Программа подготовки к ЕГЭ по литературе. Требования на испытании
Факультативный курс “Подготовка к ЕГЭ по литературе”
Разделы: Литература
Пояснительная записка.
В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.
Цель данного курса
Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
Задачи курса
- Повторить основные литературоведческие термины
- Подготовить учащихся к написанию творческой работы
Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.
За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.
Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.
Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.
В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки:
- восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
- выделение смысловых частей художественного текста;
- выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- сопоставлять литературные факты и явления;
- выделять авторскую позицию в произведении;
- выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.
Содержание.
Художественная литература как искусство слова.
Дать определение литературе.
Устное народное творчество и литература.
Жанры устного народного творчества.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс.
Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.
Литературные роды.
Эпос, лирика, драма.
Жанры литературы.
Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.
Терминология
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. “Вечные темы” и “вечные образы” в литературе. Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя.
Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
Деталь.
Психологизм.
Трагическое и комическое.
Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Стиль.
Проза и поэзия.
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
Литературная критика.
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве».
Из литературы XVIII века
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
Из литературы первой половины XIX века
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,
«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил…».
Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. ».
«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».
Из литературы второй половины XIX века
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое. »), «Природа – сфинкс. И тем она верней. ».
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. », «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Из литературы конца XIX – начала XX веков
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Из литературы первой половины XX века
М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы. », «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи. », «Низкий дом с голубыми ставнями. ».
М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»).
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова. », «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие. », «Не с теми я, кто бросил землю. », «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. »,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме. », «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. », «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Из литературы второй половины ХХ века
Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.
Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский
Драматургия второй половины ХХ века.
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин
Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе
Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!
Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.
Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.
Правило первое – самое важное
Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).
Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»
Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e – ink дисплеем).
Теория и подходы к ней
Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).
Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:
Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).
Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.
Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.
Периодичность работы с теорией.
В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.
Как разобраться с частью С
Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.
Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.
· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых. во-вторых. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.
· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.
· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.
· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.
Разумеется, все эти правила – ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.
Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.
Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.
Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.
Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.
А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.
Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.
Об учителях и репетиторах
Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.
Общий план подготовки
Каждодневное чтение по 50 страниц.
Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.
Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.
Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.
Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.
Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.
Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.
В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию – вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.
А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!
UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза – сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.
Экзамен по литературе – все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично
Готовимся к вступительному экзамену по литературе: схема анализа произведения, приемы быстрого запоминания информации, типичные ошибки абитуриентов.
Можно ли самостоятельно подготовиться к вступительному экзамену по литературе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие вузовские преподаватели уверены, что необходимую базу знаний могут дать только подготовительные курсы или занятия с репетитором. Но есть и противоположная точка зрения: все зависит от самого абитуриента.
Такого мнения придерживается и Наталья Шутая, кандидат филологических наук, докторант МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель “Уникум-центра” при РУДН.
– Наталья, к чему нужно быть готовым абитуриентам на экзамене по литературе?
– Форма вступительного испытания может измениться. Например, устный экзамен по литературе неожиданно заменят на единый государственный экзамен по литературе. Абитуриенты обычно узнают об этом в середине или в конце учебного года. К подобным “экспериментам” в сфере образования нужно быть готовым.
– Что проще сдавать – ЕГЭ или устный экзамен по литературе?
– На мой взгляд, единый государственный экзамен. Задания ЕГЭ составлены по школьной программе, поэтому от вас требуется знать в основном тот материал, который входит в обязательный минимум по предмету. Большинство вопросов предполагает выбор единственно правильного варианта. Вопросы на устном экзамене по литературе сложнее, требуют дополнительных знаний.
– На что следует обратить особое внимание при подготовке к устному экзамену по литературе?
– Во-первых, старайтесь больше читать тексты художественных произведений. В них вы найдете ответы на все вопросы. Во-вторых, “золотой ключик”, который позволит “открыть” идейно-художественное своеобразие любого произведения, – теория литературы. Вот здесь нужна помощь преподавателя. Заучивание определений не поможет сформировать навыки анализа и интерпретации прозаических и поэтических творений. А вот педагог научит пользоваться “ключом”. В-третьих, развернутый ответ потребует риторических навыков – умения отобрать, расположить и преподнести материал. И этому тоже надо учиться.
– Как лучше распределить время подготовки к экзамену по литературе?
– Есть два пути. Можно за основу взять жанрово-родовой принцип – повторять материал блоками: эпические произведения, драматические, лирические. В этом случае удастся проследить традиции, преемственность и новаторство в литературе. Кстати, на ЕГЭ проверяется умение анализировать текст с точки зрения жанрово-родовой специфики.
Второй путь – традиционный, историко-хронологический. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе.
– Какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена?
– Приемы мнемотехники, в основе которых лежит ассоциативный принцип, давно и хорошо известны. С их помощью легко запомнить, например, годы жизни Лермонтова – 1814-1841 (перевернутые даты).
Кстати, мнемотехника позволяет бороться с фактическими ошибками. Так, распространенной ошибкой на экзамене является написание имени Раскольникова через “а” – многие пишут “Радион”. Этого можно избежать, если вспомнить толкование имени героя: Родион Романович Раскольников – родина Романовых, то есть Россия расколота.
– Сколько нужно знать цитат по каждому автору?
– Нет такого критерия в оценке ответа – количество цитат. Ценятся не сами по себе приведенные отрывки (их знание свидетельствует лишь о хорошей памяти абитуриента), а так называемое органическое цитирование – небольшие фразы или словосочетания, которые подкрепляют вашу мысль, делают ее более яркой и выразительной.
Цитаты необходимо знать точно, со всеми знаками препинания. Помню как в программе “Что? Где? Когда?” знатоки проиграли, неправильно процитировав известную фразу А.С. Пушкина: “Чем меньше женщину мы любим, тем . нравимся мы ей!”.
Попробуйте сами продолжить цитату, без которой не обходится ни одно сочинение по роману “Евгений Онегин”: “Но я другому отдана. ” Даже Достоевский в известной “Пушкинской речи” допустил в этом месте ошибку. Поэтому в печатном варианте речи всегда делается сноска: “Не совсем точная цитата”.
– Допустим, времени на подготовку осталось мало. Можно отдельные произведения перечитать в кратком содержании?
– Дефицит времени – это серьезная проблема, но все же медленное и вдумчивое повторное чтение, когда уже не надо следить за сюжетом, а можно непосредственно наблюдать за текстом, окупится стократ. Если такой возможности нет, стоит перечитать хотя бы основные эпизоды. К кратким пересказам стоит обращаться лишь для того, чтобы что-то проверить или вспомнить.
Есть ряд научно-популярных книг, которые помогут вам “поднять” программные произведения: например, одолеть Л.Н. Толстого позволит удивительная книга Н. Долининой “По страницам “Войны и мира”.
– Какие типичные ошибки бывают при самостоятельной подготовке к экзамену по литературе?
– Много сил уходит впустую – на поиск готовых рецептов, по которым можно без труда подготовиться к экзамену, неумение выделить главное, недостаточная вера в свои силы или, наоборот, завышенная оценка своих знаний (ведь в этом возрасте очень трудно адекватно оценить себя), отказ от якобы устаревших, но испытанных методов – конспектирования, заучивания, повтора материала.
Экзамен по литературе. Проза.
Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:
- место писателя в литературном процессе
- место произведения в творчестве писателя
- тематика, проблематика произведения
- основная идея, в чем она выражается:
- жанр
- система образов
- конфликт
- композиция
- язык (особенности стиля)
- значение произведения для дальнейшего развития литературы.
Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.
и поэзия.
Каждый третий вопрос в экзаменационных билетах связан с анализом стихотворений, поэтому важно научиться разбирать текст. Общий план анализа таков:
- дата написания и публикации
- принадлежность к тому или иному литературному направлению
- жанровая форма
- тип поэтической речи (описание, размышления, диалог, обращение)
- тема
- смысл названия
- эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении
- основные изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, метонимия, эпитеты, аллегория, символ, гипербола, литота). Можно указать особенности поэтического синтаксиса (повторы, параллелизм, инверсия, градация, анафора, эпифора, риторический вопрос); особенности рифмовки
- основная идея, которая стала понятна в ходе анализа.
Источники:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564544/
https://5litra.ru/other/972-detalnyy-plan-podgotovki-k-ege-po-literature.html
https://www.7ya.ru/article/Jekzamen-po-literature-vse-v-vashih-rukah/