Элементы русских узоров в архитектуре и одежде. О русской вышивке
Разнообразие и значение традиционного русского орнамента
Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
- Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
- Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
- Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
- Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
Символ Орепей
- Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
- Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
- «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
- «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
- Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
- Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Русская вышивка
Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.
Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.
Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов – многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!
История русской вышивки
На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.
С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.
В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.
Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.
Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.
С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.
Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.
Русский орнамент в вышивке
От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.
Рассмотрим основные символы русской вышивки.
Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.
Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.
Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.
Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.
Традиционные схемы русской народной вышивки
На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.
Особенности вышивки в разных уголках России
В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.
- В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.
Орнамент на одежде
- Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
- В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
- В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
- Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.
Чувашская символика
Особенности южан
Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.
Вышивание росписями
Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.
Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.
Цветовые особенности областей:
- для Рязани характерен орнамент синего цвета;
- в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
- узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
- для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.
Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.
Северные традиции
В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.
Орнамент, выполненный гладью
Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.
Узор крестом
Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.
Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.
Белый узор
Особенности восприятия изобразительного искусства
Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.
В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.
На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.
История вышивки гладью
Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.
Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.
Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.
Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.
В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.
В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.
- Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
- Простая техника создания.
- Большой ассортимент видов.
Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.
Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.
Рисунок гладью
Древнерусское лицевое и золотное шитье
Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.
Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.
Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.
Лицевое шитье
Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.
В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.
Золотое шитье
Орнаменты славянских народов и их обозначение
Обережная вышивка славян, схемы и значение:
- Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
- Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
- Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
- Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
- Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
- Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.
Рожаница — схема вышивки
Вышивка в русском народном костюме
Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.
Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:
- на краю рукава;
- по низу изделия;
- по вороту.
Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.
Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.
Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.
Крестецкая строчка
Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.
Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.
Особенности техники
Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.
«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.
Крестецкая народная вышивка
Основные правила выбора узора
При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.
В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.
Источники:
https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html
https://www.promvishivka.ru/russkaya_vyshivka.html
https://tkanix.guru/rukodelie/russkaya-narodnaya-vyshivka