихотворения содержанием. В последнем автор стремится выразить свои внутренние чувства, вместо фабулы. Кроме того, стихи более короткие.

Песня — выражение идеи, чувств, сюжета через стихи, положенных на музыку. Делится на части, где рефрен — это припев, а развивающийся сюжет — куплеты.

Известны народные, исторические, лирические, героические песни. Считается, что песни и баллады — это самые древние жанры литературы.

Таблица, приведенная ниже, поможет составить общее представление о видах творческих категорий литературы.

Форма литературы

Рождение отечественной драматургии

Неторопливая и размеренная первая четверть XIX столетия ознаменована быстрым распространением драматической литературы.

С одной стороны это, безусловно, связано с интересом к театру, где появляется целая плеяда даровитых артистов и писателей. С другой стороны — в этот период появляется мода на домашние чтения и литературные гостиные. Популярны трагедии Крюковского, Озерова, Плавильщикова, Висковагова, Грузинцева, Глинки, Зотова. Большим успехом пользуется «Марфа посадница, или Покорение Новагорода» Иванова.

Противостояние классики и самобытности

Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе — это была копия французских пьес. Появляется понятие «ложноклассическая трагедия», под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится «Драматический Вестник», выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: «Воздушные замки», «Говорун», «Нерешительный».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский «Ревизор» — это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из «Горькой Судьбины» — это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений» недолго продержались на сцене.

Русский Шекспир

Драма в русской литературе не существовала бы в своем виде без имени Островского. Этот автор сумел не только заслужить народную любовь, за 40 лет Островским поставлено около 50 пьес, но и привить вкус аудитории на хорошие и сложные произведения. Добролюбов нарек работы Александра Николаевича «пьесами жизни». Все тексты выдержаны, как классическая драма. Определение в литературе пьес Островского — это общечеловеческие драмы. Автор пытается не только показать ситуацию, но еще и ищет корни проблемы в характерах персонажей, окружающей среде.

Ему удалось представить публике не просто героев, а психологические типажи, в которых так просто увидеть самих себя. Даровитый драматург писал искрометные комедии («Женитьба Бальзаминова»), леденящие душу трагедии («Гроза»), заставлял зрителей плакать, изумляться, сопереживать. Его работы — сокровищница русской речи.

Драма как род литературы в России, как самобытная школа последователей Островского возникает уже во время жизни мастера. Яркими подражателями его таланта были Потехин, Дьяченко, Крылов, Соловьев, Чернышев, Владыкин, Чаев, Львов и Антропов. Все они были выдающимися драматургами второй половины XIX века. Это были мастера театральной техники, сценичности действия.

Следующим этапом в развитии драматического письма становится индустриальный сюжет. Наиболее интересными представителями новейшей драматургии становятся Потехин, Шпажинский, Тарновский, Сумбатов, А. Суворин, Карпов.

Л. Толстой использовал драму как орудие информирования масс, выпустив в свет «Власть тьмы» и «Плоды просвещения».

Современная драматургия

Сегодня драматургия продолжает развиваться, но при этом строится по всем классическим законам жанра.

В сегодняшней России драма в литературе — это такие имена, как Эдвард Радзинский, Николай Эрдман, Михаил Чусов. По мере того как стираются границы и условности, на первый план выходят лирические и конфликтные темы, которые затрагивают Уистен Оден, Томас Бернхард и Мартин МакДонах.

Источники:

http://studopedia.ru/10_299790_zhanri-dramaticheskih-proizvedeniy.html
http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/lit/drama.htm
http://fb.ru/article/156957/drama-v-literature—eto-drama-primeryi-proizvedeniy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×