1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этнокультурная общность. Этнос, этническая общность и этничность

ЭТНОС И ЭТНИЧЕСКОЕ

Этнос — центральное понятие этнологии. Однако в современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Между тем, не разобравшись в сущности этого феномена, мы не сможем правильно понять множество производных понятий и терминов, трудно будет адекватно осмыслить явления и процессы этнического характера.

Понятие этноса

Этническая терминология появляется в научной литературе еще во второй половине XIX в. В нашей отечественной литературе термин “этнос” появляется в начале XX в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 1920-е гг. русским этнографом С. М. Широкогоровым. Согласно его определению, “этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других”. Такое понимание этноса у С. М. Широкогорова удивительным образом сочетается с причислением этой общности к биологическим.

С начала 70-х гг. XX в. развернулась дискуссия вокруг понимания этничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявились две основные позиции по определению понятия “этнос”. Согласно одной точке зрения, этносы представляют собой биологические единицы — популяции. Природное биологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л. Н. Гумилева. Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова. С точки зрения этих ученых каждый этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, управляется общественными законами.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю. В. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos — племя, народ) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально- экономических, государственно-правовых. Этнос — это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос — это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественно-историческим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.

Введение в научный оборот термина “этнос” обусловлено, прежде всего, многозначностью слова “народ”, которое употребляется для обозначения различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т. д.). Применение термина “этнос”, позволяя избежать многозначности слова “народ”, дает возможность для выражения того значения слова, которое оно имеет, когда речь идет о народах мира, т. е. о племенах, народностях, нациях. Если мы говорим, например, “русский народ”, то имеем в виду общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных исторически развивающихся коллективов. В этом же смысле мы говорим “украинский народ”, “белорусский народ”, “польский народ”, “французский народ” и т. д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения.

Факторы образования и признаки этноса различаются. Так, формирование каждого этноса обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей, что, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса. Общность территории содействует также самовоспроизводству этноса: она обеспечивает развитие хозяйственных и других видов связей между частями этноса; природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, отражаясь в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и ценностно-нормативных систем. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самосознание общности. Значит, следует четко разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и фактор его существования. Целостность территории — важнейшее условие формирования этноса, но уже сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет ее.

Читать еще:  Роза мира даниил андреев содержание. Влияние на современную художественную культуру

Первичная территория, на которой происходит становление этноса, может затем расширяться в результате расселения этноса или утратить компактность, уменьшиться в своих размерах, расчлениться на части из-за миграций в его пределы иноэтнических групп. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самоназвание общности. И носители одного самосознания, проживающие даже на отдаленных друг от друга территориях, нередко из поколения в поколение сохраняют свою этническую принадлежность (например, армяне в России, Ливане, Сирии, США, украинцы в России, США, Канаде и т. д.).

Народы мяо и яо расселены и в Южном Китае, и во Вьетнаме, и в Лаосе, и во всех этих странах они живут островками среди основного населения.

Мексиканцы есть не только в Мексике, миллионы их живут и работают в США.

Индейский народ кечуа живет не только в Перу и Боливии, где его язык признается одним из официальных, но и в Эквадоре, Аргентине, Чили.

Этнос может на протяжении своей истории даже менять территорию, целиком или почти целиком перебираясь на новое место. Калмыки всего лишь четыре века назад жили в Центральной Азии, а с XVII в. они живут в Нижнем Поволжье (точнее, в западной части Прикаспийской низменности). Венгерский этнос за последние полторы тысячи лет сменил четыре, а возможно, и пять территорий расселения.

Таким образом, выступив как условие формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором последующего воспроизводства этноса.

Важнейший отличительный признак этноса — язык. Он

является либо условием его формирования, либо итогом этногенеза. Последнее особенно заметно и в случае формирования этносов из разноязычных групп населения. В результате такой тесной связи язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности.

Однако роль общности языка как этнического признака в полном смысле этого слова не согласуется со случаями, когда части одного этноса говорят на разных языках. Так, в России отдельные группы единого мордовского народа говорят сейчас на трех языках: часть -— на мокшанском, часть — на языке эрзя, третьи, оставаясь мордвинами, создают собственную национальную культуру, пользуясь русским языком, который стал для них единственным и родным.

Следует иметь в виду и случаи, когда части одного этноса говорят на очень сильно расходящихся диалектах. Это относится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых попросту не понимают друг друга.

С другой стороны, немало примеров, когда разные этносы говорят на одном языке. Англичане и австралийцы, например, говорят на одном языке — английском. На нем же говорят жители США, большая часть канадцев, население острова Ямайки в Центральной Америке, новозеландцы и большинство ирландцев. Тем не менее все это — разные народы.

И все же язык занимает важнейшее место среди основных признаков народа, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке, как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику. Она может заключаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, лексике, специфических оборотах и фразеологических сочетаниях, но в той или иной форме обычно присутствует. У разных народов, пользующихся одним и тем же языком, в речи непременно есть этнические различия и в деталях произношения, и в обращении. Например, американцы зовут друг друга уменьшительными именами. В Англии это возможно, как правило, только при довольно близких приятельских или родственных отношениях.

Наряду с языком важнейшее значение для устойчивого функционирования этноса имеют специфические элементы их материальной и духовной культуры. Это, прежде всего, те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и нематериальная культура, созданная профессионалами, в первую очередь художественная. К особенностям культуры в широком значении относятся этнические черты образа жизни народа.

В чем он, собственный особенный образ жизни каждого народа, как выражается этническое своеобразие в культуре в широком смысле этого термина? В чем оно проявляется или может проявляться?

Читать еще:  Как тайное стало явным. История любви Валерия Меладзе и Альбины Джанабаевой

Разумеется, во многом. В том, например, как люди работают, какими орудиями они при этом пользуются. Сложна ли, скажем, “конструкция” сохи — одного из древнейших пахотных орудий, которым на протяжении долгих веков возделывали землю крестьяне Восточной Европы? Между тем, их конструкций насчитывалось несколько десятков. Разными сохами пользовались жители центра России, Литвы, Белоруссии.

Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличался от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Но традиционная латышская телега тоже отличается от русской, хотя и в ту, и в другую запрягают лошадей.

Своеобразны традиционные жилища у различных народов мира. Здесь и свайные постройки, и плавучие жилища, и переносные дома и т. п. Русские крестьяне в прошлом почти в любых природных условиях по традиции строили дома из дерева. Даже если они переселялись в районы, где нет леса. В полярной тундре срубы возводили из плавника — бревен, прибитых к берегу моря или реки.

Особой приметой этноса является одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX в. нередко удавалось определить ее “малую” родину. По одной лишь тюбетейке узбека можно определить, из какой местности происходит этот человек. И теперь в обиходе говорят о народной русской, таджикской или латышской одежде. Однако одежда разных народов становится все более однотипной, теряет свой этнический характер. Национальные же костюмы во многих случаях становятся лишь праздничной одеждой.

Иногда формированию этноса способствует общность религии входящих в него групп людей. Например, у хорватов, сербов и боснийцев в Югославии один и тот же язык, но хорваты — католики, сербы — православные, боснийцы — мусульмане; и хорватов, и сербов, и боснийцев рассматривают как три разных народа. (Кстати, боснийцы сами себя называют “муслимане”.) Однако есть в Югославии и небольшие группы сербов- католиков и хорватов-православных.

Но вот ливанские арабы — частью мусульмане, частью христиане, да еще разных толков. Однако это не привело к их разделению на разные этносы.

Этносам свойственно сознание и чувство принадлежности к данной общности — этническое самосознание. Самосознание членов этноса как бы фокусирует представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в него людей. Даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, испанцев, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самое название. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом огромную роль играет антитеза: “мы — они”. Примечательно, что само представление (в том числе обыденное) о существовании рассматриваемой нами категории человеческих общностей неизбежно предполагает подобное различие.

В чем бы конкретно ни находило свое выражение этническое самосознание, сам факт его проявления, отделения в сознании людей с одними этническими признаками от людей с другими этническими признаками, знаменует формирование нового этноса. Когда белорусы стали думать и говорить о себе как о людях, в чем-то отличающихся и от древних русичей, и от живущих к югу украинцев, и от литовцев на севере, и от русских на востоке, причем отличающихся не по одной лишь территории расселения, но и по обычаям, языку, чертам быта, они перевели на уровень сознания — уровень субъективный — некоторые объективные показатели своего существования, осознали их.

Или, например, когда речь идет о венграх как этносе, то всегда само собой разумеется, что венгры представляют себе, что тем-то и тем-то отличаются от немцев, японцев, от любого другого этноса. То есть мы, венгры, такие-то, а все прочие — другие.

Каждый из этносов имеет непременный внешний признак — самоназвание (собственное имя, этноним). Само существование самоназвания предполагает, что у этой общности сформировалось этническое самосознание.

Таким образом, для этноса характерно не только обладание общностью определенных объективных свойств. Этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей.

Это осознание членами этноса своего группового единства и есть этническое самосознание, внешним выражением которого является самоназвание. Такое этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности (оттесняющей в этом отношении даже признак родного языка), но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

Читать еще:  Пять интересных фактов о рок-группе наутилус помпилиус. Наутилусы: интересные факты

ЭТНИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ

  • В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 490

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЭТНИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ (от греч. ἔθνος – на­род, пле­мя), груп­па лю­дей (на­род), об­ла­даю­щих об­щим са­мо­соз­на­ни­ем (эт­нич. иден­тич­но­стью ), а так­же обыч­но об­щи­ми язы­ком и чер­та­ми куль­ту­ры. На­ли­чие эт­нич. иден­тич­но­сти счи­та­ет­ся гл. при­зна­ком Э. о., на ос­но­ве кото­ро­го скла­ды­ва­ет­ся са­ма общ­ность и от­ли­чаю­щие её те или иные ха­рак­те­ри­сти­ки ( эт­нич­ность ). В ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся св. 5 ты­с. Э. о. чис­лен­но­стью от не­сколь­ких со­тен ( ижора , караи­мы , се­ту , эн­цы и др. в Рос­сии) до ста и бо­лее млн. чел. ( рус­ские , ки­тай­цы , хин­ду­стан­цы и др.). Це­ло­ст­ность Э. о. под­дер­жи­ва­ет­ся ха­рак­те­ром рас­се­ле­ния и чис­лен­но­стью на­ро­да, внут­ри­груп­по­вой брач­но­стью ( эн­до­га­ми­ей ), а так­же со­ци­аль­ным и об­ществ.-по­ли­тич. ста­тусом чле­нов Э. о. Её раз­мы­ва­нию и да­же ис­чез­но­ве­нию спо­соб­ст­ву­ют разл. фор­мы куль­тур­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния (см. в ст. Ас­си­ми­ля­ция ), а так­же пря­мое или кос­вен­ное на­си­лие в от­но­ше­нии чле­нов Э. о. (эт­но­цид). Э. о. мо­гут сбли­жать­ся с др. ти­па­ми общ­но­стей: их при­зна­ки при­об­ре­та­ют груп­пы, объ­е­ди­нён­ные общ­но­стью ре­ли­гии (эт­но­кон­фес­сио­наль­ные общ­но­сти, напр. кря­ше­ны , ези­ды , коп­ты ), ра­со­вой от­ли­чи­тель­но­стью (эт­но­ра­со­вые общ­но­сти, напр. аф­роа­ме­ри­кан ­цы), со­ци­аль­но-проф. ста­ту­сом ( кас­ты ). Э. о. от­лич­ны от гражд. на­ций , од­на­ко на­ли­чие у на­ции куль­тур­ной от­ли­чи­тель­но­сти так­же сбли­жа­ет её с Э. о. В сов. эт­но­ло­гии (Ю. В. Бром­лей и др.) бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка клас­си­фи­ка­ции Э. о. по так­со­но­мич. уров­ням (эт­нос, ме­та­эт­нич. общ­ность, су­бэт­нич. груп­па, эт­но­гра­фич. груп­па); ко­рен­ное по­ня­тие «эт­нос» трак­то­ва­лось в тра­ди­ци­ях при­мордиа­лиз­ма ; ны­не эта клас­си­фи­ка­ция при­зна­ёт­ся боль­шин­ст­вом эт­но­ло­гов ус­та­рев­шей, так как Э. о. ока­зы­ва­ют­ся ча­ще по­ли­тич. и ин­тел­лек­ту­аль­ным кон­ст­рук­том (см. в ст. Кон­струк­ти­визм ), а но­си­те­ли эт­нич. иден­тич­но­сти об­ла­да­ют слож­ным и по­движ­ным са­мо­со­зна­ни­ем.

    этнос (этническая общность)

    Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

    Смотреть что такое «этнос (этническая общность)» в других словарях:

    Этнос (этническая общность) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин этническая общность (этнос) близок понятию народ в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ) — (от греч. ethnos племя, группа, народ) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭТНОС (этническая общность) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный расовой, языковой или национальной идентичностью. Термин неточный, так как различие иногда проводится между культурным и политическим этносом. Кроме того, расовые… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    этническая общность — см. Этнос. * * * ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем (см. ПЛЕМЯ), народностью (см. НАРОДНОСТЬ), нацией (см. НАЦИЯ); термин «этническая… … Энциклопедический словарь

    Этническая общность — (ethnicity) Единственное рабочее определение этнической общности подразумевает осознание людьми общности их происхождения и традиций. Греческое слово ethnos переводится и как племя , и как нация , и его можно понимать как нечто стоящее между… … Политология. Словарь.

    Этнос (народ, этническая общность) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка, психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В… … Официальная терминология

    этническая общность — Исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием, общностью происхождения и культуры, чаще всего языка, при своем возникновении связан с определенной территорией. Syn.: этнос … Словарь по географии

    Этническая общность — Этническая общность устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным разным историческим периодам (племя, народность, нация), так и… … Википедия

    Этническая общность — этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. общность территории и языка выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко Э. о. складываются и из… … Большая советская энциклопедия

    Этнос (этническая группа) — общность людей, объединенная прежде всего общим самосознанием, языком, идеологией (религией) и элементами культуры. Принципиально отличается от популяции и расы социальными критериями выделения, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Источники:

    http://studref.com/485419/filosofiya/etnos_etnicheskoe
    http://bigenc.ru/ethnology/text/4916954
    http://ethnopsychology.academic.ru/417/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81_(%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector