Фамилии главных героев классических романов. Михаил Булгаков, «Эксмо»
Михаил Афанасьевич Булгаков
Биография
Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 15 мая (по старому стилю — 3 мая) 1891 года в Киеве. Его родители были преподавателями и сделали все, чтобы дать сыну блестящее образование. Юный Миша после окончания школы поступил на медицинский факультет Киевского университета: на этот поступок его вдохновили братья матери, работавшие врачами.
Во время Первой мировой войны он служил военврачом сперва в прифронтовой полосе, а затем и на фронте. Так, будущий классик был свидетелем знаменитого Брусиловского прорыва. Затем он был направлен простым земским врачом в русскую провинцию, где его и застали известия о Февральской, а затем и Октябрьской революции. Тогда же он пристрастился к морфию. В этот же период в прессе стали появляться его первые публикации. Страна бурлила. Началась Гражданская война. А сам М.А. постепенно понял, что его истинное призвание — не медицина, а литература.
В 1921 году начинающий автор переехал в Москву к своему дяде. Он сотрудничал как фельетонист с целым рядом печатных изданий и получил известность за острый слог и оригинальность мышления.
В 1926 году получил признание и как драматург: на сцене МХАТ с большим успехом шла его пьеса «Дни Турбиных. Несмотря на «антисоветскую тематику» ее не снимали с репертуара по непосредственному указу Сталина, который множество раз приходил смотреть эту постановку. Параллельно с этим литератора все яростнее критикуют коллеги по цеху (например, Маяковский и Шкловский). К нему усиливается внимание ГПУ, начинается настоящая травля писателя. В 1930 году М.А. перестал печататься и в отчаянии написал письмо Сталину. Благодаря этому писатель смог устроиться во МХАТ и начал снова писать пьесы.
В 1939 году ему поставили страшный диагноз: гипертрофический нефросклероз, а 10 марта 1940 года он скончался. Его самый известный роман, «Мастер и Маргарита», так и не был закончен. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Его надгробием стал камень, когда-то лежавший на могиле Гоголя.
Семья и личная жизнь
Первой супругой писателя стала Татьяна Лаппа — пара поженилась в 1913 году, но брак не оказался счастливым. На долю Татьяны выпало немало испытаний, в том числе наркотическая зависимость супруга от морфия. Брак был расторгнут в 1924 году из-за новой влюбленности Булгакова, однако до конца дней он чувствовал вину перед первой женой.
В 1925 году писатель зарегистрировал отношения с Любовью Белозерской. Она взяла на себя обязанности секретаря и оказала немалое влияние на творчество. Считают, что именно она подсказала писателю ввести в роман о Дьяволе главную героиню. Причиной разрыва отношений стал новый роман с Еленой Шиловской — третий брак был заключен в 1932 году.
Елена Шиловская стала для писателя и секретарем, и другом, ей принадлежит основная заслуга в сохранении его архивов. Больше она замуж так и не вышла, посвятив остаток жизни творческому наследию супруга.
Общественная деятельность
Из-за независимого характера и нежелания работать в стиле «соцреализма» у нынче признанного мастера слова были известного рода проблемы с советской властью. Но его работы нравились товарищу Сталину, и ему удалось мистическим образом избежать ареста и репрессий.
Награды
При жизни писатель был «персоной нон-грата» в советском литературном мире: можно было по пальцам пересчитать положительные рецензии, написанные на его произведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что М.А. не был удостоен ни одной правительственной награды за свои заслуги.
Экранизации
По мотивам произведений русского классика было снято несколько десятков фильмов и сериалов. Но создать удачную кино-адаптацию его главного шедевра, «Мастера и Маргариты», увы, так пока и не удалось.
Где Булгаков нашел своих демонов?
24 декабря 2005 1:00 5
Иллюстрация к «Фаусту» Гете. Олег Басилашвили.
Воланд – князь тьмы, дух зла и повелитель теней
Имя
Досталось от гетевского Мефистофеля. В поэме « Фауст » оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет!»
В старинной немецкой литературе черта называли еще одним именем – Фаланд. Оно возникает и в «Мастере», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «. Может быть, Фаланд?»
Внешность
Описание Воланда весьма схоже с образом Мефистофеля из современной Булгакову книги Эмилия Миндлина «Начало романа «Возвращение доктора Фауста». Оттуда взяты худые ноги и постоянно меняющийся цвет глаз. Но своими демоническими чертами Воланд также обязан Джорджу Байрону и картине Михаила Врубеля «Демон».
Коровьев-Фагот – темный рыцарь, старший из демонов
Имя
По мнению разных исследователей, в фамилии Коровьев можно найти ассоциации с господином Коровкиным из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». А также с мерзким статским советником Теляевым из повести Алексея Толстого «Упырь», который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром.
Второе же прозвище – Фагот – скорее просто название музыкального инструмента.
Внешность
Регент и подпевала внешне чем-то похож на фагот – длинную тонкую трубку, сложенную втрое. Он худой, высокий и готов сложиться втрое, дабы «угодить» собеседнику. Коровьев-Фагот – это и материализовавшийся черт из разговора Ивана Карамазова с нечистым в романе «Братья Карамазовы».
В последнем полете Коровьев превращается в темного рыцаря, наказанного за неудачный каламбур о свете и тьме. Его прототипом может служить бакалавр Сансон Карраско – рыцарь Белой Луны из «Дон Кихота » Сервантеса . Он обманом заставил Дон Кихота вернуться домой, где тот умирает от горя.
Бегемот – демон желаний желудка
Имя
В ветхозаветной книге Еноха Бегемот – морское чудовище, обитающее в невидимой пустыне.
Внешность
В книге «История сношений человека с дьяволом» М. Орлов так описывает беса Бегемота: «Он изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».
У Булгакова в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном. Но позже превратился в огромного кота. Как утверждает вторая супруга писателя, он стал напоминать их домашнего кота Флюшку.
Бегемот – в демонологической традиции – демон желаний желудка. Поэтому в «Мастере» кот Бегемот постоянно ест.
Азазелло – демон пустыни
Имя
Древнееврейского демона безводных мест звали Азазел. Апокрифическая книга «Берешит раббан» считает его «худшим из ангелов, пленившихся земными женщинами и через то сделавшихся демонами».
Упоминание еще одного демона Азазиэля встречается в Ветхозаветной книге Еноха. Господь говорит архангелу Рафаилу: «Свяжи Азазиэля и брось его во тьму и заключи в пустыню». (Перевод И. Порфирьева .)
Внешность
Перед профессором Кузьминым Азазелло появляется в виде воробья не случайно. В славянском ветхозаветном апокрифе Азазел предстает перед Авраамом в образе «нечистой птицы».
Не случайно и то, что именно Азазелло уговаривает Маргариту явиться к богатому иностранцу, и он же вручает ей чудодейственный крем. Именно древнееврейский демон Азазел научил женщин украшать себя драгоценными камнями, румяниться и белиться – одним словом, преподнес урок обольщения.
Гелла – служанка-вампир
Имя
Так называли на острове Лесбос безвременно погибших девушек, превратившихся после смерти в вампиров. Это имя упоминается в статье «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, которым пользовался Булгаков.
Внешность
Шрам на шее Геллы такой же, как и у Маргариты из «Фауста» Гете . (Маргариту – возлюбленную главного героя поэмы – казнили за убийство ребенка.) А не очень симпатичные привычки – щелканье зубами и причмокивание – достались Гелле от героев повести Алексея Толстого «Упырь». Оттуда же и роковой поцелуй Геллы: в «Упыре» девушка-вампир поцелуем превращает возлюбленного в упыря. Шокирующая манера разгуливать голой – дань легендам о шабашах, на которых ведьмы творят свои темные дела исключительно нагишом.
Подготовила Анна СЕЛИВАНОВА.
ЗВУКООФОРМЛЕНИЕ
Музыку к фильму Корнелюк писал год
Мелодии питерского композитора сопровождают ровно половину сериала
Музыку к «Мастеру и Маргарите» написал Игорь Корнелюк. Она заняла 260 минут. То есть под «музыкальное сопровождение» идет ровно половина фильма!
Это не первый опыт совместной работы Корнелюка с режиссером Бортко. Раньше были «Бандитский Петербург » и «Идиот». Во время съемок «Идиота» Корнелюку каждую ночь во сне являлся Достоевский. Он показывал композитору язык, издевался всячески. Музыка писалась тяжело. Когда Игорь наконец нашел тему князя Мышкина , Федор Михайлович приснился в последний раз. Сказал поощрительно: «Видишь, очкарик, справился все-таки!» В этот день Корнелюк показал режиссеру Бортко всю музыку.
– Зато над музыкой к «Мастеру» я старался работать медленно, скрупулезно.
Основные темы – Воланда, распятия Христа, бала у сатаны – сочинил до съемок, больше года назад. А потом режиссер Бортко приносил – по частям – отснятый и смонтированный материал, и я, глядя на кадр, дорабатывал.
Так на протяжении последнего года Игорь Корнелюк и чередовал плотно – без перерывов! – четыре функции: работал в студии с «Мастером и Маргаритой», спал, ел, выступал на концертах. А Булгаков композитору за все время работы над музыкой к сериалу так ни разу и не приснился.
Татьяна МАКСИМОВА («КП» – Санкт-Петербург»)
Издана самая полная биография Михаила Булгакова (3 фото)
Публицист, историк и литературовед, доктор филологических наук Борис Соколов является преданным поклонником и неутомимым исследователем жизни и творчества Михаила Булгакова. Классификаторы булгаковедения (есть такое отдельное направление в литературоведении) относят Соколова к стану «прототипистов», которые при изучении произведений уделяют особое внимание на оставленные автором в тексте подсказки, отсылки или прямые указания на происходившие в его время исторические события или реально существовавших современников. Прототиписты исследуют связи между между объективной реальностью и созданной писателем литературной вселенной.
Борис Соколов является одним из самых известных булгаковедов-прототипистов, да и не самой последней фигурой в булгаковедении вообще. Во всяком случае, он первым в нашей стране защитил докторскую диссертацию по Булгакову (филфак МГУ, 1992), написал с десяток книг (среди которых и впечатляющая «Булгаковская энциклопедия», пережившая три издания – каждое последующее всё более полное) и около полусотни статей, посвящённых Михаилу Афанасьевичу.
Книга делится на восемь глав, в которых рассказывается о детстве писателя, его врачебной практике, испытаниях в годы гражданской войны, «кавказском» периоде жизни, журналистском опыте, работе в театре драматургом и режиссёров, самая большая по объёму глава – седьмая – ожидаемо посвящена главному роману классика.
Соколовым проделана просто космическая работа по воссозданию всего жизненного пути Михаила Булгакова. В один том собрано множество свидетельств, воспоминаний родственников, сослуживцев, однокашников, соседей и коллег писателя. Как «Мастер и Маргарита» для Булгакова, книга «Мастер и демоны судьбы» является для Соколова главным опусом. И приятно, что читается такой труд легко, написан он просто, при этом автор старается обходиться без лишнего фантазёрства, когда находит те или иные отголоски реальной жизни писателя в его художественных произведениях, опираясь на конкретные свидетельства, выстраивая логические взаимосвязи. Это не постмодернистская, а модернистская книга, в чём главная её прелесть. Именно такими и должны быть биографии: не иллюстрациями к идеям их авторов, а описанием жизни своих героев.
Не знаю, насколько эта книга будет интересна людям, профессионально изучающим творчество Булгакова, но мне, как простому читателю, знакомому лишь с литературными произведениями писателя, не вникавшему особенно в его биографию, читать книгу было очень интересно. Множество собранных сведений создают подробную и достоверную картину тех времён, в которые жил и творил Булгаков. Рекомендую книгу всем, кто любит или просто интересуется его творчеством.
ПС. Есть лишь один недостаток у этой книги – в ней мало фотографий, всего две вклейки по четыре листа, и половина из них уже общеизвестна и широко доступна любому. Зато малое количество фотоматериалов искупается огромным количеством текстовой информации – вот уж, точно, здесь есть, что почитать.
Источники:
https://eksmo.ru/authors/bulgakov-mikhail-afanasevich-ID2233/
https://www.kp.ru/daily/23634/48308/
https://m.fishki.net/2072301-izdana-samaja-polnaja-biografija-mihaila-bulgakova.html