Энциклопедия сказочных героев: “Дочь-семилетка”. Народная сказка “дочь-семилетка”
Пушкин сделал!
готовые домашние задания
Home » читательский дневник » Народная сказка “Дочь-семилетка”. Читательский дневник
Народная сказка “Дочь-семилетка”. Читательский дневник
Автор: народ
Название: “Дочь-семилетка”
Жанр: народная сказка
Тема произведения: бытовая
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Дочь-семилетка. Умная, находчивая, смелая девочка.
Бедняк. Робкий, глупый, неуверенный в себе.
Богач. Брат бедняка. Злой, жадный, глупый.
Царь. Любитель загадок. Равнодушный к справедливости.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Спор двух братьев о том, кому принадлежит новорожденный жеребенок, дошел до царя. Но решить его смогла обычная маленькая девочка.
Сюжет — краткое содержание
Кобыла бедного брата рожает жеребенка, который прячется под телегой брата богатого.
Богатый утверждает, что жеребенка родила телега, и спор должен решить сам царь.
Царь задает братьям загадки, которые удается отгадать семилетней дочери бедного брата.
Царь удивляется находчивости ребенка и дает девочке еще три задания.
Девочка справляется с новыми загадками и стыдит царя, говоря, что телега никак не могла родить жеребенка.
Царь решает спор в пользу бедного брата.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась, как дочь-семилетка выполнила последние задачи царя. Она одела сетку, она поехала на зайце, а подарила царю перепелку, которая тут же улетела. Получилось, что она была не одетой и не голой, ехала не на лошади и не шла пешком, гостинца не принесла, но подарок подарила.
План произведения для пересказа
Жеребенок под телегой
Царь задает загадки
Кума богатого брата
Подсказки дочери бедного брата
Новые загадки царя
Просьба царя приехать дочь
Дочь стыдит царя
Главная мысль
Находчивость и смекалка помогут решить любую проблему.
Чему учит эта книга
Сказка учит не жадничать и не пытаться присвоить чужое. Учит смекалке и находчивости, учит находить неожиданные решения. Учит тому, что суд должен быть честным и беспристрастным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта смешная сказка, в которой маленькая девочка оказалась умнее двух здоровенных мужиков и самого царя. Вот что значит свежий взгляд на проблему и незашоренное мышление.
Энциклопедия сказочных героев: “Дочь-семилетка”. Народная сказка “дочь-семилетка”
Е хали два брата: один бедный, другой богатый.
У обоих по лошади – у бедного кобыла, у богатого мерин.
О становились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка. Жеребёнок подкатился под телегу богатого.
Б удит он наутро бедного:
— В ставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.
Б рат встаёт и говорит:
— К ак можно, чтоб телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.
Б огатый говорит:
— К абы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!
П оспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.
Д ошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:
— Ч то всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?
И положил им сроку три дня:
— Н а четвёртый приходите, ответ дайте!
Б огатый подумал – подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить.
О на посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:
— Ч то так печален, куманёк?
— Д а загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.
— Ч то такое, скажи мне.
— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?
— Э кая загадка! У моего мужа карая кобыла есть. Нет её быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.
— В торая загадка: что всего на свете жирнее?
— У нас другой год рябой боров кормится. Такой жирный стал, что на ноги не поднимается!
— Т ретья загадка: что всего в свете мягче?
— Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь!
— Ч етвертая загадка: что всего на свете милее?
— М илее всего внучек Иванушка!
— Н у, спасибо тебе, кума! Научила уму – разуму, по век тебя не забуду.
А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой.
В стречает его дочь – семилетка:
— О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?
— К ак же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.
— С кажи мне, какие загадки.
— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?
— С тупай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладёт. А милее сна нет ничего на свете!
П ришли к царю оба брата – и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:
— С ам ли ты дошёл или кто тебя научил?
О твечает бедный:
— В аше царское величество! Есть у меня дочь – семилетка, она меня научила.
— К огда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шёлкова. Пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.
М ужик взял шёлковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.
— Б еда наша! − говорит дочери. − Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.
— Н е кручинься, батюшка! − Отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает:
— П оди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!
М ужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц.
— О тдай, − говорит, − своей дочери. Пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.
В оротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее:
— А х, дочка! От одной беды увернёшься, другая навяжется!
— Н е кручинься, батюшка! − Отвечала семилетка.
П опекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:
— С кажи ему, что цыплятам на корм нужно однодённое пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.
Ц арь выслушал и говорит:
— К огда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.
— Н у, − думает мужик, − такой хитрой задачи и дочь не разрешит. Пришло совсем пропадать!
— Н е кручинься, батюшка! − сказала ему дочь – семилетка. − Ступай к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку.
О тец пошёл и купил ей зайца и перепёлку.
Н а другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец.
Ц арь её у ворот встречает.
П оклонилась она царю.
— В от тебе, государь, подарочек! − и подаёт ему перепёлку.
Ц арь протянул было руку, перепёлка порх, и улетела!
— Х орошо, − говорит царь, − как приказал, так и сделано. Скажи теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?
— О тец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.
— Ч то ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!
— А ты умён? Когда видано, чтобы телега жеребёнка принесла?
Ц арь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.
К огда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.
Сказка “Дочь-семилетка”, главные герои кто, какая основная мысль сказки?
Русская народная сказка “Дочь-семилетка” главные герои, основная мысль
Характеристика и описание героев сказки.
Ваше отношение к героям
Какая главная мысль сказки?
Чему учит сказка “Дочь-семилетка”?
Главные герои сказки “Дочь-семилетка”:
- Дочь-семилетка. Очень умная, находчивая девочка, все знает и понимает, находит выход из любой ситуации. Не признает неразрешимых задач.
- Отец девочки. Бедный брат. Не смог доказать, что жеребенка родила кобыла. Не очень умный и бесхитростный. Часто впадает в отчаяние.
- Богатый брат. Жадный и хитрый, утверждал, что жеребенка родила телега. Но тоже не очень умный, недалекий.
- Царь. Самодур. Вместо того, чтобы рассудить братьев по совести, стал играть с ними в загадки. думает только о развлечениях. Уважает тех, кто умнее его.
Из всех героев мне симпатичной показалась только мудрая девочка, она оказалась умнее взрослых.
Главная мысль сказки в том, что судить нужно по совести, а отвечать по уму.
Учит эта сказка тому, что в своих поступках нужно всегда руководствоваться здравым смыслом. Учит справедливости и умению признавать чужие заслуги, чужие достоинства.
В русской народной сказке “Дочь-семилетка” немного действующих лиц:
два брата ( бедный и богатый ), дочь бедного брата, кума богатого брата, царь.
Главными героями произведения я бы назвала:
- дочь бедного брата, девочку семи лет, находчивую и умную, которая помогла отцу доказать царю, что жеребенка принесла его кобыла ( кобыла отца ), а не телега брата,
- бедный крестьянин, отец девочки, неуверенный в себе, боязливый, не боец, искать защиту и решение проблем у дочери – не лучший вариант,
- зажиточный брат – жадный и бессовестный, не уважающий родного брата,
- царь – явно не тот, каким бы его хотел видеть народ, решать споры по-честному ему не интересно.
Мне кажется, основная мысль этой сказки в том, что в жизни должна торжествовать справедливость, между родными и близкими людьми не должно быть споров, особенно из-за денег и имущества, и уж тем более обмана.
Сказка учит тому, что ум и находчивость помогают победить в трудной ситуации, решить любую проблему и трудную задачу и восстановить справедливость.![][1 ]
Источники:
https://pushkinsdelal.ru/narodnaya-skazka-doch-semiletka-chi/
https://www.sites.google.com/site/russkieskazki/home/russkie/doc-semiletka
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3120002-skazka-doch-semiletka-glavnye-geroi-kto-kakaja-osnovnaja-mysl-skazki.html