Формирование и выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях культуры.
Что такое государственное задание бюджетного учреждения
Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
- Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
- Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
- Улучшение функций учреждения.
- Сокращение ненужных трат.
- Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.
Формирование государственного задания
Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:
- Порядком создания задания.
- Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
- Требованиями к установлению нормативов.
Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.
Структура госзадания
Содержание документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:
- Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
- Порядок контроля реализации положений документа.
- Требования к отчетности.
- Категории потребителей, которые пользуются услугами.
- Порядок предоставления услуг.
- Тарифы на платные услуги.
Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.
Финансирование по госзаданию
На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:
- Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
- Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.
Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:
- Сроки финансирования.
- Суммы субсидий.
- Периодичность начислений.
Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:
- Материалы и сырье.
- Зарплата сотрудникам.
- Оказание дополнительных услуг.
Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.
Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.
Контроль над выполнением госзадания
Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
- Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
- Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
- Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
- Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
- Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
- Возникла необходимость в экономии из-за закупок.
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.
Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 69.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
ГАРАНТ:
Нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ – города федерального значения может быть предусмотрено применение положений статьи 69.2 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) при исполнении бюджета такого субъекта РФ на 2017 г.
Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 69.2 БК РФ
1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.;
Информация об изменениях:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 1 января 2018 г. – Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения пункта 3 статьи 69.2 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.)
ГАРАНТ:
Нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ – города федерального значения может быть предусмотрено применение положений статьи 69.2 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) при исполнении бюджета такого субъекта РФ на 2017 г.
3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.
Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
ГАРАНТ:
Об административной ответственности за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания см. ст. 15.15.15 КоАП РФ
Формирование и выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях культуры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Формирование и выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях культуры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания. Применимы ли здесь количественные показатели, ведь гарантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?
Госзадание бюджетного учреждения на региональном и местном уровне
Следует заметить, что форма задания учредителя нередко устанавливает требования к отчетности об исполнении задания учредителя. Рассмотрим, как составить государственное задание по новым правилам. Вы можете скачать образцы необходимых бланков и отчетов в статье.
Так же стоит отметить, что внедрение системы такой системы бюджетного планирования в практику предполагает создание единой системы целеполагания и и системы мониторинга целевых показателей исполнения планов, контроля и оценки результатов, которые должны будут охватывать все сферы деятельности органов государственной власти, что на выходе, должно быть обеспечить возможность органам власти на уровне субъекта и муниципальном уровне экономически обосновано распределять бюджетные ассигнования, а также направлять ресурсы на решение приоритетных задач.
В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).
Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.
Надо освоить принципы работы в новых условиях, научиться правильно определять плановые показатели и держать отчет за их выполнение.
Помимо этого, бюджетирование, ориентированное на результат наделяет нижние уровни управления большей ответственностью за принятие решений. При этом в рамках контроля большее внимание уделяется достигнутым результатам, чем израсходованным средствам. Таким образом бюджетирование, ориентированное на результат предполагает планирования деятельности органов публичной власти, отталкиваясь от постулата, что цель деятельности — достижение заданных результатов, имеющих социальное значение.
Такие результаты могут быть достигнуты только в случае заинтересованности и вовлеченности всех участников бюджетного процесса, а это достижимо только при условии наличия для них стимулов для этого.
Госзадание – это один из основных документов, который определяет сферу деятельности учреждения. На основе госзадания учредитель определяет объем его финансового обеспечения (субсидии).
Распоряжением Правительства от 30 июня 2010 г. № 1101-р « Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года» установлено следующее определение понятия « государственная программа». Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.
В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений разрабатываются аналогичные нормативные акты, например Приказ комитета по здравоохранению Ленинградской области от 28.03.2014 N 6 «Об утверждении государственным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, подведомственным Комитету по здравоохранению Ленинградской области, государственных заданий, финансируемых за счет средств областного бюджета Ленинградской области, на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
О методологических проблемах формирования и выполнения госзаданий, а также организации приносящей доход деятельности рассказывает эксперт номера.
1.1 Бюджетный процесс и финансирование сферы культуры
К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учреждению выставляют порой странные показатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили — вы отчитайтесь.
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов. Государственные (муниципальные) задания формируются для бюджетных и автономных учреждений органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя, для казенных учреждений — главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых эти учреждения находятся. При этом принятие решения о формировании задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений является правом, а не обязанностью главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых такие учреждения находятся (разд. 5 Комментариев (комплексных рекомендаций) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, приведенных в Письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 (далее — Комплексные рекомендации по реализации Федерального закона N 83-ФЗ)).
Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения
Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.
Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).
Руководителя могут оштрафовать, если учреждение не выполнит государственное (муниципальное) задание. Бухгалтеру в таком случае тоже не избежать проблем, ведь придется возвращать остаток субсидии в бюджет и отражать это в учете…
Финансовое обеспечение для выполнения государственного задания
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.
Требования к разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ закреплены в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 588 « Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учредитель определяет показатели в зависимости от того, как он хочет замотивировать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специализированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показателем. При установлении бюджетному, казенному или автономному учреждению государственного (муниципального) задания на оказание нескольких государственных (муниципальных) услуг (выполнение нескольких работ) задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной (муниципальной) услуги (выполнению одной работы). При установлении учреждению государственного (муниципального) задания одновременно на оказание услуги (услуг) и выполнение работы (работ) задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию услуги (услуг) и выполнению работы (работ).
Например, те же спектакли на стационарной сцене и на выезде (на гастролях) должны иметь различные показатели. Ведь условия предоставления услуги — разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнаруживается в готовом госзадании, приходится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчитаны, объем финансирования и стоимость услуги определены. Внесение изменений в задание — достаточно трудоемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.
Учреждение в сроки, установленные учредителем, составляет отчет об использовании субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя и представляет его учредителю.
Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
Порядок государственного задания на федеральном уровне
Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.
Переход на работу в рамках государственных (муниципальных) заданий открыл перед бюджетными учреждениями культуры новые перспективы и прибавил головной боли.
Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило миллион рублей, а общая стоимость государственного задания — два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге — объем задания останется прежним, а его обеспечение — уменьшится вдове. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод — платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.
Второй способ применяется в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми получателями бюджетных средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.
Источники:
https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/gosudarstvennoe-zadanie/
https://base.garant.ru/12112604/bdced85cc354ff6a11911b30fbe61e5d/
https://homemebel74.ru/byudzhetnoe-pravo/4493-formirovanie-i-vypolnenie-goszadaniy-v-byudzhetnykh-uchrezhdeniyakh-kultury.html