11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы духовной культуры обществознание. Культура в социологическом познании

Культура как объект социологического познания

Социология культуры– это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности.

Методы социологического исследования культуры:

1) описательный, определяющий материальные и духовные ценности культуры;

2) исторический, характеризующий преемственность культуры;

3) нормативный, определяющий образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции ее происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента культуры;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования культуры является:

1) распределение в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Культурные универсалии– это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий. Они удовлетворяют наиболее важные потребности людей. К ним относится: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, совокупность основных составляющих культуры. Э. Хоббель определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет. Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой.

Этноцентризм– это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, ксенофобия, национализм, групповая солидарность).

Культурный релятивизм– самобытность любой культуры. Как отмечает американский социолог Р. Бенедикт, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

12 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

  • материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
  • духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Читать еще:  Муж солистки виагра альбины джанабаевой. Семья и дети Альбины Джанабаевой

Это деление условно.

4. Функции культуры : познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

– духовные потребности;
– духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
– духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
– духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
– духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:

  • национальная – мировая;
  • светская – религиозная;
  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  • традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
  • сельская – городская;
  • обыденная – специализированная;
  • высокая (элитарная) – массовая – народная


9.
Элитарная, массовая и народная культуры

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ;

Культурасовокупность ценностей, убеждений, стандартов поведения и материальных предметов, которые в совокупности определяют образ жизни людей. Культура вбирает в себя все, о чем мы мыслим, во что верим, как поступаем и чем обладаем. Соответственно ее можно подразделить на нематериальную ее часть и материальную. Духовная культура – это виртуальный мир идей, созданный человечеством, – от языков греческой мифологии, религий, теории Дарвина до философии Ницше и Фукуямы. Материальная культура – вся совокупность результатов предметной деятельности человека, от каменного топора до баллистической ракеты и космического спутника.

Термин культура (от лат. «cultura» – возделывание, улучшение, обработку чего-либо человеком) ввел в активное употребление древнегреческий философ, оратор, политик Марк Туллий Цицерон в 45 году до нашей эры. Под культурой он понимал особенность философии как «культуры ума» – совершенствования духовных способностей человека. И действительно, феномен культуры основан на способностях, которыми владеет только человек:

– абстрактность и рациональность мышления.

– наделение обозначениями вещей и событий, которые невозможно охватить только чувствами;

– активное изменение мира вокруг себя. Изменяя его, он изменяется сам – человечество формирует культуру, культура формирует каждого отдельного человека.

Очень точно дал определение культуры В.О.Ключевский: «Культура – это, прежде всего характерный для данного человека, общества образ мыслей и образ действий, их качество и направленность. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную, личную жизнь отдельного человека, и с другой – устанавливающих общественные отношения между людьми – словом, выработка человека и человеческого общежития, – таков наш предмет изучений. Степень этой выработки, достигнутую тем или иным народом, обыкновенно называют его культурою».

Основные характеристики культуры, на которые обращали внимание практически все исследователи этого феномена:

-это то, что отличает человека от животных, характеристика человеческого общества;

-культура не наследуется биологически, но предполагает обучение или передачу от поколения к поколению;

-культура связана с идеями и передается через символические формы, например язык;

-часто под культурой понимается противоположное природе, искусственный, а не естественный мир.

Существуют несколько подходов к пониманию культуры:

1) аксиологический (ценностный) – культура как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества;

Читать еще:  Мандалы для раскрашивания для подростков. Мандала от бессонницы для раскрашивания

2) семиотический подход фиксирует культуру как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод. Подчеркивается принципиальная важность знаковых систем для понимания культуры, тем более, что символы, знаки наиболее доступны для изучения;

3) в деятельностном подходе культура – это специфическая человеческая форма освоения мира, технология человеческой деятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества;

4) при социологическом подходе культура понимается как социальный институт, который дает обществу системное качество, устойчивую целостность. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части: культурная статика – внутреннее строение культуры, совокупность ее основных элементов, черт и форм; культурная динамика – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве.

Культура – это творческая, созидательная, целенаправленная работа человека, в том числе по созданию материальных ценностей. Эта активная деятельность фактически создала искусственную среду, в которой человек себя чувствует более или менее комфортно. Чем искусственнее она, тем комфортней человек себя в ней чувствует. Например, электрический свет продлевает нам день, а значит и время активности; работа батареи в квартире зимой, а сплитсистемы летом – корректирует для нас климат; машины, поезда, самолеты помогают быстрее пересекать пространство; больницы и лекарства – продлевают и улучшают качество жизни; холодильники помогают сохранить пищу; телефон дает возможность общаться друг с другом, не прикладывая никаких физических усилий для встреч; телевизор и компьютер – заглянуть в любую точку планеты даже в реальном режиме времени и многое другое.

Такая же искусственная среда создана человеком в другой, нематериальной сфере. Это язык, верования, социальные нормы, символы, обычаи, традиции. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупностей алгоритмов созидательной деятельности, воплощенных в материальные носители и передаваемых из поколения в поколение. Другими словами, культурой являются ценности, идеи, поведение и материальные предметы, которые, окружая людей, формируют их образ жизни. Культура это все то, что и как мы думаем, как поступаем и чем владеем.. В ряде исследований выделяют так же социальную, политическую, организационную и поведенческую культуры, не соотнося их ни с материальной, ни с духовной.

В структуре культуры – символы, язык, ценности, убеждения, нормы.

Символы– это элементы реальности, носящие в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Например, золотое кольцо на безымянном пальце руки, цвета светофора, черная повязка на голове и черное платье, бриллиантовые украшения, поднятый вверх большой палец и т.д. Каждый из этих символов несет для нас определенную информацию о семейном статусе человека, о возможности перейти улицу, о трауре, о материальном положении человека, о восхищении или и т.д. Мы настолько погружены в мир символов и зависим от них, что принимаем их как нечто само собой разумеющееся. Но в разных культурах – разная система символов. Мы это хорошо понимаем, когда попадаем в другую страну с иным образом жизни (другим языком, другими жестами и символами).

Язык– совокупность звуковых и знаковых символов, позволяющих людям общаться и передавать накопленный опыт последующим поколениям. Т.е. язык – не только средство коммуникации, но и трансмиссии (процесс передачи культуры из поколения в поколение).

Ценности– культурные стандарты, которыми определяются понятия должного (добро, зло, красота, добродетель). В широком смысле ценности – это совокупность жизненных нормативов.

Убеждения – система утверждений, которые в рамках определенного общества считаются истинными. Другими словами, ценности – идеальные стандарты должного, а убеждения – частные представления об истинном и ложном. Например, если в современной демократической стране доминируют ценности свободной конкуренции и равенства полов, то в ней складываются убеждения, что женщина может не выходить замуж, не рожать детей и не заниматься только домашним хозяйством, а получать образование, создавать собственный бизнес и позиционировать себя как бизнесвумен.

Читать еще:  Символика и мотивы пьесы гроза. Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н

Нормы– это совокупность правил и социальных ожиданий, посредством которых общество управляет поведением каждого из своих членов. Некоторые нормы имеют запретительный характер, другие – рекомендательный, третьи – диктуют, что и как мы должны делать. Самые важные культурные нормы действуют постоянно и без исключений.

В большинстве современных стран сосуществуют множество культур, представленных этносами, а во многих странах и расами. В России, например, проживает более 150 народов и народностей. Они все в своей социальной жизни подчинены главному закону государства – Конституции, но каждая из этих групп имеет собственные неповторимые черты в языке, быте, привычках, обычаях и традициях. Этот феномен называется мультикультурность. Большинство из современных стран таковыми и являются, хотя есть примеры и монокультурности (например, Япония).

Есть еще одна интерпретация культуры. Она подразумевает её принадлежность к разным слоям общества. В связи с этим дифференцируют культуру на элитарную, народную и массовую. Элитарная – та, которая создается профессионалами по заказу высокообразованных и обеспеченных социальных групп и требует для своего восприятия определенной подготовки (например, опера, классическая музыка и авангардная литература и т.д.). Народная культура – сказки, былины, национальные танцы, костюм (фольклор). Она создается анонимными творцами и служит основой для всех остальных форм культуры. Культурные образцы, имеющие авторов и широко распространяемые средствами массовой информации – эстрада, телесериалы, телешоу, шансон, футбол и т.д., называют массовой культурой. Вариантом массовой культуры, в последнее время, стала экранная культура

Культурные образцы, обособляющие некоторую часть общества, называют субкультурой. Например, молодежная субкультура, субкультура рэпперов, байкеров, компьютерных и футбольных фанатов, и т.д. Субкультура не противостоит доминирующей культуре, хотя различия могут быть очень сильными во взглядах на жизнь, манерах поведения, одежде, обычаях. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается, но противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями. Это субкультура террористов, преступного мира, движение хиппи.

Современная культурная тенденция, которая развивается параллельно перечисленным – формируют глобальную культуру (суперкультура). В любом городе мира мы можем увидеть одинаковые архитектурные ансамбли высотных домов, аэропорты, людей в джинсах с мобильным телефоном в руке, узнать знакомую рекламу тех же товаров, что и у себя на родине и т.д. Суперкультура характеризуется мировым размахом, у нее мировой язык – английский и мировая наука – наука. Контакты между странами расширяются и повсюду появляются черты зарождающейся глобальной культуры. Этот процесс обеспечен:

– глобальной экономикой. Поток товаров не был таким мощным еще никогда (от самолетов до бижутерии, лекарств и ТВ-шоу);

– глобальной коммуникацией. Поток информации хлынул благодаря техническому прогрессу во все уголки земного шара;

– глобальной миграцией. Поток людей предопределяется осведомленностью людей о более социально – и экономически комфортных местах и физической и политической возможностью перемещения.

Культурные, а значит и социальные изменения, вызываются рядом причин:

– изобретательство – создание новых элементов, сильно меняющих социальную жизнь человека. Например, колесо, паровая машина, микроскоп, телефон, компьютер и т.д. Их на самом деле, очень много;

– совершение открытий – распознание и лучшее понимание уже существующего. Например, географические открытия, открытие законов Вселенной, таблицы Менделеева, генов, рентгеновских лучей и т.д.;

– диффузия – проникновение достижений одной культуры в другую. Например, распространение политической культуры Древней Греции, клятвы Гиппократа, американской культуры фастфуда и т.д.

Источники:

https://studopedia.ru/4_86239_kultura-kak-ob-ekt-sotsiologicheskogo-poznaniya.html
https://humanitar.ru/page/ch1_12
https://studopedia.su/14_58895_ponyatie-kulturi-v-sotsiologii.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]