Эпитафия краткое содержание. «Эпитафия (Я девушкой, невестой умерла…)» И
«Эпитафия (Я девушкой, невестой умерла…)» И. Бунин
«Эпитафия» Иван Бунин
Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно, —
Я краткими надеждами жила.
В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно –
И все ж была я в жизни не напрасно:
Я для его любви не умерла.
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
И небеса синеют вдоль аллеи.
Анализ стихотворения Бунина «Эпитафия»
Стихотворение, написанное в 1902 г., продолжает кладбищенскую тему, играющую заметную роль в бунинской лирике. Тем же периодом датировано произведение «Крест в долине при дороге…», молодой герой которого любит проводить теплые летние вечера у одинокой могилы. Странная привычка навещать последний приют незнакомца отражает подавленное настроение и тоску юноши, который предчувствует расставание с дорогим человеком. Текст завершается пейзажной картиной: взгляду одинокого наблюдателя открывается безлюдная «даль полей» — вечная, прекрасная и безразличная к людским страданиям.
Подобные мотивы присутствуют в бунинской «Эпитафии», которая была облечена в безупречную форму классического сонета. Заглавие, отсылающее к определенному литературному жанру, достаточно условно: оно определяет скорее тематику текста, чем демонстрирует его типические признаки. К примеру, в роли лирического «я» выступает не безутешный влюбленный, а умершая девушка, которая сообщает об обстоятельствах, предшествующих ранней кончине.
Юная героиня была любима, однако не испытывала ответного сильного чувства. Драматическая сторона дисгармоничных отношений молодой пары придает трагизму лирической ситуации, заявленной в зачине, новые оттенки смысла. Прекрасная, искренняя и кроткая героиня, живущая ожиданием будущего счастья, стала объектом поклонения для романтически настроенного молодого человека, имя которого осталось неизвестным. Высокое чувство поклонника не угасло со смертью невесты, и этот кульминационный момент обозначен в концовке второго катрена.
Парадоксальное заявление субъекта речи содержится в первом терцете: могильная тишина, которую не смеет нарушить даже ветер, ассоциируется с весенним обновлением и счастьем. Объяснение непривычному умозаключению появляется в сонетном замке. Скорбь о возлюбленной воплощена в стихотворных строках, выбитых на надгробии: они проникнуты грустью, названной эпитетом «бессмертная».
Концовка произведения построена на том же художественном приеме, что встречается в финале «Крест в долине при дороге…» Образ высокого синего неба, заключающий «Эпитафию», служит символом вечности — атрибутом бесконечной сущности природы. С последней не может соперничать бренное человеческое начало, однако высокие чувства, воплощенные в поэзии, способны преодолеть и смерть, и время.
Иван Бунин
Эпитафия (Я девушкой, невестой умерла)
Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно, –
Я краткими надеждами жила.
В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно –
И все ж была я в жизни не напрасно:
Я для его любви не умерла.
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
И небеса синеют вдоль аллеи.
Дата написания: 1902 год
Анализ стихотворения Бунина «Эпитафия»
Стихотворение, написанное в 1902 г., продолжает кладбищенскую тему, играющую заметную роль в бунинской лирике. Тем же периодом датировано произведение «Крест в долине при дороге…», молодой герой которого любит проводить теплые летние вечера у одинокой могилы. Странная привычка навещать последний приют незнакомца отражает подавленное настроение и тоску юноши, который предчувствует расставание с дорогим человеком. Текст завершается пейзажной картиной: взгляду одинокого наблюдателя открывается безлюдная «даль полей» — вечная, прекрасная и безразличная к людским страданиям.
Подобные мотивы присутствуют в бунинской «Эпитафии», которая была облечена в безупречную форму классического сонета. Заглавие, отсылающее к определенному литературному жанру, достаточно условно: оно определяет скорее тематику текста, чем демонстрирует его типические признаки. К примеру, в роли лирического «я» выступает не безутешный влюбленный, а умершая девушка, которая сообщает об обстоятельствах, предшествующих ранней кончине.
Юная героиня была любима, однако не испытывала ответного сильного чувства. Драматическая сторона дисгармоничных отношений молодой пары придает трагизму лирической ситуации, заявленной в зачине, новые оттенки смысла. Прекрасная, искренняя и кроткая героиня, живущая ожиданием будущего счастья, стала объектом поклонения для романтически настроенного молодого человека, имя которого осталось неизвестным. Высокое чувство поклонника не угасло со смертью невесты, и этот кульминационный момент обозначен в концовке второго катрена.
Парадоксальное заявление субъекта речи содержится в первом терцете: могильная тишина, которую не смеет нарушить даже ветер, ассоциируется с весенним обновлением и счастьем. Объяснение непривычному умозаключению появляется в сонетном замке. Скорбь о возлюбленной воплощена в стихотворных строках, выбитых на надгробии: они проникнуты грустью, названной эпитетом «бессмертная».
Концовка произведения построена на том же художественном приеме, что встречается в финале «Крест в долине при дороге…» Образ высокого синего неба, заключающий «Эпитафию», служит символом вечности — атрибутом бесконечной сущности природы. С последней не может соперничать бренное человеческое начало, однако высокие чувства, воплощенные в поэзии, способны преодолеть и смерть, и время.
Источники:
https://pishi-stihi.ru/epitafiya-ya-devushkoj-nevestoj-umerla-bunin.html
https://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-yepitafija-ja-devushkoi-nevestoi-umerla.html